Литературно - музыкальная композиция "Служить Отечеству"
методическая разработка (9 класс) по теме

Высоцкая Ольга Николаевна

Данная разработка позволит познакомить учащихся средних и старших классов с историей нашей армии. Яркость, красочность, эмоциональность артистов не должны оставить равнодушными ни одного зрителя. Нынешнее поколение русских людей должно хранить благодарную память о тех, кто в течение многих столетий самоотверженно защищал родную землю от врага.

Воспитание мужества, любви к Отчизне, готовности в любую минуту встать на защиту ее рубежей является одной из важнейших задач современной школы.

Целями данного мероприятия являются  активизация работы по военно-патриотическому воспитанию, развитие интереса юношей к воинской службе, воспитание гражданского и патриотического сознания детей, воспитание чувства гордости за свое Отечество, чувства благодарности к ее защитникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_vnekl._meropriyatiya.doc82.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ « Бутурлиновская основная общеобразовательная  школа №6»

«Растим патриотов России»

Номинация «Методика организации и проведения уроков мужества и торжественных мероприятий, посвященных памятным датам»

Литературно-музыкальная композиция

 «Служить Отечеству»

Автор Высоцкая О.Н.,

учитель русского языка и литературы БООШ №6.

г. Бутурлиновка,

2012г.

Пояснительная записка.

Каждый год 23 февраля наш народ отмечает День защитника Отечества. Более 80 лет минуло с того времени, как была рождена легендарная Красная Армия. Все дальше уходит в глубь истории ее героическое прошлое, но мы не вправе забывать тех, кто во все времена защищал нашу Родину от иноземных захватчиков.

Данная разработка позволит познакомить учащихся средних и старших классов с историей нашей армии. Яркость, красочность, эмоциональность артистов не должны оставить равнодушными ни одного зрителя. Нынешнее поколение русских людей должно хранить благодарную память о тех, кто в течение многих столетий самоотверженно защищал родную землю от врага.

Воспитание мужества, любви к Отчизне, готовности в любую минуту встать на защиту ее рубежей является одной из важнейших задач современной школы.

Целями данного мероприятия являются  активизация работы по военно-патриотическому воспитанию, развитие интереса юношей к воинской службе, воспитание гражданского и патриотического сознания детей, воспитание чувства гордости за свое Отечество, чувства благодарности к ее защитникам.

В подготовке к празднику принимают участие учащиеся девятых классов, члены драматического кружка, вокальная группа, учителя истории, музыки, рисования, родители. Учитель делит учащихся на группы, каждая из которых получает индивидуальное задание.

1. Праздничное оформление зала.

2. Сбор материалов для стенда «Они сражались за Родину» (фотографии, письма, награды прадедов, ветеранов Великой Отечественной войны).

3. Приглашения на праздник ветеранов Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, участников боевых действий в Чеченской Республике, воинов местного гарнизона. Изготовление памятных подарков.

5. Проводит конкурс рисунков «Наша армия» среди учащихся младших классов и оформляет стенд.

6. Выставка книг, посвященная  защитникам Отечества.

Родители помогают в изготовлении костюмов для театрализованного представления.

Оформление сцены.

                   

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Плакат, на котором изображен советский воин-освободитель с немецкой девочкой на руках.

Подставка со свечами

Гвоздики

Спокоен, бдителен, отважен, строг

Стоит солдат, Отчизну охраняя!

Мы твердо помним воинский свой долг.

Мы – на посту!

Мы – на переднем крае!

На двух подставках помещены фотографии, письма, награды ветеранов Великой Отечественной войны и рисунки детей об армии.

Ведущий

Ведущая.

Ведущий.

Ведущий.

Ведущая.

1-й богатырь.  

2-й богатырь.  

3-й богатырь.  

1-й богатырь.

Хором.

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Мамай.

Ведущий.

Ведущий.

Князь Дмитрий Иванович

Ведущая.

Ведущий.

Мамай.

Ведущий.

Князь Дмитрий

Ведущая.

Петр I

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущая

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущая.

Ученик в военной форме.

Ведущий.

Ведущая.

Один из воинов.

Девушка в военной форме.

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Ведущая.

Ведущий.

Курганами славы покрыта родная равнина,

И Днепр, и Морава, и Висла, и Волга-река.

Ты лжешь, чужеземец, что медленна кровь славянина,

Что в грозные годы душа славянина кротка.

От нас убегали монгольские орды Мамая,

Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли,

На полчища Гитлера кованый меч поднимая,

Мы грудью прикрыли просторы славянской земли.

 О! Русская земля! Много ты видела на своем веку. Колокола твои гремели то в честь победы Александра Невского на Чудском озере, то в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, то в честь Кутузова в 1812 году. То гремели победные салюты на Красной площади в 1945  в честь советских воинов, разгромивших фашистов.

Обратимся к истории.

Древняя Русь.

Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю от ворогов русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

                 

      Звучит музыка из песни «Добры молодцы» (С. Намина, анс. «Ариель») выходят дети, одетые в костюмы русских богатырей.

  А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать ворогу по родной земле!

Не топтать ему землю русскую!

Не затмить ему солнце наше красное!

 Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

 Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

 Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

 Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,

 Тебе полно-тко спущать–то сиротить да малых детушек.

 

Век стоит Русь – не шатается!

 И века простоит – не шелохнется!

               

 Богатыри уходят под музыку.

Лето 1242. Рыцари немецкие много раз посягали на земли русские. Летописец ливонский сказывает, что «5 апреля 1242 года новгородский князь Александр оказал искусство благоразумного военачальника. Зная силу немцев, отступил назад и встал на Чудском озере. Острою колонною врезались немцы в наши ряды, но мужественный князь, ударив неприятеля сбоку, замешал их, сломил. 400 рыцарей немецких пали от наших мечей, 50 были взяты в плен, тела ворога лежали на семи верстах». Ужас сковал немцев.

За эту победу Александр был назван Невским и объявлен православной церковью святым.

И отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные кресты.

                                   (К.М. Симонов «Ледовое побоище»)

Слышится колокольный звон.

140 лет татаро - монголы разоряли Русь. И вот лето 1380. «Мамай, пылая яростью, набрал войско из татар, половцев, хазарских турков, черкесов, ясов, буртанов. Ободренный многочисленностью рати своей, он призвал на совет князей ордынских и объявил им, что идет по древним следам Батыя, чтобы истребить государство Российское».

 

Выходит ученик в костюме татарского хана, кричит:

- Казним рабов строптивых, да будут пеплом грады их, веси и церкви христианские! Обогатимся русским золотом.

Остается на возвышенности в правом углу сцены.

И вот 8 сентября, пятница. Обширное поле Куликово.

Появляется ученик в одежде воина русского.

Князь Дмитрий Иванович перед войском русичей.

Братья! Умрем за Отечество! Слово мое да будет делом. Я вождь и начальник: стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим.

Остается на возвышенности в левом углу сцены.

Князь Дмитрий  не изменил себе: громогласно читая псалом Бог нам прибежище и сила, первый ударил на врагов и бился мужественно как рядовой воин.

Хореографическая композиция на музыку Бородина из оперы «Князь Игорь», «Половецкие пляски».

Мамай с высокого кургана смотрел на кровопролитие,  увидев бегство своих воинов, терзаемый гневом, тоскою, воскликнул:

- Велик бог христианский!

Мамай убегает.

Сражение окончилось победой русских воинов.

О, поле Куликово – стон Руси!

Его неумирающие звоны

Ты, Русь, в скорбящем сердце не гаси!

Ты видишь, даже павшие в безвестье

Опять, опять в руках сжимают меч,

Они готовы вновь к высокой чести

Иль выстоять, иль снова в землю лечь…

                                                (П. Проскурин «Память»)

Лето 1704. Петр I издает указ о создании регулярной армии.

Выходит ученик в треуголке, в костюме времен Петра I.

Указ:

Дабы защитить великую землю русскую от ворога повелеваю: набирать в армию рекрутов повсеместно двадцати лет отроду, а служить им пожизненно.

Уходит.

Лишь с середины 19 века мужчины стали служить в армии по 25 лет.

В рекруты брали молодых парней, отрывая их иногда от дома навсегда, и была «жива эта разлука пуще мертвой».

Ожидала их служба тяжелая, где «за пропащу их собаку почитают, и бьют да их бессчастных до умертвия». Русский народ сложил немало песен о трудной доле воина. Вот одна из них.

Исполняется русская народная песня «Как служил солдат».

Лето 1812, 12 июня. Наполеон вероломно вторгся в пределы России.

И вскоре новой брани

Зарделась грозная заря,

И быстрым понеслись потоком

Враги на русские поля.

                          (А.С. Пушкин «Воспоминания в Царском Селе»)

Инсценирование отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Свет погашен. Костер. Два воина, старый и молодой.

Развеяв миф о непобедимости армии Наполеона, русские войска в сражении у Бородина одержали славную победу.

Дабы спасти армию, полководец М.И. Кутузов решил оставить Москву. Началась партизанская война. Французские войска стали спасаться поспешным бегством. 14-16 ноября на реке Березине остатки армии Наполеона были разгромлены.

Век 20. 1918 год. Февраль.

К Петрограду приближаются немецкие захватчики.

Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня.

Мы четвертый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного

В этот страшный и светлый час,

Оттого что Господне слово

Лучше хлеба питает нас.

                                    (Н. Гумилев «Наступление»)

Утром 23 февраля 1918 года под городом Псковом встретили врага только что созданные регулярные части Красной Армии. И разбили. С той поры и начала свой победоносный путь Красная Армия.

Звучит пение птиц.

Год 1941. 22 июня.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

                                                        (С. Щипачев)

Слышны звуки боя, затем песня «Священная война» (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку,

В черный дым сражений на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты

Волгу – в 41-м, Шпрее – в 45-м.

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.

                                                            (И. Карпов)

В годы войны была широко распространена песня неизвестного автора на мотив песни «Раскинулось море широко».

Ученик, одетый в матросскую форму,  исполняет песню «Моряк Черноморского флота».

Я встретил его близ Одессы родной,

Когда  в бой пошла наша рота.

Он шел впереди с автоматом в руках,

Моряк Черноморского флота.

Он шел впереди и пример всем давал,

А родом был сам из Ахтырки.

А ветер, знай, ленты сурово трепал

На черной его бескозырке.

«За Родину! – крикнул отважный герой.-

Пощады нет извергам, гадам!»

И врезался в гущу отважный моряк,

Работая крепко прикладом.

Один на один с офицером-врагом

Случилось ему очутиться.

Он сбил крестоносца стальным кулаком

И к Богу отправил фашиста.

Я встретился с ним после боя в селе,

В морском полевом медсанбате:

На докторском белом высоком столу

Лежал он в кровавом бушлате.

Тринадцать ранений хирург насчитал,

Две пули засели глубоко…

В бреду черноморец-моряк напевал:

«Раскинулось море широко»

Очнувшись, меня он тихонько спросил:

«Быть может, заедешь в Ахтырку?

Жене передай мой прощальный привет,

А сыну отдай бескозырку».

В перерывах между боями, в короткие минуты тишины и отдыха они вспоминали родной дом и писали письма.

Гаснет свет. На сцене появляется костер, деревья. Группа солдат у костра. Звучит «Случайный вальс» (сл. Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина).

Исполняется хореографическая композиция. Вначале пары танцуют «Вальс».

Знаешь, брось  ты эти вальсы,

Дай-ка ту, которую…

«Пляска». Все садятся на свои места.

Клара Коваль писала своей матери:

 - Дорогая мамочка, наступление на Воронеж началось 14 января 1943 года от села Щучье. Здесь стоял наш госпиталь, снаряды рвались у самых стен. Около 2-х ночи привезли 11 обгоревших солдат. Ох, и трудно им было, милая! В этом бою погибла наша самая веселая девочка Аня Орловская… Как тяжело, когда у тебя на глазах гибнут лучшие товарищи. За правое дело отдают они свои жизни.

14 августа 1943 года Клара Коваль скончалась в одном из госпиталей города Бутурлиновки от тяжелого ранения.

Вдалеке звучит: «Становись!» Все уходят.

Тяжело приходилось на войне мужчинам, что же говорить о женщинах? У войны  - не женское лицо.

Что там? Где она, Россия,

По какой рубеж своя?

Везде шли ожесточенные бои, только здесь, на тихом разъезде пришлось вести бой необычного значения, потому что вели его не мужчины бойцы, а девушки – зенитчицы.

Исполняется сцена из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Группа учащихся поет один куплет из песни «Грустные ивы».  (Сл. А. Жарова, муз. М. Блантера).

Грустные ивы стоят у пруда,

Месяц глядит с вышины…

Сонному берегу шепчет вода

Имя героя страны…

Вместе с победой спокойные дни

В эти вернулись края

Ночью на тихой заставе огни

Вновь зажигают друзья.

В годы Великой Отечественной войны свыше 30000 бутурлиновцев ушли на фронт, чтобы защитить Отечество от врага. 13 из них стали Героями Советского Союза, более 14 тысяч не вернулись домой. Давайте почтим их память минутой молчания.

Звучит отрывок из «Реквиема» В.А. Моцарта «Лакримоза»

Война подлая является вечным спутником человечества. И независимо от того, малая она или большая, мировая, она несет с собой смерть одним во имя жизни других.

        

Афганистан. Жернов, через который прошли внуки нынешних седоволосых ветеранов Великой Отечественной войны. С гордостью и честью пронесли они славу настоящего солдата.

За спиною и горы, и горе,

За спиною – военный Афган.

И строкой автоматною вторит

Эхо долгое, прячась в туман.

        

За спиною – погибшие души

И пропавшие души ребят.

И мы с болью еще будем слушать

Эхо долгое, глядя назад.

Впереди ждут нас радость, и слезы,

И немые вопросы страны,

И заменит нам сонные грезы

Эхо долгое долгой войны.

Звучит песня об Афганистане. Можно исполнить песню А. Розенбаума «Черный тюльпан».

Восемь воинов-интернационалистов не вернулись в Бутурлиновку из Афганистана. Они, выполняя приказ, сложили свои головы в чужой стороне, но не посрамили воинского звания, чести не запятнали. Вечная им память!

21 век. Россия. Чечня. Горы. Бандитские группировки, которые не жалеют никого: ни взрослых, ни детей. Теракт за терактом. Взрывы.  Стоны. Смерть. Теракт в Беслане, унесший жизни 330 детей.

Кто остановит этот кошмар? Кто поможет этим людям в трудную минуту? Армия всегда стояла на стороне обездоленных. И сейчас сотни воинов служат в Чеченской Республике, чтобы противостоять злу, смерти, насилию. Кто, если не они?

Так надоело видеть страдания

Женщин, стариков и детей

И горькие слезы на их щеках,

И отчаяние матерей.

Поначалу все кажется странным,

Словно это какой-то сон,

Очень страшный и непонятный,

Но реальным становится он.

На войне сближаются люди,

Здесь все товарищи и друзья,

На доверии легче выжить,

Умрут, но не бросят тебя.

Жизнь отдавая Родине,

Сердце кладут за страну,

Чтоб не катились слезы горькие

По страдающему лицу.

                                            (Н. Белянский)

Пусть все воины, которые служат сейчас в Чеченской Республике, вернутся домой живыми и здоровыми.

Пусть на этой земле воцарятся мир, благополучие и счастье.

Посмотрите, как прекрасна светлая наша страна!

Горы, леса, ширь – конца-краю нет!

Кому не понятна гордость и нежная сыновняя любовь к ней? Какой враг может выжечь любовь к ней?  (Б. Пермитин).

Русский человек всегда был и остается мирным жителем планеты. Он трудится, растит детей, радуется солнцу, протягивает руку дружбы соседям. Но случись беда, не раздумывая, мужественно ринется на защиту своей земли, своей семьи от захватчиков. Ему не нужно чужого. Он хочет жить мирно, спокойно, счастливо.

На улице – февраль, последний месяц зимы. Скоро весна! А значит, сотни мальчишек пойдут служить в армию, чтобы стать сильными, мужественными, чтобы в нужный момент защитить свой дом, город, Родину.

Звучит песня Л. Агутина «Граница». Группа мальчиков в спортивной форме выполняет силовые упражнения.

        

Литература.

  1. Былины. Древнерусские повести. Москва. «Детская литература». 1989 год.
  2. В боях и походах. Песни Великой Отечественной войны. М.: «Советский композитор». 1975 год.
  3. Дружинин (Савченко) З.Я. Город сердцу родной. Бутурлиновская типография. 1997 год.
  4. Журнал «Воспитание школьников» №6 1984 год.
  5. Карамзин Н.М. «История государства Российского» т.3,4 Комментарии А.М. Кузнецова. Калуга «Золотая аллея». 1993 год.
  6. Страницы современной лирики. Сост. Кожинов. М.: «Детская литература». 1980 год . 2-е издание.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню защитника Отечества

Литературно - музыкальная композиция посвящена Дню защитника Отечества. В ней говорится о наших великих победах: Куликовской битве, Бородинском сражении, сражении под Прохоровкой. Ценность разработке ...

литературно-музыкальная композиция , посвящённая Дню Защитника Отечества "23 февраля - красный день календаря"

Сценарий презназначен для учащихся  5-6х классов и их родителей. В него включены стихи, сценки, песни....

Литературно-музыкальная гостиная "Любовь к Отечеству всех доблестей дороже..."

Гостиная была проведена для учащихся 10-х классов, изучающих роман Л.Н. Толстого "Война и мир", в связи с 200-летием  войны 1812 года....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню защитника Отечества

Данный сценарий был подготовлен для проведения общешкольной линейки (5-11 кл.), посвящённой Дню защитника Отечества....

Литературно-музыкальная композиция "День защитника Отечества"

Мероприятие посвящено Дню защитника Отечества...

Литературно-музыкальная композиция посвященная Дню защитника Отечества

Сценарий нравственно-патриотического направления  разработан для учащихся 7-9 классов., содержит методическую разработку и презентацию....

Литературно-музыкальная композиция "Пою мое Отечество"

Литературно-музыкальная композиция "Пою мое Отечество" подготовлена и проведена  в соавторстве с учителем русского языка и литературы Цыс Мариной Николаевной к 1150 Российской государственн...