Классный час на тему "Конституция Российской Федерации"
классный час (5 класс) по теме
Классный час "Конституция РФ" для учеников 5-х , 6-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_konstitutsiya.doc | 126.5 КБ |
klasnyy_chas_9.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
« Конституция РФ»
Цели:
- познакомить учащихся с Конституцией России;
- объяснить основные обществоведческие понятия;
- воспитывать чувство гордости за свою страну
1 ВВЕДЕНИЕ
Учитель:
Сегодня мы поговорим о нашем государстве - России, о её символах, о наших правах и обязанностях граждан РФ.
Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.
- Что же это такое - законы?.
Ученик :
Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Учитель:
Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы .
(Учащимся показывается Конституция Российской Федерации).
Давайте познакомимся с ней поближе.
Учитель:
- Мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.
В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.»
( портрет ЕЛЬЦИНА )
Учитель:
- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живем в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему?
Ученик :
- Наша страна называется Россия, но ее полное название Российская Федерация.
Учитель: - В статье 1 Конституции так и записано: “Российская Федерация – Россия…”. А что значит слово “федерация”?
Ответы учащихся.
Учитель: - И вновь обратимся к словарю. “Федерация” в переводе с латинского означает “договор, союз”.
Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.
Откроем нашу КОНСТИТУЦИЮ.
Первое , что записано: Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. ЭТО ОСНОВА ГОСУДАРСТВА.
Скажите , о каких символах идет речь?
Ученик :
Основные символы государства – это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
Государственный герб России представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета.
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой Государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы – С. В. Михалков и А. В. Александров. Гимн мы учили на уроках музыки. То, как мы относимся к гимну, говорит о том, как мы относимся к государству.
Конституция содержит след разделы.
- Система органов власти.
- Права и обязанности.
ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Во главе государства стоит ПРЕЗИДЕНТ (?)
Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, ее политикой, ведет международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Российской Федерации.
В настоящее время Президентом России является Дмитрий Медведев, до него
был Владимир Владимирович Путин (второй президент, избирался дважды).
Первым президентом был Борис Николаевич Ельцин.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Законодательная, то есть, принимающая законы. Она избирается, как и Президент, всенародно на 4 года. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Путин, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как “права” и “обязанности”.
Что такое “право” и что такое “обязанность”? В чем их различие?
: - “Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.
- Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:
- с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);
- на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов
- на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);
- на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и
- на свободу выражения мнений, Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка
- на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение
- на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях
- на доступ к информации и материалам
- на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей
- на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);
- жить и воспитываться в семье, знать своих родителей
- на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;
- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи
- на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих,
- на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками.
- на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).
Рядом с правами всегда есть обязанности?
Вот некоторые из обязанностей :
- Соблюдение Конституции и законов
(ч.2 ст.15). Эта обязанность распространяется и на неграждан. Соблюдение Конституции и законов – всеобщее правило, не знающее исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. Граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. Речь идет о соблюдении действующего российского законодательства.
- Уважение прав и свобод других лиц.
Ч. 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
- Забота о детях и нетрудоспособных родителях
(ч.2 и ч.3 ст. 38 Конституции). Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.
- Получение основного общего образования.
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей, или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч.4 ст.43 Конституции).
- Забота о памятниках истории и культуры.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44 Конституции).
- Уплата налогов и сборов.
Каждый обязан платить налоги и сборы (ст.57 Конституции). За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность..
- Сохранение природы и окружающей среды.
Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и человека. Конституция РФ гласит: «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» (ст.58).
- Защита Отечества.
Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст.59). Однако существует много граждан, убеждениям которых или вероисповеданию противоречит несение воинской службы. В этих, а также иных установленных случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.
4 ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
3. «Путешествие» по стране Правознайке.
У ч и т е л ь. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
Вопросы учащимся:
1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
На доске 3 листа:
Право на бесплатное образование.
Право на свободный труд, защита от безработицы.
Право на неприкосновенность жилища.
