Профилактика экстремизма и этносепаратизма в ОУ
учебно-методический материал по теме
Целевая программа, план мероприятий, классные часы и методические рекомендации по профилактике экстремизма и этносепаратизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yavleniya_ekstremizma.ppt | 1.94 МБ |
terrorizm.ppt | 1.02 МБ |
pamyatka.doc | 30 КБ |
pamyatka_profilaktika_ekstremizma.doc | 29 КБ |
anketa_po_proyavleniyu_ekstremizma.doc | 89.5 КБ |
klassnyy_chas_chto_takoe_ekstremizm.doc | 40.5 КБ |
klassnyy_chas_terrorizm_-_ugroza_obshchestvu.doc | 57.5 КБ |
dolzhnostnaya_instrukciya.doc | 40.5 КБ |
plan_meropriyatiy_2012-2013.docx | 12.68 КБ |
plan_meropriyatiy_po_profilaktike_ekstremizma.doc | 64 КБ |
celevaya_programma.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
«Правило четырех «не»:
- Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
- Не заходи с ними в лифт и подъезд.
- Не садись в машину к незнакомцам.
- Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?
Все равно скажи – НЕТ!
Объясни, как найти улицу, но ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.
В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:
- Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
- Если за тобой в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
- Если новый знакомый угощает чем-то.
Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру.
Соглашаться на это нельзя ни в коем случае!
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой:
- Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
- Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
- Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай
«Нет!».
- Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
- Если рядом с тобой тормозит машина, как можно дальше отойди от нее и ни в коем случае не садись в нее.
- Если человек не отстает от тебя, подойти к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.
Преступник не всегда имеет страшное лицо. Любой маньяк умеет превращаться и на время становиться добрым и милым дядей.
Поэтому наш совет:
- на все уговоры пойти куда-то, чтобы посмотреть что-то, или поиграть, надо ответить «Нет!», даже если очень интересно. А, придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.
Но как быть, если взрослый очень настойчив?
Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!».
Это очень опасно!
От такого человека надо бежать, сломя голову. И, придя домой, обязательно рассказать об этом родителям. Правила поведения на улице:
- Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
- В автобусе, трамвае, метро, в электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
- Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвести или просьбу показать, как проехать туда-то. Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу.
- Не ходи в отдаленные и безлюдные места.
Правила поведения в своем доме:
- Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.
- Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они не уйдут.
- Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом, и наведи справки.
- Если возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не входи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи.
- Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.
Предварительный просмотр:
Профилактика экстремизма
Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие
виды экстремизма:
- политический
- национальный
- религиозный
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.
Политический экстремизм – это движения или
течения против существующего конституционного строя.
На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.
Преступления экстремистской направленности.
К преступлениям экстремистской направленности относятся:
публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества и т.д.
Проявления экстремистской деятельности
- Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
- Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
- Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
- Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.
Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).
Предварительный просмотр:
Анкета об отношении граждан к проявлениям экстремизма
в современном обществе.
1. Знаете ли Вы что такое экстремизм?
1. Знаю
2. Скорее знаю
3. Скорее не знаю
4. Не знаю
5. Затрудняюсь ответить.
2. В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?
- В многонациональности населения, проживающего на территории России
- В низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей
- В целенаправленном «разжигании» представителями экстремистско-настроенных организаций националистической агрессии
- В недостаточном правовом просвещении граждан в сфере противодействия (профилактики) экстремизма
- В недостаточном количестве центров досуга и специальных досуговых программ для детей подросткового возраста и взрослого населения
- В кризисе школьного и семейного воспитания
- В деформации системы ценностей в современном обществе
- Иное__________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3. Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?
- Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений, тотальную цензуру
- Способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран в профилактике экстремизма
- Либеральные, предполагающие лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющие создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений, отсутствие всякой цензуры.
4. Насколько актуальной, по Вашему мнению, является проблема экстремизма для России в целом, для Челябинской области и вашего поселка, в частности?
Субъект | Актуальна | Скорее актуальна | Скорее не актуальна | Не актуальна | Затруд-няюсь ответить |
Россия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Челябинская область | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ваш город/поселок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?
