программа клуба "ПОИСК" 2012
рабочая программа (11 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №2
Степновского района
Ставропольского края
Программа утверждена и скорректирована
На заседании методического совета
Директор школы/_______/ Н.Т.Чаплина
Программа
детского школьного объединения «Клуб Поиск»
(для школьников 14-17 лет)
Составитель: учитель истории Ласлова В.А.
С.Иргаклы,2012год.
Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание – это воспитание у детей и молодежи важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает в себя беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, почитание национальных святынь и символов, любовь к родному краю, своему селу.
Работа по героико-патриотическому воспитанию проводится через клуб «Поиск», через беседы, классные часы и предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Одной из сфер краеведческой деятельности учащихся является школьное краеведение. Оно – одно из самых действенных средств воспитательного процесса и самый живой предмет в познавательной деятельности. Оно своеобразно тем, что дает оценку значимости событий данной местности с позиции текущего времени. А поэтому оно несет в себе яркий воспитывающий заряд и нравственную ценность, расширяет спектр знаний об окружающем мире.
Школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия. Они выступают в роли пропагандистов туристско-краеведческой деятельности, путем организации конференций, олимпиад, выставок, встреч, проведения экскурсий в музее с учащимися.
Главной целью данной программы является воспитание у учащихся любви к родному селу, своей малой и большой Родине через внеклассную работу.
Основные задачи:
- Приобщать учащихся к исследовательской и творческой деятельности.
- Формировать у учащихся активную социальную позицию и высокую культуру.
- Продолжить работу по сбору материалов об участниках разных войн.
- Привлечение к работе по данной теме воинов запаса.
- Участие в мероприятиях по увековечиванию памяти павших защитников Отечества, организации и обновлению музейных экспозиций.
- Продолжить оформление экспозиции «Ими гордится школа».
- Подготовка и оформление экспозиции «Учителя нашей школы».
- Подготовка экспозиции «Труженики села Иргаклы».
- Подготовка экспозиции «Ставрополье в годы 1 Мировой войны».
- Сбор материалов и подготовка тематических исторических выставок.
- Сбор материалов о нашем селе.
Данная программа рассчитана на 4 года и может быть осуществлена за 140 часов. При ее выполнении учащиеся пользуются полученными знаниями из курсов истории, обществознания, краеведения.
Программа способствует:
- приобщению к нравственности как первооснове человека, то есть к добру, любви, правде, истине и красоте;
- постижение учеником христианского идеала;
- стимулированию главного в человеке – внутренней, собственной духовной работы ученика, осознающего смысл жизни и свое человеческое предназначение;
- побуждению к творчеству, творческих отношений к своему делу и окружающему миру;
- побуждению духовных сил растущего человека, способности противостоять цинизму и разврату;
- прочности семьи от сохранения его традиционных норм нравственности;
- приобщение детей к особенностям культуры народов села, края, знанию его истории.
Содержание программы курса развивается и углубляется от класса к классу с учетом возраста учащихся и изучения новых аспектов межпредметного характера в изучении родного края. Каждый крупный раздел сопровождается перечнем требований к знаниям и умениям учащихся. Для реализации программы используются такие формы работы как: лекции, беседы, экскурсии, вечера, участие в слетах, конкурсах. Но наиболее сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация программы ориентирует учителя на организацию личного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Дети не только самостоятельно изучают особенности своей местности, быт, культуру народов с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, практических работ, высказывания собственных гипотез.
Посещение храмов, музеев района, края, сотрудничество с представителями основных конфессий села благоприятно влияют на детей в рамках духовного и обогащения.
В проведении занятий используются формы индивидуальной, групповой работы и коллективного творчества.
Программа осуществляет комплексный подход к образованию и воспитанию (единство нравственного, духовного, патриотического и эстетического воспитания), так как курс обширен и многогранен.
Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы:
- проблемно – поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);
- репродуктивный (педагог сам объясняет материал);
- креативный (творческий);
- объяснительно – иллюстрационный.
Деятельность педагога строится на принципах:
- гуманизация образования;
- соответствия содержания возрастным особенностям учащихся;
- уважение и соблюдение прав ребенка;
- осуществление целостного подхода к воспитанию;
- взаимосотрудничество.
Прогнозируемые результаты:
- знание истории своего села, края;
- уважение традиций своего народа;
- патриотизм (любовь к родной земле, природе);
- поддержание традиционных устоев своей семьи;
- понимание веры и религии как хранительницы исторических и национальных традиций народа;
- получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности и творчества.
- формирование у учащихся чувств патриотизма и интернационализма,
- расширение кругозора,
- развитие общественной активности,
- привитие практических навыков поисковой и исследовательской работы.
Перспективы:
1. Создать в школьном музее разделы: «Человек и народная культура»; «Ставрополье в годы 1 Мировой войны».
2. Разработать по данному курсу методические материалы.
3. Повысить интерес участия детей в мероприятиях предусмотренных программой.
4. Уделить большее внимание основам христианского и мусульманского вероучения, как фундаменту нравственного развития личности учащихся.
Работа по данной программе требует повышения квалификации самого учителя, повышение качества его научной и преподавательской деятельности.
Содержание программы (теоретическая часть) 45 часов.
2012-2013г.г. (12 часов).
Вводное занятие (2часа).
Цели и задачи клуба «Поиск». Посещение музея. Знакомство с видами музеев. Школьный музей. Заочные экскурсии по музеям края. Условия хранения экспонатов в музеях (свет, температура, влажность).
Тема1. Школа экскурсоводов (4 часа)
Основные требования к экскурсоводу (внешний вид, речь, коммуникабельность). Составление текста экскурсии по теме. Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ проведенной экскурсии. Практические занятия по предложенным темам экскурсий.
Тема2. Ставрополье в конце 18 начале 19 века (2часа).
Край в конце 18 века. Строительство Азово-Моздокской линии. Причины, характер, цели и результаты Кавказской войны 1817-1864г.г. Образование, литература, театр, архитектура в 19 веке. Освоение края во 2-й половине 19 века: казачья, крестьянская и иностранная колонизация.
Тема3. Вступая в новый век (4 часа).
Территория края в конце 19 века. Население. Национальный состав. Гербы и символы. Экономика края: сельское хозяйство, промышленность. Малые этнические группы (туркмены, ногайцы, калмыки, армяне, немцы). Ставропольские дворяне, чиновники, купечество. Русская православная церковь в конце 19 века на Ставрополье.
2013--2014г.г. (11часов).
Тема 1. Школа экскурсоводов (4 часа).
Основные требования к экскурсоводу (внешний вид, речь, коммуникабельность). Составление текста экскурсии по теме. Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ проведенной экскурсии. Практические занятия по предложенным темам экскурсий.
Тема2. Школа лекторов (2 часа).
Методика подготовки и проведения лекториев, устных журналов по различным темам. Практические занятия.
Тема3. В горниле войн и революций (5 часов).
Образование и печать. Литература. Изобразительное искусство. Театр. Музыка. Ученые.
Русско-японская война 1904-1905г.г. и Ставрополье.
Ставрополье в годы первой российской революции. «Кровавый день Ставрополья».
Столыпинская аграрная реформа на Ставрополье.
Ставропольцы на фронтах 1МВ.
Февраль 1917 года на Ставрополье. Революционные партии. Октябрьские события. Выборы в Учредительное собрание. Установление Советской власти на Ставрополье.
Начало гражданской войны. «Под белыми». Террор «белый» и «красный». Личности в войне (Шкуро А.Г., Ипатов П.М. и др.). Поражение белого движения.
2014-2015г.г. (11часов).
Тема1. Составление выставок и экспозиций (3 часа).
