Программа "Пресс-класс" 2 кл.
методическая разработка по теме
Продолжение программы внеурочной деятельности "Пресс-класс". 2 класс. Программа по развитию речи и первому знакомству с профессией журналиста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Пресс-класс 2 кл | 85.62 КБ |
Программа Пресс-класс 3 кл | 82.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа Школа развития речи «Пресс-класс» МОУ СОШ№5, п.Айхал |
Образовательная программа:
«Press – класс»
Как добиться, чтобы наши ученики выросли людьми совестливыми, порядочными; чтобы они уважали жизнь и мнение других людей; чтобы они ценили человеческое достоинство в себе и других, чтобы они умели цивилизованно общаться, умели передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать…
Для этого необходимо, чтобы дети как можно раньше осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, автобиографию, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление, создать текст любого жанра и т.п.
Если начать регулярные занятия речевыми уроками с детьми уже с 1-го класса, то они помогут привить им навыки культуры общения, в ненавязчивой форме будут способствовать не только речевому, но и общему развитию личности. Этому может способствовать игра «в журналистов».
С целью активизации коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста, а также с целью повышения уровня их речевого развития разработана программа «Press-класс». Для учащихся 1-4-х классов
Программа нацелена на формирование у ребенка интереса к познанию, образного мышления и культуры личности.
Актуальность данной программы связана с необходимостью развития у детей активной жизненной позиции, нестандартного мышления, способности к творческому видению и отражению реальности, результативному общению, ответственности за свои действия, слова, поступки. Эта программа дает возможность реализовать творческий потенциал. Она учит выражать свое "я" посредством общения с другими людьми, помогает снять комплексы межличностного общения у детей. Кроме того, ребят привлекают в деятельности «Press-класса» такие жизненно важные для них моменты, как: атмосфера самодеятельности и творчества; наглядность результатов своей деятельности; серьезность и социальная значимость дела; общая увлеченность; защита интересов – собственных и своих друзей путем привлечения к ним внимания взрослых.
Курс рассчитан на ребят младшего школьного возраста, т.к. именно в этом возрасте складывается определенность личности, формируется их жизненная позиция, активно усваиваются материальные и духовные ценности общества. Специфика возраста обучающихся обуславливает необходимость на занятиях частой смены видов деятельности, психологические и физические разминки, позволяющие поддерживать во время занятия интерес на высоком уровне.
В данной программе сделан акцент на мотивацию к творчеству, формирование способностей строить общение с окружающими, включенность детей в общественно-полезную деятельность посредством изучения риторики и основ журналистики. Регулярные занятия журналистским творчеством в школе дают улучшение грамотности детей и расширяют кругозор.
Для успешной реализации программы определены его цели и задачи.
ЦЕЛЬ проекта – формирование культурной, творческой, коммуникативной и социально активной личности.
Приоритетные задачи выделены с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста:
- формирование связной речи;
- развитие коммуникативных умений и личного взаимодействия детей друг с другом;
- расширение и активизация словарного запаса;
- развитие способности выражать свои мысли и чувства, умения высказывать личностную позицию;
- развитие творческого и социального самовыражения младших школьников;
- формирование начальных представлений о профессии журналиста;
- формирование читательских навыков.
- формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста.
Содержание проекта и его реализация
Занятия предназначены для детей младшего школьного возраста и направлены на развитие связной речи младших школьников и их социализацию в окружающем мире. Занятия проводятся в игровой форме 2 раза в неделю с группой детей 10-12 человек. Продолжительность занятия – 45 минут.
Структура игрового занятия и примерное содержание
Организационный момент: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимулирование интереса к ней, создание эмоционального настроя, необходимых установок на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты), формирование мотивации, определение ритуала предстоящего занятия.
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей состоит из выполнения учебных задач. В процессе занятия осуществляется индивидуализация обучения, педагог оказывает помощь тем, кому она необходима, дает советы, задает наводящие вопросы и т.д., создает условия для того, чтобы ребенок был успешен.
Подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. К оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Выполняются релаксационные упражнения, осуществляются рефлексия, обсуждение занятия, комментирование оценки.
Занятия включают в себя различные познавательные темы (профессии, ТВ, малая родина, личность и т.д.), развитие связной речи при беседе по теме, составление описательного рассказа по картине. при придумывании вопросов для интервью, рассказов, сказок. стихов. Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог и выделять смысловые звенья. На занятиях используются наглядные, практические и словесные методы обучения.
Занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность. Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть навыками общения, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.
Помимо групповых занятий проводится и индивидуальная работа. Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном. У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая.
В процессе развития диалога важен не только речевой. но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления доброжелательных отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерские отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослыми. так и взаимодействие со сверстниками.
Благодаря игре «в журналистов» в личности ребенка происходят важные новообразования:
- преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;
- развивается произвольность поведения;
- развиваются умственные действия.
Предполагаемый итог работы
Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
2-й год обучения
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- использовать громкость, тон и темп как средства выразительности устной речи;
- определять основную мысль текста;
- составлять элементарное рассуждение-объяснение, описание, сравнительное описание, невыдуманный рассказ;
- употреблять слова, выражающие просьбу, приглашение к знакомству.
План курса
«Press-класс», 2-й год обучения
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Теория (часов) | Практика (часов) | Форма контроля |
I | Речь.Техника и выразительность речи. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
II | Слово. | 4 | 1 | 3 | Творческая работа |
III | Предложение и словосочетание | 7 | 2 | 5 | Творческая работа |
IV | Текст | 18 | 3 | 15 | Творческая работа |
V | Культура общения | 2 | Творческая работа | ||
Всего часов | 34 | 7 | 27 |
Тематический план курса
«Press-класс», 2-й год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по разделу | Теория (часы) | Практика (часы) | Форма контроля |
I 1 2 3 | Речь. Техника и выразительность речи Речь. Устная и письменная речь. Темп, тембр, мелодика речи. Выразительная речь. | 3 | 1 | 1 1 | Разговор по душам: «Учимся говорить легко и свободно» «Поздравляем и желаем…» Творческая работа (Мини-спектакль) |
II 1 2 3 4 | Слово. Слово. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Знакомства со словарями: толковым, орфографическим. Основы макетирования газеты. | 5 | 1 | 1 1 1 1 | Игры со словами: «Пары слов» Игры со словами: «Рифма» Творческая мастерская «Солнышко в ладошке» «Бюро детективных расследований»- «Что бы это значило?» |
III 1 2 3 4 5 | Предложение и словосочетание Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Связи между словами в словосочетании и предложении. Простое и сложносочиненное предложение. Основы газетного дела. Информация. | 7 | 1 1 | 1 1 1 1 1 | Информационный пикник: «Чтобы гостю было приятно…» Урок фантастических сочинений «Покажи товар лицом» Мастер-новость «Час важных сообщений» |
IV 1 2 3 4 5 6 7 | Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Набор и редактирование текста на нетбуках. Восстановление деформированного текста. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных типов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Основы газетного дела. Репортаж. | 18 | 1 1 1 | 3 2 1 1 2 3 3 | Урок читательских удовольствий «Что за прелесть эти сказки» «Бюро детективных расследований» - «Восстанови текст» Творческая мастерская «Письмо незнакомому другу» Деловая игра «Речевой тренинг» Творческая самостоятельная работа Творческая работа «Что? Где? Когда?» |
V 1 | Культура общения Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и т.д. Умение использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. | 2 | 2 | «Диалог-шоу» | |
Всего | 34 | 7 | 27 |
Программа курса
«Press-класс», 2-й год обучения
(34 часа)
I. Речь и её значение в жизни
Речь. Особенности устной речи. Основы газетного дела.
Разговор по душам: «Учимся говорить легко и свободно»
Устная и письменная речь. Темп, тембр, мелодика речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса.
«Поздравляем и желаем…» Учимся составлять текст поздравительной открытки или поздравительного письма. Оформление открытки на нетбуках. Поздравление в газету.
Выразительная речь. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Творческая работа (Мини-спектакль «Новая история») Учимся разыгрывать новые истории знакомых сказок.
Вопросы для собеседования:
Какие задачи решаем при общении?
Какие слова употребляем при составлении текста-поздравления?
Что значит говорить правильно, выразительно?
II. Слово. Предложения и сочетания.
Слово. Синонимы. Антонимы
Игры со словами «Пары слов»
Омонимы. Многозначные слова. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения.
Игры со словами «Рифма»
Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.
Творческая мастерская «Солнышко в ладошках» - Учимся составлять рассказ-описание с эпитетами, сравнением, олицетворением.
Знакомства со словарями: толковым, орфографическим.
Бюро детективных расследований « Что бы это значило?» Работа со словарем.
Вопросы для собеседования:
Для чего нужны слова?
Как называется словарь, в котором собраны объяснения значений различных слов?
Какие слова называются синонимами?
Чем отличаются синонимы от антонимов?
Что такое «шапка», «первая полоса»?
III. Предложения
Предложение.
Информационный пикник: «Чтобы гостю было приятно…»
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
«Покажи товар лицом» - Знакомимся с рекламой, учимся составлять простейшие рекламные объявления.
Связи между словами в словосочетании и предложении.
Урок фантастических сочинений
Простое и сложносочиненное предложение.
«Смешно о смешном…» - Знакомимся с тем, как сделать, чтобы рассказ стал веселее.
Основы макетирования газеты .
Мастер-новость «Час важных сообщений» -Учимся составлять рассказ о значимых событиях в жизни класса, школы
Вопросы для собеседования:
Из чего состоят предложения?
Зачем мы пишем, говорим?
Что делает нашу речь ярче?
IV. Текст. Диалогическая речь.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Урок читательских удовольствий «Что за прелесть эти сказки» - Учимся анализировать текст
Набор и редактирование текста на нетбуках. Восстановление деформированного текста.
Бюро детективных расследований - «Восстанови текст»
Тема и основная мысль текста. Учимся определять основную мысль текста.
Творческая мастерская «Письмо незнакомому другу»
План текста. Виды планов. Учимся составлять планы различных типов.
Деловая игра «Речевой тренинг»
Связь между предложениями в тексте. Учимся устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Выработка умения слушать и слышать. Передача услышанного в связном рассказе.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Творческая самостоятельная работа
Основы газетного дела. Репортаж
Творческая работа «Что? Где? Когда?» - Учимся писать репортажи
Вопросы для собеседования:
Что такое текст?
Из чего состоит текст?
Типы текста?
V. Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и т.д. - Учимся использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
«Диалог-шоу» - урок обмена мечтами
Предварительный просмотр:
Образовательная программа Школа развития речи «Пресс-класс» МОУ СОШ№5, п.Айхал |
Образовательнаяпрограмма:
«Press – класс»
Как добиться, чтобы наши ученики выросли людьми совестливыми, порядочными; чтобы они уважали жизнь и мнение других людей; чтобы они ценили человеческое достоинство в себе и других, чтобы они умели цивилизованно общаться, умели передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать…
Для этого необходимо, чтобы дети как можно раньше осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, автобиографию, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление, создать текст любого жанра и т.п.
Если начать регулярные занятия речевыми уроками с детьми уже с 1-го класса, то они помогут привить им навыки культуры общения, в ненавязчивой форме будут способствовать не только речевому, но и общему развитию личности. Этому может способствовать игра «в журналистов».
С целью активизации коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста, а также с целью повышения уровня их речевого развития разработанапрограмма «Press-класс». Для учащихся 1-4-х классов
Программа нацелена на формирование у ребенка интереса к познанию, образного мышления и культуры личности.
Актуальность данной программы связана с необходимостью развития у детей активной жизненной позиции, нестандартного мышления, способности к творческому видению и отражению реальности, результативному общению, ответственности за свои действия, слова, поступки. Эта программа дает возможность реализовать творческий потенциал. Она учит выражать свое "я" посредством общения с другими людьми, помогает снять комплексы межличностного общения у детей. Кроме того, ребят привлекают в деятельности «Press-класса» такие жизненно важные для них моменты, как: атмосфера самодеятельности и творчества; наглядность результатов своей деятельности; серьезность и социальная значимость дела; общая увлеченность; защита интересов – собственных и своих друзей путем привлечения к ним внимания взрослых.
Курс рассчитан на ребят младшего школьного возраста, т.к. именно в этом возрасте складывается определенность личности, формируется их жизненная позиция, активно усваиваются материальные и духовные ценности общества. Специфика возраста обучающихся обуславливает необходимость на занятиях частой смены видов деятельности, психологические и физические разминки, позволяющие поддерживать во время занятия интерес на высоком уровне.
В данной программе сделан акцент на мотивацию к творчеству, формирование способностей строить общение с окружающими, включенность детей в общественно-полезную деятельность посредствомизучения риторики и основ журналистики. Регулярные занятия журналистским творчеством в школе дают улучшение грамотности детей и расширяют кругозор.
Для успешной реализации программы определены его цели и задачи.
ЦЕЛЬ проекта – формирование культурной, творческой, коммуникативной и социально активной личности.
Приоритетные задачивыделены с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста:
- формирование связной речи;
- развитие коммуникативных умений и личного взаимодействия детей друг с другом;
- расширение и активизация словарного запаса;
- развитие способности выражать свои мысли и чувства, умения высказывать личностную позицию;
- развитие творческого и социального самовыражения младших школьников;
- формирование начальных представлений о профессии журналиста;
- формирование читательских навыков.
- формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста.
Содержание проекта и его реализация
Занятия предназначены для детей младшего школьного возраста и направлены на развитие связной речи младших школьников и их социализацию в окружающем мире. Занятия проводятся в игровой форме 2 раза в неделю с группой детей 10-12 человек. Продолжительность занятия – 45 минут.
Структура игрового занятия и примерное содержание
Организационный момент: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимулирование интереса к ней, создание эмоционального настроя, необходимых установок на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты), формирование мотивации, определение ритуала предстоящего занятия.
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей состоит из выполнения учебных задач. В процессе занятия осуществляется индивидуализация обучения, педагог оказывает помощь тем, кому она необходима, дает советы, задает наводящие вопросы и т.д., создает условия для того, чтобы ребенок был успешен.
Подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. К оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Выполняются релаксационные упражнения, осуществляются рефлексия, обсуждение занятия, комментирование оценки.
Занятия включают в себя различные познавательные темы (профессии, ТВ, малая родина, личность и т.д.), развитие связной речи при беседе по теме, составление описательного рассказа по картине.при придумывании вопросов для интервью, рассказов, сказок. стихов. Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог и выделять смысловые звенья. На занятиях используются наглядные, практические и словесные методы обучения.
Занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность. Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть навыками общения, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.
Помимо групповых занятий проводится и индивидуальная работа. Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном. У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая.
В процессе развития диалога важен не только речевой.но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления доброжелательных отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерские отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослыми.так и взаимодействие со сверстниками.
Благодаря игре «в журналистов» в личности ребенка происходят важные новообразования:
- преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;
- развивается произвольность поведения;
- развиваются умственные действия.
Предполагаемый итог работы
Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
3-й год обучения
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
- определять основную мысль в текстах, где она прямо автором не сформулирована;
- составлять элементарное рассуждение-доказательство, сравнительное описание, состоящее из двух частей, краткую автобиографию;
- устное и письменное приглашение и поздравление;
- макетировать и верстать газету в две полосы.
План курса
«Press-класс», 3-й год обучения
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Теория (часов) | Практика(часов) | Форма контроля |
I | Речь.Техника и выразительность речи. | 4 | 1 | 3 | Творческая работа |
II | Слово. | 9 | 2 | 7 | Творческая работа |
III | Предложение и словосочетание | 5 | 5 | Творческая работа | |
IV | Текст | 11 | 4 | 7 | Творческая работа |
V | Культура общения | 5 | 5 | Творческая работа | |
Всего часов | 34 | 7 | 27 |
Тематический план курса
«Press-класс», 3-й год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов по разделу | Теория (часы) | Практика (часы) | Форма контроля |
I 1 2 3 4 | Речь. Техника и выразительность речи Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. | 4 | 1 | 1 1 1 | Разговор по душам: «Об одном и том же, но по разному» «Разукрашка» Творческая работа (Мини-спектакль) Парная работа |
II 1 2 3 4 5 | Слово. Слово. Жизнь слова. Основные источники словаря. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Крылатые слова.Научные слова.Устаревшие слова. Работа на нетбуках. Основы издательского дела. Заметка. Интервью. | 9 | 1 1 | 1 1 2 1 2 | Страна Словария Творческая мастерская «Герой твоей сказки» «Эпитетное меню» Творческая работа |
III 1 2 | Предложение и словосочетание Предложение.Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения. Выпуск газеты | 5 | 3 2 | «Бюро детективных расследований» - «Восстанови текст» Творческая работа «Твоя газета» | |
IV 1 2 3 4 5 7 | Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды планов. Набор и редактирование текста на нетбуках. Восстановление деформированного текста. Стили речи: разговорный, книжный (художественный и научный). Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо-временная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Макетирование газеты. Набор текста. Размещение рисунков. | 11 | 1 1 1 1 | 1 2 1 1 1 1 | Круглый стол: «Ты - словечко, я - словечко» Творческая самостоятельная работа Творческая мастерская «Было - не было» Творческая работа «Сообщаем, информируем, рекламируем…» Творческая работа «Коротко о важном» Творческая самостоятельная работа |
V 1 | Культура общения Волшебные слова: слова приветствия, прощания, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации. | 5 | 5 | Мини-спектакль «Ох уж этот колобок…» | |
Всего | 34 | 7 | 27 |
Программа курса
«Press-класс», 3-й год обучения
(34 часа)
I. Речь и её значение в жизни
Речь.Речь. Общее понятие о культуре речи.
Разговор по душам: «Об одном и том же, но по-разному»
Устная и письменная речь.Основные качества речи: правильность, точность, богатство. «Разукрашка» Учимся дополнять текст красивыми словами, чтобы его содержание стало более полным, ярким.
Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.
Мини-спектакль «Давайте говорить друг другу комплименты» Учимся говорить комплименты.
Монолог и диалог. Парная работа
Вопросы для собеседования:
Чем отличаются устная и письменная?
Как сделать текст полнее, ярче, красивее?
Какие слова употребляем, когда говорим комплименты?
Что значит говорить правильно, выразительно?
II. Слово.
Слово.Жизнь слова. Основные источники словаря.
Страна Словария – Учимся работать со словарем
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Учимся заменять нейтральные слова на эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов.
Изобразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
«Эпитетное меню» – коллективная творческая игра – подбор эпитетов к различным словам (например: руки, голова, работа)
Крылатые слова. Научные слова. Устаревшие слова.
Работа на нетбуках. Основы издательского дела. Заметка. Интервью. – знакомство с журналистскими терминами. Клавиатурный тренажер.
Творческая работа «Вести из-под парты» - Учимся писать заметки и интервью.
Вопросы для собеседования:
- Какую работу выполняют слова в нашей речи?
- Где или у кого можно узнать значение незнакомого слова?
- Как называется словарь, в котором собраны объяснения значений различных слов?
- Как работать со словарем синонимов?
- Чем отличаются синонимы от антонимов?
III. Предложения.
Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
«Бюро детективных расследований» - Восстанови текст
Выпуск газеты.
Творческая работа «Твоя газета»
Вопросы для собеседования:
- Вспомните, из чего состоит наша речь.
- Из чего состоят предложения?
- Какая связь между предложениями в тексте?
IV. Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды планов.
Круглый стол: «Ты - словечко, я - словечко»- Учимся составлять текст по опорным словам.
Набор и редактирование текста на нетбуках. Восстановление деформированного текста.
Творческая самостоятельная работа
Стили речи: разговорный, книжный (художественный и научный).
Творческая мастерская «Было - не было»
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях.
Творческая работа «Сообщаем, информируем, рекламируем…»
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Творческая работа «Коротко о важном»
Макетирование газеты. Набор текста. Размещение рисунков.
Творческая самостоятельная работа
Вопросы для собеседования:
V. Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
Мини-спектакль «Ох уж этот колобок…»