"Во имя жизни на Земле..."
классный час (10 класс) по теме

Решетникова Ольга  Евгеньевна

Этот  классный  час  можно  использовать, как  средство  вызова  у  учащихся  патриотических нот. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_imya_zhizni_na_zemle.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ  ЧАС  «ВО  ИМЯ  ЖИЗНИ  НА  ЗЕМЛЕ»

Оформление доски (плакаты):

1)А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Н. А. Некрасов.

2) Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Государственная символика РФ:

Текст Гимна России.

Герб.

Флаг.

Учитель: Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане России.

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин России!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!

Учитель: Русь,  Россия… Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, нашей Родиной.

Какие понятия включает в себя слово "гражданин”? (Ответы учащихся выписываются на доске).

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, что же такое патриотизм, определить, какие  качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества.

Тема нашего классного часа: «Во  имя  жизни  на  земле... «  Но  как  вы понимаете  это  очень  широкое  название, после  него  стоит  многоточие  и  однозначно  понять  его  невозможно... Для  раскрытия  этой  фразы  мы  с  вами  попытаемся  в  начале  ответить  на  такой  вопрос...

«Что значит быть настоящим патриотом Родины?» (Слайд № 2)

Надеюсь, вы активно будете участвовать в нашей  беседе  и  чтобы  я  видела  воочию  работу  всех  вас, я  предлагаю  сегодня  высказываться  с  помощью  сигнальных  карточек, которые  лежат  у  вас  на  партах. Если  вы  согласны  с  тем  или  иным   понятием, фразой  смело  поднимайте  свою  карточку  и  я  буду  видеть  ход  ваших  мыслей.

Учитель: Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?

(ответы  учащихся)         

Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях (Слайд № 4):

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

Словарь С.И.Ожегова

 Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Словарь Д.Н. Ушакова

Учитель: Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Поразмышляйте о том, что же является главной составляющей понятия патриотизм

Давайте обратимся к высказываниям мудрых.

Выберите тот афоризм, который, на ваш взгляд, более точно выражает ваше мнение. Обоснуйте свой выбор (Слайд № 5)

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом

В.Г. Белинский

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.

Теодор Рузвельт

(Ответы учащихся)

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм  не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.

Патриотизм – это бескорыстное служение Отечеству.

Первое качество истинного патриота – бескорыстие (Слайд № 6)

Примеров бескорыстного служения родине российская история знает немало.

В одном из рассказов писателя Василия Шукшина «Живет  такой  парень»  выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как "балаболкой” и не называли.

Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.

В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…

Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

Как вы думаете, почему в тексте слово "Гражданин” начинается с большой буквы?

Ответ: человек  совершил  подвиг

Что означает слово "гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

 (Слайд № 6)

- Как вы понимаете слово - "подвиг"?

Учащиеся рассуждают.

Учитель: Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Совсем   недавно  мы  говорили  с  вами  о  подвиге  нижегородцев  под  предводительством  обычных  граждан, но  как  оказалось, граждан  с  заглавной  буквы – Минина  и  Пожарского. Что  они  совершили, с  какими  историческими  событиями  связаны  их  имена.

Выступление подготовленной группы учащихся.

(Слайд № 7- 8)

Второе народное (нижегородское) ополчение, второе земское ополчение —

ополчение, возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами. Продолжало активно формироваться во время пути из Нижнего Новгорода в Москву, в основном в Ярославле в апреле — июле 1612 года. Состояло из отрядов горожан, крестьян центральных и северных районов России, нерусских народностей Поволжья. Руководители — Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. В августе 1612 года с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения, разбило польскую армию под Москвой, а в октябре 1612 года — полностью освободило столицу.

Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин, избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. По мнению историков, свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал сначала среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначили общую сходку нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. Сначала состоялась служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, а затем к народу обратился Минин с призывом встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов. Не ограничиваясь добровольными взносами, нижегородцы приняли «приговор» всего города о том, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке часть своего имущества. Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.

Военачальник второго ополчения князь Пожарский

«Выборный человек» Кузьма Минин в своём призыве поставил вопрос и о выборе военачальника будущего ополчения. На очередном сходе нижегородцы постановили просить возглавить народное ополчение князя Пожарского, родовое имение которого находилось в Нижегородском уезде в 60 км от Нижнего Новгорода к западу, где он долечивал свои раны после тяжёлого ранения 20 марта 1611 года в Москве. Князь по всем своим качествам подходил для роли военачальника ополчения. Он был знатного рода — Рюриковичем в двадцатом колене. в марте 1611 года доблестно бился с врагами Отечества в Москве и был тяжело ранен. Импонировали нижегородцам и такие черты князя, как честность, бескорыстность, справедливость в вынесении решений, решительность, взвешенность и обдуманность своих поступков. Нижегородцы ездили к нему «многажды, чтобы мне ехати в Нижний для земского совета» — как говорил сам князь. Согласно тогдашнему этикету, Пожарский долго отказывался от предложения нижегородцев. И только когда к нему приехала делегация из Нижнего Новгорода во главе с архимандритом Вознесенско-Печёрского монастыря Феодосием, то Пожарский согласился возглавить ополчение, но с одним условием, чтобы всеми хозяйственными делами в ополчении заведовал Минин, которому по «приговору» нижегородцев было присвоено звание «выборного человека всею землею».

Хорошая организация, особенно сбор и распределение средств, заведение собственной канцелярии, налаживание связей со многими городами и районами, вовлечение их в дела ополчения — всё это привело к тому, что в отличие от Первого ополчения во Втором с самого начала утвердилось единство целей и действий.

Учитель: Какое качество личности настоящего патриота присуще было этим людям?

(Самопожертвование) (Слайд № 8)

Учитель: Примером мужества и героизма стали подвиги русских солдат и офицеров во время  Отечественной  войны 1912 года, ВОВ, Афганской и  Чеченской  войн.

Но  помимо  участи  солдата-патриота, защитника  своего  отечества, есть  и  еще  несколько  направлений, о  которых  не  стоит  забывать, это  проявление  своего  долга  перед  Родиной  в  качестве  ученого, поэта, спортсмена  или  путешественника. Даже  люди  мирных  профессии  способны  отдать  частичку  себя  на  благо  своей  родины, но  только  тогда, когда  у  них  появится  четкое, устойчивое  осознание  своей  роли  в  жизни  страны.

(Слайды № 11 – 12)

Учитель: Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни.

Выступление учащихся

Нам хочется рассказать о подвиге Леонида Рошаля (Слайд № 16)

 Эти события происходили не так давно. Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.

Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

После “Норд –Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс.операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты.

Страшная трагедия в Беслане в сентябре 2004 года. Леонид Рошаль  все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

Террористы появились как из-под земли. Около школы остановился военный грузовик, из кузова посыпались люди, стрелявшие в воздух и кричавшие “ Аллах Акбар!”. Террористы согнали перепуганную толпу людей на задний двор, из которого не было выхода, а затем в спортзал. “ Это захват. Вы взяты в заложники! Всем молчать”- сказал один из террористов.

Двое других начали доставать из рюкзаков провода и тросы, бомбы разных размеров. Подвешивать заряды террористы заставили самых высоких среди заложников. Систему подвесов разработали со зловещей изобретательностью: между баскетбольными кольцами были натянуты тросы, а уже к ним были на крюках привешены бомбы.

Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль всю ночь 2 сентября вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты.  На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей.

Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.

Размышление.

- Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим патриотом?

- Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать?

Ответы детей

Учитель: Патриотизм проявляется в неравнодушии к тому, что происходит в стране, в активной гражданской позиции (Слайд № 18)

Качество патриота – активная гражданская позиция  - сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей, стремление направить свои способности  на благо других людей, а значит, на благо своей Родины

Но не только в экстримальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в  повседневной жизни.  Как? Я предлагаю вам определить свою позицию в предложенных ситуациях, выбрав мнение наиболее схожее с вашим. Обоснуйте свой выбор

Ситуация 1

Закончив сочинение, Серёжка весело побежал в парк, где его ждали друзья. У одного из них накануне был день рождения,  и он щедро угостил ребят конфетами с праздничного стола. На скамейке, на которой сидели ребята, быстро выросла гора фантиков. Вскоре пришло время расходиться.

Но едва все мальчики встали, как к ним подошла Никитична, старая бабушка, которая выгуливала здесь своего младшего внука.

- Уходите? – строго спросила она. – А мусор кому оставляете?

Ребята переглянулись, хочешь не хочешь, а придется подобрать фантики.

- А это что? – Никитична показала на бутылку из-под пива, которая валялась около лавочки.

- Это не наша! – в один голос сказали мальчики, возмущенные тем, что их обвинили в распитии пива.

- Ну и что, что не ваша! Она же валяется, вот поднимите её и выбросите!

Вот пристала. Серёжка  терпеть не мог, когда его заставляли что-то делать.

- Вот еще! – ответил он старушке. – Будем мы еще чужой мусор подбирать!

- Значит вы не патриоты! – вздохнув, сказал Никитична и подняла эту бутылку.

- Как это мы не патриоты? Причем здесь мусор и патриотизм? Мы всегда болеем за Россию! Правда!

Мальчики согласились и все хором дружно прокричали:

- Оле-оле-оле-оле! Росси-и-ия - Чемпион!

Оставив последнее слово за собой, ребята разошлись по домам.

Дискуссия

- Правы ли мальчики?

Выберите мнение, которое вам ближе (Слайд № 19)

Бережное отношение к природе родного края  имеет прямое отношение к патриотизму.

Если человек оставил мусор, кинул фантик – это ещё не значит, что он не любит Родину. За чистоту территории отвечают специальные службы, им за это начисляют зарплату.

Учитель: Настоящий патриот не может равнодушно смотреть,  как гибнет природа его родного края, он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Из этих, казалось бы, мелочей и  складывается любовь к родине.

Ситуация 2.

В последнее время очень остро стоит проблема оскуднения русского языка. Огромное количество русских слов забыто, речь современных школьников, да и взрослых людей,  бедна и невыразительна.

Через средства массовой информации вошли в речь школьников такие псевдорусские слова, как вау, лошара и т. д., повсеместно раздаётся мат.  Как сказала одна мама: «Телевизор не переговоришь. Я учу ребёнка матом не ругаться, а потом он смотрит передачу по телевизору, в которой через каждое слово короткие гудки. Слов-то не слышно, но ведь все знают, что это за слова».

Проблема ясна?

Дискуссия

- Выберите мнение, которое вам ближе (Слайд № 20)

Настоящий патриот следит за чистотой своей речи, бережно относится к родному языку, который является духовным наследием русского народа.

Бедная речь, употребление мата – это одна из сторон русского языка. Бедная речь – это показатель необразованности, но никак не показатель неуважения к своей стране

Выступления учащихся.

Учитель:  Настоящий патриот бережно относится к родному языку, русской культуре.

Ребята, наш разговор подходит к концу. Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины.

Давайте прочитаем, что у нас получилось… Эти качества мы должны в себе воспитывать.

Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас

У каждого заботой

Своей

Глаза полны,

Наша Родина не что-то,

Она сегодня - мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной - единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины,  

Хоть широка страна.

Наша встреча закончена. Спасибо за работу!

Песня о  России

             

"Родина” - мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: "В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть "в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в "этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью "Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”.

Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

"Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

- это не просто запись в паспорте, это и в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко "Гражданственность”.

Ты, гражданственность - флаг, а не флюгер.

Флюгер слишком усердно скрипит.

Тот, кто Родину подлинно любит,

Тот в любви никогда не криклив.

Стань, гражданственность, строже и чище -

Ведь прохожих нелепо хватать.

И, бия себя в грудь кулачищем,

Им орать: "Я люблю свою мать!”

Ты, гражданственность, - Пушкин, Некрасов -

Не бумаринствующие врали,

И замешана ты не на квасе,

И заквашена на крови.

Боль гражданства - не в собственной боли.

Тот, кто истинный гражданин,

Защищает собой все поле,

Даже если он в поле один.

Все мы порознь, как в чаще тропинка,

И дорога, когда мы одно.

Все мы порознь, как в поле травинка,

Ну а вместе - Бородино.

Показной героизм - криводушен.

Вы, не чувствуя собственных ран,

Защищайте Россию, как Пушкин,

Незаметный ее капитан.

Защищайте ее от двуличных

Подхалимов и клеветников

И от "умников” заграничных,

И отечественных дураков.

Защищайте леса и озера,

Прикрывая их грудью своей,

От губительного разора…

Не забудьте защиту людей!

Защищайте, как наши высоты,

Нашей совести рубежи,

Наших женщин - от хамства чьего-то

И детей - от безверья и лжи.

Крикуны исчезают бесследно,

Но, как совести внутренний глас,

На защиту России - бессмертно

Поднимает гражданственность нас.

Работа в группах

Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).

Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. (Выслушиваются рассказы групп и задаются вопросы).

Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):

У каждого заботой

Своей

Глаза полны,

Наша Родина не что-то,

Она сегодня - мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной - единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины

Хоть широка страна.

Да, ребята, "она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

Звучит песня "Любите Россию” (сл. В. Милявского, муз. С. Туликова).