Как подобрать материал для тематической выставки и экспозиции. Правила оформления материалов на выставку или экспозицию. Практические занятия.
Тема 2. Ставрополье в 1920-1941г.г. (4часов).
Кризис 1920г. Продразверстка на Ставрополье. Восстание в начале 20-х г.г. Голод 1921-1922г.г. и его последствия. НЭП. Причины свертывания НЭПа. Курс на коллективизацию, его последствия. Политика раскулачивания и ее итоги. Начало индустриализации. Голод 1932-1933г.г. Репрессии 30-х годов. Образование, литература, театр и кино, жизнь общества в 30-е годы.
Тема3. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.) (4часа).
Начало войны. Мобилизация. Отношение к войне в обществе. «Все для фронта, все для победы!» . Герои – Ставропольцы на фронтах ВОВ. Битва за Кавказ (этапы, события).
Партизанское движение на Ставрополье. Проблема коллаборационизма. Наука и культура в годы войны. Наше село в годы войны.
2015-2016г.г. (11часов).
Тема1. Школа экскурсоводов (4 часа)
Основные требования к экскурсоводу (внешний вид, речь, коммуникабельность). Составление текста экскурсии по теме. Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ проведенной экскурсии. Практические занятия по предложенным темам экскурсий.
Тема2. После суровых испытаний (2часа).
Итоги и последствия Великой Отечественной войны для СССР и Ставрополья. Восстановление экономики. Апогей сталинизма. Наше село в 1945-1952г.г.
Тема3. Оттепель (1953-1964г.г.) (2часа).
Смерть И.В.Сталина. Десталинизация.
Реформы в сельском хозяйстве, промышленности и социальной сфере. Духовная жизнь. Наше село в годы Оттепели.
Тема4. На крутых переломах истории (1964-2008г.г.) (3часов).
Социально-экономическое развитие края в 1964-1985г.г.
Перестройка на Ставрополье (цели, ход, результаты).
Национальная политика.
Ставрополье при А.Л.Черногорове.
Наше село сегодня: социально-экономическое развитие. Основные проблемы и способы их решения.
Содержание программы (практическая часть) 95 часов.
Основные направления содержания деятельности.
- Поисково-исследовательская работа (30часов):
1. Как подобрать материал для тематической выставки и экспозиции. Правила оформления материалов на выставку или экспозицию. Практические занятия.
2. Сбор сведений для экспозиции «Ими гордится школа».
3. Сбор сведений для альбома «Наши выпускники».
4. Подготовка и оформление экспозиции «Учителя нашей школы».
5. Подготовка экспозиции «Труженики села Иргаклы».
6. Подготовка экспозиции «Ставрополье в годы 1 Мировой войны».
7. Сбор материалов и подготовка тематических исторических выставок.
8. Сбор материалов о нашем селе.
9. Поиск экспонатов для школьного музея.
- Научно-просветительская деятельность (35часов):
1. Работа по сбору материалов поисково-исследовательской деятельности.
2. Экскурсия в музей с.Степное и знакомство с историей села.
3. Экскурсии в краеведческие музеи края.
4. Экскурсия на хутор Найков и уборка на мемориале погибшим воинам.
5. Публикация в районной газете «Степновские вести» материалов об истории села и современности, ветеранах войны и труда, воинах-интернационалистах, участниках боевых действий и т.д.
6. Участие в конкурсах «Отечество», «Интеллект».
- Досуговая работа (30часов):
1. Участие в праздновании Дня Победы.
2. Практические занятия по предложенным темам экскурсий.
3. Методика подготовки и проведения лекториев, устных журналов по различным темам. Практические занятия.
4. Встречи с ветеранами.
5. Участие в олимпиадах и конкурсах.
6. Выступление с лекциями на уроках, классных часах.
7. Участие в исторических вечерах.
8. Участие в конкурсах «Отечество», «Интеллект».
Формы и методы работы с учащимися.
Исходя из целей и задач можно использовать следующие формы и методы работы:
- Поисково-самостоятельная деятельность учащихся,
- Проведение заочных путешествий по темам:
- «Традиции и обычаи народов нашего села».
- «Очерки истории нашего села».
- «Иргаклинцы на фронтах Вов».
- «Н.Д.Терещенко: жизнь и деятельность».
- «Храмовое ожерелье Ставрополья»
- «А.П.Ермолов и Северный Кавказ»
- «Памятные места села Иргаклы»
- «Ногайская семья вчера и сегодня»
- «Афганская война в истории семьи Аджигабуловых»
- «Семья Гиренко в истории села Иргаклы»
- Проведение олимпиад по краеведению.
- Публикация материалов в районной газете.
Формы контроля за деятельностью учащихся.
Члены клуба отчитываются о своей работе:
- Пишут статьи в газету «Степновские вести».
- Участвуют в неделе истории и обществознания.
- Проводят экскурсии в музее.
- Проводят устные тематические журналы
- Проводят тематические лектории
- Принимают участие в районной предметной олимпиаде.
- Проводят встречи с ветеранами войны и труда.
Тематический план (теоретическая часть) 45 часов.
№ п/п | Темы | Кол-во часов | № Пар-фа |
2012-2013уч.г. (12 часов) | |||
1 | Вводное занятие. Знакомство с музеем. | 1 | |
2 | Хранение предметов в музеях. Условия хранения. Виды музеев. | 1 | |
Тема1. Школа экскурсоводов (4часа) | 4 | ||
3 | Основные требования к экскурсоводу. Составление текста экскурсии. | 1 | |
4 | Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ. | 1 | |
5-6 | Практические занятия по предложенным темам. | 2 | |
Тема2. Ставрополье в конце 18-начале 19 века (2часа) | 2 | ||
7 | Неведомый край. Кавказская война 1817-1864г.г. | 1,2-3 | |
8 | Культура Ставрополья. Наш край во 2-й половине 19в. | 4-5,6 | |
Тема3. Вступая в новый век (4часа) | 4 | ||
9 | Ставропольская губерния в конце 19в. Российская житница. Ставропольская епархия. | 1 | 7,8,9 |
10 | Малые этнические группы. Народы нашего села. | 1 | 10 муз. |
11 | Ставропольские дворяне, чиновники, купцы. | 1 | 11, 12 |
12 | Введение. Культурная нива Ставрополья. | 1 | 13, 14 |
2013--2014уч.г. (11 часов) | |||
Тема1. Школа экскурсоводов (4часа) | 4 | ||
13 | Основные требования к экскурсоводу. Составление текста экскурсии. | 1 | |
14 | Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ. | 1 | |
15-16 | Практические занятия по предложенным темам. | 2 | |
Тема 2. Школа лекторов (2часа) | 2 | ||
17 | Методика подготовки, проведения лекториев, устных журналов. | ||
18 | Практическое занятие. | ||
Тема3. В горниле войн и революций.(5 часов) | 5 | ||
19 | Русско-японская война. В годы первой революции. | 1 | 15,16 |
20 | Первая мировая. От Февраля к Октябрю. Октябрь 17-го –роковой рубеж. | 1 | 17, 18 |
21 | Выборы в учредительное собрание. Ставропольская советская республика. | 1 | 19,20 |
22 | Гражданская война. | 1 | 21 |
23 | Гражданская война. | 1 | 22,23 |
2014-2015 уч.г. (11 часов) | |||
Тема1. Составление выставок и экспозиций (3часа) | 3 | ||
24 | Как подобрать материал для тематической выставки и экспозиции. Правила оформления материалов на выставку или экспозицию. | 1 | |
25-26 | Практические занятия. | 2 | |
Тема2. Ставрополье в 1920-1941г.г. (4часа) | 4 | ||
27 | Военный коммунизм. Трагедия 1921-1922г.г. | 1 | 24,25 |
28 | Ставрополье в годы Нэпа (1921-1928) | 1 | 26 |
