программа клуба "ПОИСК" 2012
рабочая программа (11 класс) на тему

 

Патриотическое воспитание – это воспитание у детей и молодежи важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает в себя беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, почитание национальных святынь и символов, любовь к родному краю, своему селу.
         Работа по героико-патриотическому воспитанию проводится через клуб «Поиск», через беседы, классные часы и предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста.
 
Главной целью данной программы является воспитание у учащихся любви к родному селу,  своей малой и большой Родине через внеклассную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №2

Степновского района

Ставропольского края

Программа утверждена и скорректирована

На заседании методического совета

Директор школы/_______/ Н.Т.Чаплина

Программа

 детского школьного объединения «Клуб Поиск»

(для школьников 14-17 лет)

Составитель: учитель истории Ласлова В.А.

С.Иргаклы,2012год.

Пояснительная записка.

Патриотическое воспитание – это воспитание у детей и молодежи важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает в себя беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, почитание национальных святынь и символов, любовь к родному краю, своему селу.

        Работа по героико-патриотическому воспитанию проводится через клуб «Поиск», через беседы, классные часы и предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Одной из сфер краеведческой деятельности учащихся является школьное краеведение. Оно – одно из самых действенных средств  воспитательного процесса и самый живой предмет в познавательной деятельности. Оно своеобразно тем, что дает оценку значимости событий данной местности с позиции текущего времени. А поэтому оно несет в себе яркий воспитывающий заряд и нравственную ценность, расширяет спектр знаний об окружающем мире.

        Школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия. Они выступают в роли пропагандистов туристско-краеведческой деятельности, путем организации конференций, олимпиад, выставок, встреч, проведения экскурсий в музее с учащимися.

        

Главной целью данной программы является воспитание у учащихся любви к родному селу,  своей малой и большой Родине через внеклассную работу.

Основные задачи:

  1. Приобщать учащихся к исследовательской и творческой деятельности.
  2. Формировать у учащихся активную социальную позицию и высокую культуру.
  3. Продолжить работу по сбору материалов об участниках разных войн.
  4. Привлечение к работе по данной теме воинов запаса.
  5. Участие в мероприятиях по увековечиванию памяти павших защитников Отечества, организации и обновлению музейных экспозиций.
  6. Продолжить оформление экспозиции «Ими гордится школа».
  7. Подготовка и оформление экспозиции «Учителя нашей школы».
  8. Подготовка экспозиции «Труженики села Иргаклы».
  9. Подготовка экспозиции «Ставрополье в годы 1 Мировой войны».
  10. Сбор материалов и подготовка тематических исторических выставок.
  11. Сбор материалов о нашем селе.

Данная программа рассчитана на 4 года и может быть осуществлена за 140 часов. При ее выполнении учащиеся пользуются полученными знаниями из курсов истории, обществознания, краеведения.

Программа способствует:

- приобщению к нравственности как первооснове человека, то есть к добру, любви, правде, истине и красоте;

- постижение учеником христианского идеала;

- стимулированию главного в человеке – внутренней, собственной духовной работы ученика, осознающего смысл жизни и свое человеческое предназначение;

- побуждению к творчеству, творческих отношений к своему делу и окружающему миру;

- побуждению духовных сил растущего человека, способности противостоять цинизму и разврату;

- прочности семьи от сохранения его традиционных норм нравственности;

- приобщение детей к особенностям культуры народов села, края, знанию его истории.

Содержание программы курса развивается и углубляется от класса к классу с учетом возраста учащихся и изучения новых аспектов межпредметного характера в изучении родного края. Каждый крупный раздел сопровождается перечнем требований к знаниям и умениям учащихся. Для реализации программы используются такие формы работы как: лекции, беседы, экскурсии, вечера, участие в слетах, конкурсах. Но наиболее сильной стороной программы является её  прикладная направленность. Реализация программы ориентирует учителя на организацию личного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Дети не только самостоятельно изучают особенности своей местности, быт, культуру народов с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, практических работ, высказывания собственных гипотез.

Посещение храмов, музеев района, края, сотрудничество с представителями основных конфессий села благоприятно влияют на детей в рамках духовного и обогащения.

В проведении занятий используются формы индивидуальной, групповой  работы и коллективного творчества.

Программа осуществляет комплексный подход к образованию и воспитанию (единство нравственного, духовного, патриотического и эстетического воспитания), так как курс обширен и многогранен.

Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы:

- проблемно – поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);

- репродуктивный (педагог сам объясняет материал);

- креативный (творческий);

- объяснительно – иллюстрационный.

Деятельность педагога строится на принципах:

- гуманизация образования;

- соответствия содержания возрастным особенностям учащихся;

- уважение и соблюдение прав ребенка;

- осуществление целостного подхода к воспитанию;

- взаимосотрудничество.

Прогнозируемые результаты:

- знание истории своего села, края;

- уважение традиций своего народа;

- патриотизм (любовь к родной земле, природе);

- поддержание традиционных устоев своей семьи;

- понимание веры и религии как хранительницы исторических и национальных традиций народа;

- получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности и творчества.

- формирование у учащихся чувств патриотизма и интернационализма,

- расширение кругозора,

- развитие общественной активности,

- привитие практических навыков поисковой и исследовательской работы.

Перспективы:

1. Создать в школьном музее разделы: «Человек и народная культура»; «Ставрополье в годы 1 Мировой войны».

2. Разработать по данному курсу методические материалы.

3. Повысить интерес участия детей в мероприятиях предусмотренных программой.

4. Уделить большее внимание основам христианского и мусульманского вероучения, как фундаменту нравственного развития личности учащихся.

Работа по данной программе требует повышения квалификации самого учителя, повышение качества его научной и преподавательской деятельности.

Содержание программы (теоретическая часть) 45 часов.

                                               

2012-2013г.г. (12 часов).

Вводное занятие (2часа).

Цели и задачи клуба «Поиск». Посещение музея. Знакомство с видами музеев. Школьный музей. Заочные экскурсии по музеям края. Условия хранения экспонатов в музеях (свет, температура, влажность).

Тема1. Школа экскурсоводов (4 часа)

        Основные требования к экскурсоводу (внешний вид, речь, коммуникабельность). Составление текста экскурсии по теме. Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ проведенной экскурсии. Практические  занятия по предложенным темам экскурсий.

Тема2. Ставрополье в конце 18 начале 19 века (2часа).

Край в конце 18 века. Строительство Азово-Моздокской линии. Причины, характер, цели и результаты Кавказской войны 1817-1864г.г. Образование, литература, театр, архитектура в 19 веке. Освоение края во 2-й половине 19 века: казачья, крестьянская и иностранная колонизация.

Тема3. Вступая в новый век (4 часа).

Территория края в конце 19 века. Население. Национальный состав. Гербы и символы. Экономика края: сельское хозяйство, промышленность. Малые этнические группы (туркмены, ногайцы, калмыки, армяне, немцы). Ставропольские дворяне, чиновники, купечество. Русская православная церковь в конце 19 века на Ставрополье.

2013--2014г.г. (11часов).

Тема 1. Школа экскурсоводов (4 часа).

        Основные требования к экскурсоводу (внешний вид, речь, коммуникабельность). Составление текста экскурсии по теме. Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ проведенной экскурсии. Практические  занятия по предложенным темам экскурсий.

Тема2. Школа лекторов (2 часа).

Методика подготовки и проведения лекториев, устных журналов по различным темам. Практические занятия.

Тема3. В горниле войн и революций (5 часов).

Образование и печать. Литература. Изобразительное искусство. Театр. Музыка. Ученые.

Русско-японская война 1904-1905г.г. и Ставрополье.

Ставрополье в годы первой российской революции. «Кровавый день Ставрополья».

Столыпинская аграрная реформа на Ставрополье.

Ставропольцы на фронтах 1МВ.

Февраль 1917 года на Ставрополье. Революционные партии. Октябрьские события. Выборы в Учредительное собрание. Установление Советской власти на Ставрополье.

 Начало гражданской войны. «Под белыми». Террор «белый» и «красный». Личности в войне (Шкуро А.Г., Ипатов П.М. и др.). Поражение белого движения.

2014-2015г.г. (11часов).

Тема1. Составление выставок и экспозиций (3 часа).

Как подобрать материал для тематической выставки и экспозиции. Правила оформления материалов на выставку или экспозицию. Практические занятия.

Тема 2. Ставрополье в 1920-1941г.г. (4часов).

Кризис 1920г. Продразверстка на Ставрополье. Восстание в начале 20-х г.г. Голод 1921-1922г.г. и его последствия. НЭП. Причины свертывания НЭПа. Курс на коллективизацию, его последствия. Политика раскулачивания и ее итоги. Начало индустриализации. Голод 1932-1933г.г. Репрессии 30-х годов. Образование, литература, театр и кино, жизнь общества в 30-е годы.

Тема3. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.) (4часа).