- Сталкиваюсь достаточно часто
- Сталкивался(ась) несколько раз
- Сталкивался(ась) однажды
- Не приходилось сталкиваться
- Затрудняюсь ответить.
6. Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?
- Сталкиваюсь достаточно часто
- Сталкивался(ась) несколько раз
- Сталкивался(ась) однажды
- Не приходилось сталкиваться
- Затрудняюсь ответить.
7. Приходилось ли Вам лично участвовать в конфликтах на национальной почве?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить.
8. Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. А Вы лично испытываете подобные чувства по отношению к представителям какой-либо национальности?
- Испытываю
- Скорее испытываю
- Скорее не испытываю
- Не испытываю
- Затрудняюсь ответить.
9. Как Вы относитесь к действиям представителей экстремистских организаций?
- Осуждаю подобные действия
- Скорее осуждаю
- Одобряю подобные действия
- Скорее одобряю
- Затрудняюсь ответить.
- Знаете ли Вы, куда следует обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить.
11. Готовы ли вы оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов по противодействию экстремизму?
- Готов(а)
- Скорее готов(а)
- Не готов(а)
- Скорее не готов(а)
- Затрудняюсь ответить.
12. По Вашему мнению, внесение каких законодательных инициатив будет способствовать искоренению экстремистских проявлений в обществе?
- Введение уголовной ответственности за сокрытие информации о проявлениях экстремистского поведения либо попустительство в создании экстремистского сообщества (организации)
- Введение уголовной ответственности за организацию либо способствование распространению информации экстремистского толка в СМИ
- Введение ответственности за бездействие должностных лиц, обязанных осуществлять профилактику, либо пресечение экстремистского поведения или деятельности экстремистских сообществ (организаций)
- Иное ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
13. От кого, по Вашему мнению, в наибольшей степени зависит решение проблем экстремизма?
- От населения в целом
- От правоохранительных органов
- От местных (муниципальных) властей
- От региональных (областных) властей
- От федеральных властей
- От меня самого.
14. Насколько велика опасность распространения экстремизма в современной России в целом, в Челябинской области и в Вашем поселке, в частности?
Субъект | Довольно велика | Скорее велика | Скорее не велика | Не велика | Затрудня-юсь ответить |
Россия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Архангельская область | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ваш город/поселок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15. Ваши предложения по улучшению деятельности органов государственной власти в сфере противодействия и профилактики экстремизма:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Как долго Вы проживаете в Архангельской области?
- Менее 5 лет
- От 5 до 10 лет
- От 10 до 20 лет
- Более 20 лет
- Всю жизнь, родился здесь.
17. Ваш возраст:
- 18 – 30 лет
- 30 – 45 лет
- 46 – 55 лет
- 56 – 65 лет
- 65 – 75 лет
- Старше 75 лет.
18. Ваше образование:
- Неполное среднее
- Среднее
- Среднее специальное
- Неоконченное высшее
- Высшее.
19. Сфера Ваших профессиональных интересов?
- Здравоохранение, образование, культура
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание
- Государственная, муниципальная служба
- Военная служба, МЧС, полиция
- Связь, транспорт
- Промышленность
- Сельское хозяйство
- Малое предпринимательство
- Общественная организация (НКО)
- Студент (учащийся)
- Пенсионер (не работающий)
- Безработный (домохозяйка)
14. Иное__________________________________________________________________
20. Где Вы проживаете?
1. В городе
2. В поселке
3. В деревне
Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
«Что такое экстремизм?»
Задачи:
Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма раскрыть разновидности терроризма.
Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления, подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы; учить детей анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.
Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму.
Форма мероприятия: устный журнал.
Метод: исследовательский.
Ход мероприятия
Вступление учителя:
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. 60 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.
Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.
Сообщение ученика:
Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями. Из толкового словаря этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний» (взгляды и меры).
Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства).
Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.
Сообщение ученика:
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.
-это нарастание социальной напряженности.
-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.
-это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.
Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.
От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.
Учитель:
Терроризм и экстремизм это стихийное действие или за этим кто-то стоит?
