Эти вредные конфликты
план-конспект занятия (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Верховский детский дом»
Воспитательное занятие для детей
Подготовила и провела
Воспитатель 3 группы
Шарова Т.В.
2011 год
Цель: Обучение детей уважительному отношению друг другу, усвоение правил бесконфликтного общения и выхода из конфликтов.
Задачи:
1.Ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов.
2.Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия.
3.Побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Оформление:
-написать на доске тему, эпиграф;
-написать на доске незаконченное предложение: «Причиной конфликта было то,что…»;
-написать на доске:
Способы предупреждения конфликтов:
-мягкое противостояние;
-конструктивное предложение.
Ход занятия
Те, кто не могут сварить суп,
Заваривают кашу.
В. Домиль
Организационный момент.
Беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?»
-Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чём это заключалось?
(ответы детей)
- А есть и другая поговорка со словом «каша»: « С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят?
( ответы детей)
-Прочитайте эпиграф к занятию. Как бы вы объяснили его значение?
(ответы детей)
-Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить расхлёбывать кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время занятия.
Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»
-Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?
(дети поднимают руки)
Давайте вспомним ,отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что…»
( дети высказываются).
-Как видим , конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
Мини-лекция « Эти вредные конфликты»
-Конфликт- это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность , страх, ненависть между людьми. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый простой- неуправляемый конфликт. Пример: в автобусе пассажиру кто-то наступил на ногу и он возмутился: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта- холодная напряжённость ( внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает своё удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу».
Есть и третья разновидность- избегание, когда человек явно показывает что не хочет поддерживать общение.
В чём же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье- поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы- это фразы типа: «Да брось ты!», « Что ты понимаешь?», « Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», « может быть, ты со мной согласишься» и т. п. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Практикум. Способы предотвращения конфликтов
Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых. Первый способ предупреждения конфликта- это мягкое противостояние. Мягкое противостояние- это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение».Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.
Мягкое противостояние
-Вам не нравится ,что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
(ответы детей).
Конструктивное предложение
- У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?
( ответы детей)
-Мягкое противостояние и конструктивное предложение- это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру»
-Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить вражду и ненависть, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило- «Шесть шагов к миру». Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. В нашей группе недавно вспыхнул конфликт между (имена, фамилии). Попробуем погасить этот конфликт с помощью шести шагов. Для начала приглашаю конфликтующие стороны выйти.
(Дети выходят к доске и становятся с двух сторон от воспитателя, причём воспитатель просит их встать подальше друг от друга.)
-Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам предлагаем сделать целых шесть шагов.
Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и чётко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг!
(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
-А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: «Какое моё желание привело к конфликту?» и «Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?»
(Дети по очереди отвечают.)
-Так, теперь нужно сделать шаг второй…
( Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
-…и ответить на вопросы: «Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и тоже? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?»
(Дети отвечают)
-Делаем третий шаг.
(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
-Спросите себя: «Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение?
( Дети отвечают.)
-А теперь спросите себя: «Сколько таких решений мы можем придумать вместе с моим противником?»
(Дети отвечают.)
-А какие решения вам могут подсказать другие дети в группе?
( Дети, сидящие за партами, отвечают.)
- Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвёртый шаг.
( Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
-Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведёт каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?
(Дети отвечают.)
-Мы уже почти погасили конфликт- делаем пятый шаг.
( Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
-Отвечаем, какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы выполнять эти решения?
(Дети отвечают.)
-Остался один шаг!
(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
-Нужно дать ответ на последний вопрос: «С чего начать наше перемирие? Что покажет нам, что мы не ошиблись?» (Нужно пожать друг другу руки.)
( Пожимают руки.)
- Вот мы и погасили этот конфликт-перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами воспитатель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.
Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?»
- Как вы считаете, ребята, помогут ли эти 6 шагов примирить противников? Нужно ли вообще устанавливать перемирие? Может быть, у вас есть какие-то другие способы выхода из конфликтных ситуаций?
( Ответы детей.)
-В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Рефлексия
-Какое впечатление оставило у вас наше занятие? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?
(Ответы детей.)
-На этом наше занятие закончено. Большое всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей «Эти вредные конфликты».
Ознакомить родителей со способами предупреждения конфликтов в которые могут быть втянуты их дети....

Тематическое занятие: «Эти вредные конфликты».
Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить расхлёбывать кашу, которую заварили в...

Классный час «Эти вредные конфликты»
Классный час «Эти вредные конфликты» знакомит с основными причинами конфликтов и способами выхода из них....

Презентация к классному часу «Эти вредные конфликты»
Презентация к классному часу «Эти вредные конфликты» иллюстрирует материал одноименного занятия, делает его более интересным, интерактивным....