Начало войны. Мобилизация. Отношение к войне в обществе. «Все для фронта, все для победы!» . Герои – Ставропольцы на фронтах ВОВ. Битва за Кавказ (этапы, события).

Партизанское движение на Ставрополье. Проблема коллаборационизма. Наука и культура в годы войны. Наше село в годы войны.

2015-2016г.г. (11часов).

Тема1. Школа экскурсоводов (4 часа)

        Основные требования к экскурсоводу (внешний вид, речь, коммуникабельность). Составление текста экскурсии по теме. Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ проведенной экскурсии. Практические  занятия по предложенным темам экскурсий.

Тема2. После суровых испытаний (2часа).

Итоги и последствия Великой Отечественной войны для СССР и Ставрополья. Восстановление экономики. Апогей сталинизма. Наше село в 1945-1952г.г.

Тема3. Оттепель (1953-1964г.г.) (2часа).

Смерть И.В.Сталина. Десталинизация.

Реформы в сельском хозяйстве, промышленности и социальной сфере. Духовная жизнь. Наше село в годы Оттепели.

Тема4. На крутых переломах истории (1964-2008г.г.) (3часов).

        Социально-экономическое развитие края в 1964-1985г.г.

Перестройка на Ставрополье (цели, ход, результаты).

Национальная политика.

Ставрополье при А.Л.Черногорове.

Наше село сегодня: социально-экономическое развитие. Основные проблемы и способы их решения.

        

Содержание программы (практическая часть) 95 часов.

Основные направления содержания деятельности.

  1. Поисково-исследовательская работа (30часов):

1. Как подобрать материал для тематической выставки и экспозиции. Правила оформления материалов на выставку или экспозицию. Практические занятия.

        2. Сбор сведений для экспозиции  «Ими гордится школа».

        3. Сбор сведений для альбома «Наши выпускники».

    4. Подготовка и оформление экспозиции «Учителя нашей школы».

                  5. Подготовка экспозиции «Труженики села Иргаклы».

6. Подготовка экспозиции «Ставрополье в годы 1 Мировой войны».

7. Сбор материалов и подготовка тематических исторических выставок.

8. Сбор материалов о нашем селе.

        9. Поиск экспонатов  для школьного музея.

        

  1. Научно-просветительская деятельность (35часов):

1. Работа по сбору материалов поисково-исследовательской деятельности.

2. Экскурсия в музей с.Степное и знакомство с историей села.

3. Экскурсии в краеведческие музеи края.

4. Экскурсия на хутор Найков и уборка на мемориале погибшим воинам.

5. Публикация в районной газете «Степновские вести» материалов об истории села и современности, ветеранах войны и труда, воинах-интернационалистах, участниках боевых действий и т.д.

6. Участие в конкурсах «Отечество», «Интеллект».

  1. Досуговая работа (30часов):

 1. Участие в праздновании Дня Победы.

 2. Практические  занятия по предложенным темам экскурсий.

 3. Методика подготовки и проведения лекториев, устных журналов по различным темам. Практические занятия.

 4. Встречи с ветеранами.

 5. Участие в олимпиадах и конкурсах.

 6. Выступление с лекциями на уроках, классных часах.

 7. Участие в исторических вечерах.

 8. Участие в конкурсах «Отечество», «Интеллект».

Формы и методы работы с учащимися.

Исходя из целей и задач можно использовать следующие формы и методы работы:

  1. Поисково-самостоятельная деятельность учащихся,
  1. Проведение заочных путешествий по темам:
  1. «Традиции и обычаи народов нашего села».
  2. «Очерки истории нашего села».
  3. «Иргаклинцы на фронтах Вов».
  4. «Н.Д.Терещенко: жизнь и деятельность».
  5. «Храмовое ожерелье Ставрополья»
  6. «А.П.Ермолов и Северный Кавказ»
  7. «Памятные места села Иргаклы»
  8. «Ногайская семья вчера и сегодня»
  9. «Афганская война в истории семьи Аджигабуловых»
  10. «Семья Гиренко в истории села Иргаклы»
  11. Проведение олимпиад по краеведению.
  1. Публикация материалов в районной газете.

Формы контроля за деятельностью учащихся.

Члены клуба отчитываются о своей работе:

  1. Пишут статьи в газету «Степновские вести».
  1. Участвуют в неделе истории и обществознания.
  2. Проводят экскурсии в музее.
  3. Проводят устные тематические журналы
  4. Проводят тематические лектории
  5. Принимают участие в районной предметной олимпиаде.
  6. Проводят встречи с ветеранами войны и труда.

