Методическое пособие для педагогов-организаторов внеклассной работы "Развитие творческих способностей учащихся"
методическая разработка (9 класс) по теме
Материал по работе с учащимися среднего и старшего звена, принимающими участие в театрализованных внеклассных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 МО «АХТУБИНСКИЙ РАЙОН»
Развитие творческих способностей учащихся
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ
Разработала: Брыкова М.А.,
старшая вожатая МОУ «СОШ №6
МО «Ахтубинский район»
г.Ахтубинск
2009 г.
Создавая художественный образ, человек попадает или в тон и такт природе, или берет фальшивую ноту… Попавшие в тон – преуспевают, взявшие фальшивую ноту – проваливаются. Вот сущность творчества.
В.Е. Грум
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Люди совершают каждый день массу дел, маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача то более, то менее трудная.
Развитие общества зависит от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от интеллектуального потенциала народа. Для того чтобы создать нечто новое или найти новый путь, решая какую-то проблему, требуются особые качества ума такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости.
Творческие способности – особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и предлагать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их воплощения в жизнь.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». [1]
Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, именно процесс развития творческих способностей у детей. Цель данного исследования:
- Изучение проблемы развития творческих способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога-организатора внеклассной работы с детьми.
- Выявление эффективных приемов развития творческих способностей в условиях средней общеобразовательной школы.
- Использование специальных приемов для развития творческих способностей детей.
Развитие интереса к творчеству
Значение индивидуальных и возрастных особенностей школьников в процессе формирования творческой личности
Школа – это не только учебное заведение, где дети получают знания. Школа – это коллектив, в котором протекает важная для подрастающего человека часть жизни, направленная на развитие творческих дарований. Готовность учащихся средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в сфере производства как материального, так и нематериального. Участвуя в коллективном творческом деле, каждый ребенок получает возможность проявить свои способности, открыть для себя и для других грани различных талантов, развить диапазон необходимых в будущем коммуникативных качеств. «Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко».[2]
Ребенок обладает разнообразными потенциальными способностями. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Развитие способностей школьников нужно начинать с самого раннего возраста, привлекая учащихся в творческий процесс с первого класса. Например, выступление на торжественных линейках, посвященных Дню Знаний или последнему звонку, участие в творческих играх во время проведения праздничных мероприятий и т.п.
В процессе деятельности необходимо учитывать детскую психологию, возрастные и индивидуальные особенности детей. В результате творческой деятельности происходит развитие самого участника, его духовных сил, способностей и задатков. Участвуя в творческом процессе, ребенок развивается прежде всего личностно, а не профессионально, в зависимости от собственных потребностей и приобретает жизненно необходимые умения. В центре всего творческого процесса стоит развитие самого ребенка как самоценной личности, его вхождение в культуру и самоопределение в ней, задачи самопознания и саморазвития, ценностные ориентации.
Внеклассная работа с детьми отличается по форме в зависимости от их возраста. В начальной школе главная задача – организовать внимание детей, направить их мысль, воображение, фантазию, уточнить цели, задачи, действия в условиях вымысла, придать импровизации определенную завершенность. Переходный возраст характеризуется внутренним кризисом в развитии ребенка, противоречивостью, полярностью определяющих его моментов. Повышается и обостряется эмоциональная возбудимость, создается свой внутренний мир. Подростки требуют особого внимания, среди них много «трудных» учеников, переживающих этот период особенно остро. Залогом успеха в работе с такими учениками могут быть только внимание и уважение к ним как к личностям, вера в их возможности, поддержка их позитивных устремлений. Формирующиеся в этом возрасте убеждения требуют эмоционального закрепления, и творческая работа над образом особенно значима, так как, с одной стороны, еще более расширяет эмоциональный спектр для закрепления убеждения, с другой стороны, увеличивает возможности выбора собственной позиции, что неизбежно влечет проблему личной ответственности. Поэтому образная игра важна для подростка так же, как для детей ролевая игра.
Наряду с возрастными особенностями необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Принимать во внимание социальную среду, в которой он формируется как личность. Это определит его готовность к самовосприятию и самовыражению, возможность понимания предлагаемого материала. « Понимание… не может быть навязано со стороны, а только пропускается через собственный опыт и осмысливается».[3]
Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее успешно развиваться.
Значительную роль в повышении творческих способностей школьников играет интеллектуально-эмоциональная атмосфера свободы и непринужденности при обсуждении той или иной темы, например, плана мероприятий, текста сценария, статьи в школьную газету. Вовлекая ребят в творческий процесс, можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Виды творческой деятельности
Усвоение человеческой культуры никому не дается легко, и мудрое общение взрослых с живой душой ребенка – залог его будущих успехов. Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Декоративно-прикладная Художественно-эстетическая
К декоративно-прикладной творческой деятельности относится художественно-оформительская работа. Участие в конкурсе рисунков или плакатов, кропотливая работа учащихся над очередным выпуском «Школьных новостей», подготовка сцены к мероприятию, оформление стендов или тематической выставки – все это требует выдумки, фантазии, оригинальных и неожиданных решений. Школьники увлеченно относятся к созданию сценического реквизита, изготовлению декораций, пошиву костюмов.
Другой вид творческой деятельности – художественно-эстетическая, которая включает в себя театр, музыку, хореографию. Театр помогает вовлечь детей в интересную для них деятельность, приблизить к искусству, к пониманию образов. Музыка, по словам Аристотеля, способна оказывать известное «воздействие на этическую сторону души».[4] В ряде мероприятий музыка является весомым составным компонентом. Соответствующая тематике заставка-фонограмма способна украсить любое школьное мероприятие. В качестве музыкального оформления часто используются фрагменты классических произведений, музыка современных композиторов, фонограммы песен. Участие школьников в театрализованных представлениях («Посвящение в первоклассники» (Приложение 1), «Посвящение в старшеклассники», «Праздник царицы Осени» (Приложение 2), новогодние утренники, «Вечер встречи с выпускниками», «Праздник Азбуки» (Приложение 3), «Безопасное колесо», «Выпускной вечер»), в литературно-музыкальных композициях («Была такая война…», «Участникам Сталинградской битвы посвящается…»), тематических вечерах («День защитника Отечества», «День 8 Марта»), торжественных линейках («День Знаний», «Последний звонок») оказывает непосредственное влияние на духовно-нравственное становление личности, развитие творческих способностей учащихся. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей здесь направлено на создание игровой ситуации. Ослепительное детское воображение рождает целую фантастическую жизнь – красочную, богатую, захватывающую, а элементы игры, изобретательности и творческого подхода – важные жизненные постулаты. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.
Методы развития творческих способностей учащихся
Великая формула «отца» космонавтики К.Э. Циолковского приоткрывает завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».[5]
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. И наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
В процессе развития творческих способностей большое значение придается следующим принципам:
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- индивидуальному подходу.
Например, в ходе подготовки любого школьного мероприятия при подборе участников обязательно учитывается возраст ребенка, а также психологические особенности каждого. На первой репетиции дети знакомятся со сценарием. Высказываются различные мнения в ходе обсуждения текста, часто вносятся коррективы. Следующий этап – чтение по ролям, работа над интонацией, а уже в ходе репетиций происходит создание сценического образа.
Наряду с принципами используются и методы:
МЕТОДЫ
Практические Наглядные Словесные
К практическим методам относятся, репетиционный период, моделирование (изготовление реквизита, декораций, костюмов), художественно-оформительская деятельность (составление эскиза оформления сцены, выпуск школьной газеты).
К наглядным методам относится наблюдение. Например, рассматривание рисунков, плакатов, представленных на выставках, знакомство с информацией, размещенной на стендах.
Словесными методами являются: тематическая лекция, беседа, обсуждение той или иной темы на собрании Совета дела или Совета старшеклассников.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Праздник – верный помощник в деле воспитания творческой личности
«Волшебное зерно, из которого вырастает успех»
Важно, чтобы школьные годы были наполнены событиями зрелищными, волнующими, эмоциональными. Праздники органично вошли в школьную жизнь. Это не случайно. Еще древние философы обратили внимание на сущность и многообразие такого явления, как праздник. Платон в своих «Законах» рассматривает праздник как вместилище высших ценностей человеческого существования, способных поддержать социальную систему в состоянии равновесия через красочное богатство жизни.
Существует большое количество событий и традиционных дат, по случаю которых устраиваются праздники. Праздник в жизни класса и школы, как и в жизни отдельного человека, играет огромную роль. Это не только возможность отдохнуть, собраться с силами для будущих дел, но и повод оценить сделанное, подвести определенные итоги.
Творческое следование древнему принципу «Развлекая, поучать» — вот где поистине волшебное зерно, из которого вырастает успех».[6] Массовый праздник сближает, объединяет людей. Без праздника нет настоящей школьной жизни.
Вовлекая ребят в подготовку и проведение праздничных мероприятий, можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Инсценированные праздники, викторины, турниры, интеллектуальные и спортивные состязания способствуют привлечению к их подготовке учащихся с различными интересами и способностями. Значимость такой совместной творческой работы состоит в передаче человеческих ценностей, которые в последствии лягут в основу формирования личности воспитанников.
Праздники – прекрасная возможность для детей проявить себя, развить такие качества, как инициативность и творчество. В ходе подготовки праздника каждый из учащихся находит себя: одни школьники увлекаются составлением сценариев; они прекрасно сочиняют, домысливают, интерпретируют. В сценарии могут обыгрываться события из школьной жизни, и каждая шутка, реприза будут понятны всем зрителям и вызовут у них неподдельную заинтересованность. Другие ребята с удовольствием декламируют, поют, танцуют, драматизируют, инсценируют, подбирают музыкальное сопровождение. Они оригинальны, непосредственны. Для них характерны яркость переживаний, острота восприятия, стремление к самовыражению. Каждому найдется дело по душе, главное – умело вовлечь детей в эту работу. Своеобразие характеров, интересы самих детей, уровень их развития требуют особого подхода в выборе темы или формы проведения того или иного мероприятия.
Цель праздника – пережить радость совместного творчества, встретиться с друзьями в новой ситуации, в новой роли. Умение вносить в жизнь шутку в наше многотрудное время имеет особую ценность. Разрядка необходима не только взрослым, но и детям, которым эмоционально жить труднее, чем зрелым людям. Старшему поколению помогает накопленный житейский опыт, профессия, устоявшаяся жизнь, сохранившиеся идеалы. Разрушение прежнего образа жизни, потеря ценностных ориентиров, общая нестабильность жизни больно ударяет, прежде всего, по детям. Это подтверждается исследованиями психологов, которые видят отражение духовного кризиса, в частности, и в том, что «из жизни детей исчезает стремление к сообществу, растет инфантилизм, происходит распад сюжетно-ролевой игры».[7]
В подготовке праздника могут принимать участие одновременно все классы одной параллели (нужно только определить роль каждого в общем деле, чтобы избежать дублирования). В этом случае можно рассчитывать на более широкий и полный охват темы, использование самых неожиданных поворотов и разнообразных праздничных эффектов.
Практика показала, что наиболее приоритетными для наших учащихся являются игровые, театральные, творческие, состязательные формы организации деятельности, позволяющие учащимся осознать, проявить себя в той или иной области.
Подготовка к мероприятию проводится по следующей схеме:
1. создание творческой группы;
2. определение целей и задач;
3. ярмарка идей;
4. репетиционный период;
5. проведение мероприятия;
6. анализ мероприятия.
Творчество – норма детского развития. Совместимо ли творчество с обучением? В младшем школьном возрасте, как утверждает психолог Богоявленская, «следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность и формирует ее».[8]
Взаимодействие педагога и ученика в ходе подготовки школьного мероприятия
Важная роль в развитии творческих способностей учащихся принадлежит педагогу. Всем известно, что в школах работают настоящие энтузиасты своего дела, способные расшевелить учеников, вселить в них уверенность, раскрыть таланты и организовать блистательную «школьную фабрику звезд». В детях таится неиссякаемый потенциал фантазии и творчества. Все ребята любят играть и быть артистами, однако в силу своего характера некоторые из них не проявляют активности. Задача педагога – выявить и развить потенциальные способности ребенка в доступной и интересной детям деятельности, создать такую творческую среду, которая позволила бы ребенку развиваться свободно в соответствии с личностными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями. Развить способности – это значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Педагог должен быть руководителем, а также активным участником творческого процесса, являться инициатором идей и поощрять инициативу детей.
Педагогическое взаимодействие учителя и ученика проявляется в совместном переживании эстетических эмоций, совместном познании через радость открытий, совместном предметно-физическом труде по оформлению мероприятия, совместном труде общения. Гуманистическая функция образования состоит в том, чтобы создать среду, в которой учитываются предпочитаемые ребенком способы и формы деятельности. Такой формой является игра – с нее начинается развитие творческих способностей детей через различные виды детского искусства. Театральная игра, в которой можно примеривать разные роли, естественно переходя от воображаемой жизни к действительной, наиболее близка ребенку. Театральное искусство с давних пор используется школой в педагогических целях.
Учитывая детскую психологию, «перед» ребенком надо поставить понятную и посильную ему задачу – не «стать предметом», а «изобразить предмет», не «перевоплотиться», а «представить». [9] Нельзя требовать от ребенка уже готового набора качеств, необходимых для участия его в мероприятиях и представлениях. Важно помочь развить такие качества, которые дадут возможность проявить себя в самых разных видах деятельности и окажутся необходимыми в будущем – наблюдательность, внимание, эмоциональную отзывчивость, фантазию, память и др. В процессе подготовки мероприятия ребенок включается в активную, увлекательную для него деятельность, где он сталкивается с трудностями и учится их преодолевать, решая жизненно важные задачи. Творческая среда стимулирует развитие творческих способностей, формирует технические навыки. В то же время вся работа в ходе подготовки мероприятия и участие в нем требует от ребенка немало усилий. Способность видеть и слышать, произвольное внимание, работа над пластикой и речью, оформление мероприятия и т.д. – не просто забава, а труд духовный и физический. Этот труд протекает в условиях совместной творческой деятельности коллектива. Понимание общей задачи воспитывает личную ответственность за общее дело, уважение к личности другого.
Нельзя изначально деятельность и роли делить на главные и второстепенные, выделять детей за актерские способности. Каждый ребенок должен чувствовать свою значимость и важность, и понимать значимость и важность каждого участника. «Такой подход сделает возможным развитие индивидуальности ребенка в рамках сотрудничества в коллективе, познание посредством диалога, воспитает уважение к публике».[10]
При подготовке к мероприятию педагог объясняет участникам авторский текст, показывает приемы, свойственные тому или иному действующему лицу. Организовать и провести театрализованное представление – задача достаточно сложная. Можно выделить следующие основные условия проведения мероприятия:
1) наличие у педагога определенных знаний и умений;
2) составление сценария, способного увлечь и заинтересовать детей;
3) необходимость участия педагога в подготовке мероприятия;
4) средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей;
5) между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
6) использование наглядности, что обеспечивает интерес у детей.
