Кружок "Поиск"
рабочая программа (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
,,, Глава 1. Пояснительная записка.
Проблема патриотического воспитания является приоритетной и одной из самых актуальных в воспитании юного гражданина России. Гражданское воспитание и образование формирует у подростка качества, необходимые для того, чтобы адаптироваться в социальной среде.
Краеведческий клуб «Поиск» должен помочь найти молодежи необходимую духовную и нравственную опору в жизни.
Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо территории, провидимое на научной основе. Краеведение всесторонне изучает малые территории, для нас – это Урал, Челябинская область, Катав – Ивановский район, городское поселение Юрюзань.
Объектами изучения является культурное развитие района, его историческое прошлое, природные условия и т.д. Изучая краеведение мы используем данные многих наук: истории , географии, этнографии, топонимики, литературы и т.д.
Организуя встречи с интересными людьми, земляками, совершая походы по родному краю, ребята знакомятся с Малой Родиной, её достижениями, героическим прошлым.
Ведь любовь к Родине начинается с любви к родителям, родной школе, к улице, на которой живет молодой человек. А у нас есть чем и кем гордиться!
Главная цель программы – воспитание гражданственности и патриотизма.
Формы работы – встречи, экскурсии, выходы к памятным местам. Всё это фотографируется , создаются слайдфильмы и презентации.
Краеведческий клуб «Поиск» позволяет сочетать и использовать самые разнообразные формы воспитательной работы. В итоге ребята смогут собрать богатейший материал для музея или краеведческого уголка, выставки. Занятия кружка в основном носят практический характер. Лишь небольшая часть проводится в виде бесед, лекций. Используются такие виды деятельности: поисковая и краеведческая работа – дети записывают воспоминания ветеранов, собирают материал о топонимике, находят интересные легенды.
Программа рассчитана на детей 10-14 лет.
Срок реализации программы 3 года:
- первый год обучения – 144 часа в год;
- второй год обучения – 144 час в год;
- третий год обучения – 144 час в год;
Занятия проводятся по 2 часа в неделю.
В первый год обучения требуется приложить много усилий, которые направлены прежде всего на создание сплоченного коллектива. Предпочтение отдается таким формам занятий как: игра, конкурс, викторина, экскурсия. На втором и третьем этапах занятия проходят уже в таких формах как: лекции, дискуссии, интервью, участие в исследовательских проектах типа «Старые фотографии рассказали», в конференциях «Отечество», « Уральская слободка», «Наследие», «Интеллектуалы 21 века» и т.д.
Глава 2. Педагогические задачи.
Цель программы:
- воспитание патриотизма;
- формирование активной жизненной позиции;
- социализация обучающихся.
Задачи:
- ознакомить с историей Малой Родины;
- воспитать гордость и уважение к «Родине своего сердца» - Малой Родине;
- знакомить с историческим прошлым родного края, наших земляков;
- способствовать формированию общей культуры обучающихся, их гражданской позиции;
- развить навыки общения подростков между собой и взрослыми.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения, учащиеся должны знать:
- историю Малой Родины, ее улиц, памятные места;
- топонимику родных мест;
- легенды южного Урала;
- имена знатных земляков;
- приемы поисковой и оформительской работы;
- приемы общения
Должны уметь:
- рассказывать об истории родного города Юрюзани;
- объяснять топонимы Юрюзани и окрестностей;
- проводить экскурсии по памятным местам города;
- рассказывать легенды Урала;
- собирать и оформлять краеведческий материал;
- подготовить и защитить отчетную работу по теме.
Глава 3. Учебно –тематический план.