29 | Коллективизация: трагедия раскрестьянивания. Коллективизация в нашем селе. | 1 | 27,28 Музей |
30 | Ставрополье и село в 30-е г.г. Культурная революция. | 1 | 29-30,31 |
Тема3. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.) | 4 | ||
31 | Начало войны. | 1 | 32 |
32 | Битва за Кавказ. | 1 | 33 |
33 | Изгнание фашистских захватчиков. | 1 | 34-35 |
34 | Наука и культура в годы войны. | 1 | 36,муз. |
2011-2012уч.г. (11 часов) | |||
Тема1. Школа экскурсоводов (4часа) | 4 | ||
35 | Основные требования к экскурсоводу. Составление текста экскурсии. | 1 | |
36 | Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ. | 1 | |
37-38 | Практические занятия по предложенным темам. | 2 | |
Тема2. После суровых испытаний (1945-1952г.г.) (2часа) | 2 | ||
39 | Жизнь после войны. Наше село после войны. | 37-38, музей | |
40 | Общественно-политическая и культурная жизнь края. | 39 | |
Тема3. Оттепель (1953-1964г.г.) (2часа) | 2 | ||
41 | Первые попытки либерализации. | 40-41 | |
42 | Наше село в годы оттепели. | Музей | |
Тема4. На крутых переломах истории. | 3 | ||
43 | После Кулакова до Горбачева. Перестройка на Ставрополье. | 42,43 | |
44 | Ставрополье на рубеже тысячелетий. | 44 | |
45 | Наше село сегодня: проблемы, перспективы. | музей |
Тематический план (практическая часть) 95 часов.
№ п/п | Кол-во час | Тема | ||
2012-2013 уч.год (23 часа) | 5 | Оформление альбома «Наши выпускники» | ||
1 | 2 | Продолжение оформления альбома «Выпускники нашей школы». | ||
2 | 3 | Как подобрать материал для тематической выставки и экспозиции | ||
3 | 4 | Подготовка экспозиции «Труженики села Иргаклы». | ||
4 | 5 | Сбор материала и оформление экспозиции «Учителя нашей школы». | ||
5 | 2 | Участие в вечере к празднику Победы, слете «Отечество». | ||
6 | 3 | Публикация статей о ветеранах в газете «Степновские вести». | ||
7 | 1 | Подведение итогов работы за год. Систематизация материала. | ||
8 | 3 | Подготовка экспозиции «Ставрополье в годы 1 Мировой войны» | ||
2013-2014 уч.год (24 часа) | ||||
8 | 4 | Сбор материалов о ветеранах труда. | ||
9 | 5 | Сбор предметов старины. | ||
10 | 5 | Проведение экскурсий «Гордость нашего села». | ||
11 | 1 | Посещение краеведческого музея г.Ставрополь | ||
12 | 6 | Выступление с устными журналами и лекциями ко дню Победы. | ||
13 | 1 | Поздравление ветеранов с днем Победы. | ||
14 | 1 | Встреча с воинами-интернационалистами. | ||
15 | 1 | Подведение итогов работы за год. Систематизация материала. | ||
2014-2015 уч.год (24 часа) | ||||
16 | 11 | Сбор материалов и оформление выставок к 70-летию Победы. | ||
17 | 1 | Участие в олимпиадах и конкурсе «Отечество». | ||
18 | 10 | Проведение экскурсий «История нашей школы» и т.д.. | ||
19 | 1 | Встреча с ветеранами войны и труда. | ||
20 | 1 | Подведение итогов работы за год. Систематизация материала. | ||
2015-2016 уч.год (24 часа) | ||||
21 | 6 | Сбор материалов о нашем селе. | ||
22 | 6 | Проведение экскурсий в музее по разным темам. | ||
23 | 3 | Публикация статей в газете «Степновские вести». | ||
24 | 2 | Систематизация и учет новых материалов в музее. | ||
25 | 6 | Выступление на классных часах «Село Иргаклы в годы коллективизации», «Наше село в годы войны», «Наши ветераны», «Материальная культура и быт народов села в начале 20 века» и т.д.. | ||
26 | 1 | Подведение итогов работы за год. Систематизация материала. |
Литература.
