Нравственный посыл Бориса Васильева
классный час (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Саратовской области среднего профессионального образования
«Балаковский политехнический техникум»
Работа на муниципальный конкурс,
посвящённый Дню Победы
«Слово о выдающихся писателях - участниках
Великой Отечественной войны»
номинация «текст и мультимедийная презентация»
Нравственный посыл Бориса Васильева
Работу выполнила
преподаватель
информатики и ИКТ
Плесовских Н.А.
Балаково
2013
Слайд 1 титульный. В оформлении использованы цвета флага России, вставлен звук – вступление песни «С чего начинается Родина» из кинофильма «Щит и меч» слова М. Матусовского на музыку В. Баснера.
Слайд 2 Вступление
Для этого слайда фоном является фото Российского флага, вставлен звук – начало песни О. Газманова «Офицеры». Звучание продолжено на последующие слайды.
«…по натянутым нервам
Я аккордами веры эту песню пою…»[1] Да, я действительно веду свой рассказ, как в этой песне, веду его на подъёме всех душевных сил. Потрясением было уже моё первое знакомство с произведениями Бориса Васильева. Фильм «А зори здесь тихие..» я первый раз увидела в студенческом лагере на берегу Оби в 100 километрах от Новосибирска. В северных широтах темнеет поздно, а фильмы нам показывали под открытым небом в лесу на поляне. И вот – ночь, где-то рядом ухает сова, шумят сосны, от реки поднимается холодный туман, а Лиза Бричкина торопится за подмогой, бежит, позабыв о наставлениях об осторожности. Она тонет в страшной болотной жиже, и кричит, кричит… И гибнут, гибнут девочки… и исступлённо кричит Васков: «Пятеро их было, пятеро девочек! И не прошли вы!...» Полный эффект присутствия – и мы, студенты, 18-20 лет в слезах не можем разойтись после окончания, герои фильма – рядом, и войну мы ощутили пронзительно остро. Потом я прочитала книгу, и ещё много произведений и фильмов было впереди. И каждый раз они были потрясением.
Прошло много лет, и вот 11 марта я слышу в новостях, что ушёл из жизни писатель, которого я очень чтила, многие принципы которого совпадают с моими. Много ли у нас людей, о которых говорили бы президент страны и премьер-министр? В телеграмме, направленной от имени премьер-министра Дмитрия Медведева в адрес Союза писателей Москвы, говорится: «Россия потеряла выдающегося писателя и гражданина, признанного классика современной литературы. … военная тема особенно пронзительно звучит в его произведениях. Они волнуют миллионы людей, учат сочувствию и добру. Бориса Васильева больше нет с нами, но осталось его богатейшее творческое наследие, осталась добрая и светлая память об этом талантливом человеке.»
Я рассказала об этом моим ученикам. И вот объявлен конкурс, посвященный Дню Победы «Слово о выдающихся писателях - участниках Великой Отечественной войны», и у меня нет вопроса, о ком писать. Объявила - и студенты мои откликнулись. Но – день за днём – а они как будто забыли. Я спрашиваю – вежливое равнодушие, не горят… И вот после занятий у меня пятеро – мальчики и девочки, и я говорю с ними, вспоминая эпизод за эпизодом из произведений Васильева, анализирую поступки, сравнивая с самим автором. Говорю – а у них на глазах слёзы, и у меня тоже. Спрашиваю, кто хочет написать или сделать презентацию? Переглянулись – «Мы все!». Договорились, ну, а я расскажу о громадном нравственном потенциале его произведений, так как есть «неоплатный долг интеллигента перед своим народом»[2], который я всегда чувствовала и говорила об этом в своём стихотворении «Моя Россия».
Моя Россия
Моя душа - с моей Россией,
Здесь – мой язык, здесь - мой народ.
Мы мыслим, чувствуем по-русски,
Как – иностранец не поймёт.
Пусть нелегко у нас живётся
В наш трудный переломный век,
Там – обеспеченней, свободней,
Быть может, каждый человек,
И мысли нет – страну покинуть,
Свой труд несу ей как поклон,
А «Не хочу я жить в России!» -
По дружбе – похоронный звон.
Моя душа - с моей Россией,
И нет страны её красивей!