Клуб «Поиск»
Первый год обучения
№/п | Название тем | Всего часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |||
2. | Моя Малая Родина -Юрюзань | 34 | 4 | 30 | ||
3. | Топонимика Юрюзани и окрестностей | 20 | 10 | 10 | ||
4. | Легенды и сказания о родном крае | 16 | 12 | 4 | ||
5. | Встречи с интересными людьми | 22 |
| 22 | ||
6. | Просмотр и обсуждение фильмов о родном крае | 10 |
| 10 | ||
7. | Вахта Памяти « Ко дню Победы » | 8 | 8 | |||
8. | Туристскими маршрутами(походы и экскурсии) | 20 | 2 | 18 | ||
9. | Оформление альбомов, выставок. Создание слайдфильмов. | 10 | ||||
10. | Заключительное занятие. Подведение итогов. | 2 | 2 |
Итого часов: 144 30
Второй год обучения
№/п | Название тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Моя Малая Родина -Юрюзань | 20 | 10 | 10 |
3. | Топонимика Урала | 20 | 10 | 10 |
4. | Легенды Урала | 10 | 4 | 6 |
5. | Встречи с интересными людьми | 10 | 2 | 8 |
6. | Просмотр и обсуждение фильмов об Урале | 8 | 8 | |
7. | Вахта Памяти | 6 | 6 | |
8. | Туристскими маршрутами | 40 | 4 | 36 |
9. | Оформление альбомов, выставок | 26 | 26 | |
10. | Заключительное занятие | 2 | 2 |
Итого 144 32 112
Третий год обучения
№/п | Название тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Моя Малая Родина -Юрюзань | 18 | 4 | 14 |
3. | Топонимика Урала | 18 | 8 | 10 |
4. | Легенды старогоУрала | 10 | 6 | 4 |
5. | Встречи с интересными людьми | 10 | 2 | 8 |
6. | Просмотр и обсуждение фильмов об Урале. Создание фильмотеки | 20 | 4 | 16 |
7. | Вахта Памяти | 4 | 4 | |
8. | Туристскими маршрутами | 40 | 4 | 36 |
9. | Оформление альбомов, выставок | 20 | 20 | |
10. | Заключительное занятие | 2 | 2 |
Итого 144 30 114
Глава 4. Содержание программы.
Первый год обучения.
- Вводное занятие:
- знакомство с детьми;
- вводный инструктаж;
- цели и задачи занятий;
- анкетирование «Знаю ли я свою малую Родину?»;
2. Моя Малая родина:
- история основания Юрюзани;
- заочная экскурсия по городу;
- знакомство с достопримечательными и историческими местами Юрюзани;
- история улиц города; когда появились и как назывались раньше;
- памятники и мемориальные доски;
- Юрюзань вчера и сегодня;
- разработка новых экскурсионных маршрутов по городу;
- просмотр и обсуждение фильмов и слайдфильмов о Юрюзани;
- создание новых слайдфильмов «Моя Малая Родина»;
- оформление выставки;
- создание альбомов и слайдпроектов;
- викторина и конкурсы знатоков;
3.Топонимика Юрюзани и окрестностей:.
- топонимика Юрюзани и окрестностей;
- оронимы, название гор,
- гидронимы (название рек, озер, водоемов);
- названия районов города;
- народные топонимы;
- забытые топонимы;
- составление топонимических словарей;
- конкурс следопытов;
4. Легенды и сказания:
- легенды об Урале;
- легенды о реках и озерах;
- легенды о горах и хребтах;
- легенды о богатстве недр;
- легенды о самоцветах;
- легенды об умельцах знатных;
- знаменитые сказочники: Бажов П.П., Власова С.К., Черепанов С.А. и др.;
- подготовить зарисовки к любимым уральским сказкам;
5. Встречи с интересными людьми:
- встреча с участниками Великой Отечественной Войны;
- встреча с детьми Великой Отечественной Войны;
- встреча с тружениками тыла;
- встреча с почетными гражданами Юрюзани;
6. Просмотр и обсуждение видеофильмов:
- моя Родина – Урал;
- Аркаим;
- туристскими тропами Катав-Ивановского района;
- Серпиевский пещерный град;
- все чудеса Урала;
7. Туристскими маршрутами:
- походы и экскурсии по родному краю;
8. Оформление альбомов и выставок.
9. Вахта Памяти к 67-летию Победы:
- уборка территории у парков;
- возложение цветов, гирлянд;
10. Заключительное занятии:
- подведение итогов;
- награждение лучших;
Второй год обучения.
