Урок мужества "Не оглянувшись, он шагнул в бессмертие"
классный час (8 класс) по теме

Кучковская Елена Михайловна

Александр Иванович Демаков родился в с. Верх-Ирмень, единственный сын родителей. Рос как все деревенские мальчишки:  ходил в школу, занимался спортом, помогал по дому, и мечтал стать военным. После окончания школы поступил в военное училище, которое закончил с отличием и  добровольцем продолжил службу в ДРА. Погиб 21 апреля 1982 года в день рождения своей мамы. Его именем названа родная Верх-Ирменска школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Мужества О Демакове24.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Не оглянувшись,

Он шагнул в бессмертие…»

Демаков Александр Иванович

06.08 1960 – 21.04.1982

Герой Советского Союза

           Демаков Александр Иванович – заместитель командира 2-ой мотострелковой роты по политической части  70-ой гвардейской отдельной мотострелковой бригады 40-ой  армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (Ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), гвардии лейтенант.

          Родился 6 августа 1960 года в с. Верх-Ирмень, Ордынского района, Новосибирской области. Закончил 10 классов. В армии с 1977 года, член КПСС с 1980 года. В 1981 году окончил Новосибирское высшее военно-политическое училище имени 60-летия Великого Октября.

          С 1981 года проходил службу в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в должности заместителя командира мотострелковой роты по политчасти. Во время одного из боёв, навязанного  советским воинам душманами, коммунист Александр Демаков совершил подвиг.

         21 апреля 1982 года, исполняя интернациональный долг, молодой офицер-политработник обеспечил прикрытие  для отхода боевых товарищей и спас их ценой собственной жизни…. Похоронен на Родине.

          Указом Президиума Верховного Совета от 5 июля 1982 года  гвардии лейтенанту Демакову Александру Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

           Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды.

Навечно зачислен в списки роты курсантов училища, где он учился. Именем Героя названы улица Новосибирска и Верх-Ирменская средняя общеобразовательная школа.

           Ежегодно, 21 апреля в школе, названной именем Героя проходит День Памяти

 А. Демакова, на котором присутствуют: мама Героя – Ф.Е.Демакова, одноклассники Саши, воины – интернационалисты, представители Союза Ветеранов Афганистана г. Новосибирска, ребята из военно-патриотических клубов района, представители общественности и жители села.

Для учащихся школы проводятся Уроки Мужества.

Форма проведения  - Урок Мужества для учащихся 7 – 8 классов

Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время;

сохранение преемственности поколений на примере Подвига Героя.

Задачи:

  1. Формирование чувства гордости за свой народ и страну;
  2. Воспитание духа ответственности и служения, любви и преданности к Отечеству;
  3. Развитие стремления к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и достоинства).
  4. Вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность.

Подготовительная работа:

  1. Подбор материала о Саше Демакове, составление сценария, подготовка детей;
  2. Оформление сцены: баннер, эпиграф;
  3. Подбор музыкального оформления.
  4. На Урок Мужества пригласить Ф.Е.Демакову – маму А.И.Демакова, воинов-интернационалистов.

На сцене закреплён баннер, посвящённый жизни и подвигу А.Демакова, эпиграф:

                                                 Отчизны юный гражданин,

                                                 Безмерно любящий Отечество.

                                                 Ты отдал жизнь за человечество,

                                                 А мог дожить и до седин….

Звучит прелюдия Баха. На экране, расположенном на заднике сцены появляется презентация о Саше Демакове.

На сцену выходят трое ведущих. Музыка смолкает.

1-ый ведущий:

Воину- афганцу,  лейтенанту Демакову выполнявшему  боевую задачу на территории Республики Афганистан, посвящается!

2-ой ведущий:

Всем воинам,  выполнившим боевую задачу  на чужой земле, посвящается!

3-ий ведущий:

Всем воинам-интернационалистам посвящается!

   Звучит запись песни А.Розембаума из альбома песен об Афганистане (если есть возможность ребята исполняют сами, или другую «афганскую» песню).

На сцене ведущие:(использованы отрывки из поэмы Леонида  Молчанова «Звёздный час»)

1 – ый ведущий:

     Оглянись! Оглянись!

В этом зале

В величавом свете Вечного огня

Встали молча из бессмертия – комиссары,

Не дожившие до нынешнего дня.

 2 – ой ведущий:

   Замполит роты, гвардии лейтенант Демаков Александр Иванович, за проявленное мужество и героизм при выполнении боевого задания советского командования по оказанию интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, удостоен звания Герой Советского Союза – посмертно.

 3 – ий ведущий:

   Недели, дни, закаты и восходы,

Летят за годом год, за веком век.

Красивое поверье есть в народе,

Что в  миг, когда родился человек –

От первого беспомощного плача

Его ведёт по жизни сквозь года,

Неся ему надежду и удачу,

Родившаяся вместе с ним звезда.

