Информационная цивилизация и одаренные дети
статья по теме
Данная работа знакомит с работой летнего профильного лагеря для одарённых детей с использованием ИКТ и .ИТ В настоящее время важной является проблема выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (ИТ), а также изучения роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leto_lager.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная цивилизация и одаренные дети
Югринова Валентина Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
(МОУ лицей №9) города Сальска
Аннотация
Данная работа знакомит с работой летнего профильного лагеря для одарённых детей с использованием ИКТ и .ИТ В настоящее время важной является проблема выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (ИТ), а также изучения роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей.
То, что не ясно, следует выяснить.
То, что трудно творить,
следует делать с великой настойчивостью.
Конфуций
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед преподавателями нашего лицея задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он смог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является компьютеризация и интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к предметам, учебной работе, самостоятельности и творчества.
Лицей №9 - общеобразовательное учреждение, внедряющее инновационные образовательные программы. Обучение в летнее каникулярное время по специально разработанным программам, хорошо организованный досуг позволили лицеистам углубить знания по профильным предметам, расширить кругозор.
Основная задача лицея - создание условий для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят преподаватели должны научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов; решением задач практического содержания (с использованием межпредметных связей); занимательными элементами урока. Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: факультативы и кружки, профильные классы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным занятиям по предмету, развитие инициативы, творчества учащихся. В результате такой работы должна проявиться склонность к науке, которая определит выбор будущей профессии. Второй год, в период летних каникул, в лицее функционирует летний профильный лагерь для одаренных детей. В этом году, мы его преподаватели, постарались сделать жизнь в нашем виртуальном городе насыщенной, интересной и запоминающейся. В течение лагерной смены ребята осваивали новые информационные технологии, выполняли проектные работы, составляли электронное портфолио, работали и отдыхали. В настоящее время важной является проблема выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (ИТ), а также изучения роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей. Научные исследования выделяют здесь три взаимосвязанных направления:
- разработка эффективных методов использования компьютеров в процессе обучения и развития одаренных детей;
- создание научно обоснованных методов выявления детей и подростков, проявляющих одаренность в сфере (ИТ);
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Учебная программа составлена на основании Положения о профильном лагере лицея и рассчитана на 36 учебных часов. Программа «СКиФ» (союз клавиатуры и фантазии) разработана специально для занятий в профильном лагере и носит прикладной характер.
Цели :
- Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию коммуникативных, информационных, гражданских и личностных компетенций обучающихся.
- Углубление знаний в области информатики и информационно – коммуникационных технологий;
- Обучение детей проектной деятельности в области информационных технологий.
Задачи:
- разработать и реализовать систему деятельности профильного лагеря, позволяющую совмещать активный отдых и обучение лицеистов в летнее каникулярное время;
- организовать практикоориентированные занятия по профильным предметам, углубляющие знания обучающихся;
- формировать у детей мотивацию к творческому преобразованию с привлечением новых информационных технологий;
- формировать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты:
- углубление знаний обучающихся по профильным предметам;
- повышение уровня владения лицеистами ключевыми компетенциями;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- разработка материалов для cоздания слайд фильма;
- Умение использовать Internet технологии
Используемые принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы
– практические занятия;
– конкурс проектов;
– экскурсии;
– поиск информации и знакомство с образовательными ресурсами в сети Интернет; коллективно-творческие дела и спортивные мероприятия - самостоятельная работа;
С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:
- ежедневно проводятся 2 занятия по 45 минут
- между занятиями – 15-минутные физкультурные разминки
- ежедневно проводится час спорта, утренняя зарядка
В ходе изучения курса учащиеся освоили программы Ms Word, Ms Excel, Ms Power Point, Paint, Ms Movie Maker, познакомились с издательской программой Publisher.
Итогом изучения курса стали творческие работы обучающихся: материалы для публикаций, презентации учебных курсов профильной смены и др.
В течение всей профильной смены на учебных занятиях, в досуговой и проектно-исследовательской деятельности лицеисты использовали информационно-коммуникационные технологии. Программа была направлена на решение учебно-воспитательных задач в трех областях: технологическая грамотность, формирование навыков совместной деятельности, направленной на развитие критического мышления и личностно-ориентированное обучение. Комплексность подхода являлась еще одной интересной характеристикой программы, поскольку не только позволила накопить опыт работы с компьютером, но и развить навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, умение работать в сотрудничестве с другими людьми.
Предлагаемая методика являлась инновационной и требовала понимания и принятия новых технологий и приемов работы с детьми. Все задания и проекты, которые выполняли учащиеся в рамках программы, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества – класса, школы, города и были направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования.
Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт. Т.е. данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению и развитию ребенка, что на наш взгляд, отвечает индивидуальным потребностям детей.
Технологии и сервисы формируют мир, в котором детям предстоит жить и взаимодействовать. Помочь школьникам успешно войти в быстро развивающийся информационный мир и комфортно там себя чувствовать – вот одна из основных задач современности. Вот почему так важно уделять особое внимание развитию сетевого общения, формированию информационной культуры, показать пример грамотного и полезного общения в информационно-насыщенной среде.
Отличительными чертами данной программы являются:
- новый стиль построения отношений на основе использования образовательных технологий критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности,
- обмен знаниями между участниками, расширение возможности общения, источников и способов получения информации,
- возможность выбора и реализация личностно-ориентированного образования
- определение индивидуальной траектории развития, наполнение индивидуального пространства личностными ценностями и содержанием.
Кроме этого, реализация данной модели профильной смены позволила решить проблему цифрового неравенства, дала возможность школьнику стать успешным, почувствовать себя готовым к взаимодействию в условиях информационного общества.
Литература:
- Одарённые дети / Под редакцией Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого, - М. 2003.
- Рабочая концепция одарённости. – М. 2004.
- Образование и личность / В.В. Сериков / Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.2005.
- Обзор современных представлений о развитии способностей. Фридмен
- Основные современные концепции творчества и одарённости / Под редакцией Д.Б. Богоявленской. – М.2005
ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ ИСМО РАО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...
Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)
Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...