Итак, я начинаю. Сегодня 19 апреля – 40й день со дня смерти писателя Бориса Васильева, русского интеллигента и офицера, так как бывших офицеров не бывает, и 20 дней до праздника - Дня Победы, который он так чтил.
Слайд 3 Семья и начало жизни
Борис Васильев с гордостью говорил в интервью последних лет о своей родословной: «Мой прапрапрадед генерал Алексеев был героем Бородинского сражения. Его портрет есть в Эрмитаже в галерее героев 1812 года». Мать, урожденная Алексеева - Елена Николаевна Тихонова - из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Льва Толстого, «отец Васильев Лев Александрович - кадровый офицер царской, Красной и Советской армии, "чудом пережил три армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...”[3]
Я прочитала в его автобиографической повести «Летят мои кони» о месте рождения, о впечатлениях его детства на Смоленщине, и это ещё больше сблизило меня с ним и многое прояснило в его творчестве. Смоленск и эти места мне особенно дороги, я жила там несколько лет, беззаветно влюблена в несказанную красоту этих мест. Я работала тогда на СмАЭС, мы много исходили и изъездили на велосипедах, была даже поездка под Ельню в Новоспасское – дом-музей великого нашего композитора Глинки.
Васильев пишет: «Мне сказочно повезло: я увидел свет в городе Смоленске. Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен – есть множество городов и красивее, и древнее его … история раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок»[4].
Из детских впечатлений автора его герои разных национальностей.
Например, Соня Гурвич («А зори…») - еврейка, прототип отца её – доктор из детства писателя, но доктор Янсон – латыш, святой Смоленска, как его называет автор в своих воспоминаниях. И святым доктор Янсон стал преклонением жителей Смоленска, которых он лечил и днём, и ночью, лечил, не отказывая никогда и никому, не разбирая национальностей и сословий. Он спас двух мальчиков и погиб, задохнувшись в старом колодце. Хоронили его всем городом, отдавали последний долг - на коленях, и молились – и православные, и католики, и иудеи, и мусульмане, и атеисты. На всю жизнь запомнил Борис слова матери о том, что в комнатке доктора остались только полки с книгами да топчан. И так же ценили и уважали доктора Гурвича, папу Сони, «и хотя папа был простым участковым врачом, а совсем не доктором медицины, дощечку не снимали, так как её подарил дедушка и сам привинтил к дверям. Привинтил потому, что его сын стал образованным человеком, и об этом теперь должен был знать весь город Минск»[5].
Васильев говорил: «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я, безусловно, человек конца 19-го столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...”.
Слайд 4 война
В этом и последующих слайдах о военном времени изменён формат шрифта, выбран цвет запёкшейся крови с тенью.
На войну Борис Васильев ушёл добровольцем в 17 лет, окончив 9 класс. Он написал в воспоминаниях: «Я попал в окружение, когда наш эшелон разбомбили, нас везли через Смоленск на Западный фронт. Мы долго выходили, голодали, но сумели пройти в Слоним. Везение в том, что я эти места очень хорошо знал, потому что жил там у деда». В «Зорях…» он тоже пишет: «Здесь свои места были, брюхом исползанные». Но это сказано слишком скромно, хотя он и упоминает, что не было боеприпасов, мокли… леса, болота, - (октябрь!) - мёрзли, голодали… и «вышли из окружения к Слониму». И вот я смотрю карту: где родная Смоленщина, а где Слоним! Это же так далеко, уже в Белоруссии! Я помню, как страшно ночами в глухих болотистых лесах тех мест, холодно и сыро даже летом! Так это в мирное время, а они сражались, попали в окружение, выходили так далеко и долго, с боями…
И своим ребятам я говорю: «Вот откуда эти «Зори…», вот почему нельзя читать их без «мурашек по коже», вот откуда он знает ужас и тоску смертную, когда ног никак не вытащить, засасывает тебя холодная вонючая цепкая жижа, а руки беспомощно пытаются зацепиться хоть за что-то и нет спасения, если не подоспеет помощь…»
Потом был лагерь для перемещенных лиц – и это он узнал по собственному опыту. Повезло: по личной просьбе он был направлен сначала в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Осенью 1943 года девятнадцатилетний Васильев поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Р. Я. Малиновского).
Слайд 5 встреча с женой, начало литературного труда
В 1943 году он встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии. Она стала его женой, музой, берегиней. Вместе они прожили до конца своих дней.
После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале, уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана, «Подал рапорт с просьбой о демобилизации «в связи с желанием заняться литературным трудом». Не стану описывать всех мытарств, вызовов в генеральские кабинеты, слёз матери и хмурых взглядов отца»[6] Ему было 30 лет, он был полон замыслами, желанием рассказать о подвигах простых людей, всего народа, о его высочайшей нравственности.
Жена поддерживала его, не жалуясь на трудности, а жить литературным трудом оказалось - ох как трудно… Она даже работала с мужем вместе всю навигацию на Волге на катере – и вышел «Иванов катер»! Но до успеха ещё было далеко: то не берут печатать в журналы, то – возьмут, и лежит три года… А в душе писателя всё шла нравственная работа, он переосмысливал и обдумывал многие события, много читал, учился. И не соглашался со многим, был «неудобным». Уже пожилым человеком он писал: «Война переехала и через меня, и, если не запахала, не искалечила, не задушила, тяжесть её всё равно невозможно сбросить с плеч. Она - во мне, часть моего существа, обугленный лист биографии. И ещё – особый долг за то, что целым и невредимым оставили именно меня…»
В 1958 году Борис Львович оканчивает курсы кинодраматургов. Это он сам объяснял так: «Меня с детства приучили смотреть на литературу как на что-то высшее. Это основа российской культуры. Поэтому поначалу я очень боялся писать книги. Первое время делать сценарии мне казалось проще».
Он говорил: «Я помню — война трупами пахнет. И ничем больше не пахнет. Не надо идеализировать. Это безнравственно. Я с восторгом читал лейтенантскую прозу, потому что это были мои ровесники. А потом стал сомневаться в полноте и этой картины. Потому что я понял главное — за ними стоят армия, тылы... А каково тем, у кого нет тыла? Мужчины рождены, чтобы в бою умирать, тут ничего не поделаешь. Но на фронте было, я специально проверял, 350 тыс. женщин. Как они воевали? И без тылов?»
Слайд 6 «А зори здесь тихие…»
Вот так появились «А зори здесь тихие». Повесть была напечатана в журнале «Юность» и мгновенно изменила всё. Сразу же последовал телефонный звонок режиссёра Станисалава Ростоцкого: «Никому не отдавайте!». Но в это время сценарист Васильев уже работал с режиссёром Михаилом Ершовым на съемках фильма «На пути в Берлин», и работа пошла параллельно. Васильев впоследствии вспоминал: «А зори…» повесть в моей судьбе оказалась перевалом: я стал писателем. Я прекратил «занятия литературным трудом», а начал писать, начал работать, осознав не только свои возможности, но и меру своей ответственности[7].
Успех «Зорь» - не только в трагической истории, рассказанной скупым и ёмким словом. Многое отличает эту небольшую, в сто страниц, повесть от множества военных историй. Поражает нравственная чистота героев, о которой так просто сказано.
И смотрю я на своих ребят - Дети мои, дети! Ну как объяснить вам, какими словами, то, что мы пытаемся искоренить запретами, взысканиями - «непечатные» выражения – совсем не в культуре нашего народа, как некоторые пытаются представить, не было такого ещё несколько десятилетий назад.
Я обратила внимание своих студентов на маленькие выдержки, где Васков, простой человек с образованием 4 класса, так как кормильцем семьи остался и работать надо было, - думает: «К вечеру – ну, самое позднее, к рассвету! – подойдёт подмога, он поставит её на след и … отведёт девчат за скалы. Подальше, чтоб мата не слыхали, потому как без рукопашной тут не обойдётся».[8] А буквально на той же странице Васков, сдерживая досаду, что девочки кисет «ДОРОГОМУ ЗАЩИТНИКУ РОДИНЫ» забыли взять, думает, что были бы это мужчины – руганью бы их, но тут женский пол, нельзя. А ведь это на войне и в боях! И стоят мои дети, опустив глаза.