  1 – ый ведущий:

   Со школьных лет Саша был заводилой, запевалой, трубачом всех интересных дел. Активный общественник, коллективист, отличный товарищ, заядлый спортсмен, он всегда жил интересами коллектива.

Искренность и задушевность, простота и скромность, приятная улыбка, ясный, тёплый взгляд – таким он остался в памяти учителей и соклассников.

С детства Саша готовился стать военным.

2 – ой ведущий:

   Было училище ему вторым домом

Берёзы там в июне шелестят,

Под тёплым ветром  солнечными кронами.

   Здесь, в училище, Александра Демакова, обладающего зрелостью политического вожака,  в свои 18 лет принимают  в ряды КПСС.

3 – ий ведущий:

    Идут занятия в мороз, и в зной,

Перед  глазами снова строй курсантов,

И вновь оркестр «Славянкою» родной,

В жизнь провожает новых лейтенантов.

    Училище Саша закончил с красным дипломом. Из 29 предметов по 28 – оценка «отлично».

1 – ый ведущий:

   Возьмите меня в наступленье,

Не упрекните ни в чём!

Лучшие из поколенья!

Возьмите меня трубачом!

   Добровольцем он едет служить в Афганистан. «Горит, горит огнём Афганистан

                                                                                   Как 40 лет назад горела Волга».

   

   Неутомимый труд, преданность партии, принесли ему заслуженный авторитет у подчинённых. Офицеры уважали политработника за знания в совершенстве своего дела, за смелость. Коммунисты избрали его секретарём парторганизации подразделения. Партийный вожак шёл туда, где труднее, а опасность была на каждом шагу…

Ведущие на сцене  читают отрывки из поэмы Леонида Молчанова «Звёздный миг» (посвящённая Памяти А.Демакова)

2 – ой ведущий:

   Ползёт дорога в гору неуклонно,

Встаёт за косогором косогор.

На марше в авангарде батальона –

Я был назначен в головной дозор.

  Навстречу ветер бьёт в лицо с разлёту,

Толкает гимнастёрку теребя,

А впереди – прицелы  пулемётов,

Направлены в тебя, в тебя, в тебя!

3 – ий ведущий:

    Александр, рискуя жизнью, умело организовал действия подразделения, и атака банды провалилась, обоз с хлебом удалось провести голодающим афганским детям.

После этой опасной операции он был представлен к награде – Ордену Красной Звезды. А домой матери писал: «У нас всё нормально. Погода стоит чудесная. Тепло и не жарко».

На сцену выходит чтец. Читается отрывок из поэмы В.Пономарёва.

1 – ый чтец:

Там, на родине, множество синих рек,

Ну, а здесь – реки кровью текут.

Кто сказал, что сто лет – человеческий век?

Когда век этот – горстка секунд…

Магазины пусты, фляжка тоже пуста,

Бесполезен пустой пистолет.

Бег последней минуты, потом – пустота,

Где ни  звуков, ни красок нет.

Не увидеть Россию, где помнят и ждут,

Не увидеть любимой лицо,

Ведь останется горстка мгновений, секунд,

Как сорвёт он с гранаты кольцо.

Кровь сочится из множества ран,

Здесь бессильны бинты и жгут.

Место подвига – Афганистан,

До бессмертия – пара секунд…

   1 – ый ведущий:

В тот день, 21 апреля 1982 года, он ещё раз показал образец верности своему воинскому долгу и присяге. Даже погибая, он заботился не о себе, а о своих товарищах.

На сцену выходят  чтецы, читаются отрывки из поэмы Леонида Молчанова «Звёздный час» (посвящённый Памяти Саши Демакова). На экране – снимки, запечатлевшие эпизоды военных действий, отрывки из фильма «9 рота»

 2 – ой чтец:

   И ты, видавший смерть уже не раз,

Сейчас глядишь бессильными глазами,

Как басмачи расстреливают вас

В упор, короткими очередями.

  Трещит в ответ оживший автомат,

Навстречу басмачам летят гранаты,

Но только вскоре из  восьми ребят,

Осталось двое – лейтенант с солдатом.

  ,,Я ранен,  и не сдерживаю стон,

Но в этот миг, за перевалом, сзади,

Предупреждённый нами батальон

Уже развёрнут в боевой порядок.

    По рации, сквозь тысячи помех,

Готов сорваться крик «Спасите, люди!»,

Но их всего пятнадцать человек,

Нас не спасут, а лишь себя погубят.

    Язык во рту от сухости прилип,

Но мысли бьют в висках предельно ясно.

Хотелось крикнуть, а из горла хрип:

«Назад!... Не подходите!... Здесь опасно!...»

     Над головой смертельный град свинца,

До главных сил бы только продержаться.

Мы двое – будем драться до конца,

Мы не привыкли никому сдаваться.

    …Опять бьют пули по камням.

Как странно всё: уму непостижимо –

Секунды жизни измеряю я

Горою автоматных магазинов.