У ч и т е ль. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся какие конституционные права были нарушены в данной сказке:
1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)
3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)
5 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
Отгадай сказку.
- В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
- В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
- В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
- В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
- В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
- В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
- В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
- Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
- Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
- Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
- Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
- Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
- Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
- Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
Перед вами анкета Гражданина. Отметьте подходящие для тебя высказывания:
o Ты – житель России
o Любишь свою семью
o Никогда не обидишь слабого
o Стараешься лучше учиться
o На тебя можно положиться
o Ты способен признавать и исправлять свои недостатки
o Знаешь, что такое хорошо и что такое плохо и поступаешь в соответствии с этим
o Умеешь отвечать за свои поступки
o Стараешься приносить пользу окружающим тебя людям
o У тебя много друзей
o Уступаешь место в транспорте
o Читаешь газеты и смотришь программу «Новости»
o Ты способен сочувствовать и сопереживать
o Бережно относишься к окружающей нас природе
o Интересуешься историей
o Знаешь свои права и обязанности
o Помогаешь по дому родителям
- Если ты отметил для себя больше половины высказываний, то ты растёшь настоящим Гражданином своей страны.
До свидания. Спасибо за работу.
Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.
-право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;
-мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;
-демократия- власть народа;
-амнистия- частичное или полное освобождение от наказания ;
-кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;
-свидетель-очевидец преступления;
-адвокат-защитник;
-преступление- особо тяжкое противоправное действие;
-закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;
-гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;
-импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;
-суверенитет-независимость.
Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
6 конкурс. «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
В завершении нашего урока ( по сложившейся традиции) предлагаю произнести КЛЯТВУ пятиклассника.
В ДЕНЬ НАЧАЛА НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА КЛЯНУСЬ
- Никогда не ходить в школу …… с невыученными уроками
- Никогда не здороваться с учителями ….. набив рот жвачкой,
- Никогда не носить сменную обувь ….. в одном пакете с бутербродами,
- Никогда не решать задачи, … списывая у соседа,
- Никогда не открывать учебники …..грязными руками,
- Никогда не проводить химических опытов…. во дворе и подвале лицея,
- Никогда не писать диктанты…..на уроке физкультуры,
- Никогда не заканчивать четверть ……с плохими оценками,
- Никогда не дежурить по классу…..спустя рукава,
- Никогда не приглашать родителей на собрания …..за пять минут до их начала ,
- Никогда не слушать учителей….вполуха,
- Никогда не показывать родителям дневник…..в праздники и дни рождения ,
- Никогда не открывать дверь лицея ……ударом ноги.
Предварительный просмотр:
Классный руководитель: Видикер Л.М.
2010 год
Анализ воспитательной работы за 2009-2010 учебный год.
В 2009 – 2010 учебном году в 8 классе обучалось 8 человек, из них 4 мальчика и 4 девочки. Из них один ребенок Алексеев Максим обучался со 2-ой четверти.
Воспитательная работа в течение года велась по 5 направлениям: «Здоровье», «Интеллект», «Нравственность», «Досуг», «Семья».
Основными моментами деятельности в направлении «Здоровье» были сотрудничество с медицинским персоналом сельского ФАПа с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса, сотрудничество с родителями обучающихся и учителями-предметниками, организация и проведение внеклассных мероприятий, формирующих правильное отношение к занятиям физкультурой и спортом, формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья. В рамках этой деятельности были проведены беседы «Спорт в моей жизни», «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «Правила оказания первой медицинской помощи», тематические классные часы «Правила нашей безопасности» (посвященный изучению правил безопасного поведения в быту, на улице), «Суд над наркоманией (в форме ролевой игры, направленный на формирование у учащихся осознанного неприятия наркотических веществ), классный час-диалог «Кушайте на здоровье» (о правильном питании и режиме дня). Ученики 8 класса приняли активное участие в «Днях здоровья», в спортивных соревнованиях, посвященных Дню защитника Отечества. Кроме этого проводились индивидуальные беседы с обучающимися (Алексеевым М., Тищенко С., Альбах С.) и их родителями по вопросам сохранения здоровья.