А нынешние «свободные отношения»? «Гражданские браки»? Скромница Рита, в тех же «Зорях…» умолчавшая о том, что сразу после школы вышла замуж, родила сыночка, а муж погиб. И за него она воевать пошла, а через две ночи на третью не спала, к сыночку бегала – не как некоторые - «по ночному делу». Только перед смертью она объясняет это Васкову, надеясь на него, но не прося прямо: «Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут, Альбертом. Мама больна очень, долго не проживёт, а отец мой без вести пропал.
- Не тревожься, Рита, понял я всё». И выжил Васков, хоть и руку потерял, и сыночку её стал «тятей». А он и для девочек своих был как заботливый отец и опытный командир – в 32 года.
Страшно переживает Васков их гибель. В книге это показано даже с большей силой, чем в фильме. Он корит себя и просит прощения, хороня их.
Как реквием звучат в последней главе слова старшины: «— Здесь у меня болит. — Он ткнул в грудь. — Здесь свербит. Так свербит!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?». Именно в этот момент по-настоящему глубоко постигаешь смысл слов умирающей Риты Осяниной о понимании ею любви к Родине и священном долге каждого человека перед ней: «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищаем. Сначала ее, а уж потом канал». Слова Риты Осяниной высоки, торжественны и вместе с тем так просты и естественны в предсмертную минуту.
В груди Васкова поистине «ярость благородная вскипает, как волна», и он, раненый в руку, с начинающимся заражением крови и почти безоружный выслеживает врага, берёт в плен четверых фашистов и приводит их к нашим войскам. Даже в фильме Васков более крепок и лучше вооружён, чем в книге, видимо, режиссёр счёл, что будет неправдоподобно выглядеть, и зритель не поверит. Но также и фашистам не могло в голову прийти, что напавший один, раненый и без боеприпасов.
Говорю о разнице – книга и кино – своим ребятам, хочется, чтобы у них появилось желание читать, а читать они, к сожалению, не приучены, не приучены «смотреть на литературу как на что-то высшее», считать её «основой российской культуры».
Слайд 7 «Офицеры»
В слайд вставлена гиперссылка на фрагмент фильма «Офицеры».
Ещё большая разница между книгой и фильмом «Офицеры», который стал для нас культовым. Вышел фильм в 1971 году, и тогда многого нельзя было сказать.
Все мы помним разговор в начале фильма.
«Вот учитель – это настоящая профессия, товарищ командир эскадрона.
- А я, представьте себе, всю жизнь гордился своим делом, - комэск вздохнул - И отец им гордился, и дед. Другие знатностью гордились или богатством, а мы – профессией.
- что же это за профессия такая?
- Родину защищать. Есть такая профессия, взводный, защищать свою родину»
Рефреном звучат эти слова, их произносит и выросший Иван: «есть такая профессия: защищать свою родину».
В конце книги и постаревшая Люба говорит жене своего выросшего внука: «Они были моложе вас, отец и мать Ивана. Это их ордена. Этот – Егора, этот – Машеньки. Я хранила их, теперь настала твоя очередь. Придёт время, и ты передашь их другой женщине: жене твоего сына. И скажешь: есть такая профессия – защищать свою родину». И нет, наверное, ни одного человека, который бы не связывал эти слова с фильмом «Офицеры». А я ещё обращаю внимание ребят на слова «учитель – это настоящая профессия». Всегда и везде эта профессия была уважаемой, нельзя допускать, чтобы престиж её падал, как в наши времена идейных катаклизмов.
А сколько нельзя тогда было сказать в фильме!
Главная героиня фильма Любочка – дворянка, имеет образование, воспитана в семье кадрового офицера царской армии. И именно она – носительница многих высоких идеалов. Она говорит о них своему мужу, когда он настаивает, что ей нельзя приносить передачи в тюрьму их арестованному другу Ивану Варраве. На слова мужа Алексея Трофимова «Твой муж – красный командир, а не офицер! Красный, понятно?» она отвечает: «Офицер в России не попугай, в цвета не окрашен. Он украшен честью, и либо имеет её, либо не имеет».
Она же отстаивает право на любовь дочери врага народа Маши Белкиной и её сына: «Я не судья моей стране, но я судья себе самой. Честь офицера – выше собственного благополучия, выше самой жизни. Вот что я хочу вложить в своего сына. А вы предлагаете обратное. Да разве Егор простит себе, что струсил и предал свою первую любовь? Ни Егор, ни Маша не простят нам с вами этого никогда».
