Встреча с осенью
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Мероприятие- игра
«Встреча с осенью»
Цель урока:
Обобщить знания об изменениях, происходящих в природе осенью.
Задачи урока:
- Развивать внимание, быстроту, смекалку, память, логическое мышление, речь;
- Развивать познавательную активность в изучении предметов “литературное чтение” и окружающий мир;
- Выявить способных учащихся по окружающему миру в параллели 4 классов;
- Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность.
Ход урока
Организационный момент.
У нас сегодня не просто игра, а игра – встреча. С кем, отгадайте:
Стих. Е. Трутневой.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы идём во двор-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть это
Улетает наше лето!
У нас сегодня встреча команд классов с Осенью. Мы покажем свои знания Осени, ответим на вопросы и зададим ей свои. Проявим быстроту, смекалку. Будем вести себя в соответствии с нормами вежливой беседы. (слайд № 1)
Осень:
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенние сады и парки?
Я пришла на встречу к вам.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.
Дети:
Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы осень спросим:
Что в подарок принесла? [слайд № 4]
Осень:
Принесла осенние листочки
Я в подарок тем ребятам, кто знаком со мной давно.
Я задам вопросы, вы ответите на них и получите листочек. Кто больше получит листочков, того ждёт снимок на память со мной. Итак, в путь.
Ведущий:
Встреча у нас пойдёт по плану.
1. “Осень” (Слайд № 6)
Об осени пишут стихи, песни, рассказы, музыкальные произведения, картины. Посмотрите и скажите, одинаковая ли осень?
У осени 4 периода: ранняя, золотая, глубокая и предзимье. Выберите один из периодов осени и расскажите о ней. А мы послушаем, чей рассказ интересней. Кому больше аплодисментов, тот и лучше. (Выбирает Осень и жюри)
2. “Весёлые фантазёры” (Слайд № 7)
Сказки можно прочитать,
Лучше – сказки сочинять.
Фантазируем умело,
Принимаемся за дело.
Я говорю начало, а вы продолжайте.
Наступила осень, с деревьев все листья облетели…
На обдумывание 1 минута.
(Выбирает Осень лучшую фантазию) [1]
3. Всегда ли вы согласны? (Слайд № 8)
Вот вам “Несогласные рассуждалки”
Днём всегда светло. (Слайд № 9)
У всех деревьев есть листья.
Если закаляться, то никогда не заболеешь.
Вы можете опровергнуть их или дать своё подтверждение.
(Выбирает Осень и жюри)
4. “Лесные закорючки” ( Слайд № 10)
Все команды отвечают на вопрос. Можно оспаривать ответ.
Выбирается лучший ответ.
– Почему с деревьев опадают листья? (Слайд №11)
(На черешке с наступлением холодов образуется пробковый слой, который перекрывает доступ питания в листья)
– Что такое “заморозки”?
(Понижение резкое температуры после тепла)
– В книге С. Ивченко “Загадка Цинхоны” приводится курьёзный случай: “Как-то раз в Сибирь поздней осенью приехал мало сведущий в лесном деле ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
– Это хвойный лес?
– Хвойный.
– А где хвоя?
– Опала.
– По чьей вине?
– Природы.
– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.” [3]
5. “Полевая академия” (Слайд №12)
Все команды отвечают на вопрос. Можно оспаривать ответ.
Выбирается лучший ответ.
- Почему хлеб причисляется к чуду, к величайшему изобретению человечества?
- Почему горох считался раньше царём на полях крестьян?
- Почему огурец называют “Огородной лианой”?
6. “Осенний танец” ( Слайд № 13)
Танцуют игроки. У кого листочка не останется, тот выходит. Остаётся победитель. Он на этой встрече приносит ещё один листочек команде.
7. “Жалобы лесные” (Слайд № 14)
Объясните, от кого мне поступила жалоба и правдива ли она. Какой выход вы найдёте в данной ситуации?
- Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать меня или любить.
(Это сова. С 1964 года в РСФСР совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые способны уничтожать тонны зерна за лето.)
- На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывают столько легенд и небылиц о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей непохожи. Но мы друзья человека, а не враги. Что нам делать? Ведь мы такими уродились? Обижают нас часто.
(Летучая мышь)
- Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.
(Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут. А вот и лишний раз брать в руки жабу нежелательно.)
8. “Составь и объясни пословицу” (Слайд №15)
Составьте пословицы и объясните их:
- В сентябре одна ягодка, да и та – горькая рябина.
- Плачет октябрь холодными слезами.
- В ноябре зима с осенью борется. ( Слайд № 17 )
9. “Оригинальный вопрос” ( Слайд № 18)
Задайте вопрос Осени. Отвечает Осень. За самый лучший получите листочек. На обдумывание 1 минута.
10. «Вопрос – ответ» (Слайд №19)
- Назовите поэтов, которые воспевали в своих стихах осень?
- Принято на Руси грозиться: “Я тебе покажу, где раки зимуют?” Так где же раки зимуют?
- В природе всё взаимосвязано. Как вы это понимаете? Приведите примеры таких взаимодействий в природе, как животные-растения, животные-животные, животные-человек.
- Какие птицы первыми улетают на юг?
- Как называется процесс смены летней шерсти на густой мех?
Итог: (Слайд №19)
Подведём итоги. Сколько листочков у команд?
Сделаем снимок на память.
Понравилась ли встреча со мной?
Что вы мне пожелаете?
У меня немало срочных дел.
Лесное царство проверить нужно.
Как перелётные – летят на юг ли дружно?
А кто остался, досыта ль поел?
Должна медведям подыскать берлоги,
В шубейки зимние зверей переодеть,
У зайцев испытать на скорость ноги,
Деревьев корни листьями согреть,
У хомячка проверить кладовую,
Узнать, не запустил ли дятел нос,
Отправить барсука на боковую
И приказать чтоб лес зимой не рос,
Проверить, сколько ягоды осталось,
И небо напоследок протереть…
Добавить осени деньков хотя бы малость!... [1]
Вот сколько дел!
Спасибо всем за встречу! Приятных осенних дней!
До свидания! ( Слайд № 20)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча в кафе "Осень"
Осенний праздник для детей подготовительной группы...
Сценарий линейки Первый звонок. "Встреча Осени и Лета"
Разработка сценария для торжественной линейки "Первый звонок". Главные герои - Осень и Лето. В сценарии использована песня Н.Тананко "Здравствуй, школа",которую можно бесплатно скачать по адресу:...
Сказочка для детей 2-3 лет "Встреча с Осенью"
Материал для развития творческих способностей детей 2-3 лет, направлен на развитие коммуникативных функций, социализации, умения слушать себя и окружающих....
Зиму встречаем - осень провожаем
Данный материал в игровой форме показывает детям смену времен года. Час досуга предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
«Осень провожаем, Зимушку-зиму встречаем!»
Сценарий детского праздника в логопедической группе «Осень провожаем, Зимушку-зиму встречаем!»...
Сценарий праздника «Встреча с героями осени»
Воспитание любви к прекрасному, к природе, к Родине происходит через образно-художественную форму. 21 октября 2016 года в Ямальской школе-интернат был проведен Праздник «Встреча с Героями Осени...