Сообщение ученика:
Кого бы мы не взяли – афганских и иранских бойцов «Аль – Каиды», палестинских смертников, выходцев из Сомали, взрывавших себя в лондонском метро, чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизится к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы это не пытались оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде. «Аль-Каида» - организация исламских фундаменталистов. Осуществляет боевые операции по всему миру.
Создал в 1988г. и возглавлял организацию уроженец Саудовской Аравии Усама Бен Ладан
Цель организации – ниспровержение светских режимов в исламских государствах и установление исламского порядка, Аль - Каида рассматривает США в качестве главного врага ислама. Им были созданы строительные организации, возводящие дороги и тоннели в интересах исламской оппозиции. Вместе с тем Ладан непосредственно участвовал в боевых операциях. Он вербовал по всему миру и обучал добровольцев желающих принять участие в джихаде против СССР. Но к 1988г. интересы Ладана все меньше связываются с Афганистаном и все больше с международной борьбой исламистов. В последующем мажахеды стали появляться в различных террористических организациях Ближнего Востока, приняли участие в войнах на территории Сомали, Боснии, Косово, Чечни, Таджикистане. Аль-Каида рассматривает все происходящие на Ближнем Востоке конфликты как борьбу правоверных мусульман с одной стороны и еретиков и безбожников с другой. К врагам ислама относятся как умеренные исламские режимы (Саудовская Аравия и ей подобные) так и США. Присутствие войск США рассматривается Ладаном как новый крестовый поход христианского Запада против мусульманского Востока, как оккупация святых мест.
«Терроризм» один из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое сознание. Попробуем в самых общих чертах определить терроризм и выделить его основные разновидности.
Сообщение ученика:
Я повторюсь, скажу, что терроризм это сознательное использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо недостижимых легитимным способом.
Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные ей революционеры - террористы). Например: русские народники, французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты, теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная Армия в ФРГ и т.д.
Этнический терроризм. Этнические меньшинства рассматривают терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях, когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские армяне и чеченцы.
Религиозный терроризм. Выступают религиозные меньшинства или активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и современный исламский терроризм.
Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается требованием полуполитического характера. Например: предоставление средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону, освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская, сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.
Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка – националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник, а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред обществу.
Учитель:
Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в Чечне. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события
Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере.
Учитель:
Живой разговор по этой теме:
Почему возникают конфликты? Как разрешаются они в школе? Классе?
Как вы относитесь к терроризму и экстремизму?
Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить.
Терроризм и экстремизм проявление ненависти или глупости? Аргументируйте свой ответ.
Предварительный просмотр:
Классный час: "Терроризм – угроза обществу" в 8 классе
Цели:
- объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
- совершенствование у школьников знаний о терроризме;
- основ безопасности в ЧС;
- формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
Задачи:
- Изучить правила поведения при теракте;
- Развивать навыки поисковой, исследовательской работы;
- Формирование умения работать в группах.
Оборудование:
- видеомагнитофон,
- телевизор,
- мультимедийный проектор,
- плакаты с надписями “Терроризм-уроза общества”, “Война против беззащитных”,
- магнитная доска,
- заготовки для памяток.
(Вначале учащиеся просматривают кадры хроники о действиях террористов в Буденовске, Москве, Беслане, США).
Ход беседы
Учитель. Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…
Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.
Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом: “Терроризм-угроза обществу”. В наше беседе принимает участие представитель Нарымского отряда МЧС (Ф.И.О.)
- Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.
Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).
Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.
В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров
П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.
Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?
Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…
Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.
Учитель. В чем же сущность терроризма?
Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей.
Типы современного терроризма:
- Националистический
- Религиозный
- Политический
Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
• 1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.
- Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.
- Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.
- 6 февраля 2004 год - взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.
- Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:
- 12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;
- 5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло - 17 человек, 74 получили ранения;
- 5 декабря взрыв в электричке в Есентуках – погибли 32 человека, ранено - 150.
- 9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)
- 2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.
Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек, объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида (Испания), бесконечные теракты в Израиле, на Филлипинах, в других странах.
Учащиеся на магнитной доске вывешивают плакаты:
Только в 2000 году в мире было совершено |
За десять лет совершено |
Учитель. Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в условиях угрозы террористических актов.
(Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)
Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).
Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).
РЕФЛЕКСИЯ.
По итогам беседы, учащимся дается такое задание.
“Ситуация”.
“Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой …” (Ваши действия).
“Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин…” (Ваши действия). Учащиеся предлагают свои проекты действий из данных ситуаций, идет обсуждение.
Группа учащихся “Эксперты” (руководитель: представитель МЧС, курирует участников группы, действия учащихся по выходу из данных “ситуаций”)
Группам учащихся выдаются карточки.
“Закончи предложения, текст” Например:
Карточка №1 “При террористических актах может…”
Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………
Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”
Помни:……………..
Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”
Вы должны:…………………………………..
Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”
Ваши действия: …………………………..
Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”
Вам необходимо:
Карточка № 6 “Если рядом прогремел взрыв”
Ваши действия…………………
Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы?
(Ответы учащихся)
Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель профкома Директор МОУ Уральская СОШ
______________________ ____________________________
«___» ___________ 20__ г. «___» ___________20__ г.
Должностная инструкция
ответственного по обеспечению безопасности.
1. Должностные обязанности и полномочия
1. Ответственный по обеспечению безопасности обязан:.
1 . 1. Знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательных и нормативных правовых документов по обеспечению безопасности, охране труда, предупреждению и недопущению террористических актов, по борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма.
1.2. Организовать в образовательном учреждении работу по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности, противодействию экстремизму, по противопожарной безопасности и электробезопасности, предупреждению производственного травматизма, соблюдению внутреннего режима и поддержанию общественной дисциплины.
1.3. Разрабатывать документы планирования, мероприятий по безопасности, антитеррористической защищенности и гражданской обороне, проекты приказов, распоряжений, инструкции, памятки, наглядную агитацию и др. документы.
. 1.4. Принимать участие в разработке годового и месячных планов воспитательной работы в части, касающейся подготовки и проведения мероприятий по привитию устойчивости к вовлечению обучающихся и сотрудников учреждения в экстремистские организации и противоправные действия.
1.5. Планировать и проводить занятия по подготовке преподавательского состава, обслуживающего персонала по вопросам, касающимся безопасности, антитеррористической защиты, гражданской обороны и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении.
1.6. Организовать работу по соблюдению требований внутри объектового режима, правил внутреннего распорядка, предупреждению антиобщественного поведения обучающихся в образовательном учреждении.
1.7. Организовать работу детских общественных организаций и родительской общественности (родительских комитетов, групп, ученического органа самоуправления, организаций «Юный дружинник», «Юный пожарный», «Юный инспектор по безопасному движению» и др.) по обеспечению общественного порядка в образовательном учреждении.
1 .8. Организовать и поддерживать взаимодействие с органами внутренних дел, ФСБ, ГО и ЧС, прокуратуры по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности. Согласовывать планы работы учреждения, другие документы, касающиеся обеспечения безопасности в образовательном учреждении, с правоохранительными органами.
1.9. Оказывать помощь педагогическим работникам в обеспечении безопасности и общественного порядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
1.10. Разрабатывать документы и проводить специальные учения (тренировки) по действиям обучающихся и педагогического состава в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, тренировки по плану ГО.
1.11. Контролировать содержание в безопасном состоянии и в надлежащем порядке подвальных, подсобных, хозяйственных, технических, чердачных помещений, требовать от ответственных должностных лиц содержания их закрытыми и опечатанными, а пожарные краны, средства пожаротушения, запасные выходы в готовности к использованию.
1.12. Обеспечивать предварительный контроль подготовки мест проведения массовых мероприятий, постоянного нахождения обучающихся и сотрудников ( классов, кабинетов, спортивного зала, производственных мастерских и др. помещений) на предмет их безопасности.
1 . 13. Лично контролировать учет, состояние хранения средств индивидуальной защиты, медицинских препаратов, химикатов, ядотехнических жидкостей на предмет обеспечения надежной сохранности их и недопущения несанкционированного доступа к ним.
1 . 14. Соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, положений и требований должностной инструкции, поддерживать уровень квалификации, достаточный для выполнения возложенных должностных обязанностей.
1 .15. Ответственный по обеспечению безопасности организует:
- работу в образовательном учреждении по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности всех категорий сотрудников и обучающихся, по выполнению задач гражданской обороны, требований по обеспечению правопорядка и поддержанию общественной дисциплины;
- воспитательную и разъяснительную работу по вопросам выполнения требований общественной и личной безопасности, проявления бдительности ко всем фактам и проявлениям, создающим опасность жизни, здоровью сотрудников и обучающихся во время нахождения их в образовательном учреждении, недопущению проявлений экстремизма и антиобщественного поведения;
- работу по планированию и проведению мероприятий (занятий, тренировок) с преподавательским составом, обучающимися по действиям в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (ГО) в образовательном учреждении.
Ответственный по обеспечению безопасности имеет право:
1 . 16 . Требовать от всех должностных лиц и обучающихся в учреждении точного и неукоснительного выполнения положений руководящих документов по обеспечению безопасности в образовательном учреждении, по предупреждению и недопущению террористических актов, поддержанию общественного порядка, установленных правил и дисциплины.
1.17. Проводить проверки состояния внутриобъектового режима и выполнения установленного распорядка. В пределах своих полномочий принимать решения по вопросам организации и проведения мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности, ГО, согласуя их с руководителем учреждения.
1.18. Вносить предложения по совершенствованию деятельности образовательного учреждения по обеспечению общественной и личной безопасности обучающихся и персонала, правильной эксплуатации оборудования и имущества, развитию и совершенствованию материально-технической базы.
1.19. Вносить дополнения в инструкции по мерам безопасности, использованию оборудования, помещений в пределах определенной ему компетенции.
1.20. Отдавать распоряжения сотрудникам учреждения и обучающимся по вопросам обеспечения безопасности, выполнению требований по обеспечению правопорядка, установленных правил техники безопасности.
1.21. Принимать неотложные меры для выявления, предупреждения и пресечения всех предпосылок, создающих опасность жизни, здоровью обучающихся и сотрудников учреждения, защите от терроризма и других опасных проявлений.
П. Квалификационные требованная
2.1. Для выполнения должности ответственного по обеспечению безопасности образовательного учреждения по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму необходимо иметь:
а) по уровню профессионального образования: высшее профессиональное образование по специальности «государственное управление» либо военное, юридическое, историческое, политологическое, философское или образование, считающееся равноценным;
б) по стажу и опыту работы по специальности:
- стаж работы по специальности не менее трех лет;
в) по уровню знаний законодательства:
- знание Конституции РФ, федерального законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы безопасности, противодействия терроризму и экстремизму, гражданской обороне;
г) по уровню компьютерной грамотности:
- владение вычислительной техникой на уровне персонального пользователя.
Ш. Ответственность
3. 1. Ответственный по обеспечению безопасности образовательного учреждения по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму назначается и освобождается руководителем образовательного учреждения.
3.2. Непосредственным руководителем, отдающим распоряжения и указания для ответственного по обеспечению безопасности образовательного учреждения по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму, является руководитель образовательного учреждения.
3.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ответственный по обеспечению безопасности образовательного учреждения по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке, определенном Трудовым кодексом РФ.
С содержанием инструкции ознакомлен:
Предварительный просмотр:
Утверждаю: _____________________
Директор Уральской школы
План мероприятий по реализации программы
«Профилактика экстремизма, этносепаратизма.
Формирование толерантности»
на 2012-2013 учебный год
№ | мероприятие | дата | класс | ответственный |
1 | Праздник «Традиции и обычаи моей страны» | сентябрь | 5-11 | Зам.директора по ВР |
2 | Конкурс фоторабот «Красота спасет мир» | сентябрь | 1-11 | Учитель ИЗО |
3 | «Экстремизм и патриотизм» час общения | октябрь | 5-11 | Учителя истории |
4 | Конкурс рисунков на стене «Мы разные, но мы вместе» | октябрь | 1-5 | Учитель ИЗО |
5 | Месячник формирования толерантности (работа по плану месячника) | ноябрь | 1-11 | Зам.директора по ВР |
6 | Конкурс сочинений «Кого я считаю толерантным человеком?» | декабрь | 8-11 | Учитель русского языка |
7 | Педагогический совет «Русский язык как язык межнационального общения» | декабрь | педагоги | Учителя русского языка, библиотекарь |
8 | Конкурс «Лидер школы» | январь | 8-11 | Зам.директора по ВР |
9 | Родительское собрание «Воспитание человечности у подростков» | февраль | 1-11 | Классные руководители |
10 | Час общения «Кто такой воспитанный человек?» | февраль | 1-4 | Учитель начальных классов |
11 | Выпуск газет «Как сберечь планету Земля?» | март | 5-11 | Зам.директора по ВР |
Фотовыставка «Мир без насилия» | ||||
12 | Праздник «День семьи» | апрель | 1-11 | Зам.директора по ВР |
13 | Конкурс рисунков на асфальте «Мир – основа жизни на земле» | апрель | 5-11 | Учитель ИЗО |
14 | Конкурс сочинений ко Дню Победы | май | 5-11 | Учитель русского языка |
Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы | май | 1-11 | Зам.директора по ВР | |
15 | Лучший ученический коллектив | май | 1-11 | Зам.директора по ВР |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: _____________
Директор Уральской СОШ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ЭКСТРЕМИЗМА И ЭТНОСЕПАРАТИЗМА.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
- РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.
№ | МЕРОПРИЯТИЕ | СРОКИ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
1. | Ознакомление с планом мероприятий по профилактике экстремизма | Сентябрь | ЗАМ. директора по ВР |
2 | - Проверка исправности работы системы оповещения, тревожной сигнализации, пожарной сигнализации и других инженерных систем жизнеобеспечения - Осмотр здания, территории, спортивных площадок на предмет обнаружения подозрительных предметов - Осмотр ограждений, ворот, калиток, запасных выходов, замков, запоров, решеток на предмет их целостности и исправности | Ежедневно | Дежурный администратор, завхоз,сторожа |
3. | Рассмотрение вопросов, связанных с экстремизмом на совещаниях, МО, производственных совещаниях | В течение года | Администрация |
4. | Изучение Положений, инструкций, памяток и другой документации по обеспечению безопасности в школе с вновь прибывшими работниками в течение недели после поступления | Ситуационно | Зам.дир по УВР, завхоз |
5. | Документационное обеспечение (издание необходимых приказов и распоряжений, утверждение планов, графиков и т.п.) безопасности массовых мероприятий | Ситуационно | Директор, заместитель директора |
6. | Ознакомление участников (работников, учащихся и их родителей) массовых мероприятий с необходимой документацией по обеспечению безопасности | Ситуационно | Назначенные лица |
7. | Инструктаж сотрудников школы и педагогов по противодействию экстремизму и терроризму | Два раза в год | Зам.директора по безопасности |
8. | Накопление методического материала по противодействию экстремизму. | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители |
9. | Изучение педагогами нормативных документов по противодействию экстремизму. | Сентябрь | Администрация |
10. | Семинар для классных руководителей «Толерантность учителя» | Ноябрь | Зам. директора по ВР |
11. | Участие в районных мероприятиях для педагогов по профилактике экстремизма | В течение года | Педагогический состав |
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. | Рассмотрение на родительских собраниях, вопросов связанных с противодействием экстремизму: «Проблемы нетерпимости и экстремизма в подростковой среде» «Воспитание гражданского долга у подростков» «Воспитание человечности у подростков» «Толерантность: терпение и самоуважение» « Проявление толерантности в семье» | В течение года
| Зам. директора по ВР, классные руководители |
- РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1. | Диагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у учащихся | Сентябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители |
2. | Проведение тематических классных часов и часов общения с целью противодействия экстремизма и формированию толерантности у учащихся | В течение года | Классные руководители |
3. | Уроки по основам правовых знаний, направленных на формирование толерантных установок у учащихся. Ответственность за участие в группировках, разжигающих национальную рознь | В течение года | Преподаватели истории и права |
4. | Ознакомление вновь прибывших учащихся с памятками и инструкциями по обеспечению безопасности в течение недели после зачисления | Ситуационно | Классный руководитель |
5. | Ознакомление участников (работников, учащихся и их родителей) массовых мероприятий с необходимой документацией по обеспечению безопасности | Ситуационно | Назначенные лица |
6. | Благотворительные акции «Дети детям» | В течение года | Зам. директора по ВР |
7. | Мероприятия по изучению культуры и традиций других народов | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители |
8. | Конкурс проектных работ | май | Зам. директора по ВР |
9. | Беседа с учащимися о последствиях ложных сообщений о готовящихся террористических актах | январь | Зам. директора по ВР |
10. | Проведение плановой эвакуации учащихся | 2 раза в год | Преподаватель ОБЖ |
11. | Изучение на уроках обществознания нормативных документов по противодействию экстремизму | В течение года | Учителя обществознания |
12. | Выявление детей состоящих в разного рода экстремистских группировках. | В течение года | Педагогический состав |
13. | Практическая направленность занятий по ОБЖ по мерам безопасности, действиям в экстремальных ситуациях | В течение года | Учитель ОБЖ |
14. | Мероприятия, посвященные дню народного единства | ноябрь | Зам. директора по ВР |
15. | Мероприятия в рамках международного дня толерантности | Ноябрь | Зам. директора по ВР |
16. | Тематические выставки | В течение года | Библиотекарь, Зам. директора по ВР |
Утверждаю: _____________
Директор Уральской школы
(Мокрушина З.А.)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ЭКСТРЕМИЗМА И ЭТНОСЕПАРАТИЗМА К МЕСЯЧНИКУ
ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАТНОСТИ (НОЯБРЬ)
№ | МЕРОПРИЯТИЕ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1. | Классные часы и часы общения: «Экстремизм и патриотизм», «Все мы разные, но все равные», «Дети разных народов, мы мечтою о дружбе живем», «Что значит уважать другого»…. (1-11 класс) | Классные руководители |
2. | Родительское собрание «Проблемы экстремизма в подростковой среде» | Классные руководители |
4. | Интеллектуальная игра «Делами добрыми едины» 9-11 класс | Шишкина Л.Л. |
5. | Конкурсная интеллектуальная игра ко дню народного единства «Полотно мира» 5-8 класс | Лялина Т.М. |
6. | Фотоконкурс «Любимый уголок моего района» | Натфуллина З.А. |
7. | Конкурс сочинений «Кого я считаю толерантным человеком» | Ошкина Л.Н. |
8. | Подготовка и проведение выставки рисунков «Россия – дом более 100 народов» | Кобелькова М.В. |
9. | Мероприятия школьного музея | Косырева О.А. |
Предварительный просмотр:
Целевая программа
«Профилактика экстремизма, этносепаратизма и укрепление толерантности в школе на 2012-2014 годы»
МОУ Уральская СОШ
Паспорт Программы
Наименование Программы | «Профилактика экстремизма, этносепаратизма и укрепление толерантности в школе на 2012-2014 годы» |
Разработчик Программы | директор школы заместитель директора по ВР педагог-организатор ОБЖ |
Дата утверждения Программы | Педагогический совет МОУ Уральской СОШ протокол № |
Цели Программы | Создание в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. |
Задачи Программы |
|
Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы | 1.Увеличение количества обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира на 5%. 2.Увеличение количества проведенных тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма 3.Увеличение числа специалистов, охваченных курсами повышения квалификации по вопросам формирования установок толерантного отношения на 10% 4.Увеличение количества участников мероприятий по изучению и обмену опытом регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на 10%. 5.Увеличение количества музейных экспозиций, посвященных национальным культурам проживающих в автономном округе этносов на 5%. |
Сроки реализации Программы | 2012–2014 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Характеристика проблемы
Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
В школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.
Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков.
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.
В средствах массовой информации окружного значения публикуются материалы по недопущению проявлений экстремизма, разжигания расовой и религиозной вражды. Для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет». Этих мер явно не достаточно. Необходимо создать единое информационное пространство для пропаганды ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, не в полной мере используется потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Программа по профилактике экстремизма гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в школе призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.
Механизм реализации целевой Программы
Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2011-2013 годов:
I этап (2012г.) - разработка методологических, научно-методических и технологических основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения; обобщение и развитие имеющегося в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре конструктивного опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; выработка критериев оценки их эффективности; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у школьников.
II этап (2012-2014гг.) - реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в школе; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы; реализация накопленного Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой опыта формирования толерантного сознания, профилактики ксенофобии, воспитания культуры мира; внедрение разработанных эффективных технологий формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.
Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Координатором Программы является администрация школы, которая осуществляет управление и контроль реализации Программы, обеспечивает при необходимости корректировку мероприятий.
При текущем управлении координатор Программы выполняются следующие основные задачи:
анализ эффективности выполнения программных мероприятий;
корректировка мероприятий Программы
мониторинг выполнения показателей Программы, сбор оперативной отчетной информации, подготовка и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.
Программы запланированы следующие мероприятия:
ежегодная корректировка по результатам исполнения Программы мероприятий и объемов финансирования;
информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, проведение исследовательских работ, аналитического и экспертного мониторингов общественного мнения, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации Программы;
Утверждаю:__________________
Директор Уральской СОШ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ЭКСТРЕМИЗМА И ЭТНОСЕПАРАТИЗМА.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
- Работа с педагогами.
№ п/п | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
1 | 2 | 9 | |
1. | Ознакомление с планом мероприятий по профилактике экстремизма | Сентябрь | Зам. директора по ВР |
2. | Рассмотрение вопросов, связанных с экстремизмом на совещаниях, МО, производственных совещаниях. | В течение года | Администрация |
3. | Накопление методического материала по противодействию экстремизму. | В течении года | Зам. директора по ВР, классные руководители. |
4. | Изучение педагогами нормативных документов по противодействию экстремизму. | Сентябрь | Администрация |
5. | Семинар классных руководителей «Толерантность учителя» | ноябрь | Зам. Директора по ВР |
6. | Участие в районных мероприятиях для педагогов по профилактике экстремизма. | В течение года | Педагогический состав |
- Работа с родителями
1. | Рассмотрение на родительских собраниях, вопросов связанных с противодействием экстремизму: «Проблемы нетерпимости и экстремизма в подростковой среде» «Воспитание гражданского долга у подростков» «Воспитание человечности у подростков» «Толерантность: терпение и самоуважение» «Проявление толерантности в семье» | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители. |
- Работа с учащимися
1. | Диагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у учащихся | Сентябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители. |
2. | Проведение тематических классных часов общения с целью противодействия экстремизма и формированию толерантности у учащихся | в течение года | Классные руководители |
3. | Уроки по основам правовых знаний, направленных на формирование толерантных установок у учащихся. Ответственность за участие в группировках, разжигающих национальную рознь. | в течение года | Преподаватели истории и права. |
4. | Благотворительные акции «Дети детям» | в течение года | Зам. директора по ВР |
5. | Мероприятия по изучению культуры и традиций других народов | в течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители. |
6. | Конкурс проектных работ | май | Зам. директора по ВР |
7. | Выявление детей состоящих в разного рода экстремистских группировках. | в течение года | Педагогический состав |
8. | Практическая направленность занятий по ОБЖ по мерам безопасности, действиям в экстремальных ситуациях. | в течение года | Учитель ОБЖ |
9. | Мероприятия, посвященные дню народного единства | ноябрь | Зам. директора по ВР |
10. | Мероприятия в рамках международного дня толерантности | ноябрь | Зам. директора по ВР |
11. | Тематические выставки | в течение года | Библиотекарь, зам. директора по ВР |