В этих же правилах воспитан и Егор. Приехав в отпуск домой, он собирается к Маше, объяснив отцу: «Я слово дал, отец. А ты сам меня учил, что слово, данное женщине, есть слово чести».
И я спрашиваю своих ребят: «Неужели мы так низко пали, что у нас с большого экрана известный человек на вопрос, приходилось ли ему обманывать людей, отвечает «Нет», а потом добавляет «если только женщин», и даже не смущается»? А пример самого автора? Его единственная любимая жена Зоря Альбертовна скончалась в январе этого года и была похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве. Здесь же, рядом с женой, похоронен он. Борис Львович всего на два месяца пережил свою супругу. И это была не просто верная семья - именно о таких парах говорят: они жили долго и счастливо и скончались в один день. Ещё в народе говорят: лебединая верность.
О многом приходится задуматься, читая произведения Васильева…
Вот, например, слова из известной песни:
«Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь…». А героини Васильева не оставляют себе даже этого. Рита Осянина оставляет сыночка маме, Маша Белкина - бабушке… «И потрясённая Любовь Андреевна, подчиняясь суровому приказу вчерашней девочки, поспешно шагнула в купе. К внуку». И это купе санитарного поезда, который бомбят и обстреливают! А Маша идёт воевать на фронт.
Васильев всю жизнь мечтал о продолжении "Офицеров". В первой серии, по замыслу писателя, воевали, а во второй — попадали в лагеря. Но какие лагеря в советской стране для героев-победителей?! Теперь же мы можем и должны честно говорить с учениками о событиях и фактах нашей подлинной истории.
Слайд 8 «Завтра была война»
Борис Васильев во всех своих произведениях поднимает нравственные вопросы. Для ребят я старалась открыть эти вопросы ещё и в повести о таких же юных «Завтра была война». За сценарий к кинофильму "Завтра была война" Борису Васильеву была золотая медаль имени А.Довженко (1987 год).
Самому Борису Васильеву в юности был примером директор его школы, который стал прототипом директора школы его повести. Столько вопросов о чести и достоинстве, о воспитании девочек и мальчиков! Он учит своих ребят: «Убивает не только пуля, не только клинок или осколок – убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казёнщина, убивает трусость и подлость. Запомните это ребята, на всю жизнь запомните!..»
Мальчишку, который девочку ударил, директор поставил перед строем ребят и сказал: «с ним нельзя дружить, потому что он предаст, его нельзя любить, потому что он подлец, ему нельзя верить, потому что он изменит. И так будет, пока он не докажет нам, что понял, какую совершил мерзость, пока не станет настоящим мужчиной. А чтобы ему было понятно, что такое настоящий мужчина, я ему напомню. Настоящий мужчина тот, кто любит только двух женщин. Да, двух, что за смешки! Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился….. и надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни»[9]. И эти ребята стали героями.
Эта книга тоже была экранизирована, поставлен спектакль «Завтра была война» в постановке Андрея Гончарова в Театре им. Маяковского в 1985 году. Васильев вспоминал: «На этот спектакль приехала Ванесса Редгрейв – замечательная английская актриса. Ей достали билет в директорскую ложу. Она сидела рядом со мной, ревела – в голос».
Борис Васильев писал: «Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам - разрушенное идейное...». И это положение мы должны изменить.
Изменились мои ребята. Изменения стали заметны даже во время работы для конкурса с произведениями Бориса Васильева. Им стало неловко за своё «несовершенство», но я говорю им, что даже такой человек, как Борис Васильев, в вашем возрасте – к 17 годам - был такой же бесшабашный, глупый и неопытный. Он пишет о случае, когда зашёл директор Николай Григорьевич «которого мы когда-то так боялись. Лицо его было серым. «Мальчики, - сказал он, - Война, мальчики!». А мы заорали «Ура!».
Из четырёх семнадцатилетних парнишек, глупо оравших «ура» в день начала Великой Отечественной войны, в живых остался я один»[10].
Ещё я говорю ребятам, что Васильев пишет о том, что, хотя увлекался в детстве литературой и историей, учился «огорчительно». Зато потом он учился всю жизнь, и у вас ещё – жизнь впереди.
Слайд 9 литературная и общественная работа
Ещё много было написано Васильевым. В 1974 году - романы "В списках не значился" и "Не стреляйте белых лебедей", за которые он был удостоен премии имени Ленинского комсомола. И это опять - за высокий нравственный потенциал, за то, как это воспитывает подрастающее поколение.
Он работает плодотворно, выходят произведения о проблеме фронтовиков после войны ("Старая Олимпия"[1975], "Ветеран"[1976], "Великолепная шестерка"[1979], "Вы чье, старичье?"[1980], "Суд да дело"[1984], "Неопалимая купина"[1986], "Экспонат №..."[1987], "Мир восклицательный знак"[1990], "Живая очередь"[1993]; произведения о проблеме воспитания молодого поколения "Кажется, со мной пойдут в разведку"[1970], "Короткая рокировка"[1983], "Рослик пропал"[1984], "Завтра была война"[1984], "Карнавал"[1985].
В 1989-1993 годах Васильев много занимается государственной и общественной деятельностью. Он народный депутат I съезда, вместе с академиком Сахаровым член комиссии по событиям в Тбилиси.
И опять – интервью и размышления о войне, оценка ещё многого.
«Еще одна вещь, которая тоже очень мешала... Когда началась Первая мировая война, то государь император Николай Александрович издал указ о сухом законе. И армия шла в бой трезвая. А во Вторую мировую пьяной ходила. Но под мухой нельзя воевать. Трезвый глаз нужен.
С большим уважением я отношусь к Рокоссовскому, и это, можно сказать, мой кумир. Единственный в мире дважды маршал. Константин Рокоссовский, маршал СССР, в октябре 1949 года по просьбе правительства Польши был назначен министром национальной обороны ПНР, и ему было присвоено звание маршала Польши. У него на порядок меньше людей погибло. Больше всего людей погибло у Жукова, который все твердил: «Бабы новых нарожают, вперед!» Рокоссовский щадил людей.»[11] Васильев верен себе: он человечен и правдив.
Размышляя о природе патриотизма, Васильев с болью говорит: "Ныне это великое понятие затрепано, замусолено и затаскано бесстрастными, не обладающими хотя бы крупицами харизмы коммунистическими вождями в Государственной думе. ...Неужели не ясно, что любовь доказывается только делами, только поступками и решительно не чем иным?"
Слайд 10 признание и награды
Борис Васильев признан не только у нас в стране, но и во всём мире. На какие только языки не переводились его произведения! И причина тому – его воздействие на людей, особенно на воспитание подрастающего поколения в духе добра, высокой порядочности, любви к родине. По «Зорям…» например, в Китае, где совсем другие традиции, менталитет, - даже создан многосерийный фильм. И там хотят, чтобы искусство несло примеры такой высокой нравственности и душевной красоты. Фильм, правда, с китайским «акцентом» (Васков почему-то владеет восточными приёмами рукопашного боя). К этому Васильев относился со «спокойной мудростью».
Борис Васильев - лауреат Государственной премии СССР, премии президента России в области литературы и искусства, Независимой премии движения имени академика Сахарова "За гражданское мужество", литературной премии "Большая книга", премии Российской академии кинематографических искусств "Ника" - "За честь и достоинство". Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" II и III степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов.
Есть и международные премии и награды, например российско-итальянская премия "Пенне - Москва" как самому популярному и читаемому писателю (за роман "Утоли моя печали").
Трудно даже перечислить все его награды!
Слайд 11 скромность
А вот так жил этот человек, один из самых выдающихся и заслуженных людей нашей страны.
Не эта ли скромность - скромность доктор Янсона, святого Смоленска из его детства, те же «полки с книгами и топчан», о которых рассказала ему мать? А ведь он имел всенародное признание, множество наград, на протяжении более 15 лет возглавлял Попечительский Совет Фонда СЭИП, который занимается поиском и поддержкой молодых писателей в России и зарубежье, работой с российскими писателями по их участию в международных книжных ярмарках, конференциях, круглых столах по актуальным проблемам российской культуры.
И в это наше время, когда стяжают и стяжают, с гордостью демонстрируют «палаты каменны», престижные иномарки, часы и побрякушки…
А ещё – своих жён меняют на молодых и «престижных», чтобы стариками уже заиметь наследников своих капиталов…
У Бориса Васильева много наследников, хотя у гроба его мы не видели продолжателей его династии – детей, внуков… Нет их. Наследуем его нравственный, духовный капитал – мы все. Он был против «раболепия православия», зато его жизнь и творчество – духовный подвиг.