1.Вводное занятие:
- «Вспомним прошедшее лето»;
- задачи на новый учебный год;
2. Моя Малая родина:
- составление интересных экскурсионных маршрутов;
- проведение экскурсий;
- конкурсы экскурсоводов;
3. Топонимика Урала:
- сбор новых топонимов;
- составление словарей;
4. Легенды о родном крае:
- придумать новые легенды об Урале, о богатстве недр;
- выпуск книг с легендами ребят;
5. Встречи с интересными людьми:
- интервьюирование;
- создание презентаций, слайд и видеофильмов о замечательных земляках;
6. Просмотр и обсуждение видеофильмов:
- создание проектов «Моя Малая Родина», «Уголок России - отчий дом» и др.;
7. Туристскими маршрутами:
- походы по родному краю;
- разработка новых маршрутов походов;
8. Оформление альбомов и выставок:
- создание фотоальбома «Моя Малая Родина», «Природа родного края»;
- выставка фотографий;
9. Вахта Памяти:
- уборка территории у памятников;
- косметический ремонт памятников;
- возложение цветов, гирлянд;
10. Заключительное занятие:
- подведение итогов;
- награждение лучших;
Третий год обучения.
1. Вводное занятие:
- беседа « Что ты сделал хорошего», «Делать людям хорошее – хорошеть самому;
- организационные вопросы;
- план работы на год;
2. Моя Малая родина:
- экскурсии в Челябинск, Тургояк, Миасс, Остров Веры, Златоуст, Серпиевский пещерный град;
3. Топонимика:
- написание исследовательских работ;
- проведение викторин в школах города;
4. Легенды о родном крае:
- выступление ребят в школах города по теме;
5. Встречи с интересными людьми:
- написание рефератов « У войны не женское лицо», «Медаль за бой. Медаль за труд из одного металла льют», «Детство войны»;
6. Просмотр и обсуждение видеофильмов:
- сценарий – необходимое условие создания фильма;
- сценарий литературный и режиссерский;
-просмотр и обсуждение фильмов и проектов с краеведами школ;
7.Туристскими тропами:
- инструктаж предпоходный;
- подготовка инструкторов-походников;
- разработка маршрутов выходного дня;
8. Оформление альбомов и выставок:
- создание уголка, музея краеведа;
9. Вахта Памяти:
- сбор материалов по памятникам;
10. Заключительное занятие:
- чаепитие;
- подведение итогов;
- награждение «Лучший краевед»
Глава 5. Методическое обеспечение программы.
Для решения поставленных задач программы нужно соответствующее методическое обеспечение.
Формы занятий : индивидуальные;
групповые;
коллективные
Главный критерий – эффективность образовательного процесса, базирующегося на личностном подходе к каждому ребенку. Немаловажно разнообразие форм занятий: -экскурсии;
-лекции;
-игры;
-походы;
-встречи;
-диспуты;
-беседы.
Походы сплачивают коллектив, игры повышают интерес к содержанию обучения и проводятся для закрепления знаний и создания эмоционального настроя.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесные;
- наглядные;
- практические
Словесные методы – основные методы в обучении детей, к ним относятся рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные методы также важны в обучении, это фотографии, книги, слайд и видеофильмы.
А так как материал лучше всего закрепляется на практике, необходимы и практические методы.
Подведение итогов: - отчетные работы;
- конкурсы;
- анкетирование;
- викторины;
- походы;
- экскурсии.
Техническое оснащение: телевизор, компьютер, мультимедиа, фотоаппарат.
Дидактический материал: тесты, наглядные пособия (альбомы, раскладушки, фотографии), слайд и видеофильмы, методические разработки и сценарии.
Список использованной литературы
- Бажов П.П. «Сказы», Чел., 1980
- Виноградов Н.Б. «Страницы древней истории Южного Урала», Чел., 1997
- Виноградов Н.Б. «Историческое краеведение», Абрис, 2004
- Гитис М.С. « Познай свой край. Занимательная география», Абрис, 2006
- Гитис М.С. «Познай свой край. Челябинская область», кратк. справочник.; Абрис, 2006
- Григорьева Е.В. «Природа Южного Урала», Чел., 2002
- Капитонова Н.А. «Литературное краеведение»,Абрис, 2008
- Корецкая Т.Л. «Земля уральская», Чел., 2004
- Кругляшова В.П. «Предания и легенды Урала»,Свердловск, 1991
- Климов А.М. «Урал – земля золотая», Чел., 1959
- Кириллова И.А. «Легенды южного Урала», «Аркаим», 2008
- Моисеев А.П. «Топонимическое краеведение»,Абрис, 2008
- Романова А.С. «Азбука гражданина», М., 1980
- Слукин В.Н. «Тайны уральских подземелий»,Екатер., 2005
- Таранина Т.И. «Недра Челябинской области»,Абрис, 2009
- Четин В.Е. «Очерки истории Челябинской области», Чел., 1991