Конкурс "В мире филологии"
методическая разработка (6 класс) на тему

Вебер Галина Алексеевна

Внеклассное занятие по русскому языку.Можно проводить в рамках недели русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_v_mire_filologii.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «В мире филологии»

Цель:  1.Через игру воспитывать интерес к родному языку, предмету.

2.Поддерживать в ребятах дух состязания;

3.Прививать интерес к устному народному творчеству через работу с пословицами , поговорками, фразеологизмами.

Ход урока:

Филология – совокупность наук изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

  1. Звучит песня А. Пугачевой «Нагружать всё больше нас»
  2. Ведущий: встреча друзей - это всегда праздник. Сегодня встреча юных филологов, знатоков народной культуры, выраженной в знании языка и литературного творчества. Значит, у нас праздник. Насколько он получиться интересный зависит во многом от вас, дорогие болельщики и от наших конкурсантов. Встречайте, вот они.
  3. Появляются скоморохи Митяй и Миняй.

Митяй: (Оглядываясь, удивлённо)

- Смотри, сколько народу собралось! Народу или народа? Как же правильно? Как вы думаете, ребята? (Ответ: можно Народу и народа)

- А для чего вы собрались? (Добивайтесь ответа: на конкурс)

Миняй: Митяй! А ты говорил, что эти школяры мало что ведают. Ан, нет. Смотри! Конкурс устроили.

Митяй: В самом деле, Миняй!.. Где же конкурсанты?

Ведущий: И правда, пора представит наших конкурсантов. Первый участник…

Второй…

Третий…

Четвертый…

Пятый…

Миняй: Здравствуйте! Видите эти свитки на стене? Здесь задания для вас. Берите по одному свитку и готовьтесь к конкурсу.

Митяй: «Лучший чтец» - 1 конкурс.

(Участники получают по четыре строчки их стихотворения С. Абдуллы «Выучи русский язык»)

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре-

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Русское слово живёт на страницах.

Мир открывающих книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын, мой, работай, будь людям полезен.

Выучи русский язык!

Ведущий: В исполнении наших конкурсантов прозвучало стихотворение «Выучи русский язык!»

(Победителя выявляют зрители путём дружеских возгласов)

 Для болельщиков (Проводится, готовятся к.№1)

- Поставьте правильно ударение в первых словах следующих словосочетаний:

Развитый ребёнок, развитой язык, развитое общество.

 Конкурс №2 «Узнай литературного героя».

По описанию надо узнать литературного героя, назвать произведения и автора.

  1. «Вошед в биллиардную увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руках и с трубкою в зубах. (Иван Иванович Зорин  «Капитанская дочка»)

  1. «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его приказывалась проседь. Живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское… (Емельян Пугачев)

  1. «…вошел молодой офицер невысокого росту, с лицом смуглым и отменно некрасивым,  чрезвычайно живым.» (Швабрин)

  1. «…Ему казалось лет за семьдесят. У него Не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос, он был малого росту, тощ и сгорблен, но узенькие глаза его ещё сверкали огнём» ( Башкирец)

  1. «… она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую» (Императрица)

Конкурс №3 «Поэтический».

Закончить строфу. Назвать автора и произведение.

  1. «Ягнёнок в жаркий день…» (Крылов «Волк и ягнёнок)
  2. «Волк ночью, думая залезть в овчарню…» (Крылов «Волк на псарне»)
  3. «Под голубыми небесами…» (Пушкин «Зимнее утро»)
  4. «Играют волны, ветер свищет…» (Лермонтов «Парус»)
  5. «Скажи - ка, дядя, ведь не даром…» (Лермонтов «Бородино»)
  6. « О, Волга! Колыбель моя…» (Некрасов «На Волге»)
  7. «Сижу за решеткой…» (Пушкин «Узник»)
  8. «Откуда дровишки…» (Некрасов «Мужичек с ноготок»)
  9. «Крошка сын пришел к отцу…» (Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)
  10. «Белая берёза под моим окном…» (С. Есенин «Берёза»).

Выбегают Митяй и Миняй. Подходят к столу, где все карточки перепутаны.

Митяй: (с возмущением) Ну что ты наделал? Все пословицы перепутал! Как я теперь их сложу?

Миняй: А ребята на что? Они сейчас все их соберут. Ведь правда. ребята?

(Раздают болельщикам карточки для игры «Найди пару», по половине пословицы)

  1. Не спеши языком    -     1. Торопись делом.
  2. Сам пропадай        - а товарища выручай.
  3. С кем поведешься     - от того и наберёшься.
  4. Труд человека кормит    - а лень портит.
  5. Глаза страшатся   - а руки делают.
  6.  Хочешь много знать   - надо мало спать.
  7. Ученье свет   - а не ученье тьма.
  8. По одежке встречают,   - по уму провожают.

Пока болельщики ищут пару звучит песня А. Пугачевой «Маг  - волшебник»

Выходят парами, читают пословицы.

Конкурс №4 « Аукцион».

Побеждает конкурсант, который последний назовёт фразеологизм со словом ум. Браться за ум, без ума от чего - либо, в своем уме, не выходит из ума, повредиться в уме, тронуться умом, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит.

Миняй: Ты знаешь,  Митяй, что я придумал? Дай. Тебе на ухо скажу, а то ребята догадаются. (Что – то шепчет на ухо Митяю)

Миняй: Сейчас мы вам покажем  фразеологизмы, в филологии их ещё по другому называют идиомы, а вы попробуйте разгадать.

Конкурс №5 «Пантомима»

  1. Спустя рукава  (делать кое- как)
  2. Намылить шею    (побить кого – либо)
  3. Переливать из пустого в порожнее   ( заниматься бесполезным делом)
  4. Кричать во всю Ивановскую   ( очень громко кричать)
  5. Втирать очки   ( обманывать)

Миняй: Что за конкурс, Митяй, без «Поля чудес?!»  

Митяй: Ещё не всё потеряно, друг,  сейчас устроим для наших конкурсантов чудеса.

Конкурс №6 « Поле чудес»

(Достает калошу, спицу, свечку, решето, яйцо, нож. Рубашка, горох, бутылка, кости, очки).

Выеденного яйца не стоит, сесть в галошу, вставить спицы в колёса, тает как свечка, решетом воду носить, резать без ножа, родиться в рубашке, чудо гороховое, принцесса на горошине, при царе горохе, лезть в бутылку, висит на волоске, с головы волос не упадет.

Жюри подводит итоги.

Итог: С участниками конкурса мы попытались показать , как богат и выразителен наш язык. И. С. Тургенев писал: « Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать их тех, кто беднее нас.»

Оформление:

  1. На доске написано: - название конкурса; слова Тургенева.
  2. Проигрыватель , песни А.Пугачевой
  3. Описание портретов литературных героев.
  4. Свитки с четверостишьями.
  5. Карточки с половинками пословиц.
  6. Предметы: калоша, палка или спица, свечка, решето, яйцо, нож, рубашка, горох, бутылка, волосы, банка.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КВН юных филологов" 6 класс

"КВН юных филологов" - внеклассное мероприятие для шестиклассников.  Цели: 1. Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.2.Разв...

Научно-исследовательская деятельность школьников на стыке наук (история, филология, искусствоведение)

Этот доклад был подготовлен для международного семинара "Россия - Эстония. Организация работы с одареными детьми". Он проходил в Санкт-Петербурге на базе лицея № 344 ...

"Экология в филологии"

Внеклассное мероприятие в 6 классе. Цель:- расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;- пополнить словарный запас учащихся;- посмотреть на науку экологию с необычной точки зре­...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Состязание филологов

Игра по лексике для учащихся 7-9 классов....

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры  2013 - 2014 уч.г....