«Я много работаю. Я забыл выходные. Этому меня учил еще Борис Николаевич Полевой. Он ко мне хорошо относился. Я почти все раннее свое печатал у него в «Юности». И он мне говорил: никогда не откладывай работу. Каждый день иди, как шахтер — в шахту. Многое в отвал пойдет, но хоть кусочек руды останется».[12]
И ещё – всё из детства, когда Боря Васильев начал размышлять о жизни.
«А огромный, многократно превышающий потребности запас энергии для чего дан человеку?
Энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.
- Для работы.
… я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. Это стало для меня главной заповедью, символом веры, альфой и омегой моего мировоззрения. И я стал писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного исступлённого труда»[13]
И мастерство писателя достигнуто не только его восприятием с детства произведений лучших писателей мира (а дед научил его читать и приохотил к чтению с четырёх лет), а этим трудом.
«Писатель могуч мышлением образно-ассоциативным» - писал Васильев, и сам он в полной мере достиг этого. Поэтому, читая его произведения, люди смеются, плачут, слышат крики героев, предсмертный шёпот, ощущают красоту природы, жалеют и любят.
Последним крупным произведением Бориса Васильева был цикл из шести романов — «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда», «Были и небыли», «Утоли моя печали», «И был вечер, и было утро», «Дом, который построил Дед», «Вам привет от бабы Леры». Действие их разворачивается со времен Александра I до середины XX века с членами одной семьи, прототипом которой была его собственная.
Слайд 12 уходит писатель, остаётся его наследие
В слайд вставлен звук – продолжение песни «Офицеры».
«Так куда ж вы уходите? Может прямо на небо?
И откуда-то сверху прощаете нас...»[14]
Это – и о Борисе Васильеве.
Песня О. Газманова «Офицеры» написана уже в наше время, после Афгана и Чечни, но в ней об этой же офицерской чести, он поёт «офицерам, матерей пожалевшим, Возратив им обратно живых сыновей.»
«Офицеры, офицеры Ваше сердце под прицелом
За Россию и свободу до конца.
Офицеры, россияне, пусть свобода в вас сияет,
Заставляя в унисон звучать сердца.»
Вот и другая песня нашего времени:
«Комбат, батяня, батяня, комбат,
Ты сердце не прятал за спины ребят…».[15]
И мы, и наша молодёжь, любим такие песни, так как они созвучны нашим чувствам и служат продолжению наших традиций.
Слайд 14 воспитание молодёжи
Традиции сохраняются, они вошли в нашу жизнь.
И говорила мать:
«Бойцов не редеет строй,
Должен и сын героем стать,
Если отец герой»
И мы должны будить высокие чувства в душах наших детей. В стране воссоздаётся ДОСААФ, правительство наконец-то снова стало обращать внимание на воспитание молодёжи.
У нас в городе проводилась военно-патриотическая спартакиада допризывной молодёжи среди средних специальных учебных заведений. Команда нашего техникума заняла второе место в общем зачёте, в некоторых дисциплинах, таких как военная история, сборка/разборка АК-74 и стрельба, завоевала первое место. Соревнования проводились в бассейне «Альбатрос», военно-патриотическом центре «Набат». В них участвовали и мои дети, прибежавшие с радостной вестью о победе: «а по истории – у нас первое!»
И это – накануне Дня Победы! Весь город приходит в этот праздник к Вечному Огню, на аллею Героев, к стелам с именами отдавших за нас жизнь.
Слайд 14 праздновать День Победы!
Вставлен звук – песня «День Победы» музыка Д. Тухманова на слова В. Харитонова.
Посмотрим ещё на этого прекрасного, воодушевлённого, талантливого и нравственно высокого человека и послушаем то, что говорят о нём лучшие представители нашей интеллигенции корреспонденту РИА "Новости" в день прощания:
Юрий Кара, режиссер фильма «Завтра была война», который стал его дипломной работой:
— Борис Львович Васильев стал для меня учителем и жизненным ориентиром, которым он был, я думаю, для многих в нашей стране.