Основными моментами деятельности в направлении «Интеллект» были изучение результативности учебной деятельности обучающихся класса за каждую четверть для организации коррекционной работы, сотрудничество с учителями предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого обучающегося, интеллектуальное просвещение обучающихся, формирование культуры умственного труда. Так неоднократно проводились индивидуальные беседы со слабоуспевающими обучающимися (Алексеевым М., Тищенко С.) и их родителями, Ученики (Якушенко В, Сопов Е., Мелешина А., Ничипуренко Н, Тищенко С.) приняли участие в международных конкурсах-играх «Кенгуру» (математика), «Золотое руно» (история) и «Русский медвежонок» (русский язык). Якушенко В. вошёл в сотню лучших по области по математике. Кроме этого: Валентин занял первое место в дистанционной олимпиаде «Эрудит» по химии, Сопов Е. занял третье место во всероссийской викторине «Эти занимательные животные».
Основными моментами деятельности в направлении «Нравственность» были развитие у учащихся желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, знакомство обучающихся с примерами нравственной позиции других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях, формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа. В рамках этого направления деятельности был проведен классный час, посвященный 65-летию победы, тематические классные часы «Как зависть душу разъедает» (о человеческих пороках – зависти, эгоизме, равнодушии и о том, как они влияют на жизнь человека), «Делать добро спешите» (классный час-размышление о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора). Особого внимания в этом направлении требовала к себе Тищенко С. Мальчики и девочки не всегда ладили между собой. Алексеев М. находится на внутришкольном контроле, с ним постоянно проводились беседы, классный руководитель постоянно общался с его мамой. Кроме указанных мероприятий, проводились беседы по правилам дорожного движения («Мы на улицах села», «Дорожно-транспортные происшествия», «Мой друг велосипед»), по противопожарной безопасности («Шалости и травмы», «Противопожарный режим в школе и дома», «Что нельзя делать при пожаре»). Классные часы проводились с использованием современных технологий, компьютера, мультимедийного проектора.
Основными моментами деятельности в направлении «Досуг» были изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий, стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни класса, предоставление обучающимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение. В рамках этого направления деятельности были проведены беседа «Твой досуг» (о правильном расходовании времени и разумном проведении досуга). Кроме этого обучающиеся класса участвовали в художественной самодеятельности. Принимали участие в подготовке и проведении праздничного концерта, посвященного Дню учителя, в общешкольных вечерах.
Основными моментами деятельности в направлении «Семья» были изучение семей обучающихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка, сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка. В рамках этого направления были проведены тематические классные часы «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Судьба моей семьи в судьбе моей страны». Особое внимание в этом направлении было уделено семье Алексеева М. и Мелешиной А., семьи которых стоят на внутришкольном учёте.
Большая работа проводилась и по формированию классного коллектива. Дети участвовали в разных мероприятиях, выходили на субботники по благоустройству школьного двора, сообща решали классные проблемы. Это способствовало развитию самостоятельности, ответственности за других, сплочению детского коллектива.
Вся воспитательная работа проводилась в тесном контакте с родителями. Проводились родительские собрания (1 собрание в четверть). По мере необходимости оказывалась консультативно-методическая помощь по разным вопросам.
Считаю, что в прошедшем учебном году работа по всем указанным направлениям велась удовлетворительно. Ученики класса успешно завершили учебный год. В будущем учебном году в связи с предстоящей итоговой аттестацией выпускников следует обратить особое внимание на проведение работы по направлению «Интеллект». Кроме этого больше внимания нужно уделить деятельности по направлению «Нравственность» (повышение дисциплины, профилактика правонарушений).
В следующем учебном году планируется продолжить работу по всем указанным направлениям.
Цель работы с классом:
Помощь обучающимся в определении жизненных и профессиональных перспектив через самопознание и создание ситуаций выбора.
Задачи работы с классом:
- Развивать познавательную активность учащихся, продолжить работу по мотивации учебной деятельности.
