Мир школьных прозвищ
презентация к уроку (6 класс) по теме

Старикова Татьяна Викторовна

 

При изучении имен собственных в учебнике русского языка 5 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что имена, отчества, фамилии  пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

            Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда прозвища являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_shkolnyh_prozvishch_.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир школьных прозвищ Выполнила: Морозова Карина , уч-ся 6 класса МБОУ «Украинская СОШ» Косихинского района Алтайского края Руководитель: Старикова Т.В.

Слайд 2

Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство. А уж куды бывает метко … - одной чертой обрисован ты с ног до головы! Н.В. Гоголь

Слайд 3

Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека. Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени. База исследования – учащиеся 5-11 классов.

Слайд 4

Актуальность исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой. Прозвища – широко распространённое явление среди школьников, оно присутствует повсюду, знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе русского языка. работа по теме позволит выяснить отношение школьников к прозвищам и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения ребят при употреблении прозвищ.

Слайд 5

Цель исследования Изучение наличия прозвищ у школьников 5-10 классов, выявление особенностей употребления прозвищ и отношения к ним.

Слайд 6

Задачи исследования: Провести анкетирование среди учащихся с целью изучения особенностей прозвищ. Составить картотеку школьных прозвищ. Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища. Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Слайд 7

Этапы исследования Январь-февраль – изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала . Март – проведение анкетирования, обработка результатов . Апрель-май – написание исследовательской работы.

Слайд 8

М етод сбора информации ( изучение научно-популярной литературы , наблюдение ) анализ ; сравнение ; Методы исследования: анкетирование статистические исследования (подсчет, вычисления).

Слайд 9

Сведения из словарей Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Прозвище — это название, данное человеку помимо его имени, обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.

Слайд 10

История возникновения прозвищ Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду. Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству. Теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен. В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.

Слайд 11

Библиография. Н.В. Гоголь писал : «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5)

Слайд 12

Школьные прозвища Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. Плакса

Слайд 13

По мнению ребят, прозвище – это кличка второе имя человека псевдоним секретное имя ник

Слайд 14

В работе лингвиста К. Н. Давыдовой прозвища делятся на три группы: 1)прозвища, которые относятся к жителям некоторых населенных пунктов в целом 2) прозвища, относящиеся к отдельным семьям, - «семейные прозвища» 3) прозвища, относящиеся к отдельным лицам, - «личные прозвища» Прозвища, которые дают конкретную оценочную характеристику отдельных лиц: 1. По внешнему признаку 2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения 3. По линии внутренних качеств 4. По особенностям речи 5. По месту прежнего местожительства 6. По прозвищу кого-либо из родственников 7. О бразованные от фамилии, имени

Слайд 15

Образование школьных прозвищ Другие причины 2 чел. – 10 % По имени 3 чел. – 15 % По внешности 7 чел. 35 % От фамилии 8 чел. – 40 % По характеру 1 чел. – 5 %

Слайд 19

Результаты анкетирования Я провела анкетирование среди школьников 5 - 11 классов нашей школы. 1. Нужны ли прозвища? На этот вопрос ответили «ДА» (35 % ) учащихся . 2. Прозвища не нужны - ответили 55 % опрашиваемых .

Слайд 20

Наличие прозвищ Анкеты показали, что 20 человек из 36 опрошенных имеют прозвища (на самом деле гораздо больше, так как некоторые ребята не знают, что у них есть прозвища или просто стесняются своих прозвищ). Из них считает это обидным 1 человек, остальные не обижаются. Иногда обижаются – ответили 2 человека. Привыкли – 9 человек .

Слайд 21

Анкетирование учащихся Употребляют ли сами ребята прозвища? На этот вопрос получила такие ответы: 1. Никогда не употребляю, так как для этого есть имя -14 человек. 2. Употребляю, если только человек не против - 21 человека. 3. Употребляю, даже если это не нравится человеку - 1 человек.

Слайд 22

Фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по повести Железнякова , - один из ярких примеров негативного воздействия прозвища. Оно стало одним из немаловажных факторов отношения к главной героине, 12-летней девочке, которое чуть ли не привело к трагедии. Лена, подобно своему дедушке, придает гораздо большее значение внутреннему содержанию и нравственному здоровью своей личности, чем своему внешнему виду. Испытывая на себе недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жестокость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства. А ведь все ее дразнили Чучело.

Слайд 23

Выводы Итак, можно сделать вывод, что прозвище человека нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.

Слайд 24

Выводы: Прозвища – одна из форм общения в школьной среде. К 5о% ребят обращаются не по имени, 35% школьников считает прозвища нормальным явлением, 38% учеников негативно относится к прозвищам .

Слайд 25

Проанализировав школьные прозвища, выяснив причину их появления, хочу предложить ребятам не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с определенной долей юмора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Прозвища в школьной среде"

В данной работе представлен материал о происхождении школьныш прозвищ,их этимологии....

Прозвища в школьной среде

Вашему вниманию представлена презентация "Прозвища в школьной среде"...

Так ли безобидны прозвища и клички?

Внеклассное занятие с учащимися 6 класса. Материал можно использовать для подготовки классного часа....

Проект "Прозвища с. Карпёнка"

Представлен  проект ученицы 8 класса Мельниковой Валентины. Тема проекта определялась  самостоятельно. Данный проект интерес тем, что он знакомит слушателей с историей возникновения п...

научно-исследовательская работа "Мир школьных прозвищ".

Прозвища широко распространены среди школьников. Нам стало интересно узнать историю возникновения прозвищ, причину их появления в подростковом возрасте, а также отношение учащихся к прозвищам. Цель ис...

Урок развития речи "Страница школьной газеты "Решаем проблему прозвищ"

Форма урока- деловая игра.Основная технология- проектная..Цель урока : создание тематической газеты.Задачи:Образовательная- повторить особенности и жанры публицистического стиля, научить создавать тек...

ПРОЗВИЩА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

ПРОЗВИЩА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ...