Урок мужества "Не оглянувшись, он шагнул в бессмертие"
классный час (8 класс) по теме
Александр Иванович Демаков родился в с. Верх-Ирмень, единственный сын родителей. Рос как все деревенские мальчишки: ходил в школу, занимался спортом, помогал по дому, и мечтал стать военным. После окончания школы поступил в военное училище, которое закончил с отличием и добровольцем продолжил службу в ДРА. Погиб 21 апреля 1982 года в день рождения своей мамы. Его именем названа родная Верх-Ирменска школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Мужества О Демакове | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Не оглянувшись,
Он шагнул в бессмертие…»
Демаков Александр Иванович
06.08 1960 – 21.04.1982
Герой Советского Союза
Демаков Александр Иванович – заместитель командира 2-ой мотострелковой роты по политической части 70-ой гвардейской отдельной мотострелковой бригады 40-ой армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (Ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), гвардии лейтенант.
Родился 6 августа 1960 года в с. Верх-Ирмень, Ордынского района, Новосибирской области. Закончил 10 классов. В армии с 1977 года, член КПСС с 1980 года. В 1981 году окончил Новосибирское высшее военно-политическое училище имени 60-летия Великого Октября.
С 1981 года проходил службу в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в должности заместителя командира мотострелковой роты по политчасти. Во время одного из боёв, навязанного советским воинам душманами, коммунист Александр Демаков совершил подвиг.
21 апреля 1982 года, исполняя интернациональный долг, молодой офицер-политработник обеспечил прикрытие для отхода боевых товарищей и спас их ценой собственной жизни…. Похоронен на Родине.
Указом Президиума Верховного Совета от 5 июля 1982 года гвардии лейтенанту Демакову Александру Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды.
Навечно зачислен в списки роты курсантов училища, где он учился. Именем Героя названы улица Новосибирска и Верх-Ирменская средняя общеобразовательная школа.
Ежегодно, 21 апреля в школе, названной именем Героя проходит День Памяти
А. Демакова, на котором присутствуют: мама Героя – Ф.Е.Демакова, одноклассники Саши, воины – интернационалисты, представители Союза Ветеранов Афганистана г. Новосибирска, ребята из военно-патриотических клубов района, представители общественности и жители села.
Для учащихся школы проводятся Уроки Мужества.
Форма проведения - Урок Мужества для учащихся 7 – 8 классов
Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время;
сохранение преемственности поколений на примере Подвига Героя.
Задачи:
- Формирование чувства гордости за свой народ и страну;
- Воспитание духа ответственности и служения, любви и преданности к Отечеству;
- Развитие стремления к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и достоинства).
- Вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность.
Подготовительная работа:
- Подбор материала о Саше Демакове, составление сценария, подготовка детей;
- Оформление сцены: баннер, эпиграф;
- Подбор музыкального оформления.
- На Урок Мужества пригласить Ф.Е.Демакову – маму А.И.Демакова, воинов-интернационалистов.
На сцене закреплён баннер, посвящённый жизни и подвигу А.Демакова, эпиграф:
Отчизны юный гражданин,
Безмерно любящий Отечество.
Ты отдал жизнь за человечество,
А мог дожить и до седин….
Звучит прелюдия Баха. На экране, расположенном на заднике сцены появляется презентация о Саше Демакове.
На сцену выходят трое ведущих. Музыка смолкает.
1-ый ведущий:
Воину- афганцу, лейтенанту Демакову выполнявшему боевую задачу на территории Республики Афганистан, посвящается!
2-ой ведущий:
Всем воинам, выполнившим боевую задачу на чужой земле, посвящается!
3-ий ведущий:
Всем воинам-интернационалистам посвящается!
Звучит запись песни А.Розембаума из альбома песен об Афганистане (если есть возможность ребята исполняют сами, или другую «афганскую» песню).
На сцене ведущие:(использованы отрывки из поэмы Леонида Молчанова «Звёздный час»)
1 – ый ведущий:
Оглянись! Оглянись!
В этом зале
В величавом свете Вечного огня
Встали молча из бессмертия – комиссары,
Не дожившие до нынешнего дня.
2 – ой ведущий:
Замполит роты, гвардии лейтенант Демаков Александр Иванович, за проявленное мужество и героизм при выполнении боевого задания советского командования по оказанию интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, удостоен звания Герой Советского Союза – посмертно.
3 – ий ведущий:
Недели, дни, закаты и восходы,
Летят за годом год, за веком век.
Красивое поверье есть в народе,
Что в миг, когда родился человек –
От первого беспомощного плача
Его ведёт по жизни сквозь года,
Неся ему надежду и удачу,
Родившаяся вместе с ним звезда.
1 – ый ведущий:
Со школьных лет Саша был заводилой, запевалой, трубачом всех интересных дел. Активный общественник, коллективист, отличный товарищ, заядлый спортсмен, он всегда жил интересами коллектива.
Искренность и задушевность, простота и скромность, приятная улыбка, ясный, тёплый взгляд – таким он остался в памяти учителей и соклассников.
С детства Саша готовился стать военным.
2 – ой ведущий:
Было училище ему вторым домом
Берёзы там в июне шелестят,
Под тёплым ветром солнечными кронами.
Здесь, в училище, Александра Демакова, обладающего зрелостью политического вожака, в свои 18 лет принимают в ряды КПСС.
3 – ий ведущий:
Идут занятия в мороз, и в зной,
Перед глазами снова строй курсантов,
И вновь оркестр «Славянкою» родной,
В жизнь провожает новых лейтенантов.
Училище Саша закончил с красным дипломом. Из 29 предметов по 28 – оценка «отлично».
1 – ый ведущий:
Возьмите меня в наступленье,
Не упрекните ни в чём!
Лучшие из поколенья!
Возьмите меня трубачом!
Добровольцем он едет служить в Афганистан. «Горит, горит огнём Афганистан
Как 40 лет назад горела Волга».
Неутомимый труд, преданность партии, принесли ему заслуженный авторитет у подчинённых. Офицеры уважали политработника за знания в совершенстве своего дела, за смелость. Коммунисты избрали его секретарём парторганизации подразделения. Партийный вожак шёл туда, где труднее, а опасность была на каждом шагу…
Ведущие на сцене читают отрывки из поэмы Леонида Молчанова «Звёздный миг» (посвящённая Памяти А.Демакова)
2 – ой ведущий:
Ползёт дорога в гору неуклонно,
Встаёт за косогором косогор.
На марше в авангарде батальона –
Я был назначен в головной дозор.
Навстречу ветер бьёт в лицо с разлёту,
Толкает гимнастёрку теребя,
А впереди – прицелы пулемётов,
Направлены в тебя, в тебя, в тебя!
3 – ий ведущий:
Александр, рискуя жизнью, умело организовал действия подразделения, и атака банды провалилась, обоз с хлебом удалось провести голодающим афганским детям.
После этой опасной операции он был представлен к награде – Ордену Красной Звезды. А домой матери писал: «У нас всё нормально. Погода стоит чудесная. Тепло и не жарко».
На сцену выходит чтец. Читается отрывок из поэмы В.Пономарёва.
1 – ый чтец:
Там, на родине, множество синих рек,
Ну, а здесь – реки кровью текут.
Кто сказал, что сто лет – человеческий век?
Когда век этот – горстка секунд…
Магазины пусты, фляжка тоже пуста,
Бесполезен пустой пистолет.
Бег последней минуты, потом – пустота,
Где ни звуков, ни красок нет.
Не увидеть Россию, где помнят и ждут,
Не увидеть любимой лицо,
Ведь останется горстка мгновений, секунд,
Как сорвёт он с гранаты кольцо.
Кровь сочится из множества ран,
Здесь бессильны бинты и жгут.
Место подвига – Афганистан,
До бессмертия – пара секунд…
1 – ый ведущий:
В тот день, 21 апреля 1982 года, он ещё раз показал образец верности своему воинскому долгу и присяге. Даже погибая, он заботился не о себе, а о своих товарищах.
На сцену выходят чтецы, читаются отрывки из поэмы Леонида Молчанова «Звёздный час» (посвящённый Памяти Саши Демакова). На экране – снимки, запечатлевшие эпизоды военных действий, отрывки из фильма «9 рота»
2 – ой чтец:
И ты, видавший смерть уже не раз,
Сейчас глядишь бессильными глазами,
Как басмачи расстреливают вас
В упор, короткими очередями.
Трещит в ответ оживший автомат,
Навстречу басмачам летят гранаты,
Но только вскоре из восьми ребят,
Осталось двое – лейтенант с солдатом.
,,Я ранен, и не сдерживаю стон,
Но в этот миг, за перевалом, сзади,
Предупреждённый нами батальон
Уже развёрнут в боевой порядок.
По рации, сквозь тысячи помех,
Готов сорваться крик «Спасите, люди!»,
Но их всего пятнадцать человек,
Нас не спасут, а лишь себя погубят.
Язык во рту от сухости прилип,
Но мысли бьют в висках предельно ясно.
Хотелось крикнуть, а из горла хрип:
«Назад!... Не подходите!... Здесь опасно!...»
Над головой смертельный град свинца,
До главных сил бы только продержаться.
Мы двое – будем драться до конца,
Мы не привыкли никому сдаваться.
…Опять бьют пули по камням.
Как странно всё: уму непостижимо –
Секунды жизни измеряю я
Горою автоматных магазинов.
И солнце из заоблачных глубин
Лучами бьют жестоко по наклонной,
Но всхлипнул опустевший магазин,
Патрон последний выбросив в патронник.
Сухой щелчок страшнее, чем удар,
И бесполезна тяжесть автомата,
Как будто тёмной ночью светом фар
Ты оказался вдруг к земле прижатый.
3 – ий чтец:
Вдвоём с бойцом. Ну, что ему сказать?
Он в этот миг с надеждой и заботой
Испуганно глядит в твои глаза:
Он всё ещё надеется на что – то.
-Дай мне гранату, мне она нужна,
И отползай в укрытие по склону.
Но где же эта помощь, где она?
Где основные силы батальона?
Чудак, до разговоров ли сейчас?
Вздыхаю, улыбаясь через силу:
Ползи в укрытие, это мой приказ,
Расскажешь нашим, как всё это было…
Семь выстрелов – и всё. Патронов нет.
Я, пулями врага к земле прижатый,
Отбрасываю ненужный пистолет
И достаю последнюю гранату.
Уже враги бегут ко мне толпой,
Бегут совсем открыто, не скрываясь.
Я рву кольцо слабеющей рукой
И жду: я их поближе подпускаю.
Мой звёздный миг, и я к нему готов.
Склонилось небо, алое, как знамя.
И в этот время, разметав врагов,
В руке, у сердца полыхнуло пламя.
2-ой чтец:
А в небесах, промчавшись яркой чёрточкой.
За дальним полем, в темноте ночной.
В траву упала голубая звёздочка,
И загорелась золотой звездой.
Над тихим полем, над озёрной синью
Над трепетом берёзовых ветвей
Склонилась в вечной скорби Мать – Россия
Пред Памятью погибших сыновей.
На сцену выходит 1-ый ведущий:
Самым главным и важным человеком в жизни Саши была его мама – Фаина Егоровна. Страшно осознавать, что единственный сын погиб в день её рождения. Мы преклоняемся перед мужеством Матери, скорбим вместе с Вами, обещаем достойно нести Память о Герое.
Предоставляем Вам слово.
2 – ой ведущий:
Сегодня у нас присутствуют воины – интернационалисты, кто не по книгам и рассказам знает, что такое война. Это (представление гостей. Желательно, назвать не только их имена, но и краткая биография о службе).
Выступление воинов-интернационалистов.
Звучит песня из «афганского альбома»
На сцене ведущий. Звук метронома.
1-ый ведущий:
Почтим память Александра Демакова и всех погибших воинов-интернационалистов Минутой молчания. Прошу всех встать.
Минута молчания.
Выходят ведущие:(звучит прелюдия Баха)
2-ой ведущий:
Мы помнить будем ваши имена.
Обязаны мы просто вечно помнить!
Ведь памятью народною сильна
Страна могучая великого народа!
3-ий ведущий:
В народе говорят: уж лучше мир худой,
Чем драка, часто не на жизнь, а на смерть.
Пусть стаи птиц кружат над головой,
А не вертушек рёв бросает наземь.
1-ый ведущий:
Сажать деревья и растить детей,
Не провожая их потом на гибель.
Ладонь отцов, улыбка матерей –
Всего-то надо людям – мирной жизни!
2-ой ведущий:
Так пусть уже нигде и никогда
Не рвутся мины и не гибнут дети!
Анафеме подвергнется война!
Вот наши пожелания планете!
Музыкальный фон становится громче. Ведущие уходят со сцены, на экране кадры из фильма «9 рота».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - мужества "Из юности в бессмертие"
Каждый год, 9 Мая наша страна отмечает самый светлый праздник на земле - День Великой Победы. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, в том числе и 17-ти выпускников средней школы №65 ...
Они шагнули в огонь
Методическая разработка для классных часов (презентация)...
Урок мужества «Бросок в бессмертие» (внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)
Ведение школьной библиотекой работы по патриотическому воспитанию позволяет лучше узнать историю страны и родного края. Участвуя в мероприятиях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и тру...
урок «От забвения к бессмертию» - творчество Рембранта
Методическая разработка урока по программе Ю.А.Солодовникова МХК 8 класс. по теме "Художник и его модель", или о том, какой образ человека создавал художник 17 века."...
Урок литературы в 6 классе ",,,Они обрели бессмертие!" и презентация к уроку
Урок литературы в 6 классе ",,,Они обрели бессмертие!" (Великая Отечественная война в стихотворениях самарских поэтов) построен на материале о жизни и творчестве самарских поэтов, участников Великой О...
Конспект урока. Изложение "Дорога в бессмертие"
Предлагаю вашему вниманию разработку урока для учащихся 8 класса, используемую при повторении знаний об односоставных предложениях. В основу предполагаемого текста положены газетные материалы, рассказ...
Материалы к урокам музыки.В.А.Моцарт. Жизнь и бессмертие гения.
Моцарт. Жизненный путь гения....