- Предоставлять информацию о мире профессий и профессиональной ориентации.
- Развивать у учащихся чувство долга и ответственности перед окружающими и Отечеством.
- Формировать у учащихся умения анализировать и объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности.
- Формировать навыки здорового образа жизни.
Приоритетные направления воспитательной работы в 2010-2011 учебном году.
Направление 1. «Здоровье».
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи работы: 1.Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;
2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Направление 2. «Интеллект».
Цель работы: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи работы: 1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Направление 3. «Нравственность».
Цель работы: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.
Задачи работы: 1.Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.
Направление 4. «Досуг».
Цель работы: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы: 1. Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.
2. Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.
3. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
4. Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
Направление 5. «Семья».
Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы: 1.Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2.Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
Актив класса
Командир экипажа:
Флаговый:
Ответственный за учебную работу:
Ответственный за спортивную работу:
Ответственный за трудовые дела:
Ответственный за культурно – массовые мероприятия:
Ответственный за дежурства в классе:
Цветовод:
Список класса
Альбах Сергей – 8.06. 1996
Бабкина Вера – 27.04. 1996
Мелешина Алёна – 10.05. 1996
Ничипуренко Наташа 7.05. 1995
Сопов Евгений – 21. 06. 1995
Тищенко Александра – 21. 04 1996
Якушенко Валентин – 28.02. 1996
Паспорт класса
Класс – 9
Классный руководитель : Видикер Любовь Михайловна.
Количество учащихся – 7.
Девочек – 4.
Мальчиков – 3.
Возраст – 14-15 лет.
Состав семей: многодетные – Мелешины, Соповы, Ничипуренко.
Малообеспеченные: Бабкины, Альбах, Ничипуренко, Соповы, Мелешины.
Неполные: Ничипуренко.
Единственные дети в семье: Бабкина Вера.
Имеют братьев и сестёр: Альбах Сергей – младшего брата, Мелешина Алёна – младшую сестру и трёх младших братьев, Сопов Женя – старшую сестру и младшего брата, Тищенко Саша - младшего брата, Якушенко Валя- младшего брата, Ничипуренко Наташа – старших братьёв и сестёр (5).
Образовательный уровень родителей: высшее образование – 3; среднее специальное – 5, среднее – 6.
Семья, находящиеся в социально опасном положении – Мелешины.
Состояние здоровья:
Нарушение осанки | Нарушение зрения | Хронические болезни | Частые ОРЗ | Дети- -инвалиды |
Тищенко Саша | Бабкина Вера | Сопов Евгений, Якушенко Валентин | нет | нет |
Увлечения детей
Спорт
| Музыка
| Художественный труд | Гимнастика | Театр-искусство
| Краеведение |
Ничипуренко Наташа, Сопов Евгений, Якушенко Валентин, Бабкина Вера | Тищенко Саша, Мелешина Алёна | Бабкина Вера, Сопов Женя, Альбах Сергей | Мелешина Алёна | Якушенко Валентин, Тищенко Саша | Якушенко Валентин, Сопов Евгений, Альбах Сергей |
Правила работы классного руководителя с дневниками обучающихся.
1. Дневник должен проверяться классным руководителем 1 раз в неделю
2. Учащиеся должны четко знать требования, которые предъявляет руководитель к ведению дневника
3. Дневник ученика должен отражать результаты его учебных достижений без акцента на личные качества ученика.
4. Дневники ученика должен отражать активность участия ученика в жизни класса и результативность его участия в школьной жизни.
5. В конце недели учащиеся могут подсчитывать и фиксировать количество положительных отметок за прошедшую неделю. это приятно и самим учащимся и не менее приятно родителям заглянуть в дневник ученика и увидеть достижения своего ребенка за неделю.
6. Дневники можно и нужно использовать для того, чтобы поддержать ученика в трудную для нег минуту жизни, чтобы своей записью искренне отметить те успехи и достижения, которые им достигнуты.
Традиции класса.
1.Еженедельная работа с дневниками. Устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю.
2.Поздравление от класса каждому ученику в день рождения.
3.Совместные праздничные чаепития с играми, конкурсами, загадками.
4. Ежегодные поездки в город.
Законы жизни в коллективе.
1.Учись честно говорить о своих ошибках.
2.Будь объективным к себе и другим.
3.Учись слушать и слышать, смотреть и видеть. Понимать и делать выводы.
4.Умей сопереживать.
5.Проявляй терпение и терпимость.
Правила успешного взаимодействия педагога и ученика.
1. Неформальное взаимодействие.
2. Справедливое и объективное отношение взрослого к ребенку.
3. Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.
4. Принятие и помощь, а не раздача ярлыков.
Изучение личности обучающегося (диагностика и мониторинг).
- Изучение условий проживания школьников.
- Изучение состояния здоровья детей (наблюдение на уроках за состоянием здоровья обучающихся), помощь в организации и проведении медицинских осмотров.
- Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся (по итогам четвертей и учебного года).
- Оценка удовлетворенности обучением в школе.
- Оценка профессиональной готовности (оценка памяти, внимания, характера, темперамента, способностей).
- Профориентационные тесты.
Профилактическая и коррекционная работа.
- Рассаживание и пересадка обучающихся с учетом медицинских рекомендаций.
- Обеспечение санитарно-гигиенических требований к учебному помещению (утепление кабинета, оклейка окон, проветривание кабинета).
- Организация дежурства по классу и по школе.
- Организация генеральных уборок класса и территории школы.
- Контроль наличия второй (сменной) обуви у обучающихся.
- Беседы по профилактике травматизма и инфекционных заболеваний.
Профориентационная работа.
- Информирование обучающихся и их родителей о системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблеме предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- Проведение классных часов по профориентации.
- Индивидуальное консультирование обучающихся по выбору элективных курсов по предметам в рамках предпрофильной подготовки.
- Проведение виртуальных экскурсий в вузы и сузы Новосибирской области и анкетирование обучающихся «Изучение спроса на профессии».
Цели и задачи работы с родителями обучающихся.
1.Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
2.Изучение воспитательных возможностей семей.
3.Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
4.Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
5.Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
6.Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Консультирование родителей и родительские собрания.
Консультирование родителей | Родительские собрания |
1. Консультация «Профилактика вредных привычек у школьников». | 1. Родительское собрание «Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей. Роль предпрофильной подготовки в выборе профессии. Презентация курсов по выбору». |
2. Консультация «Как помочь подростку успешно учиться?». | 2. Родительское собрание «Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы». |
3. Консультация «Компьютер в доме: польза или вред». | 3. Родительское собрание «Итоговая аттестация выпускников основной школы. Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу?» |
4. Консультация «Система профилактики правонарушений несовершеннолетних». | 4. Родительское собрание «Организация праздника «Творческий отчёт 9 класса» |
Перспективный план работы с классом на год.