     И солнце из заоблачных глубин

Лучами бьют жестоко по наклонной,

Но всхлипнул опустевший магазин,

Патрон последний выбросив в патронник.

     Сухой щелчок страшнее, чем удар,

 И бесполезна тяжесть автомата,

Как будто тёмной ночью светом фар

Ты оказался вдруг к земле прижатый.

3 – ий чтец:

    Вдвоём с бойцом. Ну, что ему сказать?

Он в этот миг с надеждой и заботой

Испуганно глядит в твои глаза:

Он всё ещё надеется на что – то.

   -Дай мне гранату, мне она нужна,

И отползай в укрытие по склону.

Но где же эта помощь, где она?

Где основные силы батальона?

   

  Чудак, до разговоров ли сейчас?

Вздыхаю, улыбаясь через силу:

Ползи в укрытие, это мой приказ,

Расскажешь нашим, как всё это было…

 

   Семь выстрелов – и всё. Патронов нет.

Я, пулями врага к земле прижатый,

Отбрасываю ненужный пистолет

И достаю последнюю гранату.

 

   Уже враги бегут ко мне толпой,

Бегут совсем открыто, не скрываясь.

Я рву кольцо слабеющей рукой

И жду: я их поближе подпускаю.

    Мой звёздный миг, и я к нему готов.

Склонилось небо, алое, как знамя.

И в этот время, разметав врагов,

В руке, у сердца полыхнуло пламя.

2-ой чтец:

      А в небесах, промчавшись яркой чёрточкой.

За дальним полем, в темноте ночной.

В траву упала голубая звёздочка,

И загорелась золотой звездой.

  Над тихим полем, над озёрной синью

Над трепетом берёзовых ветвей

Склонилась в вечной скорби Мать – Россия

Пред  Памятью погибших сыновей.

На сцену выходит 1-ый ведущий:

Самым главным и важным человеком в жизни Саши была его мама – Фаина Егоровна. Страшно осознавать, что единственный сын погиб в день её рождения. Мы преклоняемся перед мужеством Матери, скорбим вместе с Вами, обещаем достойно нести  Память о  Герое.

Предоставляем Вам слово.

2 – ой ведущий:

Сегодня у нас присутствуют воины – интернационалисты, кто не по книгам и рассказам знает, что такое война. Это (представление гостей. Желательно, назвать не только их имена, но и краткая биография о службе).

Выступление воинов-интернационалистов.

Звучит песня из «афганского альбома»

На сцене ведущий. Звук метронома.

1-ый ведущий:

 Почтим память Александра Демакова и всех погибших воинов-интернационалистов Минутой молчания. Прошу всех встать.

Минута молчания.

Выходят ведущие:(звучит прелюдия Баха)

2-ой ведущий:

Мы помнить будем ваши имена.

Обязаны мы просто вечно помнить!

Ведь памятью народною сильна

Страна могучая великого народа!

3-ий ведущий:

В народе говорят: уж лучше мир худой,

Чем драка, часто не на жизнь, а на смерть.

Пусть стаи птиц кружат над головой,

А не вертушек рёв бросает наземь.

1-ый ведущий:

Сажать деревья и растить детей,

Не провожая их потом на гибель.

Ладонь отцов, улыбка матерей –

Всего-то надо людям – мирной жизни!

2-ой ведущий:

Так пусть  уже нигде и никогда

Не рвутся мины и не гибнут дети!

 Анафеме подвергнется война!

Вот наши пожелания планете!

Музыкальный фон становится громче. Ведущие уходят со сцены, на экране кадры из фильма «9 рота».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мужества "Из юности в бессмертие"

Каждый год, 9 Мая наша страна отмечает самый светлый праздник на земле - День Великой Победы. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, в том числе и 17-ти выпускников средней школы №65 ...

Они шагнули в огонь

Методическая разработка для классных часов (презентация)...

Урок мужества «Бросок в бессмертие» (внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)

Ведение школьной библиотекой работы по патриотическому воспитанию позволяет лучше узнать историю страны и родного края. Участвуя в мероприятиях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и тру...

урок «От забвения к бессмертию» - творчество Рембранта

Методическая разработка урока по программе Ю.А.Солодовникова МХК 8 класс. по теме "Художник и его модель", или о том, какой образ человека создавал художник 17 века."...

Урок литературы в 6 классе ",,,Они обрели бессмертие!" и презентация к уроку

Урок литературы в 6 классе ",,,Они обрели бессмертие!" (Великая Отечественная война в стихотворениях самарских поэтов) построен на материале о жизни и творчестве самарских поэтов, участников Великой О...

Конспект урока. Изложение "Дорога в бессмертие"

Предлагаю вашему вниманию разработку урока для учащихся 8 класса, используемую при повторении знаний об односоставных предложениях. В основу предполагаемого текста положены газетные материалы, рассказ...