"Блокада Ленинграда"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Сценарий, посвященный блокаде Ленинграда.
Учитель русского языка и литературы
Дворкина А.В.
Учитель: 2010 год – особенный год для нашей страны. В мае мы празднуем 65 лет победы над фашистской Германией. Нет ничего страшнее, чем война. И в нашей стране нет ни одной семьи, которая бы не понесла потери в Великую Отечественную войну.
27 января празднуется 65 лет снятия блокады города Ленинграда. 900 дней длилось героическое противостояние фашистских оккупантов и жителей города.
Мы хотим вам рассказать об этих героических днях, а заодно немножко о Санкт-Петербурге – одном из красивейших городов мира.
Выступление для вас подготовили учащиеся 5-8-9 классов.
Ведущий 1. Северно-западные границы России - обширный, лесной край. Край дождей, туманов и ветров. Здесь много озер и небольших речушек.
Река Нева одна из многих речек - малышек, её длина всего 74 км. Но норов её суров. Обитавшие испокон веков на её берегах финскоговорящие племена дали ей название Нево – что означает «большая вода». Беря начало в Ладожском озере, и заканчивая свой путь в Балтийском море, река несет в себе огромные запасы воды. Основной поток разбивается на отдельные протоки – крупные и мелкие рукава, с большим количеством островов. На одном из таких островов в 1703 Петр 1 заложил основание новой столице Российского государства – Санкт – Петербург (Святой город Петра).
Ведущий 2. Санкт – Петербург расположен на С-З Европейской части России, на месте впадения р.Невы в Финский залив. Благодаря такому пограничному положению Санкт-Петербург стали называть – окном в Европу.
Ведущий 3. Санкт-Петербург один из красивейших городов мира. Он создавался по заранее разработанному плану. Его строили и украшали выдающиеся архитекторы и скульпторы. Значительная часть города расположена на островах. Поэтому характерной чертой города является обилие вод.
Ведущий 4. Крупные и небольшие рукава Невы соединены между собой протоками и каналами. Их общая длина более 280 км. В городе 380 мостов (из них 9 через Неву), а протяжение набережных 120 км.
Ведущий 5. Характерное для Санкт-Петербурга сочетание торжественности и строгости в большей степени обязано регулярности и правильности его прямых и широких проспектов и улиц, гармонии архитектурных ансамблей, обилию зеленых садов и парков. Планировочным центром города является Адмиралтейство, что ещё раз подчеркивает замысел Петра – главное в городе это его обращенность к морю. От Адмиралтейства лучами расходятся три главные улицы города, в том числе и знаменитый Невский проспект.
Ведущий 6. Исключительно многообразны культурные ценности Санкт-Петербурга. Многочисленные памятники и памятные места отражают историю России. Великолепен Исаакиевский собор, который возвышается над городом золотым куполом, величественен Казанский собор, Александро-Невская лавра и вечный страж города - Медный всадник.
Ведущий 3. В городе насчитывается свыше 120 музеев: «Кунцкамера», основанная в 1714 году из личных коллекций Петра 1. В музеях – Эрмитаж, Русский музей – богатейшие художественные собрания мира, которые собирались в течение трех столетий.
Ведущий 5. А дворцовые парковые ансамбли окрестностей, создаваемые как летние загородные резиденции императоров. По замыслам своих творцов они должны были внушать иностранцам и россиянам должное почтение к столь богатой стране, ошеломлять посетителей своей роскошью… Петродворец расположен на южном берегу Финского залива в 29 км от города – с прекраснейшим дворцово-парковым ансамблем со 120 фонтанами, самый крупный из которых Самсон, раздирающий пасть льва. Великолепен и Екатерининский дворец, поражающий своим блеском и роскошью.
Ведущий6.Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Ведущий 7. Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей.
Любимых разлучает и друзей.
Ведущий 8. 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер, который намеревался захватить нашу страну за 6 недель.
Ведущий 3. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.
Ведущий 1. Гитлер решил стереть с лица земли город Ленинград… «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Чтение учеником стихотворение А.Яшина «Обстрел»
Ведущий 2. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия». Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии Бельгии, Норвегии.
Ведущий 3. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в.при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Ведущий 4. 8 сентября 1941 ода, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Ведущий 5. Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Ученик читает стихотворение Е.Рывиной «Ночь».
Ведущий 7. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
Ученица зачитывает записи из дневника на слайде.
Ведущий 2. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.
Ведущий 4. Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город,и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Ведущий 5. Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Ведущий 6. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых домов. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
Ведущий 7. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ведущий 8. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга. Кровоточили дёсна. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось и прямо в классе.
Ведущий 3. Девочка руки протянула
Уснула.
А оказалось – умерла…
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.
(Ю.Воронов)
Ведущий 1. Ольга Бергольц писала: «…сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
Чтение отрывка из стихотворения О.Бергольц «Настанет день…».
Ведущий 2. Но рабочих требовалось ещё больше, так как прежние уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Ведущий 4. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной, оборвалась.
Ведущий 5. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Ведущий 6. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
Ученица читает стихотворение П. Богданова «Песня о Ладоге».
Ведущий 7. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога!
Ведущий 8. Люди назвали её «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Жителям города угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.
Ведущий 2. Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.
Ведущий 5. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.
Ведущий 3. Войска Ленинградского, Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду.
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.
Ведущий 1. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Ученик читает стихотворение Е. Вечтомовой «Блокада прорвана!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.
2-я мировая война по своим преступлениям доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)
Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...

Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».
Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны; -воспитать чувство патриотизма;-привить ...

Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»
Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского...

Викторина "А знаете ли вы все о блокаде Ленинграда?" (в рамках Конкурса творческих работ, посвященного 75-летию прорыва блокады Ленинграда)
Данная работа выполнена в рамках Конкурса творческих работ, посвященного 75-летию прорыва блокады Ленинграда, который проходил в КГБ ПОУ "Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса...