"Кем быть?"
классный час (8 класс) на тему
Выбор профессии – задача не из легких. Он является ключевым этапом профессионального самоопределения и является не только личностной проблемой, но и представляет общественный интерес. В данной разработке я предлагаю различные формы профессионального просвещения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_cha1.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Кем быть?»
Для учащихся 8-9 классов
Пояснительная записка
Выбор профессии – задача не из легких. Наибольшую помощь в этом ребятам могут оказать родители, но они нередко жалуются на непонимание своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное.
В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, очень много молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Моя задача - помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
Эпиграф к мероприятию: «Существуют тысячи профессий. Хочешь выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для тебя? Постарайся познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь, из чего!»
Тема: «Кем быть?»
Цель: сформировать у учащихся ответственное отношение к выбору будущей профессии.
Задачи:
I. Образовательные:
- Изучение факторов выбора профессии.
- Изучение учащимися профессиональной направленности личности.
- Формирование умения критического анализа выбранной профессии.
II. Воспитательные:
- Формирование готовности и способности нести личную ответственность за собственный выбор.
- Формирование активной гражданской позиции.
- Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.
III. Развивающие:
- Формирование ключевых компетенций (коммуникативных, ценностно-смысловых, учебно-познавательных, личностного самосовершенствования).
- Формирование адекватной самооценки учащихся.
- Развитие психологической компетентности учащихся.
- Развитие умения совместной работы в группе.
Оценочная деятельность на уроке: качественная оценка работы учащихся в группах.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Кем быть?», опросник Е.А.Климова, бланки для заполнения, ручки. брошюры «Калейдоскоп профессий», тексты стихотворений В. Маяковского «Кем быть?».
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход классного часа:
- Вступительное слово, тема. Постановка проблемы.
- Игра «Отгадай профессию»
- Работа в группах
- Проведение анкеты. Анализ анкетирования.
- Заключение, подведение итога
Содержание
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (Пожарный)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)
Постановка проблемы
Почему я загадала именно эти загадки?
Как часто вам приходится что-либо выбирать?
Легко ли вам делать выбор? Почему?
А зачем думать о будущей профессии сейчас, ведь у вас еще есть время?
(Ответы детей)
Правильно. И сегодня у вас будет возможность определить, к какому типу профессий вы склонны и, следовательно, в каком направлении продолжать свое образование после окончания 9 класса.
Учитель: Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Сегодня я предлагаю вам немного поговорить, обсудить, подискутировать на тему: «Моя будущая профессия». Я надеюсь, что многим из вас будет полезна наша встреча и вы вынесете много полезного для себя. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Но я думаю, что у вас есть еще время, для того, чтобы определить свою пристань в жизни. Человек должен очень ответственно подходить к своему решению. Как говорят мудрые французы : «Выбирать профессию надо также как выбираем перчатку, чтобы не жала и не слетала». И сегодня мы еще раз окунемся в мир профессий, вам предоставляется еще одна возможность «примерить» несколько таких перчаток, побывать на нескольких пристанях. Может кто-то еще не до конца определился или окончательно утвердиться в своем выборе.
Но сначала, мы с вами поиграем в игру «Отгадай профессию».
Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.
- Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания (архитектор)
- Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость (полицейский)
- Книга, фонд, эрудиция, тишина, читатели, каталоги (библиотекарь)
- Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (журналист)
- Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь, краска, клиент (парикмахер)
- Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка (строитель)
- Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность (машинист локомотива)
8)Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло (пекарь)
Учитель: Термин «профессия» происходит от латинского слова, что в переводе означает «объявляю своим делом». В человеческом обществе профессии появились с разделением труда, когда одни люди стали заниматься земледелием, другие – скотоводством, третьи – различными ремеслами. Накопленные в каждой профессиональной среде знания и умения передавались от поколения в поколение. В. Даль в своем словаре русского языка определил профессию как «промысел, сословное занятие». Итак, профессия – это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества.
Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий.
В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
1.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.
При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.
Практическая работа
( все учащиеся разделены на две команды)
Проанализируйте профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
3. Назовите объект труда, конечный результат работы.
4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.
6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
9. Где можно её получить?
Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду.
Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Почему? (Отвечают ребята).
Учитель: Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия. Как вы думаете , какие эти требования? ( ответы детей)
- Во-первых, чтобы профессия была интересной.
- Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.
- В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.
Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Какие вы знаете профессии? (Ответы детей)
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет:
- профессия выбирается раз и навсегда.
- выбор профессии зависит от толщины кошелька.
- нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
- профессия предназначена человеку от рождения.
- по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
- профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
- профессию следует выбирать, уже став взрослым.
- чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
- если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
- психолог – не помощник в выборе профессии.
(все утверждения являются ложными)
( Анкета дана предварительно)
1). Назовите 5 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости.
2). Какую профессию хотите выбрать вы?
3). Какую профессию вам советуют выбрать родители?
4). В чем преимущества вашей будущей профессии?
5). Назовите "минусы" вашей будущей профессии.
6). Какие качества характера необходимы в данной профессии?
7). Назовите причины, которые могут помешать вам выбрать эту профессию.
8). Какую профессию вы точно не выберете?
Анализ анкеты
Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии.
Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей ( пользу обществу).
А помогут вам в этом данные центра занятости в районе, дополнительная литература, Интернет, образовательные ярмарки, проводимые в районе.
Итог занятия
Я хочу поблагодарить вас за работу, поддержку, понимание. А мне остается пожелать вам попутного ветра, у вас еще есть время, для того, чтобы сделать правильный выбор! Спасибо и до свидания!
Литература
- Бобровская Л.Н. и др. Анкеты по профориентации для старшеклассников// Практика административной работы в школе. – №1 – 2008.
- Осьмушкина И.Н. и др. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения»// Практика административной работы в школе. – №7 – 2008.
- Челнокова Т.А.. Гусева Н.А. Фестиваль профессий в 8 – 9 классах// Практика административной работы в школе. – №1 – 2005.
- www.bishelp.ru
- www.prof.labor.ru
- www.proforientator.ru