Пусть поколения знают!
методическая разработка по теме

Анисимова Ольга Викторовна

Классный час "Пусть поколения знают!" предназначен для проведения в 5-7 классах патриотической работы накануне праздника ПОбеды.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kl.chas_pust_pokoleniya_znayut.zip2.01 МБ

Предварительный просмотр:

          «ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ ЗНАЮТ...»

Оборудование: слайды, М\ и в\записи, изображение блокадного Ленинграда. Сцена освещена мятущимися огнями, слышны взрывы бомб (м\з), слайды: обелиски, Вечный огонь. Звонит колокол или звучит «Реквием» Моцарта.        

Песни звучат в записи или в исполнении учащихся.

В1 - Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей,

И в них набаты,        

Жестоких битв и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла.

И позабытый вновь встает рассвет,

И кто-то в травы падает сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма черен и от пепла сед.        .

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

                                   Николай Грибачев.

В2- Нам не дано спокойно гнить в могиле

Лежать навытяжку и приоткрыв гробы,

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть

Не думают живые, что мертвые не слышат,

Когда о них живые говорит.

                                       Ник. Майоров.

Звучит песня В.С. Высоцкого « На братских могилах не ставят крестов»,

исполняется под гитару.

В1 - Тема человеческой памяти, благодарной памяти! Время не властно над ней!

Сколько бы лет ни прошло, люди будут помнить и беречь в своих сердцах имена тех,

 кто ценой своей жизни заслонил наше с тобой счастье, нашу жизнь.

В2 - Такою все дышало тишиною,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

        Степан Щипачев.

Но на борьбу с супостатом  поднялась вся страна.

        Звучит м\запись « Священная война» Лебедева-Кумача.

В3- Мемориальные комплексы, обелиски, памятники с красными звездами, на которых не всегда даже написаны имена, а лишь количество захороненных; гудящая, как КОЛОКОЛ, живая боль поэтов-солдат, воспоминания живых ветеранов, кинохроники военных лет - все это не дает нам жить спокойно.

В4 - Великий город на Неве - живая память тех страшных лет.

        Идет показ слайдов панорамы Победы в Ленинграде.

         Вl - Надо мною блокадное небо.

Мне 11 стукнуло лет.

Я гадаю над пайкою хлеба –  

До конца съесть ее или нет?

Дом соседний - кирпичная гpyдa.

Скоро ночь. Бомбы вновь запоют.

Не оставить? Что есть завтра буду?

Не доесть? Вдруг сегодня убьют?

        А.Романов, 1965г..

В2 - Ленинград... Ноябрь 1941roда... Самые страшные годы войны. Великой Oтeчествен-

 ной…  Блокада. Всего в ноябре голод унес свыше 11тысяч  жизней, в декабре - 53 тысячи.

 В январе умерло 199 187 ленинградцев, в марте - еще 89 968... Гитлер делал ставку на

 голод. В новогоднем приказе он благодарил своих солдат «за создание невиданной в

 истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград, «как спелое яблоко, упадет к нашим ногам»...

Я забыть никогда не смогу        

Скрип саней на декабрьском снегу.

Тот пронзительный медленный скрип:

Он как стон, как рыданье, как всхлип –

Это воспоминания Юрия Воронова, ленинградца, пережившего блокаду подростком.

Вl - Зима в этот год пришла необычайно рано. Уже в самом начале ноября город завалило

                  снегом. Не хватало сил расчищать сугробы.

Иной сугpoб страшней трясины,

Встал на пути - и прерван путь.

Что делать? Я один не в силах

Через него перешагнуть -        ,

писал потом Юрий Воронов. Его юношеская память сохранила многие детали страшных дней блокады: скрип саней, на которых увозили тела умерших от голода, тропинки в глубоком снегу к проруби на Неве, мерцание коптилок и полыхание пожаров..

Идет в\запись «Блокадный Ленинград»

В2 - Наш город в снег до пояса закопан.

И если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела смерть.

Но в то, что умер город наш, - не верьте! Нас не согнут отчаянье и страх...

Мы знаем от людей, сраженных смертью,

Что означает: «Смертью смерть поправ».

                                   Ю.Воронов

Много книг, стихов написано о блокадном Ленинграде, но нет таких пронзительных

для сердца, чем дневник Тани Савичевой, написанный детской рукой в эти памятные дни.

Дневник маленькой русской девочки стал обличительным документом против фашизма

на Нюрнбергском процессе. Другого такого в мире нет.

                      ( Ведущие 1 и 2 уходят со сцены.)

В3 - На берегу Невы, в музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца - до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

В4 - Самый короткий дневник, сил не хватало длиннее...

Кажется, это тот миг, что уж не будет больнее.

Страшную сущность войны кто нам поведал короче?!

В те ленинградские дни, в те ленинградские ночи.

Самый короткий дневник. Нужен ли, впрочем, длиннее?

Этот отчаянный крик всех рассуждений сильнее!