- А.И.Кругов. Ставропольский край в истории России. Ст.:2001.
- А.И.Кругов. Задачник по краеведению. Ст.2006.
- А.А.Коробейников. Очерки истории Ставропольского края в 2 т. Ст.:1984.
- А.В.Аксентьев. Люди каких национальностей живут на Ставрополье. Ст.: 1998.
- ----------------.Традиции и обычаи людей Ставрополья. Ст.:2000.
- А.Карпов. Буруны. Ст.: 1987.
- Книга памяти Степновского района (1941-1945).
- Н.Д.Терещенко. Что принесла вода. Л.: 1983.
- Н.Д.Терещенко. О товарищах и о себе. Л.: 1984.
- Н.Д.Терещенко. В движении вперед. Л.:1985.
- Н.Д.Терещенко. Там, в бурунной степи. Л.:1985.
УТВЕРЖДАЮ «___»____________2012г.
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ/________/Н.Т.Чаплина
План работы школьного музея на 2012/2013 учебный год.
Тематический план (теоретическая часть) 12 часов.
№ п/п | Темы | Кол-во часов | № Пар-фа |
2012-2013уч.г. (12 часов) | |||
1 | Вводное занятие. Знакомство с музеем. | 1 | |
2 | Хранение предметов в музеях. Условия хранения. Виды музеев. | 1 | |
Тема1. Школа экскурсоводов (4часа) | 4 | ||
3 | Основные требования к экскурсоводу. Составление текста экскурсии. | 1 | |
4 | Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ. | 1 | |
5-6 | Практические занятия по предложенным темам. | 2 | |
Тема2. Ставрополье в конце 18-начале 19 века (2часа) | 2 | ||
7 | Неведомый край. Кавказская война 1817-1864г.г. | 1,2-3 | |
8 | Культура Ставрополья. Наш край во 2-й половине 19в. | 4-5,6 | |
Тема3. Вступая в новый век (4часа) | 4 | ||
9 | Ставропольская губерния в конце 19в. Российская житница. Ставропольская епархия. | 1 | 7,8,9 |
10 | Малые этнические группы. Народы нашего села. | 1 | 10 муз. |
11 | Ставропольские дворяне, чиновники, купцы. | 1 | 11, 12 |
12 | Введение. Культурная нива Ставрополья. | 1 | 13, 14 |
Тематический план (практическая часть) 23 часов.
№ п/п | Кол-во час | Тема | Сроки |
2012-2013 уч.год (23 часа) | |||
1 | 3 | Как подобрать материал для тематической выставки и экспозиции | Сентябрь-октябрь |
2 | - | Экскурсии ко дню села Иргаклы | Октябрь |
3 | 5 | Сбор материала и оформление экспозиции «Учителя нашей школы». | Декабрь-январь |
4 | - | Экскурсии по графику месячника оборонно-спортивной работы | февраль |
5 | 3 | Публикация статей о ветеранах в газете «Степновские вести». | Февраль, апрель |
6 | 2 | Участие в вечере к празднику Победы, слете «Отечество». | Март, май |
7 | - | Устный журнал и лекции ко дню Победы | Апрель, май |
8 | 3 | Подготовка экспозиции «Ставрополье в годы 1 Мировой войны» | В течение года |
9 | 2 | Продолжение оформления альбома «Выпускники нашей школы». | В течение года |
10 | 1 | Подведение итогов работы за год. Систематизация материала. | май |