Леонид Зорин, писатель, драматург:
— Прекрасный писатель, прекрасный человек. Душевно строгий, очень благородный. Человек огромного внутреннего достоинства, настоящий литератор, который вел настоящую писательскую жизнь.
Александр Архангельский, писатель, литературовед, телеведущий:
— Борис Васильев никогда не был культовым писателем, но всегда был знаменитым. Он это хорошо осознавал, но никогда этим не пользовался. Он ведь не случайно в Москве почти никогда не появлялся, жил на обочине, на отшибе. Потому что любил то, что положено любить писателю, то есть сидеть и писать.
"Это был трудяга, человек войны, спокойный, тихий. Мне было счастье: вручать ему "Нику". - режиссер Петр Тодоровский.
Закончу словами:
Б. Васильев: «Праздновать День Победы надо. И я сам праздную. Это всегда очень трогательный для меня день.»
Слайд 15 заключительный
Библиография
Васильев Б.Л. А зори здесь тихие… : повести
А зори здесь тихие…
В списках не значился
Встречный бой
киноповесть Офицеры
М.: АСТ: Астрель, 2011
Васильев Б.Л. Не стреляйте белых лебедей: повести и рассказы
М.: АСТ: Астрель, 2011
Васильев Б.Л. Завтра была война: Романы. Повести
Суд да дело
Летят мои кони. Повесть о своём времени
Не стреляйте белых лебедей
В списках не значился
Завтра была война
М.: Эксмо, 2010
«КП — Смоленск» от 22 мая 2004 года
Internet ресурсы:
- http//www.nkure.com/historu2.htmi
- http//www.spbvmire.ru
- http//www.kbpm.ru
- http//www.pobeda.ru/content/wiew/5620
- Утро.ру
- http://www.medved-magazine.ru/userfiles/images/interviu/2013/zima-vesna/vas-04.jpg
- http://www.ntv.ru/novosti/516637/
- http://www.ntv.ru/novosti/516576/
- http://www.youtube.com/watch?v=EK0rcuTqURo&feature=player_embedded
- http://www.ug.ru «Учительская газета» онлайн
Презентация в режиме сортировки
[1] Песня «Господа офицеры» О. Газманова
[2] Васильев Б.Л. Летят мои кони. Повесть о своём времени
[3] Б. Л. Васильев "Век необычайный”, М., Правда, 2003
[4] Васильев Б.Л. Летят мои кони. Повесть о своём времени
[5]Васильев Б.Л. А зори здесь тихие… М., Правда, 2003
[6] Васильев Б.Л. Летят мои кони. Повесть о своём времени
[7] Васильев Б.Л. Летят мои кони. Повесть о своём времени
[8] Васильев Б.Л. А зори здесь тихие…
[10] Васильев Б.Л. Летят мои кони. Повесть о своём времени
[11] Из интервью корреспонденту КП
[12] Из интервью корреспонденту КП
[13] Васильев Б.Л. Летят мои кони. Повесть о своём времени
[14] О. Газманов «Офицеры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация книги Бориса Васильева "Не стреляйте белых лебедей"
Взаимоотношения человека и природы. Смысл жизни человека....
Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Бориса Васильева "Великолепная шестерка"
Презентация является слайдовым сопровождением к уроку внеклассного чтения по рассказу Б.Васильева "Великолеаная шестерка". На слайдах ается биографический материал о писателе, предлагается список прои...
Читательская конференция по повести Бориса Васильева "Завтра была война".
Конференция по книге,призванная показать нравственные идеалы писателя, поможет воспитанию чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ, поможет формировать неравнодушное отношение к п...
Начало Великой Отечественной войны и ее отражение в повести Бориса Васильева "В списках не значился"
Библиотечно-музейное занятие...
Письменная работа по повести Бориса Васильева "В списках не значился"
Вопросы составлены по повести Б.Васильева "В списках не значился". Письменная работа дается учащимся 11 класса на уроке литературы и рассчитана на урок....
Автобиографическая повесть Бориса Васильева "Летят мои кони"
quot;Летят мои кони" - повесть Б.Васильева, которая удивительно богата материалом для написания сочинения по русскому языку в 11 классе. Автор поднимает массу актуальных проблем....
Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)
Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне...