викторина "Верю - не верю"
методическая разработка (11 класс) по теме
викторина по кулинарному словарю В.Похлебкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
викторина по кулинарному словарю В.Похлебкина | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Колледж сферы услуг № 32
Сценарий мероприятия
по теме дисциплины «Русский язык»:
КОНКУРС
«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»
Составитель: руководитель
структурного подразделения
преподаватель русского языка
и литературы,
Ю.Н. Храмова
2013, Москва
Правила: от каждой группы участвует команда в количестве 6-8 человек.
Ведущий диктует слово, употребляемое в истории русской кулинарии поварами. Каждая команда должна предложить вариант определения слова и прислать на стол ведущего. При получении задания команда решает – правильное ли определение дано ведущим, если нет, то один представитель команды дает определение сформулированное командой.
Ведущий зачитывает все присланные определения вместе с правильным определением. Каждая команда решает голосовать за то определение, которое ей кажется правильным: или которое дано ведущим, или то, которое дала какая-либо команда, или за свое. Если определение, данное по заданию, считается командой правильным, то команда не голосует.
3 балла зарабатывают те участники, которые сами дали правильное определение. 2 балла зарабатывают те участники, которые дали такое определение, за которое проголосовало большинство. 1 балл зарабатывают те участники, которые проголосуют за правильное определение. Выигрывает команда, заработавшая большее количество баллов.
Задачи конкурса не только научить логически мыслить, привить навыки чтения научной литературы, но и конечно, развивать культурную речь, умение строить правильные, логически выстроенные высказывания, овладевать навыками публицистического стиля.
Все задания разработаны по материалам кулинарного словаря В. Похлебкина.
Сценарный план:
Первый известный человечеству кулинарный словарь был составлен в период расцвета Римской империи, в Греции, во втором веке нашей эры Артемидом Эфесским Дальдианусом.
ЗАДАНИЯ
1. АМБИГЮ – от латинского «соединять противоположное» - обед, на котором в одну подачу подают сразу два противоположенных блюда: горячее и холодное, легкое и тяжелое - правильный ответ
АМБИГЮ – от латинского «отрицание пьянства» - средства, предупреждающие пьянство или ликвидирующие опьянение –аметиста.
2. АННОНАРИЯ – от латинского «средство продовольствия» - в Древнем Риме прибавка содержания сверх жалования натуральными продуктами (хлеб, оливковое масло, лук, соль, вино), которая полагалась лицам, занимавшим ответственные посты, чтобы общество имело уверенность, что эти лица будут честно, добросовестно и совершенно беспристрастно исполнять свои обязанности - правильный ответ
АННОНАРИЯ – от латинского «вход» - закуска на парадных обедах за полтора часа перед обедом, происходящая в другом помещении – антре.
3. АПАСТИЯ – от греческого «отрицание пищи» - воздержание от пищи. Позднее этим термином стали обозначать сознательное воздержание по религиозным мотивам от пищи. Отсюда и произошло русское слово – пост - правильный ответ
АПАСТИЯ – от греческого «амбар, житница» - чистая, светлая, сухая, хорошо проветриваемая кладовая. Употреблялась для хранения муки, круп - апофика.
4. АРХИМАГИР – от греческого – начальник над поварами - правильный ответ
АРХИМАГИР – от греческого – распорядитель столовой – архитриклин.
5. БАГРЕНЕЦ – мелкие кусочки льда, употребляемые в пищу и подаваемые к столу в отдельной посуде. Слово происходит от глагола багрить, т.е. зацеплять багром льдины, что обычно происходило при ледоходе - правильный ответ
БАГРЕНЕЦ – багровый, багряный, то есть темно-красный – багрянец.
6. БОМБО – американский напиток 18 - начала 19 века, состоял из смеси 1/3 рома, 2/3 виноградного вина и небольшое количество жженого сахара - правильный ответ
БОМБО – от греческого земляная глыба. Особый вид съедобной глины – болюс.
7. БРИДОСТЬ – от старославянского «грубый» - отсутствие кулинарного вкуса, равнозначное понятию отсутствия слуха у музыканта. С целью предотвращения бридости повар должен в течение рабочего дня ополаскивать полость рта ключевой водой, а также повар имеет право поесть только после того, как приготовлен не только завтрак, но и обед, то есть непосредственно перед отпуском обеда к столу, не ранее 12 часов дня, поэтому время открытия ресторанов 12 часов, после того как главный повар поел - правильный ответ
БРИДОСТЬ – от греческого – наука о способах питания – броматология.
8. ВАРЕЯ – женщина, которая готовит пищу в качестве постоянного занятия, стряпуха - правильный ответ
ВАРЕЯ – украинский алкогольный напиток – варенуха.
9. ВИВОЛОГА – мясная начинка для пирога, который предназначался для торжественных трапез делового характера - правильный ответ
ВИВОЛОГА – Лучший сорт сладкой, с густым соком, вишни, используемой для кондитерских целей – владимирка.
10. ВКУСНЯ – русское национальное название яичницы с кусочками белого хлеба, размоченными в молоке и обжаренными на масле - правильный ответ
ВКУСНЯ – русское бытовое название вкусной пищи – вкуснятина.
11. ДАДЛИ – тип конфет, в которых фрукты используются в их естественном виде. Из мясистого плода удаляют косточку и начиняют марципаном или ореховой начинкой, смоченной в меде - правильный ответ
ДАДЛИ – блюдо молдавской, румынской и болгарской кухни, состоит из набора овощей – гювеч.
12. ДОСТАКАН – от немецкого «порция, кружка» - первоначальное название стакана - правильный ответ
ДОСТАКАН – русский квасной чан, делавшийся из досок – дощан.