В5 - Ленинград... Вторая линия Васильевского острова, дом №13, квартира l.Большая

 дружная семья Савичевых. Отец, Николай Родионович, - пекарь, самая мирная

 профессия, мать, Мария Игнатьевна, - лучшая вышивальщица в ателье мод. Бабушка,

пятеро детей, Таня самая маленькая, конечно, всегда поближе к маме. А еще в том же

 доме на верхнем этаже жили два брата отца, дядя Вася и дядя  Леша. Именно они принесли страшную весть о войне утром. По радио военные оркестры играли марши (раздаются звуки военного марша, под него звучат слова), затем, в полдень, все слушали заявление правительства и обращение к народу. Оно заканчивалось бодро и уверенно:

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

В6- Да, враг будет разбит, но эти страшные 900 дней блокады надо еще пережить! К началу блокады, 8 сентября, в Ленинграде насчитывалось 2 миллиона 807тысяч жителей, 400 тысяч из них - дети. Запасов продовольствия из расчета жестких блокадных норм было на 2-3 недели. А ждать помощи неоткуда, все пути перекрыты. Хлебозаводы города выпекали только формовой хлеб -  «кирпичики», куда добавляли отруби, жмых, древесные опилки, целлюлозу. Но и его не хватало. 30 ноября нормы выдачи хлеба снизились: рабочим стали выдавать по 300гр., Остальным по 150. Остальные - это служащие, старики, дети.

В3 - Наступила зима, ранняя и суровая. Город выглядел необитаемым; покинуты, но впечатление это было обманчивым: Ленинград жил, работал, боролся, держал круговую оборону. На помощь рвалась вся страна, но не пробиться, не попасть, лишь ставшая легендарной «дорога жизни» через Ладожское озеро давала слабую помощь. Александр Межиров потом напишет о ней:

Самый страшный путь из моих путей!

На двадцатой версте как я мог идти?!                                                                                                                                 Шли навстречу из города сотни детей...

С

отни детей замерзали в пути...

Одинокие дети на взорванном льду

Эту верную смерть распознать не могли они сами

И смотрели на падающую звезду

Непонимающими глазами.

Мне в атаках не надо слова «вперед».

Под каким бы нам ни бывать oгнeм,

У меня в зрачках черный ладожский лед,

Ленинградские дети лежат на нем.

В Ленинграде в ноябре 19411г. умерло 11.085человек, в декабре - 52.881 человек. Первой из Таниной семьи умерла сестра Женя. Таня решила вести дневник, появилась первая запись. Затем - бабушка. Она была еще нестарой, но было  голодно, И она отдавала свою пайку детям. Вскоре - отец и дядья, последней-  мать. Тане жить помогала музыка. Особенно она любила слушать по радио написанную в блокадном городе о нем и о eгo жителях 7-ую симфонию Шостаковича, впоследствии названную Ленинградской.

Звучит 7-ая симфония Шостаковича.

С маминой смертью Танина жизнь как будто исчерпалась. Неизвестно, что с братом Мишей и сестрой Ниной, работающими на заводе. И она, думая, что скоро умрет, делает последнюю запись: «Савичевы умерли, умерли все. Осталась одна Таня.» Это было 13 мая 19421г. Долгие годы считалось, что Таня Савичева умерла в блокадном Ленинграде, но ее судьбой заинтересовались красные следопыты, прочитавшие Танин дневник в ж. «Огo-нек». Это было в 19641г.

В4 - Были подняты архивы, записи, регистрационные листы. И наконец, такая запись:

«Т.Савичева. Прибыла 23мая 19441г. в Шатковскую районную больницу.»Добрались и до больничного архива, а там запись: « Татьяна Николаевна Савичева скончалась 1 ИЮJIЯ 19441г, диагноз - туберкулез кишок.»

В мае 19721г в Шатках был открыт памятник Тане Савичевой. На eгo открытии были и Нина и Михаил Савичевы, оставшиеся в живых.

Весной 19801г. Международный центр утвердил название планет, oткpытыx советскими астрономами. Одна из малых планет так и называется - Таня.

В5 - А до победы было еще так далеко. Еще была горечь отступлений, битва за Москву,

Сталингpад, Курская дyгa, громадные потери, плен, смерть близких и друзей, крематории Освенцима, Треблинки...

Был отступленья путь солдатский горек,

Как горек хлеба поданный кусок...

Людские души обжигало горе,

Плыл не в заре, а в зареве восток.

Рев траков над ячейкой одиночной

Других сводил, а нас не свел с ума.

Не каждому заглядывали в очи

Бессмертье и история сама.

...Мы просим об одном тебя, историк:

Копаясь в уцелевших дневниках,

Не умаляй ни радостей, ни горя,

    Ведь ложь -  она как гвозди в сапогах.

                                                В.Жуков.

        Звучит песня B.C. Bысоцкогo « Мы вращаем землю».