Любое мероприятие или театрализованное представление – итог масштабной подготовительной работы всех участников, а не только непосредственно выступающих на сцене. Это действие, в котором проявляется множество накопленных в процессе совместной работы переживаний, знаний, деятельности, а не просто выразительно прочитанный текст с отрепетированными мизансценами. Ценность детского творчества заключается не столько в результате, сколько в самом процессе подготовки мероприятия. В творческом процессе происходит самосозидание личности. «Это есть постоянная борьба с множественностью ложных «я» в человеке».[11]
Педагог может помочь проникнуть в психологию персонажа, доступную пониманию ребенка, даст возможность выхода чувствам и направит их развитие. «Учитель должен наблюдать за тем, чтобы не требовать от ученика невозможного. Его дело – давать им импульсы, наиболее соответствующие данному моменту их развития. Ученик – дитя природы, а учитель – заботы и исследования. Ученик не должен ощущать границы искусства, а учитель никогда не должен упускать их из вида».[12] Задача руководителя – помочь ребенку сохранить непосредственность и открытость восприятия, преодолеть возрастные трудности с тем, чтобы область игры как естественного проживания жизни в атмосфере публичности не превратилась в комплекс ограничений, ложного стеснения, закрытости, зажатости, который будет мешать им в будущем в любой сфере деятельности. Постоянный поиск и собственные открытия делают для детей само участие в театрализованных мероприятиях интересным. Педагог, работающий с детьми, помогает создать в коллективе атмосферу дружбы и доброжелательности. Должен быть учтен весь комплекс условий, необходимый творческому процессу: признание безусловной ценности ребенка, отсутствие внешних оценок (прямых и косвенных) его деятельности, понимание его трудностей, психологическая свобода. «Не навязывание своих вкусов и интересов должно лежать в совместной деятельности с детьми, а внимательное и бережное отношение к самобытности детского творчества». [13]
С.И. Гессен писал: «… художественное образование должно не прививать образовываемым нашего художественного вкуса и определенного художественного стиля, но вовлечь их в поток художественного творчества, причастность к которому только и может привести к созданию нового искусства, подлинного искусства будущего».[14]
Условия и меры эффективного развития творческих способностей школьников
Творческие способности человека – это индивидуальные особенности, качества, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Это происходит в процессе познания мира, который окружает ребенка. Ребенок вынужден заниматься творчеством, решая многие, совершенно новые для него задачи.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
- Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
- Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
- Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
- Умная доброжелательная помощь ( а не подсказка ) взрослых.
- Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с развитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.
Для эффективного развития творческих способностей школьников можно предложить следующие меры:
- Проведение специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
- На специальных занятиях по рисованию, музыке, в театральном или художественно-оформительском кружке давать детям задания творческого характера.
- Управление взрослыми детской предметной и сюжетно- ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
- Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
- Работа с родителями.
ЛИТЕРАТУРА
- Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. Знание. – М., 1981. – с. 18-78.
- Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры. Просвещение. – М., 1990. – с. 19-149.
- Плюхин В. Творчество у истоков гражданственности. Просвещение. – М., 1989. – с. 25-57.
- Левин В. Воспитание творчества. Пеленг. – Томск, 1993. – с. 56.
- Лук А. Психология творчества. Наука. – М., 1978. – с. 54-102.
- Полуянов Д. Воображение и способности. Знание. – М., 1985. – с. 28-62.
- Перекатьева О. Первоклашки в гостях у сказки. Феникс. – Ростов н/Д., 2002. – с. 151-157.
- Филякова А. Школьные праздники. Издательство АСТ. – М., 2003. – с. 93-99.
- Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Айрис-пресс. – М., 2004. – с. 126-131.
- Шпарева Г., Коновалова И. Театрализованные праздники в школе. Педагогическое общество России. – М., 2002. – с. 81-124.
- Погорельский Ю. Сценарии детских музыкальных представлений. Издательский дом «Литера». – СПб., 2001. – с. 74-77.
- Рыбакова Е., Фролова А. Театральные сезоны в школе. Школьная Пресса. – М., 2003. – с. 112-115.
Приложение 1
Посвящение в первоклассники
Звучит музыка (фанфары).
На сцену выходят две Пятерки
1-я Пятерка Внимание! Внимание!
2-я Пятерка Мы, отличные оценки Страны Знаний, доводим до вашего сведения приказ Её Величества Королевы Знаний!
1-я Пятерка Указ: «Я, Королева Страны Знаний, повелеваю считать сегодняшний день Праздником первоклассников и торжественно отмечать его каждый год».
2-я Пятерка С праздником вас…
Вместе Дорогие ребята!
1-я Пятерка А теперь встречаем Королеву Страны Знаний!
Звучит музыка. Появляется Королева
Королева Здравствуйте, дорогие друзья!
Дети Здравствуйте!
Королева Пришли вы в школу в первый класс -
Уже не дошколята!
Мы зачитаем вам наказ.
Послушайте, ребята!
1-я и 2-я Пятерки читают наказ
1-я Пятерка Чтоб чему-то научиться,
Надо в школе не лениться.
И урок внимательно
Слушать обязательно!
2-я Пятерка Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть попросит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А просто руку подними.
1-я Пятерка Должны вы научиться
Читать, писать, считать.
И на уроке только
«Отлично» получать!
2-я Пятерка Всем о школе расскажите,
Честью школы дорожите.
Содержите вы в порядке
Книжки, прописи, тетрадки.
Королева Вот и все наши советы,
Их мудрей и проще нету.
Если выполнишь наказ,
во второй готовься класс!
А еще для того, чтобы стать настоящими первоклассниками, надо произнести клятву.
Повторяйте за нами слова.
Я, вступая в ряды первоклассников, торжественно клянусь (дети повторяют):
1-я Пятерка - чтить и выполнять школьные традиции (дети повторяют);
2-я Пятерка - быть примером в учебе и поведении (дети повторяют);
1-я Пятерка - уважать своих учителей (дети повторяют);
2-я Пятерка - радовать успехами в учебе своих родителей (дети повторяют);
1-я Пятерка - дорожить школьной дружбой (дети повторяют).
Королева Поздравляю вас, друзья! Теперь вы настоящие первоклассники!
Но я знаю, что вы подготовили стихотворения к празднику. Мы с удовольствием вас послушаем. Выходите к сцене, пожалуйста!
Стихи
Королева Спасибо, ребята. Садитесь все на свои места.
Звучит музыка. Появляется Буратино с «Азбукой» под мышкой
Буратино Ох, как же я не люблю учиться! Мальвина постоянно меня воспитывает:
«Будь вежливым. Говори «спасибо», «пожалуйста», «извините»… Как же мне всё это надоело!
Королева Мальвина, конечно же, права. Здравствуй, Буратино! Ты пришел сюда, наверное, чтобы поздравить ребят с посвящением в первоклассники?
Буратино Нашли в чем поздравлять! Учение – это мучение! Я просто хотел у них кое-что спросить. (тихо обращается к первокласснику) Никто не хочет купить у меня «Азбуку» с картинками?
Королева Ну что мне с тобой делать? Придется самой заняться твоим воспитанием. Не хочешь учиться – не учись, но запомни: ты никогда не покинешь Страну Дураков, и тебя всегда будут обманывать Лиса Алиса и Кот Базилио.
Буратино Ой! Я не хочу, чтобы меня всегда обманывали Кот и Лиса. Королева, помоги мне, пожалуйста, стать умным!
Королева Вот мы уже и вежливые слова вспомнили. Ну что, друзья, возьмем его в школу? (Да!) Иди, Буратино, садись рядом с первоклассниками. Будешь вместе с ними выполнять задания.
Буратино Я очень буду стараться!
Буратино садится с ребятами. 1-я Пятерка берет в руки ранец
Королева Нам на праздник ваш учитель
Передал рюкзак, смотрите.
В рюкзаке же том секрет!
И чего в нем только нет.
1-я Пятерка В нем картинки и тетрадки,
Где записаны загадки,
И задачки интересные,
Игры, песенки чудесные.
2-я Пятерка достает картинки
2-я Пятерка В эти игры поиграйте
И загадки отгадайте.
Наши школьные задачки
Не ленитесь, порешайте.
Королева Итак, задачка первая. Слушайте внимательно, друзья!
1-я Пятерка Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Он белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитай-ка яблоки
У ежа в тарелке.
Дети Два!
1-я Пятерка Молодцы! Два – это правильный ответ.
Буратино отвечает вместе с детьми, считая на пальцах и поднимая руку
2-я Пятерка А вот вторая задачка. Слушайте, ребята!
Четверо забавных веселых медвежат
Мед едят душистый, пчел благодарят.
Подошел неслышно их дружок с ковшом.
Сколько стало мишек за большим столом?
Дети Пять!
2-я Пятерка Верно, пять медвежат.
Королева А вот еще одна загадка. Внимание!
Пять ежат в лесу гуляли,
Землянику собирали.
А один улегся спать.
Сколько ежиков осталось?
Надо, дети, сосчитать.
Дети Четыре!
2-я Пятерка Молодцы, правильно, четыре ежа.
Королева Со всеми задачками вы справились. А теперь снова заглянем в школьный рюкзак. Буратино, подойти, пожалуйста, сюда. Посмотри, что у нас здесь лежит? Давайте все вместе хором сосчитаем школьные принадлежности.
Буратино берет рюкзак.
Пятерки достают по очереди школьные предметы и считают вместе с детьми.
1-я Пятерка Карандаш – один, ручка – два, тетрадка – три, «Азбука» – четыре, линейка – пять, кисточка – шесть, альбом – семь, фломастеры – восемь, точилка – девять, ластик – десять.
Королева Я вижу, рюкзаки наши собраны. Теперь надо и в школу поспешить. Утром приходится рано вставать, но вам так хочется полежать лишнюю минутку… И потом, чтобы не опоздать на урок, приходится очень торопиться.
Буратино и 1-я Пятерка готовят реквизит и демонстрируют игру
2-я Пятерка Сейчас мы проведем эстафету. Она называется «Спешим в школу». Вам надо с рюкзаком за плечами оббежать вокруг стула, вернуться в команду и передать рюкзак следующему игроку. Участвовать будут 2-я команды. А сейчас мы выберем желающих.
Звучит музыка. 1-я Пятерка и Буратино выбирают участников
2-я Пятерка Ну что, команды, вы готовы? (Да) А погромче? (Да!) Тогда на старт… внимание… марш!
Игра «Спешим в школу»
2-я Пятерка Стоп-игра! Вы все справились с заданием. Молодцы!
Звучит музыка. Буратино и 1-я Пятерка убирают реквизит
Королева Теперь мы знаем, что в школу вы никогда не опоздаете. Садитесь на свои места, ребята. А мы вам дружно поаплодируем.
Аплодисменты
Звучит музыка. Вбегают Двойки
Буратино Ой! А это еще кто такие?
1-я Двойка Мы двойки, нас тут двое!
2-я Двойка Мы двойки! Мы – герои!
1-я Двойка С вами мы хотим дружить
И в портфеле вашем жить! (берет в руки ранец)
2-я Двойка Я лишь двойки уважаю.
Мне учиться в школе лень.
1-я Двойка Малышей я обижаю,
Хулиганю целый день.
Королева Вы не торопитесь!
Вы нам не годитесь!
2-я Двойка Ну пустите на минутку!
Ну хотя бы только в шутку. (заглядывает в ранец)
1-я Пятерка Уходите, уходите!
2-я Пятерка И напрасно не просите.
Королева В школе надо так учиться:
Никогда нельзя лениться.
Из отметок только «пять»
На уроках получать.
1-я Двойка А вот и нет! МЫ – самые лучшие, самые главные оценки!
Королева Что это вы такое говорите?!
2-я Двойка Да-да! Мы это вам докажем. Все ваши первоклассники сейчас получат двойки, потому что никогда не смогут отгадать наши загадки.
1-я Пятерка Мы отгадаем, правда, друзья? (Да!)
2-я Пятерка Слушаем вас внимательно.
Буратино отгадывает вместе с детьми
1-я Двойка Загадка номер один.
Кукарекает спросонок
Милый добрый…
1-я Пятерка (вместе с детьми) Петух. Да, ребята? (Да!)
1-я Двойка И вовсе не петух, а поросенок!
2-я Пятерка Нет, это петух! Поросенок кукарекать не умеет.
Буратино Он только хрюкает!
2-я Двойка Ладно, слушайте мою загадку.
Кто грызет на ветке шишку?
Ну конечно это…
2-я Пятерка (вместе с детьми) Белка!
2-я Двойка Какая еще белка? Мышка это!
Буратино Мышка в норке живет и шишки она не любит.
1-я Пятерка Это белка, не путайте нас.
2-я Двойка Никакая не белка!
2-я Пятерка Белка, да, ребята? (Да!)
1-я Двойка А моя загадка такая трудная, что вы ее никогда не отгадаете! Вот! Слушайте:
Очень медленно и тихо
По мосту ползет…
1-я Пятерка (вместе с детьми) Улитка! Правда, друзья? (Да!)
1-я Двойка Что еще за улитка?
2-я Двойка Не знаю такую!
1-я Двойка Зайчиха ползет!
1-я Пятерка Это улитка. Мы с ребятами правильно отгадали.
Королева И за верные ответы я ставлю всем ученикам пятерки.
1-я Двойка Похоже, что нам тут делать нечего.
2-я Двойка Да… И двоечников из них не получится.
1-я Двойка Не найти нам здесь друзей. Но можно мы немного поиграем вместе с ребятами?
Королева Разрешим, ребята? (Да) Пусть остаются? (Да).
2-я Двойка Мы исправимся! Мы станем отличными оценками!
Двойки готовят реквизит к игре и демонстрируют ее
Королева Конечно, дружить с двойками мы не собираемся, правда, ребята? (Да)
А сейчас представьте, что вы на уроке физкультуры, и мы проведем веселую эстафету. Она называется «Кто быстрее».
1-я Пятерка Вам нужно, подгоняя клюшкой мяч, оббежать вокруг обруча и вернуться на место, передав клюшку и мяч следующему участнику. Побеждает так команда, которая быстро и правильно справится с заданием. Участвуют две команды. И сейчас мы выберем желающих.
Выбирают Буратино и 2-я Пятерка
1-я Пятерка Команды, вы готовы? (Да) А громче? (Да!) Тогда на старт… внимание… марш!
Игра «Кто быстрее»
1-я Пятерка Стоп-игра! Победила дружба. Садитесь, ребята, на свои места. Аплодисменты участникам!
Двойки убирают реквизит
Королева Друзья, я думаю, что все вы очень любите сказки. Правда ведь? (Да) Викторина, которую мы сейчас проведем, называется «Подскажи имя».
2-я Пятерка Я буду называть имена сказочных героев, но не полностью. А вы должны мне помочь. Слушайте, друзья! Как зовут героя?
Буратино отвечает вместе с детьми
2-я Пятерка Доктор… (Айболит), Сестрица… (Аленушка), Карабас… (Барабас), Курочка… (Ряба), Почтальон… (Печкин), Снежная… (Королева), Папа… (Карло), Винни… (Пух), Крокодил… (Гена). Молодцы!
1-я Пятерка Ребята, а я хочу зачитать телеграммы. Вам нужно будет отгадать, из каких сказок они пришли. Слушайте внимательно! Телеграмма первая:
- Спасибо, ласточка, за чудесное спасение.
Из какой сказки пришла эта телеграмма? …
Может быть из сказки «Дюймовочка»? (Да) Правильно. А вот вторая телеграмма:
- Пришел волк и съел шестерых моих братьев. Я спрятался. Помогите!
Ребята, как называется эта сказка? (Волк и семеро козлят) Верно! А вот еще одна телеграмма. Слушайте, друзья:
- Лиса заняла мой домик, а меня выгнала.
Как называется эта сказка? …
Может быть «Лиса и заяц»? (Да) Конечно! Эта телеграмма пришла из сказки «Лиса и заяц».
Королева Ну что, Буратино, понравилось тебе на школьном празднике?
Буратино Да, очень понравилось! Мне сегодня было так интересно. Я решил, что на будущий год 1-я сентября я обязательно пойду в школу в первый класс.
Звучит музыка
Королева Дорогие ребята! Прошло почти 3 месяца с того момента, когда прозвучал для вам первый звонок. Казалось бы, это очень малый срок. Но как много нового вы узнали на уроках! Как много полезного теперь вы умеете делать. И сегодня мы вручаем вам документ огромной важности, удостоверяющий, что вы – настоящие первоклассники.
Слово предоставляется заместителю директора по учебно-воспитательной работе…
Вручение свидетельств.
Звучит музыка. Герои выстраиваются около сцены
Королева Ребята, знания нужны везде:
На суше, в космосе и на воде.
