ХИМИЧЕСКАЯ ИГРА «ДУЭЛЬ ЭРУДИТОВ»
методическая разработка (10 класс) по теме
Цель игры - привлечение внимания учащихся к замечательной науке химии, к науке, которая всегда была востребована в России. Имена Ломоносова, Менделеева, Бутлерова, Зинина вписаны в сокровищницу мировой химической науки. Участвуя в игре, ученики получат возможность почувствовать себя учеными, проявить свои интеллектуальные способности, продемонстрировать приобретенные знания и логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskaya_igra_duel_eruditov_1.docx | 24.85 КБ |
prezentaciya_k_igre_duel_eruditov1.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
ХИМИЧЕСКАЯ ИГРА «ДУЭЛЬ ЭРУДИТОВ»
для учащихся 9-11-х классов МБОУ «Лицей №23» и «Лицей №39»,
разработчики учитель химии МБОУ «Лицей №39» Н.А. Гудкова и учитель химии МБОУ «Лицей №23» Т.Н. Иванова
Цели турнира:
- Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности.
- Вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы.
- Активизировать поиск информации и ее анализ.
- Развивать творческое мышление учащихся.
Вступительное слово
Мы хотим положить начало традиции – проведению ежегодных химических турниров между двумя общеобразовательными учреждениями Озерска, лицеями 23 и 39, изучающими химию углубленно. Сегодня соревнуются 2 команды – учащиеся 9, 10 и 11 классов. В каждой команде 7 человек. В игре 8 конкурсов.
Сегодняшней игрой нам хочется привлечь ваше внимание к замечательной науке химии, к науке, которая всегда была востребована в России. Имена Ломоносова, Менделеева, Бутлерова, Зинина вписаны в сокровищницу мировой химической науки.
Сегодня у вас будет возможность почувствовать себя учеными, проявить свои интеллектуальные способности, продемонстрировать приобретенные знания и логическое мышление.
В начале игры представляем наше достопочтенное и многоуважаемое жюри.
Содержание турнира
- Конкурс «Приветствие и домашнее задание».
Во время приветствия каждая команда должна представить свое название, девиз, эмблему, домашнее задание: презентацию по теме «Ода химии».
Оценивание (максимум):
за название - 1 балл,
за девиз - 1 балл,
за эмблему - 1 балл,
за домашнее задание- 5 баллов.
Регламент домашнего задания – 3 минуты.
Рекомендация для оценивания домашнего задания: убедительность, эстетичность презентации, соблюдение регламента.
- Экологический конкурс.
Ведущий. Предложите проект решения экологической катастрофы (слайд «Катастрофа Черного моря»). В сентябре 1927 года жители Крыма наблюдали как, в буквальном смысле, Черное море горит. Столбы дыма поднимались на высоту 500-800 метров. Одновременно на побережье ощущался запах тухлых яиц. Именно из-за этого газа, который в изобилии находится на глубине 100 метров от поверхности воды, гибнет Черное море, превращается в мертвое. О каком газе идет речь? Задание: предложите свой проект спасения Черного моря. Каждой команде предлагаем реактивы, которые, возможно, помогут вас в решении этой проблемы. Идеи кратко изложить на листе бумаги для жюри. Три минуты на обсуждение.
Капитаны вытягивают жребий, определяющий очередность выступления.
Оценивание (максимум):5 баллов.
Ведущий. На сегодняшний день существует два проекта. Первый - проект Мюллера – захоронение отходов, содержащих тяжелые металлы на глубине 2000 м. Второй – проект Клименко – создание прибора мезатрона для разложения сероводорода на водород и серу под действием мощного электрического разряда. Оба проекта имеют положительные и отрицательные стороны и ждут своих доработчиков.
Во время обсуждения – проведение демонстрационных химических опытов.
- Конкурс «Беру патент».
Предлагаем вам изобретательские задачи, на которые уже взяты патенты. Попробуйте предложить свое решение, взять свой патент. На обсуждение каждой задачи – одна минута. Отвечает команда, которая первая поднимет флажок. Вторая команда имеет возможность дополнить ответ первой.
Задача №1. (На слайде текст.) Улавливание паров металлической ртути из воздуха производственных помещений – важная санитарно-гигиеническая задача. Предложите способы решения проблемы. (Возможные ответы: серой. использование фильтров, водный раствор перманганата калия.)
Задача №2. (На слайде текст.) Для получения тепло- и звукоизоляционных полимерных материалов их необходимо вспенивать, т.е. изготавливать пенопласты. Это материалы, в которых в массе твердого полимера имеется большое количество пузырьков. Для этого используют пенообразователи, которые разлагаются с выделением газа. Предложите вещества, которые, по вашему мнению, можно использовать в качестве пенообразователей. (Ответ: карбонат аммония, гидрокарбонат аммония, гидрокарбонат натрия, нитрит аммония, карбонат кальция.)
Оценивание: за каждый правильный вариант - 1 балл.
- Конкурс капитанов.
Пантомима «Рассеянный лаборант».
Найдите ошибку в технике безопасности при работе с химическими веществами.
Капитанам выдаются листки и ручки. Они пишут ответы и отдают жюри.
Оценивание: за каждое увиденное нарушение - 1 балл.
- Конкурс «Черный ящик».
Презентация «Виды Санкт-Петербурга» (2 минуты).
В черном ящике находится минерал, который широко использовался для отделки соборов и дворцов Санкт-Петербурга. Это известный уральский минерал, которого в недрах земли практически не осталось. Что это за минерал? Вам дается одна минута на обсуждение. Через минуту листок с ответом сдаем жюри. (Ответ: малахит.)
Оценивание: 1 балл.
- Конкурс «Определите вещества».
На экране представлены пять образцов разных веществ. Они пронумерованы. Командам выдаются аналогичные образцы.
В течение одной минуты визуально определите вещества. (Ответ: мел, малахит, мрамор, пирит, кварц). Через минуту листок с ответом сдаем жюри.
Оценивание: за каждый правильный вариант - 1 балл.
- Конкурс «Старая рукопись».
В архиве нашли старую рукопись, но она оказалась испорченной. Во многих местах трудно было разобрать текст. Восстановите записи в течение 3 минут.
Команда 1.
- Ca +O2 → …
- Zn + … → ZnCl2
- Cu(OH)2 → CuO + …
- H2O2 → H2O + …
- CuSO4 + NaOH → H2O + …
- P + O2 → …
Команда 2.
- Zn +O2 → …
- K + … → KBr
- Fe(OH)2 → FeO + …
- H2O → H2 + …
- Fe SO4 + K OH → H2O + …
- Al + O2 → …
Оценивание: за каждую правильно написанную реакцию - 1 балл.
- Конкурс для болельщиков.
№1. Представляем танец «Типы химических реакций». Задание: определите показанные типы реакций. (Ответы: реакции соединения, обмена, замещения).
№2. Три космонавта высадились на неизвестной планете с заданием определить состав атмосферы. Они взяли с собой три предмета – яблоко, известковую воду и малахитовую шкатулку. Яблоко не почернело. Известковая вода не помутнела. Нагрели малахитовую шкатулку. Образовался осадок черного цвета, который на глазах стал красного цвета. (Ответ: водород).
Выступление жюри с заключительным словом. Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конкурс «Приветствие и домашнее задание»
Экологический конкурс
Катастрофа Чёрного моря
В сентябре 1927 года жители Крыма наблюдали как, в буквальном смысле, Черное море горит. Столбы дыма поднимались на высоту 500-800 метров. Одновременно на побережье ощущался запах тухлых яиц. Именно из-за этого газа, который в изобилии находится на глубине 100 метров от поверхности воды, гибнет Черное море, превращается в мертвое. О каком газе идет речь?
Конкурс «Беру патент»
Задача №1. Улавливание паров металлической ртути из воздуха производственных помещений – важная санитарно-гигиеническая задача. Предложите способы решения проблемы.
Задача №2. Для получения тепло- и звукоизоляционных полимерных материалов их необходимо вспенивать, т.е. изготавливать пенопласты. Это материалы, в которых в массе твердого полимера имеется большое количество пузырьков. Для этого используют пенообразователи, которые разлагаются с выделением газа. Предложите вещества, которые, по вашему мнению, можно использовать в качестве пенообразователей.
Конкурс капитанов
Найдите ошибку в технике безопасности при работе с химическими веществами .
Конкурс «Черный ящик»
В черном ящике находится минерал, который широко использовался для отделки соборов и дворцов Санкт-Петербурга. Это известный уральский минерал, которого в недрах земли практически не осталось. Что это за минерал?
Конкурс «Определите вещества»
1 2 3 5 4
Конкурс «Старая рукопись»
В архиве нашли старую рукопись, но она оказалась испорченной. Во многих местах трудно было разобрать текст. Восстановите записи в течение 3 минут.
Конкурс для болельщиков
Типы химических реакций. Задание : определите показанные типы реакций.
Три космонавта высадились на неизвестной планете с заданием определить состав атмосферы.
Они взяли три предмета .
Яблоко не почернело.
Известковая вода не помутнела.
Нагрели малахитовую шкатулку. Образовался осадок черного цвета, который на глазах стал красного цвета.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра "Состязание эрудитов"
Цели игры: фронтальное повторение учебного материала по математике;повышение познавательной активности учащихся;развитие культуры общения;развитие познавательного интереса;В игре участвуют...
Биолого-химическая игра "Кто хочет стать эрудитом?"
8 классВнеклассное мероприятиеИгра, в которой есть задания и вопросы как по химии, так и по биологии...Межпредметные связи........
Интеллектуальная игра "Битва эрудитов" для учащихся 5-6 классов
Границы использования представленного материала достаточно широки. Можно рекомендовать использование разработки не только учителям в урочное и внеурочное время, но и педагогам дополнительного об...
Игра "Битва эрудитов"
Презентация к интеллектуальной игре для 5-6 классов....
Интеллектуальная игра "Дуэль эрудитов"- 2014
Интеллектуальная игра "Дуэль эрудитов" предназначена для учащихся 9-11 классов, изучающих химию углубленно....
Дуэль эрудитов
Презентация для внеклассного мероприятия по химии...
Номенклатура химических соединений для эрудита
Химические вещества (названия) и их физические свойства...