Урок-КВН в 5 классе.Математика.
план-конспект урока (5 класс) по теме
Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.И.Новикова, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК.
Предмет: математика.
Класс: 5А, 5Б.
Тип урока: урок – КВН.
Вид урока: урок смешанного вида.
Цель урока: создание условий для приобщения учащихся к творческой деятельности, расширения математического кругозора, развития логического мышления, познавательного интереса.
Планируемые результаты урока.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
-создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-работать индивидуально и в группе;
-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Ведущий:
- Итак,внимание, мы начинаем наш урок-КВН.Я рада всех вас приветствовать.Предлагаю вам из моего «волшебного сундучка» взять жетончик.Те, у кого на жетончике «+» - это команда «Плюсиков» (1), те, у кого на жетончике «-» - это команда «Минусиков»(2).За выполнение каждого задания присуждается 1 балл.
1 этап: «Разминка».
- Для решения многих задач недостаточно одних знаний, необходима ещё и внимательность.Сейчас проверим,умеют ли команды быстро улавливать условие задачи.
Ну-ка,кто из вас быстрее решит такую задачу Корнея Ивановича Чуковского:
- Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу - двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошки - двенадцать котят,
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
"Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?"
Для тех,кто плохо слушал:
Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему - в Кострому.
- Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?
(Нисколько, т.к. на дубе яблоки не растут) - Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат –
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(молча не ждет никто, а с ревом ждут двое)
- 2 отца и 2 сына купили 3 апельсина. Каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться? (Дед, отец, внук)
- Мотоциклист ехал в поселок по дороге. Он встретил 3 легковые машины и 1 грузовую. Сколько машин ехало в поселок? (Ни одной)
- Три брата накопили вместе 9 рублей. Младший накопил на 1 рубль меньше, а старший на 1 рубль больше, чем средний. Сколько накопил каждый? (2 руб., 3 руб., 4 руб.)
- Профессор лег спать в 8 часов вечера и завел будильник на 9 часов утра. Сколько проспит профессор? (1 час)
- Горит 7 свечей, из них 4 потушили. Сколько свечей осталось? (4 свечи)
2 этап: «Решай-соображай».
Вопросы команде №1 | Вопросы команде №2 |
1.Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть? (1ч40мин=100мин) | 1.Двое играли в шахматы 2ч. Сколько времени играл каждый? (2часа) |
2. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой – из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся? (в момент встречи они будут на одинаковом расстоянири) | 2. Тройка лошадей пробежала 30 км.Какое расстояние пробежала каждая лошадь?(30 км) |
3. Сумма трех чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Найдите эти числа. (1, 2, 3.) | 3. Какое число делится на все числа без остатка? (0) |
4. Что больше: произведение всех чисел или их сумма? (Сумма(отриц.чисел ещё не знают)) | 4. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз) |
5. Арбуз стоит 20 рублей и еще пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? (40 рублей) | 5. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см.) |
6.Одно число в 4 раза больше другого,сумма этих чисел 20.Найти меньшее число.(4) | 6. У Оли столько же двухрублёвых монет, сколько и пятирублёвых.Все монеты составляют сумму 56 р.Сколько пятирублёвых монет у Оли? |
7. На прямой линии посажено 10 кустов так, что расстояние между любыми соседними кустами одно и то же.Найдите это расстояние , если расстояние между крайними кустами 90 дм.(10 дм) | 7. Школьники посадили вдоль дороги (по прямой) 30 деревьев.Расстояние между двумя любыми соседними деревьями равно 20 дм.Найдите расстояние между крайними деревьями.(580 дм) |
3 этап: «Рассуждалкино».
- А теперь вам предлагается по рассуждениям догадаться, о чём идёт речь. За каждую подсказку убирается 1 балл.
Вопросы команде №1 | Вопросы команде №2 |
а) Эта вещь нужна каждому ученику, и первокласснику, и одиннадцатикласснику, да и дошколята любят, когда она у них есть. Она и учителям нужна тоже. б) У учеников старших классов их много, но у некоторых она бывает одна. в) В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте, а в войну – на газетах. г) А сейчас перед 1 сентября родители их каждому ученику покупают. Они бывают толстые и тонкие, в линейку и в клетку. (тетрадь) | а) Некоторым хочется, чтобы он быстро кончался, и они были бы свободны, могли бы играть, бегать, а он все никак не кончается. б) Кто-то их любит, а кто-то нет, потому что на них надо думать головой, писать, решать, отвечать. в) Иногда что-то делаешь-делаешь, а когда проверят – двойку поставят. г) Говорят, что неправильно решил задачу или пример.А может времени не хватило, ведь он всего 45 минут длится. (урок математики) |
а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать и сделаешь. б) Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это делать. в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть точно. Может один, а может и больше. И только у некоторых нет корней. г) Во 2-ом классе они простые, в 7-ом – линейные, в 8-ом – квадратные, а в 10-ом – тригонометрические. (уравнение) | а) Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой нет начала и нет конца. б) Эта фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и других отраслях. в) Сначала в школе изучают ее, а потом его, т.е. ту фигуру, о которой идет речь. Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы не шел, все равно придешь туда же, откуда ушел. г) А еще можно увидеть его на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется спасательным. (круг) |
4 этап: « Помогите клоуну».
