Учимся быть культурными
план-конспект занятия (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГКОУ ВЕРХОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ
Беседа с элементами игры
Подготовила и провела:
Шарова Т.В.
2012
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Например, дикая яблоня , которая выросла сама по себе, от культурной, которую вырастили в саду?
( ответы детей)
Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
( ответы детей)
Воспитатель: Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
( ответы детей)
Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что ему можно привить?
( ответы детей)
Если мы привьём человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Что значит быть культурным человеком?
( ответы детей)
Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли « неотёсанный»?
( ответы детей)
Действительно. Обтесать бревно или камень- значит сделать их гладкими, блестящими. Неотёсанный- значит необработанный. А в переносном значении неотёсанный- значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в словаре Даля.
Хотите ли вы быть культурными людьми?
Ребята, сегодня на занятии мы с вами снова поговорим о культуре поведения.
Основная часть занятия.
Воспитатель: Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в школе, в общественных местах и т. д. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если вы будете исходить из этого принципа, никогда не ошибётесь!
В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам.
1. Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?
2.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?
3. Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?
4. Почему некультурно мусорить на улицах?
5.Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, с распущенными волосами, в майках?
6. Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой ?
Воспитатель: Уважение к окружающим- это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы с вами выполняем этот закон?
Послушайте рассказ « Кто здоровается первым?»
« В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на неё во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошёл мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему с ним никто не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил её глазами- и представьте себе, она даже не сказала»привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
( ответы детей)
Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны поприветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
А теперь послушайте продолжение этого рассказа:
« На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми ещё раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда возвращалась из магазина с огромной сумкой на колёсиках. « Здравствуйте, баба Катя!»- закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжёлую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу- а ведь ему ещё предстояло поприветствовать учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжёлый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: « Здравствуйте Иван Иванович!» Но учитель торопливо отвёл руки за спину и виновато улыбнулся: « Здравствуй, Ёжиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошёл к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить своё крепкое мужское рукопожатие , но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»
Как вы думаете, ребята, правильно поступал Дима?
( ответы детей)
Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.
Воспитатель: А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.
( Мальчики выходят к доске)
Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведём с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробочки лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду- аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Задания для карточек:
- Выйти с Алёной П. за дверь.
- Помочь Наташе В. надеть куртку.
- Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
- Подойти к Лене Ш. и предложить ей сесть.
- Позвоните по телефону Юле К., узнайте, что задано по математике. И если девочки нет дома, поговорите с её мамой.
Воспитатель: Наша лотерея подошла к концу.
Скажите , пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее?
( ответы детей)
Заключительная часть:
Мы с вами живём в 21 веке. Некоторые правила этикета нам кажутся смешными, устаревшими, но значит ли это, что вообще можно обойтись без правил поведения?
( ответы детей)
Наше занятие подходит к концу и давайте вспомним, о каких правилах культурного поведения мы сегодня с вами говорили.
Ребята, вы вспомнили о многих правилах и я думаю что вы будете о них помнить, всегда и везде их соблюдать.
Цель:
Формирование у воспитанников умений и навыков культурного поведения.
Задачи:
- Расширить представления детей о правилах этикета;
- Развивать умение правильно оценивать себя и других;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Государственное образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Верховский детский дом»
Открытое воспитательное занятие на тему:
« Учимся быть культурными»
Провела: воспитатель 3 группы
Шарова Татьяна Викторов
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся быть культурными.
Данный материал классного часа формирует навыки культурного поведения в повседневной жизни учащихся....
Открытый классный час "Учимся быть культурными"
Классный час "Учимся быть культурными" для учащихся 6 класса. Кейс-метод...
Классный час на тему: «Учимся быть культурными».
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.И.ГетеКлассный час нравственной направленности, по формированию внутренней культуры обучающихся, воспитание уважения к окружающим....
«Учимся быть культурными»
Расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравст...
Классный час "Учимся быть культурными"
открытый класный час...
Воспитательский час: "Учимся быть культурными"
Учимся быть культурными...
Учимся быть культурными
Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт ...