Государственные символы Российской Федерации .
классный час (8 класс) по теме

Самойлова Светлана Александровна

Сценарий  составлен для проведения классного часа,посвященного 20-летию Конституции РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_kl.chas_k_20letiyu_konstitutsii_.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа, посвященного 20-летию РФ.

( для учащихся 8 класса)

2013- 2014 год.

Тема: Государственные символы Российской Федерации

Цель: Дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна,способствующих воспитанию патриотизма, расширить представление о Конституции, символике России,

 Познакомить учащихся с историей праздника.

 Воспитывать бережное отношение к символам Российской Федерации.

Задачи: 

  • воспитание гражданских качеств личности;
  • дать возможность учащимся высказать своё мнение в публичном выступлении;
  • развивать устную речь учащихся.

Методы: рассказ учителя, беседа с учащимися.

Оборудование: Конституция Р.Ф., аудиозаписи марша, гимна, герб, флаг.

                           

Кл.рук :

- Ребята, сегодня наш классный час начался с гимна РФ. Как вы думаете, почему?

(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях)

Кл. рук: Что вы знаете о гимне?

( Государственный гимн является символом того или иного государства. Государственный гимн имеют все современные государства . Государственный гимн транслируется телерадиоканалами : в новогоднюю ночь, в дни гос. праздников.)

Кл .рук:

-Когда исполняют Государственный гимн Российской Федерации?

( Во время торжественных церемоний и других мероприятий , проводимых государственными органами, например, при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при открытии и закрытии сессий палат Федерального собрания, при открытии памятников, при вручении наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний.)

Кл. рук:

-Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?

( Прослушивание гимна)

Кл. рук:

- Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

Кл .рук:

- Государственный гимн существует во всех современных государствах. Впервые потребность в Гимне возникла при Петре Первом. Появился Преображенский марш . ( Прослушивание марша).

Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных собраний. Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра Первого и назывался « Молитва Русских». В 1883 прозвучал гимн « Боже царя храни!» и был до 1917 года.

В 1917 году Ленин предложил использовать « Интернационал».

В 1944 году прозвучал новый Гимн СССР « Патриотическая песнь» Глинки. В 2000 году депутаты приняли « Гимн России» на слова Михалкова и музыку Александрова.

Государство , прославляемое в Гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания.

Кл. рук: 

- Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)

Кл .рук:

- Что такое Государственный флаг?

( Это официальный символ гос. власти, олицетворяющий суверенитет государства)

Кл .рук:

- Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Кл .рук:

 - Что означают эти цвета? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

Кл. рук:

- Где вывешивают государственный флаг ? ( на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.

Кл .рук:

-А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

Задание.  Раскрасьте флаг России в своих листах. ( заранее приготовленные заготовки)

Кл. рук:

 

- 22 августа – День Государственного флага России. В этот день  на всей территории Российской Федерации чествуют наш Государственный флаг, который представляет прямоугольное полотнище бело-сине-красного цвета.

Кл. рук:

- Что такое Государственный герб Российской Федерации? ( официальная эмблема государства. Это главный символ любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее государствообразующей нации. Государственный герб может быть частью Государственного флага.

Кл. рук:

- Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой? ( герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого( двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, объединенных лентой) В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь конем, дракона. )

Кл. рук: 

1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

2. Что символизирует двуглавый орел? ( Россия - одна из немногих стран мира,  расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; )

3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.) 

Кл. рук:

- Где помещается Государственный герб Российской Федерации? (на бланках федеральных законов, указов и распоряжений президента Российской Федерации, на зданиях палат, Правительства, Конституционного суда, Верховного суда и прочих судов Российской Федерации, Прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, на гербовых печатях , на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации)

Кл.рук:

- Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отесественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии. 

Кл. рук :

- Государственный флаг, государственный герб, государственный гимн – это символы государственной власти, которые закреплены в 70-й статье Конституции Российской Федерации.

Кл. рук:

- Что такое Конституция Российской Федерации? ( Основной Закон Российского государства.)

Кл. рук  :

- Верно , Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть. Слово конституция происходит от латинского constitution – установление, устройство. Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.

             Конституция – это Основной Закон государства. Это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором учреждаются основные принципы устройства общества и государства; устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления; закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина. В этом году ей исполняется 20 лет. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. В 1821 – 1825 годах – декабрист Н.М.Муравьев разработал проект устройства Русского Государства? В котором предполагалось установить : Конституционную Монархию, Равенство всех граждан реред законом, Свободу слова, печати, вероисповеданий.