Клоун придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей.Но пока шёл на урок, начался дождь,залил портфель и стёр запятые.Помогите Клоуну исправить забавные равенства:
Вопросы команде №1 | Вопросы команде №2 |
32+18=5 3+108=408 42+17=212 | 736-336=4 63-27=603 57-4=17 |
Решение: 3,2+1,8=5 3+1,08=4,08 4,2+17=21,2 | Решение: 7,36-3,36=4 63-2,7=60,3 5,7-4=1,7 |
4 этап: « Аукцион пословиц и поговорок с числами».
- Назовите как можно больше пословиц и поговорок с числами.За каждую пословицу или поговорку- 1 балл.
Один волк гоняет овец полк. | Двое пашут, а семеро руками машут. От любви до ненависти — один шаг. |
5 этап: « Числовые головоломки».
-Напишите девять цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9.Не меняя порядка этих цифр,расставьте между ними плюсы и минусы, всего три знака,таким образом, чтобы в результате получилось 100.
Ответ: 123-45-67+89.
6 этап: « Листая страницы истории».
- А знаете ли вы, о ком сейчас пойдёт речь?
Она- первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики.
Родилась эта удивительная женщина 3 (15) января 1850 года в Москве. Отец ее, Василий Васильевич Крюковский, был командиром Московского артиллерийского арсенала и гарнизона. Он настойчиво добивался утверждения своего рода в древнем дворянстве, и фамилия Крюковские рано или поздно превратилась в Корвин-Круковские.
В 1858 году отец вышел в отставку, и семья переехала в родовое имение Палибино в Витебской губернии. Именно в Палибино состоялось первое знакомство с математикой. Ее дядя, Петр Васильевич Корвин-Круковский, питал глубокое уважение к царице всех наук. В присутствии любознательной и внимательной девочки он любил порассуждать о квадратуре круга, об асимптотах, к которым постоянно приближается кривая, никогда их не достигая... Она написала позже, что эти рассказы "внушали мне благоговение к математике как науке высшей и таинственной, открывающей перед посвященными в нее новый чудесный мир, недоступный простым смертным".
Было еще одно забавное обстоятельство, которое позволило ей войти в "чудесный мир" математики. Перед переездом семьи Корвин-Круковских в родовое имение в доме был сделан ремонт. Для детской комнаты не хватило обоев, и ее оклеили листами бумаги. По счастливой случайности на оклейку пошли листы литографированных лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, приобретенные отцом в молодости. Эти листы, испещренные странными значками, поразили девочку, и она часами рассматривала их, стараясь понять, что же значат эти загадочные символы... Спустя несколько лет, изучая дифференциальные исчисления в Петербурге, девушка несказанно удивила преподавателя тем, что моментально усвоила понятия дифференциала и производной - в ее памяти ясно проявились ранее непонятные символы и знаки со стен детской комнаты...
Но первые упорядоченные знания по математике девочка получила от своего домашнего учителя И.И. Малевича, преподававшего ей и её сестре арифметику, элементарную геометрию и алгебру. Девочка настолько увлеклась этими предметами, что ее отец, имевший предубеждение против ученых женщин, решил вообще прекратить эти уроки. В результате она по ночам, при свете лампады, украдкой знакомилась с "Курсом алгебры Бурдона". Однажды прочитала учебник по физике профессора Тыртова, который был их соседом по имению, и обратилась к нему с некоторыми вопросами. Пораженный профессор, увидев в девочке необыкновенный талант и ясный ум, долго убеждал её отца в необходимости дальнейшего обучения . Отец нехотя согласился на то, чтобы она брала уроки у выдающегося математика А.Н. Страннолюбского.
- Эта удивительная женщина- Ковалевская Софья Васильевна ( учитель предлагает учащимся более подробно познакомиться с биографией С.В.Ковалевской и подготовить доклад, презентацию по теме: «Великие математики: Софья Ковалевская».
7 этап: « Подведение итогов».
-Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в КВНе отличился?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-38373-1361425946.jpg)
Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач». Разработали: учитель...
интегрированный урок в 5 классе математика-литература "Кольцову 200 лет"
Урок посвящен 200 летию Кольцова, содержит в себе биографические сведения из жизни поэта, отрывки из его творчества, математические задачи , примеры, справочный материал, связанный с жизнью поэта....
Интегрированный урок в 6 классе (математика + география) по теме: "Масштаб"
Интеграция дает возможностьпоказать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам.планировать предметные цели и результаты обучения на уровне учебных действий, которым...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365863-1386779904.jpg)
презентации к урокам в 5 классе. Математика. Виленкин.
краткие компьютерные презентации к урокам математики в 5 классе по учебнику Виленкина...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-807329-1471836720.jpg)
Презентация к уроку в 11 классе "Математика на кухне"
В ходе урока-исследования ученики убедятся в практической значимости математики...
Открытый урок в 7 классе "Математика и семейный бюджет"
Открытый урок по математике в 7 классе коррекционной школы "Математика и сесмейный бюджет"...