План воспитательной работы в 9 классе на 2010/2011 учебный год
№п/п | Направление работы | МЕРОПРИЯТИЯ | ДАТА | ОТВЕТСТВЕННЫЕ | Форма проведения | |
I четверть | ||||||
1 | Н | «Право и мы» | 1.09 | Кл. рук. | Классный час | |
2 | З | Беседа по профилактике травматизма на дорогах. «Презентация элективных курсов (курсов по выбору)». | 6.09 | Кл. рук. | Класссный час-беседа | |
3 | Д | Осенние посиделки. | 20.09 | Культорг | вечер | |
4 | З | «Магнитные бури и их влияние на человека». | 27.09 | Кл.рук. | Беседа | |
5 | И | «Брейн-ринг». | 4.10 | Якушенко В. | Интеллектуальная игра | |
6 | Н | «Честность и ложь» | 11.10 | Кл.рук. | Дискуссия | |
7 | С | «Книги и ТВ в моей семье». | 18.10 | Кл. рук. | Классный час | |
8 | З | «Правильное питание в подростковом возрасте». Итоги 1-ой четверти | 26.10 | Кл. рук. | Беседа | |
II четверть | ||||||
1 | И | «Библия и иконопись». | 8.11 | Кл. рук. | Классный час | |
2 | Н | «По каким критериям судят о воспитанности человека?». | 15.11 | Кл. рук. | Диспут | |
3 | Н | «Этикет в общественных местах». | 22.11 | Кл. рук. | Беседа | |
4 | С | «Война в судьбе моей семьи». | 29.11 | Тищенко С. | Классный час | |
5 | З | «Компьютер – друг или враг?». | 6.12 | Кл. рук. | Беседа | |
6 | И | «Образы Ромео и Джульетты в мировой культуре». | 13.12 | Ничипуренко Н. | Классный час | |
7 | Н | «Красота внешняя и внутренняя». | 20.09 | Кл. рук. | Классный час | |
8 | З | Беседа о правилах пожарной безопасности. Итоги 2-ой четверти | 27.12 | Кл. рук. | Беседа | |
9 | Д | Новогодний бал. | 29.12 | Мелешина А. | Вечер | |
III четверть | ||||||
1 | И | «Моя будущая жизнь и нынешняя учёба». | 12.01 | Кл. рук. | Классный час | |
2 | Н | «Я, вы, они… А, может быть, мы?». | 19.01 | Кл. рук. | Классный час | |
3 | С | «Семья – мой дом родной». | 26.01 | Кл. рук. | Классный час | |
4 | З | «Как оказать первую медицинскую помощь» | 2.02 | Кл. рук. | Беседа с элементами игры-тренинга | |
5 | И | «По музеям мира». | 9.02 | Кл. рук. | Виртуальная экскурсия | |
6 | Н | «Я и мои поступки». | 16.02 | Кл. рук. | Классный час | |
7 | Д | «А ну-ка, парни!» | 20.02 | Ничипуренко Н. | Конкурс | |
8 | С | «Любовь к Родине начинается с любви к матери». | 2.03 | Кл. рук. | Классный час | |
9 | Д | «А ну-ка, девушки!» | 6.03 | Сопов Е. | Конкурс | |
10 | З | «Обсуждение Федерального закона от 07.03.05 г № 11-ФЗ «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». | 16.03 | Кл. рук. | Заседание круглого стола | |
11 | Н | «Мир человеческих чувств». Итоги 3-ей четверти | 20.12 | Кл. рук. | Беседа | |
IV четверть | ||||||
1 | Н | « Будущее России. Какое оно?» | 6.04 | Кл. рук. | Классный час | |
2 | З | «Здоровье и выбор профессии». | 13.04 | Кл. рук. | Классный час | |
3 | И | «Как успешно сдать экзамены?» | 20.04 | Кл. рук. | Беседа | |
4 | Н | «Взаимоотношения в обществе». | 27.04 | Кл. рук. | Беседа | |
5 | З | «Курение, наркотики, алкоголизм и развивающийся организм». | 4.05 | Кл. рук. | Беседа | |
6 | Н | «Поговорим о милосердии». | 11.05 | Кл. рук. | Классный час | |
7 | С | «История моей семьи: вчера, сегодня, завтра». | 18.05 | Кл. рук. | Классный час | |
8 | З | «Лето - каникулы». Итоги года | 23.04 | Кл. рук. | Классный час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Я - гражданин Российской Федерации".
сценарий классного часа позволяет воспитывать гражданскую позицию обучающихся через любовь к своей стране, области, району, селу; знакомит с флагом, гимном, геральдикой....
Классный час "Государственные символы Российской Федерации"
В презентации рассматриваются символы РФ: герб, флаг, гимн. История зарождения этих символов. Автор презентации: Лукина, Л. В. (г. Москва)...
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие...
Классный час "Государственные символы Российской Федерации"
Цель: воспитание патриотизма и гражданственности воспитанниц.Задачи: 1) дать учащимся представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг»2) рассказать о современной государственной символике, о...
Классный час «День Конституции Российской Федерации»
Классный час «День Конституции Российской Федерации»...