1-я Пятерка Народной мудрости уж сотни лет.
Она гласит: «Ученье – свет!»
2-я Пятерка И в школу вы пришли не отдыхать -
Читать, писать, науки постигать.
Буратино Пусть школа эта будет вам на все года
Страной дерзаний, радости, труда.
1-я Пятерка Мы всех учеников сегодня просим…
2-я Пятерка В школе хозяином быть, а не гостем!
Королева Школ много в городе, а эта
Для вас как неоткрытая планета,
Которую придется вам открыть…
Все Любить, беречь, подольше сохранить!
Королева Дорогие ребята! Еще раз от все души поздравляем вас с праздником и желаем счастливых, незабываемых школьных дней, радостных м удивительных открытий! До свидания, друзья!
Все До новых встреч!
Звучит музыка
Приложение 2
Праздник царицы Осени
Сценарий праздника для учащихся 1 – 4 классов
(Звучит музыка)
Ведущий Сказка, сказка, прибаутка!
Рассказать ее не шутка!
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька звучала,
Чтобы весь честной народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто – ни стар, ни мал –
Под конец не задремал!
Друзья! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие – в прекрасную страну – сказку, на праздник царицы Осени, в сказочное осеннее царство. Закройте глаза… и повторяйте за мной:
«Раз, два, три! Двери в сказку отвори!»
А теперь все вместе: «Раз, два, три! Двери в сказку отвори!»
(Дети повторяют)
(Звучит музыка)
Ведущий Ребята, откройте глаза! Кажется, мы на месте!
(В зал входят 3 месяца: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. В руках у них свитки)
Ведущий Ребята, кто же это к нам в гости пожаловал? Вы узнали их?
Дети Да! Это Сентябрь, Октябрь и Ноябрь – осенние месяца!
Сентябрь Внимание! Внимание! Сегодня царица наша Осень соизволила пригласить всех своих подданных и заморских гостей на праздник
Октябрь (разворачивает свиток) Внимание! Внимание!
Всем Ванюшкам и Катюшкам!
Всем Андрюшкам и Танюшкам!
Всем Светкам и прочим деткам
Строгий приказ!
Ноябрь (разворачивает свиток) Петь, плясать и веселиться!
А кто ослушается и царскую волю не исполнит – не сносить тому головы!
Ведущий Ну что вы, дорогие месяца! Наши ребята очень любят веселиться, петь и танцевать. Да вы сами посмотрите да послушайте!
(Песня)
Ведущий Спасибо, ребята!
Сентябрь Давайте поаплодируем друг другу!
(Аплодисменты)
Октябрь Молодцы!
Ноябрь Вы здорово поете!
(Звучит музыка, появляется Осень)
Ведущий Ребята, послушайте, какая красивая музыка звучит! Что за гостья к нам пожаловала? (пауза)
В платье пестро-золотистом
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица,
Открывающая бал.
(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь поклонились, приветствуя царицу Осень)
Осень Здравствуйте, ребята! (дети отвечают)
Пришла на праздник я.
Привет осенний вам, друзья!
Ведущий Давайте еще раз все дружно скажем: «Здравствуй, царица Осень!»
Дети Здравствуй, царица Осень!
Ведущий Золотая Осень! Милости просим! Мы тебя очень ждали, правда, ребята? (Да!) Наши дети хорошо подготовились к празднику и выучили стихотворения об Осени
Осень Я буду очень рада послушать! (садится)
Ведущий Ребята, кто из вас хочет рассказать стихотворение – выходите на сцену, не стесняйтесь!
(выступления)
Осень Молодцы! Спасибо, вы замечательные стихотворения подготовили к празднику!
Ведущий Ребята, садитесь на свои места. (садятся) А теперь давайте порадуем нашу гостью, хором исполним для нее песню!
(Дети исполняют песню)
Осень Молодцы! Мне очень понравилась песня. А какие приметы осени вы знаете?
(Ведущая подходит с микрофоном к детям.
Дети называют приметы осени.
В этот момент в дверях зала слышится какой-то шум.
Раздаются крики: «Сюда нельзя!», «Пропустите меня!».
В зал вбегает Пугало Огородное с метлой в руках.)
Осень В чем дело? Кто осмеливается нарушить наш праздник?
Пугало (подбегает к царице) Матушка-голубушка, царица наша золотая Осень, не вели казнить, вели слово молвить!
Осень Кто ты и откуда? Почему в таком виде на празднике?
Пугало Я одеваюсь не по моде,
Весь век стою, как на часах,
В саду ли, в поле-огороде
На стаи нагоняю страх.
И пуще огня, хлыста или палки
Страшатся меня грачи, воробьи и галки.
Сентябрь (прикрикивает на Пугало) Хватит тут загадки говорить!
Октябрь Отвечай толком на вопрос царицы!
Ноябрь Да побыстрей!
Пугало Государыня царица! Что же это такое делается? Заступи-и-ись! (делает вид, что плачет)
Осень Ну вот еще! На празднике плакать! Говори, что тебе надобно.
Пугало Матушка-голубушка, царица! Я не какой-нибудь бездельник и лентяй! Я трудовое Пугало Огородное. Все лето стою на посту, урожай хозяйский стерегу, не ем, не сплю, в любую погоду, и под дождем. Работаю, не опуская рук, а меня на праздник не пускают! Говорят, наряд не модный! Какой уж выдали! А потом ведь если я в модельном костюмчике на огороде стоять буду, кто же меня испугается?
Осень Не обижайся, Пугало. Теперь мы во всем разобрались. Проходи, присаживайся, будь гостем.
Пугало Да сидеть-то я и не привык совсем. Можно я лучше поиграю с ребятами?
(Пугало, Месяца спускаются со сцены. Месяца раскладывают по кругу овощи и демонстрируют игру)
Осень Ну конечно можно!
Пугало Как-то вечером на грядке
Картошка, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Моя игра называется «Собери овощи». На полу лежать несколько овощей. Под музыку вы бегаете по кругу. Когда музыка смолкает, каждый должен схватить по одному овощу. А кому не досталось – тот выбывает из игры. Один овощ мы убираем, игра продолжается. Всем понятно? (Да!) Отлично! А сейчас осенние месяца помогут мне выбрать участников – по 5 чел. От каждого класса.
(Дети подходят. Месяца расставляют их по кругу.)
Пугало Готовы? Тогда внимание! Начали!
(Звучит музыка)
Пугало Победителем стал(а) … ! Давайте поаплодируем! Молодец!
(Аплодисменты)
Еще хотите поиграть? (Да!) (Игра 2 раз)
Осень (встает с трона, спускается в зал) Интересную игру ты придумал, Пугало!
Пугало А я еще и загадки знаю. Между прочим, очень трудные!
Осень Ну хорошо, давай загадывай.
Пугало Слушайте, дети!
- Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней … (помидора)
Правильно отгадали! (удивляется)
- Он усатый и ползучий, спрятал ядрышки в стручке –
саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох, называется … (горох)
И эту тоже отгадали, ну надо же! А вот еще одна:
- Хвост зеленый, красная головка,
Это остроносая … (морковка)
Что за дети такие в этом зале собрались? Все на свете знают! А вот эта загадка очень трудная. Слушайте!
- От частой прополки едва не промокла
Мохнатая, темно-лиловая … (свёкла)
Правильно, молодцы! А вот эту, последнюю, вам никогда в жизни не отгадать!
- На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый … (кабачок)
Я удивляюсь! Какие умные детки!
Осень Да-да, и меня это очень радует.
Сентябрь А у нас тоже загадки припасены для ребят.
Октябрь Да потруднее твоих, уважаемое Пугало.
Ноябрь Слушайте, ребятки!
Сентябрь Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)
Осень Молодцы, правильно!
Октябрь Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его. (ветер)
Осень Верно, это ветер. А сейчас Ноябрь свою загадку загадает.
Ноябрь Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет, и поет, и убаюкивает? (дождь)
Осень И эту загадку вы отгадали правильно. Это дождик. А после дождя всегда остаются лужи.
Сентябрь Ребята, а давайте поиграем в игру? Она называется «После дождя».
Октябрь Представьте себе – только что прошел сильный ливень. Обручи – это лужи. Надо надеть резиновые калоши и, прыгая из одной лужи в другую, добраться до зонтика, оббежать вокруг него и вернуться назад. Затем снять калоши и передать их следующему участнику.
(Сентябрь и Ноябрь демонстрируют)
Октябрь Участвовать будут 2 команды – команда Сентября и команда Ноября. Для этого нам нужно по 10 чел. от каждого класса.
(Сентябрь и Ноябрь выбирают детей и строят их в шеренги)
Октябрь Команда Сентября, готовы? (Да!) Команда Ноября, готовы? (Да!) Тогда вперед!
(Игра проводится под музыку. Ведущая подбадривает ребят, комментируя действия; Сентябрь и Ноябрь помогают детям одевать и снимать калоши; Пугало бегает вместе с ребятами или приплясывает под музыку.)
Октябрь Выиграла команда … (Сентября или Ноября)! Давайте поаплодируем победителям! (аплодисменты) Еще поиграем? (Да!)
(Игра 2 раз.)
Осень Пугало Огородное, что это тебе на месте не стоится?
Пугало Да спеть я хочу для вас, вот что!
Ведущий Ребята, давайте послушаем! (Да!)
Пугало (исполняет частушки)
Во саду ли, в огороде Пугало стояло.
Оно старою метлою птичек отгоняло.
Во саду ли, в огороде фрукты наливались,
Но их птички не клевали – Пугала боялись!
У-у-ух! У-у-ух! У-у-ух! Ух! Ух!
Пугало А я еще и щи-и-италочки знаю! (считает детей, сидящих в зале)
Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки, луку полторы головки,
Да петрушки корешок, да капустный лепесток.
Потеснись-ка ты, капуста, от тебя ж в кастрюле густо!
Раз, два, три – огонь зажжем, кочерыжка, выйди вон!
(показывает пальцем на себя)
Ведущий Отличная считалочка. А вот ребята наши песню про овощи знают. Царица Осень, братья месяцы, вы хотите послушать?
Осень,
Месяцы Да-да, конечно, мы будем очень рады!
(песня «Про овощи»)
Осень Вы хорошо поете, ребята. А какой же все-таки овощ в вашей песне оказался самым лучшим, самым вкусным, самым нужным на земле?
Дети Все – самые нужные и полезные!
Сентябрь И если будешь каждый день есть овощи…
Октябрь … Будешь здоровым и сильным!
Ноябрь Но что-то вы, по-моему, засиделись!
Месяца (все вместе) Давайте поиграем! (Да!)
Сентябрь Туча-кошка, хвост трубой,
Октябрь Туча с длинной бородой,
Ноябрь Туча-лошадь, туча-жук…
Сентябрь А всего их двести штук!
Октябрь Бедным течам очень тесно,
Нету тучам в небе места.
Ноябрь Перессорятся все двести,
А потом заплачут вместе.
Сентябрь И кричит внизу народ:
Октябрь «Разбегайся!»
Ноябрь «Дождь идет!»
Сентябрь Игра, которую мы проведем, называется «Гроза». Участвовать будут по 2 чел. от каждого класса. Каждый участник одевает на себя осеннюю одежду – куртку, шапку, шарф, берет в руки зонтик. (Октябрь, Ноябрь и Пугало демонстрируют) Под музыку вы ходите по кругу, а когда услышите сигнал – хлопок в ладоши – вы должны будете снять с себя любую вещь – шапку, например, и положить ее в центр круга. Еще хлопок – снимаете шарф или кладете зонтик и т.д. Когда шапка, шарф, куртка будут сняты и вместе с зонтиком будут положены в центр круга, раздается следующий сигнал: «Гроза!» Все участники должны одеться. Кто быстрее всех оденет свои вещи, тот и будет победителем. А сейчас к нам подходят по 2 чел. от каждого класса.
(Месяца и Пугало помогают детям одеться)
Сентябрь Готовы? Начали!
(Игра под музыку)
Ведущий Царица Осень, называй победителя в игре.
Осень Быстрее всех оделся … (спрашивает имя)
Ведущий Давайте поаплодируем победителю! Садитесь, ребята, на места.
(Музыкальный фон)
Ведущий Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень – не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Осень Да! Славно мы попраздновали сегодня. И хоть я бываю разная – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но я очень рада, что вы любите меня за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денечки.
Ведущий Царица Осень! Посмотри, как много в нашем зале букетов и поделок. Наши ребята очень старались. В своих работах они использовали листья и плоды разных деревьев, кустарников, урожай с огорода.
Осень Конечно, вы все молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши работы, а особенно работы, которые выполнили …(называет фамилии детей) Давайте поаплодируем всем ребятам!
(Аплодисменты)
Спасибо вам за то, что пришли сегодня на наш чудесный праздник в сказочном осеннем царстве. Низкий поклон всем. (кланяется) А теперь, дорогие дети, прошу отведать вкусных моих даров!
(Под музыку Осень, Пугало и Месяца раздают яблоки детям)
Ведущий До свидания, ребята! Встретимся с вами в следующем году на празднике царицы Осени!
Приложение 3
Праздник Азбуки
Сценарий праздника для учащихся 1 классов
Звучит музыка
Ведущая Здравствуйте, дорогие юные друзья! Мы рады новой встрече с вами в этом зале.
Вы так повзрослели, из несмышленых дошколят превратились в учеников, которые
не только знают, как нужно вести себя в школе, но и изучили первую книгу «Азбуку»,
на праздник которой мы вас и пригласили сегодня. Я поздравляю вас, ребята,
с праздником – праздником Азбуки!
А сейчас давайте послушаем стихотворения, которые вы подготовили. Выходите к сцене, друзья!
Звучит музыка
Чтение стихов
Ведущая Спасибо, ребята! Садитесь на свои места.
Звучит музыка. На сцене появляется Незнайка и Ромашка с письмом в руках
Незнайка Ромашка, Ромашка! Что это у тебя? Ну, дай посмотреть!
Незнайка пытается выхватить письмо у Ромашки
Ромашка Это письмо. Не трогай, Незнайка. Мне надо его прочитать ребятам.
(обращается к детям) Здравствуйте, друзья!
Дети отвечают
Незнайка Нет, это я буду читать, я! Отдай мне!
Ромашка Не якай, это неприлично. Я – это последняя буква в алфавите.
Незнайка Прилично, неприлично… Я все буквы уже выучил! Отдай письмо, Ромашка!
Ромашка Хорошо. Но только ты скажи волшебное слово. Даже дети его знают.
Правда, ребята? (Да)
Незнайка Какое еще волшебное слово?
Ромашка Если ты что-нибудь просишь, то обязательно должен сказать…
Незнайка жмет плечами
Ромашка Друзья, что надо сказать?
Дети Пожалуйста!
Ромашка Конечно!
Незнайка Ну какая же ты, Ромашка, «футы-нуты». Отдай письмо, по-жа-луй-ста!
Ромашка протягивает письмо
Ромашка Совсем другое дело. Что ж, мы слушаем тебя.
Незнайка читает по слогам
Незнайка «Дорогие ребята! У вас сегодня большой праздник. В сентябре для вас прозвенел первый звонок, а сегодня вы уже уверенно сидите за партами.
Я очень рада за вас, ведь вы многому научились и можете смело открывать дверь в страну Знаний. А ключик вам принесет известный сказочный герой, который не хотел учиться и всё время попадал в забавные переделки. Поздравляю вас, ребята! Королева Азбука».
Звучит музыка
Незнайка Ромашка, я тоже хочу в страну Знаний! Собирайся скорее в дорогу.
Начинает суетиться
Незнайка Ой, а куда идти-то?
Ромашка (ехидно смеется) На луну тебе идти! Ты вспомни, о чем написала королева Азбука. Волшебный ключик должен принести известный сказочный герой, и я, кажется, догадываюсь, кто это.