В6- А  где-то там, в тылу, их ждали матери, жены. Они просили у Боra лишь одно: пусть их любимый, ненаглядный, единственный вернется домой живым!

 Под « Реквием» Моцарта звучат слова:

Ой, зачем ты, Солнце красное,

Все уходишь - не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

Сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою...

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький, единственный...

Белый свет не мил, изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое, зорюшка моя!

Горюшко мое, горюшко мое,

Где же ты?

Не могу найти дороженьки,

Чтоб заплакать над могилою...

Не хочу и ничегошеньки

Только сына милого.

 За лесами моя ластынька!

 За горами - за громадами...

 Если выплаканы глазоньки

 Сердцем плачут матери.

 Белый свет не мил.

 Изболелась я.

 Возвратись, моя надежда!

 Зернышко мое, зорюшка моя!

 Горюшко мое

 Где ты?

                    Р.Рождественский. Реквием.

В3 - Пуля, жизнь скосившая сыновью,

Жгучей болью захлестнула мать.

    Heкoro с надеждой и любовью

Ей теперь под кров свой ожидать.

От глухих рыданий обессиля, задремала .

И приснилось ей, будто бы она - сама Россия,

Мать ста миллионов сыновей.

Будто в поле, вихрем опаленном,

Где последний догорает бой,

Кличет, называя поименно,

Сыновей, что не придут домой.

Беззаветно храбрых и красивых,

Жизнь отдавших, чтоб жила она...

Никогда их не забыть России,

Как морей не вычерпать до дна.

Снег дымится. Он пропитан кровью.

Меж убитых тихо мать идет

И с суровой терпеливой скорбью

В изголовье вечность им кладет.

А в душе не истлевает сила,

И лежит грядущее пред ней,

Потому что ведь она - Россия,

Мать ста миллионов сыновей.

Людмила Татьяничева.

В4 - А он погиб. Погиб в разгар весны,

В тот день, когда все в мире ликовало,

В тот день, когда Москва салютовала

Кончине опocтылевшей войны.

Конец войне. Конец огню и смерти.

В селе царили мир и тишина,

Когда пришло его письмо в конверте:

«Вот, мама, и закончилась война!»

               Идет видеоролик «Окончание Великой Отечественной. Потери»

В5 - Помолчим над памятью друзей,

Тех, кого мы больше не увидим,

Не услышим, тех, кто жизнью всей

Вместе с нами в мир грядущий вышел.

Помолчим не потому, что нам

Нечего сказать об уходящих...

Мы их назовем по именам,

Как живых, живущих настоящим!

Помолчим, чтобы сказать о них

Не холодным, равнодушным словом,

Чтоб они воскресли хоть на миг

Всем звучаньем голоса живого!

Б.Корнилов.

                       Объявляется минута Памяти. Звучит скорбная мелодия.

Возвращаются Ведущие 1 и 2. Во время минуты молчания читается стихотворение Р.Рождественского «Реквием ».

        В1- Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!

Всех, за Отчизну жизнь отдавших,

Всех, не вернувшихся домой,

Всех, воевавших и страдавших,

Минутой обниму одной.

Пусть все замрет в минyтy эту,

Пусть даже время помолчит,

Мы помним вас, отцы и деды,  

Россия, Родина вас чтит!

        Р.Рождественский. Реквием.

   В 2 - Это наша судьба, всей России судьба.

Нам покой только снится.

Неужели же все повторится?

Неужели надо ядерной пыли еще

Наглотаться и воды водородной напиться,

Чтобы, ногти роняя, светиться?

Но прислушайтесь к голосу разгневанному:

Жаждой жизни земля напоена!

Нам рассказывать бы это

Былo некому,

Если б в мире победила война.

В1-  Человечество не хочет лезть в бункеры.

        Человечество не хочет лечь в бою.

        И когда вы на земле жить будете,

        Берегите, люди, Землю свою!

       В2 - Суда живых не меньше павших суд.

       И пусть в дyшe до дней моих скончанья

       Живет, гремит торжественный салют

      Победы и великого прощанья!

                                А. Твардовский. В тот день, когда...

Звучит песня «День Победы». Идут ролики о великой победе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пусть поколения знают!

Презентация составлена к 65-летию Победы. В ней использованы исторические данные об участниках Великой Отечественной войны жителей с. Жуково....

Литературно-музыкальная композиция "Пусть поколения знают и помнят"

Композиция посвящена 65-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

Литературно-музыкальная композиция "Пусть поколения знают"

Представленный материал - сценарий мероприятия ко Дню Победы. Разработан для учащихся 7-9 классов....

Пусть поколения знают

Пусть поколения знают и пусть поколения скорбят. Классный час...

Литературно - музыкальная композиция "Пусть поколения знают".

Литературно - музыкальная композиция "Пусть поколения знают" посвящена 70 - летию освобождения г. Калинина. Мероприятие направлено на воспитание бережного отношения к историческому прошлому своей Роди...

Пусть поколения знают и помнят

Урок мужества для 5-8 классов....