Россия - Родина моя!
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Россия – Родина моя!
Цель: 1.Обучающая: познакомить с символикой страны, с синонимичным рядом к слову родина, познакомить с понятием «малая родина», с героями, совершающими подвиги во спасение и славу Отечества;
2.Развивающая: развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас, познакомить с бесценным духовным наследием нашего народа и традициями;
3.Воспитательная: воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость к своей Родине, к родному краю, активной гражданской позиции
Оборудование к уроку: рисунки на тему «Россия – Родина моя», мяч,
мультимедийный проектор.
Ход урока:
I.Определение темы.
-Сегодня на классном часе мы будем говорить …. Тему вы сможете сформулировать сами после того, как разгадаете ребус. (См. слайд 2)
-Какое слово получилось? (Родина)
-Тема нашего занятия: «Родина есть у каждого из нас» (См. слайд 3)
-Как называется наша Родина?
II. Беседа по теме урока.
1.Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано, с этим понятием? (учитель бросает мяч, и каждый поймавший, заканчивает фразу словом: «Родина – это…»)
-Подберите синонимы к слову Родина. (После ответов учащихся см. слайд 4)
Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.
Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.
Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
-Как называется страна, где мы живем? (Россия, Российская Федерация)
-Как называют граждан, живущих в России? (россияне)
-Выберите из списка прилагательные, которые вы подобрали бы к слову Родина. (См. слайд 5)
Ученики рассказывают стихотворение «Родина»
Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом
И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб
По которой мы идем. За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем.
-Как вы представляете свою Родину, мы видим на ваших рисунках, которые вы приготовили к классному часу.
2.-Наша страна отличается от других государств: (См. слайд 6)
- языком, на котором разговаривает народ;
- своими символами;
- историей;
- обычаями, традициями;
- географическим положением.
Наша страна самая большая по площади. Её площадь составляет 17,1 млн.кв.км. Находится на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы. Граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. (См. слайд 7)
Для сравнения приведу примеры: на нашей территории может поместиться 2 таких материка, как Австралия и 5 таких стран, как Индия. (См. слайд 8)
3.У каждой страны есть свои официальные символы, означающие независимость. Это гимн, герб и флаг. (См. слайд 9)
Слово «флаг» греческого происхождения. Произошло от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время.
-Сколько цветов на нашем флаге?
- В каком порядке они расположены на флаге?
-Что означает каждый цвет?
- Где можно увидеть государственный флаг?
- Государственный флаг развивается над правительственными учреждениями. Флаг имеет три горизонтальные полосы: белая, синяя, красная. С 1993 года – государственный флаг Российской Федерации.
Белый цвет означает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости.
Синий - верность и честность, стремление к миру.
Красный – отвагу, героизм, огонь и готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто нес флаг, считался лучшим, это особая честь.
Вопрос о цветах государственного флага обсуждался впервые в 1667 году, в правление царя Алексея Михайловича. В 1667-1669 годах на реке Оке была построена флотилия: парусный корабль «Орел», яхта и легкие корабли. Флотилия должна была защищать торговые суда на Волге и Каспийском море. И флаг должен был указывать на государственную принадлежность корабля.
Было проведено целое историческое исследование знамён разных государств. Царь Алексей Михайлович издал указ о том, чтобы корабельный флаг был трёхцветным: белым, синим, красным. (См. слайд 10)
Герб – это знак государства, города, изображенного на флаге, монетах, печатях, официальных документах, паспорте, дипломах.
-Какой основной цвет на нашем гербе?
-Какая птица изображена на гербе?
-Почему у орла две головы?
- Что держит в лапах орел?
-Кому раньше принадлежали скипетр и держава? (царям, напоминают об историческом прошлом страны)
-Что ещё напоминает об историческом прошлом? (корона)
-Что вы видите в центре? (герб Москвы)
-Кто изображен на гербе Москвы?
-Что делает всадник?
- Слово «герб» произошло от немецкого слова «эрбе», что обозначает «наследство, фамильное достоинство». В 10-12 веках так называли отличительные знаки, которыми рыцари украшали свои щиты. Лица не видно, но на щите рисунок, по которому сразу определяли, кому он принадлежит. Дальше герб стал передаваться от отца к сыну. Возникла наука геральдика – об искусстве составления и толкования гербов.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен двуглавый орел. Правой лапой сжимает скипетр, в левой – держава. Скипетр и держава напоминают об историческом прошлом нашей Родины. Когда-то они служили знаками царской власти. Скипетр - жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Крылья птицы похожи на солнечные лучи. А сама золотая птица – солнце. Орел – царь птица, которая символизирует силу, мудрость и мужество. Над головой орла три короны, которые означают единую связь трех дружественных народов- русских, украинцев и белорусов. Одна голова орла обращена на восток, другая на запад. Так как наша страна расположена в Европе и Азии. На груди орла – герб Москвы. Он представляет всадника на белом коне. В правой руке – серебряное копье, которое помогло победить змея. Черный змей – символ зла. Всадник – Георгий Победоносец. С именем Георгия Победоносца связана легенда.
Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону (змею) собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.
Издавна змей считается олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла.
Двуглавый орёл как символ Русского государства появился в xv веке при великом князе московском Иване Ш Васильевиче.
Гербы не только красивые картинки, они наполнены глубоким смыслом, который открывается лишь тем, кто хочет заглянуть в историю городов и государств. Все люди с уважением должны относиться к гербу своей страны и родного города – символам, дошедших до нас из глубины веков.
- Гимн – торжественная песня, славящая страну. Звучит в особо торжественных случаях. Например, при награждении победителей спортивных соревнований. При исполнении гимна встают, проявляя тем самым уважение к стране, чей гимн звучит. Слова гимна отражают историю страны. Гимн прославляет могущество и величие государства. Музыку сочинил композитор А.Александров, а слова С.Михалков (звучит гимн)
-Что вы чувствуете?
Первые боевые песни исполнялись в честь воинов, защищавших Русскую землю.
4.Есть в нашей стране город, в котором мечтают побывать многие из нас. Этот город главный в нашей стране.
-Вы догадались? (См. слайд 15)
-Как вы понимаете выражение: Москва – сердце России.
-Кто знает, кто основал Москву? В каком году?
Москва древний город. Первое упоминание в летописи 1147 года. Суздальский князь Юрий Долгорукий на красивом месте построил крепость. На высоких холмах вокруг крепости и вдоль рек Яуза и Неглинная располагались посады – села во главе с большим деревянным укреплением – Кремлем. Главная достопримечательность Москвы – Кремль. В 2007 году Москве исполнилось 860 лет.
5.(См. слайд 16)
-Как вы понимаете, слово уникальна?
-Какие примеры можете привести?
(Подготовленные дети рассказывают)
Во-первых, наша страна по территории самая большая. Необъятна Россия.
Во-вторых, нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи…
В-третьих, на территории нашей страны находится самое глубокое озеро в мире Байкал. Максимальная глубина достигает до 1620метров. Для сравнения, например, глубина озера Виктория, которое находится в Африке - достигает 82м. Глубина озера Чад 4-11м.
Байкал – чудо природы. Среди всех водоемов мира байкальская вода самая прозрачная.
В-четвертых, в европейской части протекает самая длинная река в Европе – Волга. Её длина составляет 3530км. Для сравнения: длина реки Сена во Франции всего лишь 776км. Длина реки Рейн в Германии – 1320км.
В-пятых, именно наш соотечественник полетел первым в космос. 12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин на корабле «Восток» сделал виток вокруг нашей планеты. Мы гордимся, что первым в космос отправился русский человек.
В-шестых, посмотрите, как красив русский лес. А теперь представьте: тропинку, ведущую к речке, вспорхнувшую птицу, берёзу, распустившую свои листочки под окном, шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о красоте природы!
Можно ещё долго перечислять.
6. Работа в группах.
-Как вы думаете, чем и кем может гордиться наша Родина? (ответы детей)
(См. слайд 17 показать только диаграмму)
8.Слово Родина каждый знает с детства. Трудно перечислить все, что стоит за этим большим и емким словом. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок, где он родился. Это его малая Родина. Из множества таких маленьких уголков состоит наша великая Родина.
9.Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относится к культурным ценностям, гордиться своими достижениями своего народа. Бернард Шоу сказал: «Патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому, что именно в ней ты родился».
-Какие слова, мог сказать настоящий патриот своей страны? (См. слайд 20)
ΙV. Итог классного часа.
Продолжи предложения:
-Сегодня я узнал, что…
-Мне было интересно потому, что…
-Мне стало интересно узнать…
(См. слайд 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
2 класс раздел "Россия - Родина моя "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
Презентация к разделу Россия - Родина моя по программе Е.Д.Критской по теме "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия."...
Литературно-музыкальная композиция "Россия - Родина моя", посвященная Дню России
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню России. Проводилось в ГАПОУ "Ишимский политехнический техникум" в июне 2015 года....
Презентация на тему:"Россия-Родина моя. Символика России и Краснодарского края"
В этой презентации вы можете ознакомиться с символикой России и Краснодарского края....