Тематический план (теоретическая часть) 45 часов.

п/п

Темы

Кол-во

 часов

Пар-фа

2012-2013уч.г. (12 часов)

1

Вводное занятие. Знакомство с музеем.

1

2

Хранение предметов в музеях. Условия хранения. Виды музеев.

1

Тема1. Школа экскурсоводов (4часа)

4

3

Основные требования к экскурсоводу. Составление текста экскурсии.

1

4

Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ.

1

5-6

Практические занятия по предложенным темам.

2

Тема2. Ставрополье в конце 18-начале 19 века (2часа)

2

7

Неведомый край. Кавказская война 1817-1864г.г.

1,2-3

8

Культура Ставрополья. Наш край во 2-й половине 19в.

4-5,6

Тема3. Вступая в новый век (4часа)

4

9

Ставропольская губерния в конце 19в. Российская житница. Ставропольская епархия.

1

7,8,9

10

Малые этнические группы. Народы нашего села.

1

10 муз.

11

Ставропольские дворяне, чиновники, купцы.

1

11, 12

12

Введение. Культурная нива Ставрополья.

1

13, 14

2013--2014уч.г. (11 часов)

Тема1. Школа экскурсоводов (4часа)

4

13

Основные требования к экскурсоводу. Составление текста экскурсии.

1

14

Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ.

1

15-16

Практические занятия по предложенным темам.

2

Тема 2. Школа лекторов (2часа)

2

17

Методика подготовки, проведения лекториев, устных журналов.

18

Практическое занятие.

Тема3. В горниле войн и революций.(5 часов)

5

19

Русско-японская война. В годы первой революции.

1

15,16

20

Первая мировая. От Февраля к Октябрю. Октябрь 17-го –роковой рубеж.

1

17, 18

21

Выборы в учредительное собрание. Ставропольская советская республика.

1

19,20

22

Гражданская война.

1

21

23

Гражданская война.

1

22,23

2014-2015 уч.г. (11 часов)

Тема1. Составление выставок и экспозиций (3часа)

3

24

Как подобрать материал для тематической выставки и экспозиции. Правила оформления материалов на выставку или экспозицию.

1

25-26

Практические занятия.

2

Тема2. Ставрополье в 1920-1941г.г. (4часа)

4

27

Военный коммунизм. Трагедия 1921-1922г.г.

1

24,25

28

Ставрополье в годы Нэпа (1921-1928)

1

26

29

Коллективизация: трагедия раскрестьянивания. Коллективизация в нашем селе.

1

27,28 Музей

30

Ставрополье и село в 30-е г.г. Культурная революция.

1

29-30,31

Тема3. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.)

4

31

Начало войны.

1

32

32

Битва за Кавказ.

1

33

33

Изгнание фашистских захватчиков.

1

34-35

34

Наука и культура в годы войны.

1

36,муз.

2011-2012уч.г. (11 часов)

Тема1. Школа экскурсоводов (4часа)

4

35

Основные требования к экскурсоводу. Составление текста экскурсии.

1

36

Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ.

1

37-38

Практические занятия по предложенным темам.

2

Тема2. После суровых испытаний (1945-1952г.г.) (2часа)

2

39

Жизнь после войны. Наше село после войны.

37-38, музей

40

Общественно-политическая и культурная жизнь края.

39

Тема3. Оттепель (1953-1964г.г.) (2часа)

2

41

Первые попытки либерализации.

40-41

42

Наше село в годы оттепели.

Музей

Тема4. На крутых переломах истории.

3

43

После Кулакова до Горбачева. Перестройка на Ставрополье.

42,43

44

Ставрополье на рубеже тысячелетий.

44

45

Наше село сегодня: проблемы, перспективы.

музей

Тематический план (практическая часть) 95 часов.

п/п

Кол-во час

Тема

2012-2013 уч.год (23 часа)

5

Оформление альбома «Наши выпускники»

1

2

Продолжение оформления альбома «Выпускники нашей школы».

2

3

Как подобрать материал для тематической выставки и экспозиции

3

4

Подготовка экспозиции «Труженики села Иргаклы».

4

5

Сбор материала и оформление экспозиции «Учителя нашей школы».

5

2

Участие в вечере к празднику Победы, слете «Отечество».

6

3

Публикация статей о ветеранах в газете «Степновские вести».

7

1

Подведение итогов работы за год. Систематизация материала.

8

3

Подготовка экспозиции «Ставрополье в годы 1 Мировой войны»

2013-2014 уч.год (24 часа)

8

4

Сбор материалов о ветеранах труда.

9

5

 Сбор предметов старины.

10

5

Проведение экскурсий «Гордость нашего села».

11

1

Посещение краеведческого музея г.Ставрополь

12

6

Выступление с устными журналами и лекциями ко дню Победы.

13

1

Поздравление ветеранов  с днем Победы.        

14

1

Встреча с воинами-интернационалистами.

15

1

Подведение итогов работы за год. Систематизация материала.

2014-2015 уч.год (24 часа)

16

11

Сбор материалов и оформление выставок к 70-летию Победы.

17

1

Участие в олимпиадах и конкурсе «Отечество».

18

10

Проведение экскурсий «История нашей школы» и т.д..

19

1

Встреча с ветеранами войны и труда.

20

1

Подведение итогов работы за год. Систематизация материала.

2015-2016 уч.год (24 часа)

21

6

Сбор материалов о нашем селе.

22

6

Проведение экскурсий в музее по разным темам.

23

3

Публикация статей в газете «Степновские вести».

24

2

Систематизация и учет новых материалов в музее.

25

6

Выступление на классных часах «Село Иргаклы в годы коллективизации», «Наше село в годы войны», «Наши ветераны», «Материальная культура и быт народов села в начале 20 века» и т.д..

26

1

Подведение итогов работы за год. Систематизация материала.

Литература.

  1. А.И.Кругов. Ставропольский край в истории России. Ст.:2001.
  2. А.И.Кругов. Задачник по краеведению. Ст.2006.
  3. А.А.Коробейников. Очерки истории Ставропольского края в 2 т. Ст.:1984.
  4. А.В.Аксентьев. Люди каких национальностей живут на Ставрополье. Ст.: 1998.
  5. ----------------.Традиции и обычаи людей  Ставрополья. Ст.:2000.
  6. А.Карпов. Буруны. Ст.: 1987.
  7. Книга памяти Степновского района (1941-1945).
  8. Н.Д.Терещенко. Что принесла вода. Л.: 1983.
  9. Н.Д.Терещенко. О товарищах и о себе. Л.: 1984.
  10. Н.Д.Терещенко. В движении вперед. Л.:1985.
  11. Н.Д.Терещенко. Там, в бурунной степи. Л.:1985.

 УТВЕРЖДАЮ «___»____________2012г.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ/________/Н.Т.Чаплина

План работы школьного музея на 2012/2013 учебный год.

Тематический план (теоретическая часть) 12 часов.

п/п

Темы

Кол-во

 часов

Пар-фа

2012-2013уч.г. (12 часов)

1

Вводное занятие. Знакомство с музеем.

1

2

Хранение предметов в музеях. Условия хранения. Виды музеев.

1

Тема1. Школа экскурсоводов (4часа)

4

3

Основные требования к экскурсоводу. Составление текста экскурсии.

1

4

Подготовка и проведение экскурсии. Самоанализ и анализ.

1

5-6

Практические занятия по предложенным темам.

2

Тема2. Ставрополье в конце 18-начале 19 века (2часа)

2

7

Неведомый край. Кавказская война 1817-1864г.г.

1,2-3

8

Культура Ставрополья. Наш край во 2-й половине 19в.

4-5,6

Тема3. Вступая в новый век (4часа)

4

9

Ставропольская губерния в конце 19в. Российская житница. Ставропольская епархия.

1

7,8,9

10

Малые этнические группы. Народы нашего села.

1

10 муз.

11

Ставропольские дворяне, чиновники, купцы.

1

11, 12

12

Введение. Культурная нива Ставрополья.

1

13, 14

Тематический план (практическая часть) 23 часов.

п/п

Кол-во час

Тема

Сроки

2012-2013 уч.год (23 часа)

1

3

Как подобрать материал для тематической выставки и экспозиции

Сентябрь-октябрь

2

-

Экскурсии ко дню села Иргаклы

Октябрь

3

5

Сбор материала и оформление экспозиции «Учителя нашей школы».

Декабрь-январь

4

-

Экскурсии по графику месячника оборонно-спортивной работы

февраль

5

3

Публикация статей о ветеранах в газете «Степновские вести».

Февраль, апрель

6

2

Участие в вечере к празднику Победы, слете «Отечество».

Март, май

7

-

Устный журнал и лекции ко дню Победы

Апрель, май

8

3

Подготовка экспозиции «Ставрополье в годы 1 Мировой войны»

В течение года

9

2

Продолжение оформления альбома «Выпускники нашей школы».

В течение года

10

1

Подведение итогов работы за год. Систематизация материала.

май