Ведущая А вы знаете, ребята?
Дети Буратино!
Ведущая Конечно, это Буратино.
Звучит музыка
Незнайка Ура, он уже идет!
Появляется Буратино
Буратино Привет, друзья!
Ромашка Здравствуй, Буратино!
Незнайка (подбегает к Буратино) А что это у тебя в руках?
Буратино Это – «Азбука». А в ней столько всего интересного!
Ромашка И загадки есть?
Буратино Конечно! Одну из них я хочу вам загадать.
Ведущая Ну что же, Буратино, мы тебя внимательно слушаем.
Буратино Загадка
Мы неразлучны с букварем,
Учиться мы не устаем.
Здесь дружно, весело живем,
Сюда с желанием идем.
Открыты двери, здесь нас ждут!
(детям) Скажите, как страну зовут?
(героям) Скажите, как ее зовут?
Вместе Это школа!
Буратино В школу с радостью мы ходим,
Здесь уютно и светло.
Ромашка А учитель всем нам дарит
Знанья, ласку и тепло.
Ведущая В школе, друзья, вы каждый день узнаете что-то новое, учитесь читать, писать и считать.
Ромашка А еще мы очень любим петь, правда, ребята? (Да) Давайте все вместе споем песню «Чему учат в школе».
Герои вместе с детьми исполняют песню «Чему учат в школе»
Ведущая Молодцы, ребята, вы очень хорошо поете! Давайте дружно поаплодируем!
Аплодисменты
Незнайка Ну, а теперь, Буратино, давай свой волшебный ключик. Так хочется на него взглянуть!
Незнайка подбегает к Буратино. Буратино растерянно ищет ключик.
Все застыли в ожидании
Буратино Не-е-ет ключика… Где же он?
Звучит музыка. В зал заходит Двойка
Ведущая Ой, ребята, кто это?
Двойка Привет, а вот и я! Не ждали?
Ведущая Конечно, двойку мы не ждем! Правда, друзья? (Да)
Двойка Но я прелестна, всем на диво.
Так изогнута красиво!
Украшаю я дневник,
Коль плохой ты ученик.
Никому не верьте, детки,
Лучше Двойки нет отметки!
Совершенно случайно узнала, что у вас сегодня праздник. А меня, почему-то, забыли пригласить!
Ромашка Ребята, Двойка нам нужна? (Нет) Ты поняла? Отправляйся в обратный путь, а сюда дорогу забудь!
Двойка Ах, вот вы как! Ну, хорошо, я уйду, но не одна. Надеюсь, среди вас, милые детки, найдутся лентяи, неряхи, забияки и драчуны. Я даже стихи про них знаю. Слушайте.
Звучит музыка. Незнайка и Буратино берут картинки
Двойка Работал класс на огороде,
Володи не было тогда.
Сварили борщ – пришел Володя.
Буратино Вот с этим? (показывает лопату)
Двойка Не-е-ет!
Незнайка Вот с этим? (показывает ложку)
Двойка Да!
Друзья природы Витя с Вовой
Весну встречают, как всегда.
К прилету птиц они готовы.
Буратино Вот с этим? (показывает скворечник)
Двойка Не-е-ет!
Незнайка Вот с этим? (показывает рогатку)
Двойка Да!
Идет урок четвертый в классе.
Рассеян Вася – ну беда!
А в голове сейчас у Васи…
Буратино Вот это? (показывает учебник)
Двойка Не-е-ет!
Незнайка Вот это? (показывает мяч)
Двойка Да!
Всех, кто не любит учиться, я с собой заберу. Кто пойдет со мной?.. Что, среди вас нет ни одного лентяя? (Нет)
Ведущая Конечно, нет!
Двойка Не верю, что вы все такие умненькие, аккуратненькие и хорошо учитесь.
Поднимается на сцену и садится на край, свесив ноги
Ромашка А мы тебе сейчас это докажем. Согласны, ребята? (Да)
Звучит музыка
Буратино (детям) Вы не спешите соглашаться,
Ведь так легко и просчитаться!
Ромашка Ну-ка, Двойка, нам скажи:
Сколько будет 2+3?
Двойка Это будет… это будет…
Что-то около шести.
Ведущая Дети, это правильный ответ? (Нет)
Ромашка Конечно, нет. А сколько будет 2+3? (5) Правильно, молодцы!
Буратино А вот задание второе.
Двойка, ты скажи-ка нам
Чтобы быть всегда здоровым,
Что нужно делать по утрам?
Двойка Это каждый должен знать:
Надо всем подольше спать!
Буратино Дети, это правильный ответ? (Нет)
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими, умелыми,
Чтоб расти здоровыми
Мы зарядку делаем.
Незнайка Посмотри, Двойка, как это у нас получается.
Ведущая Ребята, встаньте со своих стульчиков и повторяйте все движения за нашими героями.
Звучит музыка
Ромашка Раз, два, три, четыре, пять. (шаги на месте, руки на пояс)
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже. (прямые руки вытянуть вперёд)
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим...
Незнайка Раз, два! - выше голова,
Три, четыре - руки шире. (прямые руки в стороны)
Пять, шесть - тихо сесть. (присели)
Раз - подняться, потянуться, (поднялись, руки вверх)
Два - согнуться, разогнуться (наклонили туловище, выпрямились)
Ведущая Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - тихонько сесть. (присели)
Буратино А теперь, ребята, не зевайте,
И загадки наши отгадайте.
Загадка первая. Слушайте, друзья!
Звучит музыка
Буратино То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка.
Что это? (тетрадь) Правильно, молодцы, это тетрадь.
Ромашка А вот вторая загадка, слушаем внимательно.
Я люблю прямоту
И сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что это, ребята? (линейка) Конечно, это линейка!
Незнайка Загадка третья.
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей -
Чиста страница.
Что же это? Может быть, это школьная доска? (Да). Правильно, это школьная доска.
Ведущая А вот еще одна загадка.
Тому, кто выучил урок,
Не страшно у доски стоять.
Ответишь на любой вопрос,
В дневник получишь только… (пять)
Конечно! Вот видишь, Двойка, какие умные наши первоклассники. А ты вот ни одну загадку не отгадала.
Двойка спрыгивает со сцены
Двойка Зато в следующем конкурсе я уж точно всех переиграю!
Ромашка Посмотрим, посмотрим.
Ведущая Ребята, мы сейчас будем вам задавать вопросы, а вы отвечайте на них «да» или «нет». Только слушайте очень внимательно.
Звучит музыка. Двойка все время отвечает неправильно, путая детей
Буратино Дети, вы деретесь с соседом по парте? (Нет)
А на дорогу бросаете фантики? (Нет)
Ромашка Уроки делаете всегда? (Да)
А задание списываете иногда? (Нет)
Незнайка На учебнике оставляете грязный след? (Нет)
А с деревьев срываете листья? (Нет)
Ведущая Кошкам бросаете камни вслед? (Нет)
А птиц едите на обед? (Нет)
Ромашка Вы не обманываете никогда? (Нет)
И друга выручаете всегда? (Да)
Незнайка (Двойке) Ну что, убедилась? (передразнивая) «Я прекрасна, вкривь и вкось, я изогнута красиво, и в учебе так важна!..» Никому ты не нужна!
Двойка Ну и ладно! Не хотите со мной дружить – так и не надо. А ключ от страны Знаний вам не найти никогда! Потому что он на дне пруда. Чао!
Звучит музыка. Двойка убегает
Буратино (огорченно) Это я один во всем виноват! Как же такое могло случиться?!
Незнайка Как же тебе понять, голова твоя деревянная! Нашли, кому ключ доверить.
Ромашка Незнайка, не вредничай. Посмотри: на Буратино и так лица нет.
Незнайка И ключика у него нашего тоже нет!
Незнайка бросается на Буратино драться. Ромашка хочет их разнять,
но у нее ничего не получается
Ромашка Беда с этими несносными мальчишками!
Ведущая Если вы еще и драться будете, то ключика нам точно не отыскать.
