Будем помнить?! (Уроки Холокоста - путь к толерантности)
классный час (9 класс) по теме
Внеклассное мероприятие, посвященное "Дню толерантности". Материал содержит краткие исторические сведения о В.О.в, термины -холокост, геноцид, толерантность, стихи о зверствах фашистов в Бабьем Яре и др., обсуждение фильма Гарри Бардина "Адажио" Томазо Альбинони
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budem_pomnit.docx | 36.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Будем помнить?!
Внеклассное мероприятие для 7-9 классов МОУ ООШ с. Котоврас Балашовского района Саратовской области.
Цели: расширить знания учащихся о Второй мировой войне и ее последствиях;
-познакомить детей с понятиями геноцид, Холокост, толерантность;
-пробудить в ребятах чувство неравнодушия и боли за безвинно погибших людей разных национальностей;
- воспитывать чувство ненависти к войне и агрессии, стремление жить в мире, добрососедстве и дружбе с представителями других культур;
-показать важность толерантного поведения человека как условия существования и развития общества;
Оборудование: плакаты о войне и зверствах фашизма, книги и газеты о Холокосте, компьютер, фильм Гарри Бардина «Адажио»
На доске записана тема : «Будем помнить?!»
Слова – Холокост, геноцид, толерантность
Ход мероприятия.
Звучит первый куплет песни «Бухенвальдский набат».
Слова: А. Соболев Музыка: В. Мурадели
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон -
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь.
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!
Вступительное слово учителя.
Давно уже отгремела война советского народа с фашистской Германией, длившаяся почти четыре года, давно страна залечила раны. Скоро мы отметим 70-ю годовщину Великой победы. Но никогда не изгладится из памяти народной боль и трагедия войны.
1 ученик. (Р.Рождественский. Реквием.)
Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим. ..
Это нужно - не мертвым!
Это надо - живым!
Вторая мировая война собрала страшную жатву – около 60 млн. погибших
Людские потери СССР — 6,8 млн военнослужащих «убитыми, умершими от ран, в плену, от болезней, несчастных случаев, казнённых по приговорам трибуналов» и 4,4 млн попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) — 26,6 млн человек русских, украинцев, белорусов, евреев. (Википедия)
Еврейский народ потерял 6 млн мужчин и женщин.
Учитель. Сегодня мы поговорим о Холокосте и толерантности. Кто из вас знает, что это такое?
(Ответы детей)
2 ученик. Холоко́ст (всесожжение)
- — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны[2]; (Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/)
- — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган и др. (Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/)
- Геноцид истребление населения по расовым, национальным или религиозным прмотивам. www.politike.ru › Большая актуальная политическая энциклопедия.
- Толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. Социальная толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры.
3 ученик.
Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории
Мы должны ответить на один из важных вопросов, помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть, ведь прошло много лет.
4 ученик
Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.
В книге "Mein Kampf" ("Моя борьба") Гитлер утверждал, что евреи не способны создать свое государство. Они якобы поставили себе целью поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства - за чистоту немецкой расы.
В 1935 году был принят закон, который запрещал браки между немцами и евреями.
В 1937 году евреев начали отправлять в концлагеря, где они должны были трудиться как рабы. Стариков и инвалидов отправляли в газовые камеры.
4 ноября 1938 года произошёл первый еврейский погром, который получил название «хрустальной ночи».
5 ученик.
После начала Второй мировой войны на оккупированных территориях создаются гетто, куда сгоняются все евреи и покорно ожидают своей участи.
Ученица Потоцкий Игорь Иосифович
стихи о гетто
Ликвидировав гетто, полицаи
потянулись к выпивке и салу.
Пили шнапс и громко восклицали,
что светлее как-то в мире стало.
Сколько было в голосах их фальши,
были души их темны, как склепы,
вымазанные грязью или сажей;
лица кровожадны и нелепы.
Ров еще ворочался телами,
вороны носились над телами,
всхлипывали ясени и ели,
листья у них быстро помертвели.
5 ученик
В 1942 г. создали в Польше шесть лагерей смерти для еврейскоего население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец).
Кроме евреев туда попадало большое количество советских солдат и гражданского населения СССР. Они были такими же узниками фашистов, как и евреи и цыгане.
Прибывших в лагерь отправляли якобы в баню, где травили газом, а затем трупы людей отправляли в крематорий.
6 ученик
Освенцим. Крематорий. Удушающая жара: 15 печей работают на полную мощь. Оглушительный шум: дизельные вентиляторы раздувают пламя. Трупы из лифта выгружаются на конвейер (металлические катки). Стоящие с обеих сторон парикмахеры бреют головы. Волосы собирают в мешки. Кольца, бусы, браслеты и т.п. бросают в металлический ящик. В конце зубная команда - 8 человек с крючками и щипцами - удаление золота (зубы, мосты, пломбы). Трупы сбрасывают в печи с металлических тачек.
В лагере четыре такие газовые камеры с крематорием. Пропускная способность каждой - по 2000 трупов в сутки; итого 8000. Обслуживается еврейской рабочей силой, заменяемой каждые 3 месяца. Операция, таким образом, осуществляется по принципу самообслуживания; секреты исчезают вместе с их носителями.
1 ученик.
После начала Великой Отечественной войны на оккупированные территории Советского Союза вступали мобильные подразделения - айнзацгруппы, главной задачей которых было уничтожение "враждебных элементов" в завоеванной зоне. Евреи составили большинство жертв.
Яркий пример действий айнзацгрупп, это массовый расстрел гражданского населения, главным образом евреев, цыган, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками 29-30 сентября 1941 г. в Бабьем Яре.
2 ученик.
За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей.
Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.
(Учащиеся 8-9 классов читают стихи Ф. Золотковского, Е.Евтушенко)
Ф. Золотковский Дети войны
Во мне печалью стынет сердце,
в смятеньи мысли, словно море.
Куда от боли, гнева деться,
когда сминает душу горе?..
Вот я узнал, что в здешнем крае
и дети в лагерях томились.
Как взрослые, во всём страдали,
тоской недетской слезы лились.
Могли они понять, кто правый,
кто виноват, когда их разум
не постигал всей страшной кары,
но ощутил дух смерти сразу?!...
Душа любая ждёт на свете
покоя, и любви, и воли...
Но плачут, ещё плачут дети
от ненависти, зла и боли…
3 ученик
В урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага и расстреляли. Затем нацисты заваливали овраг, погребая и мертвых и живых.
Фридрих Золотковский
Дорога смерти
Я иду по дороге смерти,
но живой я, ещё живой.
В Яр и женщины, и дети
шли здесь в год сорок первый злой...
Я иду и всё плачу горько.
Слёзы стынут в душе моей.
Почему нам досталось столько
злобы, ненависти, смертей?
Что мы в мир принесли плохого,
если божьи пророки – от нас?
Что осталось в жизни святого,
если разум вокруг угас?
Бабий Яр. Память
Засыпал снег сегодня Бабий Яр.
Прикрыл собою братскую могилу.
Сто тысяч в ней взывают молча к миру,
чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!
Там, где фашисты сваливали в ад
убитых и живых, растут берёзы.
Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
погибших не вернут уже назад.
Но слёзы скорби нашей не напрасны.
Они, как мудрость, над душою властны:
они её печальный, вечный плод.
Они напоминают тем, кто молод,
как будет страшен войн грядущих Молох,
что в гневе уничтожит людской род.
Евгений Евтушенко (1961 г. « Бабий Яр», отрывок из стихотворения)
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я - каждый здесь расстрелянный старик.
Я - каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет!
"Интернационал"
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому -
я настоящий русский!
4 ученик
Призывом к неповторению Холокоста звучит стихотворение Ф. Золотковского Холокост
Народ мой пролил море слёз,
где б ни был он рассеян…
Война всегда есть холокост –
не только для евреев…
……………………….
И я мечтаю об одном:
чтоб люди веры разной
покончили с войны проказой.
Земля у всех – наш общий дом!
Учитель. (Задает вопросы, учащиеся отвечают)
1. Какие чувства у вас вызвали эти стихи?
2. Какие картины вы увидели?
5 ученик
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста.
Учитель. Сейчас мы посмотрим фильм Гарри Бардина «Адажио» и обсудим его. Будьте внимательны.
Демонстрация фильма Гарри Бардина «Адажио» и обсуждение.
1. О чем этот фильм?
2. Почему автор изобразил главного героя в белом цвете? Что он хотел этим сказать?
3. Почему толпа преклонилась перед ним?
4. Как вы думаете, что ожидает нового черного персонажа? Примут ли его?
5. Что вы поняли, просмотрев фильм «Адажио»? Оцените его.
6. Как он связан с темой нашего мероприятия?
Итак, ответьте на вопрос, поставленный в начале нашего мероприятия:
Нужно ли помнить о Холокосте и почему?
Что же такое толерантность и почему она важна в современном мире?
(Учащиеся делают вывод: Об этом важно помнить, чтобы этого больше не повторилось. Об этом надо помнить, потому что то и дело появляются неофашистские организации, проповедающие национальную и расовую нетерпимость. Надо уметь жить с другими народами как добрые соседи, не навязывать им свои взгляды и обмениваться достижениями культуры)
Учитель
Чем дальше от нас события Холокоста, тем больше сил требуется, чтобы помнить о миллионах убитых за то, что они были евреи, цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные…
Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.
«Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство по расовому или национальному признаку. Ибо, как сказал первый президент российского Центра "Холокост" Михаил Яковлевич Гефтер:
"Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех".
Сегодня унижают один народ, завтра унизят другой!»
Звучит последний куплет песни «Бухенвальдский набат»
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон -
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт над всей землёю,
И гудит взволнованный эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!
Библиография.
1) Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001
2) Брухфельд С., Левин П. А. Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в Европе. 1933-1945.- М.: Текст, 2001.
3) Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста». Под ред. А.Л. Семенова и Н.И. Яковлевой. М., 2009
4)http://www.evtushenko.net/002.html «Бабий Яр».
5)http://eajc.org/page619 Фридрих Золотковский. Сборник стихов «Холокост».
6)http://rupoem.ru/rozhdestvenskij/vechnaya-slava-geroyam.aspx
7) http://viknaodessa.od.ua/newspaper/news/?8737 Игорь Потоцкий «Стихи о гетто».
8) Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/
9) . www.politike.ru › Большая актуальная политическая энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов
Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...
Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....
"Уроки Холокоста - путь к толерантности" программа элективного курса
Программа элективного курса «Уроки Холокоста – путь к толерантности» адресована учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необ...
Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)
Исследовательская работа воспитанников детского дома по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...
Программа элективного курса "Уроки Холокоста - путь толерантности"
Цель элективного курса - создание условий для ознакомления учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста, формирование интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечестве...
«Уроки Холокоста - путь к толерантности». классный час в 7 классе
Продолжая говорить о толерантности, мы сегодня пойдем немного в другом направлении и поговорим о памятной дате 27 января – день памяти жертв Холокоста....
«Уроки Холокоста- путь к толерантности»
Цель: формирование интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой отечественной войн на примере истории Холокоста, ознакомления обучающихся с трагедией еврейского наро...