 Первая Советская Конституция была учреждена ещё в 1918 году. С образованием Советского Союза в 1922 году была принята Конституция СССР. Изменения в общественном и государственном строе России (1991г.) привели к принятию новой Конституции – Конституции Российской Федерации ( 12 декабря 1993 года ). Она закрепила федеральный характер, демократические основы обновленной России.

Кл.рук:

- Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? ( Да . Имеет. Человек имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством.)

Кл. рук:

-  И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

-А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

Кл. рук:

-  Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

Кл. рук:

- Верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

Кл. рук:

-  Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. А у нас в школе ученики имеют права и обязанности? 

Ученики имеют право:

На уважение человеческого достоинства;

На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.

Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;

Право на выбор образовательного учреждения;

На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

На получение образования на родном языке;

На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;

На получение дополнительных образовательных услуг;

На свободное посещение мероприятий;

На охрану здоровья;

На перевод в другое образовательное учреждение.

Обязанности учеников в школе:

выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

бережно относиться к имуществу;

уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.)

Кл .рук:

 - А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

Кл. рук:

  Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Подумайте , какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?

(должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю).

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

Кл. рук:

- Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые. 

Викторина на знание вопросов, связанных с конституционным устройством России.

1.В чём сущность демократии?(Демократия – это закрепление свободы в обществе действенными законами, гарантирующими свободу личности)

2.Какой закон называют правовым?(Закон, который соответствует естественным правам человека и неукоснительно исполняется)

3.Что такое равноправие граждан? (Гарантия со стороны государства равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.п.)

4.Какой должна быть конечная цель власти? (Улучшение жизни граждан.)

5.В чём заключаются  главные задачи президента? (Охранять конституционный  строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие. Он призван стоять на страже прав и  свобод граждан.)

6.Что такое избирательный бюллетень? (Документ для голосования с фамилиями кандидатов)

7.Что такое референдум? (Всенародное голосование по важнейшим вопросам  общественной жизни)

8. Кто может стать Президентом РФ?(Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет)

9. Кто является президентом РФ? (Владимир Владимирович Путин)

10. Что такое избирательная система? (Совокупность юридических правил  устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования)

11.Кто не имеет право избирать и быть избранными в РФ? (Граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда)

12.Что, согласно Конституции, является высшей ценностью в РФ?  (Человек, его права и свободы)

13.Что такое парламентаризм? (Форма представительной демократии)

 Конкурс «Вставь пропущенное слово».

(команда получает задание вставить пропущенные слова в текст о Конституции Российской Федерации)

Российская Федерация –Россия – есть демократическое, федеративное, ___________  государство  с  ___________ формой  правления. Признание, соблюдение и защита _________________

- обязанность  государства. Российская Федерация состоит из республик, краёв, городов федерального значения, __________ , __________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин России обладает на её территории всеми ___________ и несёт __________ , предусмотренные  _________.

Правильный ответ:

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой  правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик, краёв, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией  Российской Федерации.

Кл. рук :

- Дополните до фразы.

знать (права) 

выполнять (обязанности) 

любить (свою Родину) 

охранять (территорию) 

беречь (природу) 

гордиться (культурой, языком) 

приумножать (богатства) 

Игра «Да! Нет!»

Кл. рук:

- Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

Кл. рук:

- Спасибо огромное за участие в беседе. Я надеюсь , что те сведения, которые вы получили, помогут вам эффективно пользоваться своими правами и свободами, защищать их и выполнять свои обязанности перед государством и обществом.

                                               Использованная литература:

  1. Соболева Н.А. «Российская государственная символика», М., «Владос», 2012 г.
  2. Антошин М.К. «Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе», М., Айрис-пресс, 2010 г.
  3. Конституция РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания в 6 классе по теме "Государственные символы Российской Федерации"

В представленной  разработке урока формируются знания  учащихся о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»), воспитываются  чувства уважения к символам  Российского  Государст...

Час общения «Государственные символы Российской Федерации»

Государственные символы Российской Федерации...

Государственные символы Российской Федерации

материал для проведения беседы...

Классный час "Государственные символы Российской Федерации"

В презентации рассматриваются символы РФ: герб, флаг, гимн. История зарождения этих символов. Автор презентации: Лукина, Л. В. (г. Москва)...

Классный час "Государственные символы Российской Федерации"

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности воспитанниц.Задачи: 1) дать учащимся представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг»2) рассказать о современной государственной символике, о...