13. КАЗЮЛЬКА – название большой творожной ватрушки, величиной с тарелку - правильный ответ
КАЗЮЛЬКА – маленькая кастрюлька.
14. КВИСЫ – Кулинарный термин для обозначения голеней птицы с тазовой костью, окорочка - правильный ответ
КВИСЫ - белорусское обозначение целого круга или головки сыра – кгомолка.
15. МОЛОДЕЦ – лицо, ведавшее сбором пошлины с производителей пива в 15-16 веках. Он же определял качество пива. Сравни: молодежня – название помещения для производства солода в России - правильный ответ
МОЛОДЕЦ – мясо новорожденного или недавно рожденного домашнего или дикого животного, которое было запрещено употреблять в пищу – молодиво.
- НАРДЕК – арбузный сок, уваренный до густоты хорошего меда.
НАРДЕК – название пищевой соды в ряде стран – натрон - правильный ответ
17. НЯКТА – русское народное название спелых, перезревших и чуть подвялившихся прямо на ветке ягод, в которых сок естественно сгущается и делает их сладкими без добавки сахара - правильный ответ
НЯКТА - русское мясное блюдо, бараний сычуг, начиненный гречневой кашей и мясом, снятым с бараньей головы и ног, смешанных с большим количеством лука – няня.
18. ШИФОНАД – термин международной кухни, обозначающий приготовление ассорти из тонких зеленых листовых овощей-трав: шпината, лука-порея, щавеля и др - правильный ответ
ШИФОНАД – один из видов лимонада.
19. ЩЕПОЕД – русское прозвище человека, питающегося всухомятку (от слова щепотка) - правильный ответ
ЩЕПОЕД – человек, который любит есть щи.
20. ЯН-КЕН-ПОН – японское обозначение блюд, в которых используется эффект «кулинарного обмана», вызываемый несовпадением внешнего вида блюда с его вкусом и консистенцией: изысканные «подделки» сои под видом мяса, творога; «подделка» кальмаров и осьминогов из курицы и овощей благодаря сложной кулинарной обработке - правильный ответ
ЯН-КЕН-ПОН – китайский финик – ююба.
В перерывах между заданиями составлены презентации
Александр Македонский. В историю кулинарии этот известный полководец вошел как первый организатор постоянно проводившихся в покоренных им странах конкурсов на скорость и количество съедаемой пищи. Целью Александра Македонского не только зрелищность подобных «поединков», сколько установление пределов каждого вида съедаемой пищи.
Таблица таких «максимумов» служила врачам для выработки диетологических правил. Большинство конкурсов заканчивались смертельным исходом, которого требовала толпа, видевшая в таких «поединках» лишь разновидность мирного гладиаторского боя.
Так, из 300 участников одного из поединков на «чемпиона» пьянства 152 выбыли из строя задолго до финала, 58 тяжело заболели и остались калеками на всю жизнь, 44 умерло до финала, 39 – после, 6 сошли с ума, и только один из финалистов остался жив.
Беф-строганов. Мясное блюдо. Это изобретенное блюдо. Впервые оно появилось в конце 19 века. Блюдо названо в честь графа Александра Григорьевича Строганова, последнего в роду Строгановых, известного прежде всего тем, что он основал Новороссийский университет. Жил и умер в Одессе, где был избран почетным гражданином города. Как человек исключительно богатый и бездетный наследник, Строганов держал в Одессе «открытый стол». Это означало, что любой образованный или прилично одетый человек мог зайти к нему на обед «прямо с улицы». Вот для таких открытых столов и было изобретено поварами Строганова это русско-французское блюдо: мелкие кусочки мяса, обжаренные, но под соусом, причем соус подавался как русская подливка.
Вилка. Впервые вилка в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости была изготовлена в одном экземпляре для византийской принцессы в 11 веке. В Россию вилка была впервые завезена Лжедмитрием 1 из Польши в начале 17 века в багаже Марины Мнишек и была демонстративно использована во время пиршества в Грановитой палате Кремля по случаю бракосочетания 19 мая 1606 года. Это вызвало неописуемый взрыв возмущения боярства и духовенства, послужило одним из непосредственных поводов к подготовке заговора Шуйского. Использование вилки – доказательство нерусского происхождения Лжедмитрия, русским инструментом считалась только ложка.
Ерофеич. Русское традиционное название спиртовых настоек на травах и пряностях (без добавления сахара). Произошло от имени цирюльника Ерофеича, вылечившего графа Алексея Орлова от тяжелого желудочного заболевания подобными настойками и получившего право производить их на продажу. Известно, что Ерофеич был знаком с тибетской медициной, так как входил в состав русской миссии в Пекине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Верю - не верю"
Игра "Верю - не верю" проводилась в 7 классе на уроке по теме "Повторение изученного в5-6 классах"...
игра "Верю не верю"
Предлагаю игру по биологии для внеклассной работы....
Физические диктанты "Веришь - не веришь" для 7 класса по главе " Первоначальные сведения о строении вещества"
Физические диктанты "Веришь - не веришь" в 7 классе можно использовать при закреплении нового материала, а также при проверке знаний изучаемой темы. Физические диктанты составлены для учащихся 7 класс...
Физические диктанты "Веришь - не веришь" для 7 класса по главе " Первоначальные сведения о строении вещества"
Физические диктанты "Веришь - не веришь" можно использовать для закрепления изученного материала, так и для проверки знаний учащихся по данной теме. Физические диктанты составлены для учащихся 7 ...
Игра "Верю-не верю"
К сожалению, сегодня дети стали всё меньше читать. И меньше знать. Только немногие в Интернете находят что-то действительно интересное и полезное... Поэтому своей задачей классного руководителя вижу н...
Я верю, верю в людей!
открытый урок, посвященный В.Высоцкому...
Тема: «Вера, роль веры в жизни человека»
Факультативное занятие....