Незнайка Ох, горе нам! Утопила Двойка наш волшебный ключ…
Буратино Да не бойтесь вы, мне не впервой ключик доставать. Нырну я в этот пруд – и ключик у меня в руках.
Ромашка Как же ты нырнешь? Ведь ты же деревянный!
Буратино Ой, я вспомнил! Нам поможет моя старая знакомая – тетушка Тортилла. Только мне нужна и ваша помощь, ребята. Представьте, что вы маленькие лягушата на пруду. Попрыгайте, сидя на стульях и поквакайте.
Дети изображают лягушек
Буратино Что-то я вас не слышу, а громче?
Звучит музыка. Появляется Тортилла
Все Тетушка Тортилла, здравствуйте!
Тортилла Здравствуйте, мои юные друзья!
Буратино Я Вам сейчас помогу.
Буратино бежит на сцену, берет Черепаху под руку, и вместе они спускаются со сцены. Незнайка ставит кресло
Ведущая Ребята, давайте поаплодируем нашей гостье.
Аплодисменты
Ромашка Уважаемая тетушка Тортилла! Злая Двойка бросила на дно пруда ключик от страны Знаний, и мы теперь никогда не сможем в нее попасть, чтобы продолжить учиться. Вы нам поможете найти ключ?
Буратино,
Незнайка Да, помогите нам, пожалуйста!
Тортилла садится в кресло
Тортилла Ах, Буратино, а ты все такой же непоседа. Как же ты мог снова потерять волшебный ключик? Когда же ты станешь умненьким и благоразумненьким, каким хотел видеть тебя папа Карло?
Буратино Тетушка Тортилла! Обещаю вам, такого больше никогда не повторится. Я вернусь к папе Карло и буду вместе с ребятами учиться только на одни пятерки.
Ведущая А для этого нам нужно отворить дверь в страну Знаний.
Тортилла Я поверю тебе, Буратино. Но ключиком может владеть лишь тот, кто умеет преодолевать трудности.
Ведущая А вы, ребята, умеете их преодолевать? (Да) Сейчас мы это проверим.
Звучит музыка. Незнайка и Буратино готовят реквизит и демонстрируют игру
Ромашка Всем известно, что герои книг переживали множество приключений и трудностей. И мы предлагаем вам тоже это попробовать.
Вам предстоит пройти нелегкий путь: через быструю «горную речку» по «камушкам», по «туннелю», не разрушив его, по узкому «мостику» над «пропастью», и вернуться в команду. Помните песенку героев сказки «Волшебник Изумрудного города»?
Буратино и Незнайка поют
Мы в город изумрудный
Идем дорогой трудной,
Идем дорогой трудной,
Дорогой непрямой.
Тортилла Друзья, по-моему это про вас.
Ромашка Ну что, есть добровольцы? (Да)
Незнайка и Буратино сейчас выберут участников – 2 команды по 10 человек.
Звучит музыка. Выбор
Ромашка Кто быстрее пройдет свой трудный путь? Команды, вы готовы? (Да) А погромче? (Да!) Тогда на старт… внимание… марш!
Звучит музыка. Игра «Трудный путь»
Ромашка Стоп-игра! Победила команда … Аплодисменты! Садитесь, ребята, на свои места.
Незнайка и Буратино убирают реквизит
Звучит музыка
Тортилла Друзья мои, а кто из вас ответит на вопрос, что такое кроссворд?
Ведущая подходит к детям с микрофоном. Дети отвечают
Тортилла Правильно. Сейчас мы попробуем его разгадать.
Буратино с Незнайкой по очереди будут читать строчки из знакомых вам сказок, а вы должны правильно подсказать ответ.
Ведущая Слова-ответы мы будем вписывать в клеточки.
Внимание, отгадываем слово под номером 1.
Ромашка выбирает желающих и подсказывает, как правильно записать слово
Буратино Не садись на пенек, не ешь … (пирожок)
Незнайка Слово №2.
У тебя такие руки, что сбежали даже … (брюки)
Буратино Отгадываем слово под номером 3.
Кот кататься не привык,
Опрокинул … (грузовик)
Незнайка Слово №4
Пошла муха на базар
И купила … (самовар)
Буратино Отгадываем слово под номером 5.
И пришел к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в …» (нос)
Незнайка Слово №6.
Вместо шапки на ходу
Он надел … (сковороду)
Буратино Отгадываем слово №7.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на … (пятки)
Незнайка Слово №8.
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом … (клякса)
Буратино Отгадываем 9 слово.
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? … (слон)
Незнайка И последнее, десятое слово.
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые … (крокодилы)
Тортилла Молодцы, дети! Весь кроссворд разгадали. Я убедилась, что вы умеете достойно преодолевать трудности. Вот, Буратино, держи свой ключик и никогда больше не теряй его.
Звучит музыка. Тортилла вручает ключ Буратино. Все аплодируют
Буратино Ура! Теперь я смогу открыть дверь в страну Знаний, чтобы продолжить учиться!
Ведущая А наша встреча, друзья, подходит к концу. Давайте все вместе прочтем слова, которые написаны на нашем плакате: «Чтение – вот лучшее учение!»
Еще раз, все вместе! (читают)
Звучит музыка. Герои выстраиваются в одну линию
Ведущая Дорогие ребята! Разрешите еще раз поздравить вас с праздником. Мы сегодня услышали много стихов, провели зарядку для ума – отгадали загадки, решили кроссворд.
Тортилла И всё это благодаря тому, что вы научились читать.
Незнайка Мы желаем вам успешного плавания на корабле знаний.
Буратино Побольше читайте, открывайте для себя много нового и интересного.
Ромашка И тогда вы поймете, что книга – лучший друг человека.
Ведущая До свидания, друзья!
Все До новых встреч!
Звучит музыка
[1] Левин В. Воспитание творчества. Пеленг. – Томск, 1993. – с. 56.
[2] Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. Знание. – М., 1981. – с. 18.
[3] Лук А. Психология творчества. Наука. – М., 1978. – с. 102.
[4] Полуянов Д. Воображение и способности. Знание. – М., 1985. – с. 28.
[5] Плюхин В. Творчество у истоков гражданственности. Просвещение. – М., 1989. – с. 25.
[6] Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. Знание. – М., 1981. – с. 31.
[7] Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры. Просвещение. – М., 1990. – с. 149.
[8] Лук А. Психология творчества. Наука. – М., 1978. – с. 94.
[9] Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры. Просвещение. – М., 1990. – с. 19.
[10] Лук А. Психология творчества. Наука. – М., 1978. – с. 54.
[11] Полуянов Д. Воображение и способности. Знание. – М., 1985. – с. 62.
[12] Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. Знание. – М., 1981. – с. 78
[13] Лук А. Психология творчества. Наука. – М., 1978. – с. 91.
[14] Плюхин В. Творчество у истоков гражданственности. Просвещение. – М., 1989. – с. 57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Внеклассная работа в развитии творческих способностей учащихся
Внеклассная работа в развитии творческих способностей детей....
Особенности развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на внеклассных мероприятиях
Исследования психологов и педагогов, особенности в подростковом возрасте творческих способностей, способы стимулирования творческих способностей....
исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе
На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...
Методическое пособие для педагогов дополнительного творчества «Развиваем творческие способности ребенка»
Родители хотят, чтобы их дети были успешными, разносторонне развитыми и интересными личностями. Немалую роль в формировании такой личности играют творческие способности. Многие склонны считать, что эт...
Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе по немецкому языку
Материал содержит подборку внеклассных мероприятий в деятельности учителя немецкого языка. В процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий на немецком языке формируются положительные м...
Методическое пособие Деятельность педагога-организатора в детском коллективе.
В центре деятельности педагога-организатора – проведение воспитательно-развивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективам...
Методическая разработка педагога-организатора ГБУ ДО Молодёжный творческий форум «Китеж плюс» Тема: Организация подготовки и проведении штабной тренировки по гражданской обороне.
Методическая разработка по организации подготовки и проведения штабной тренировки содержит: порядок подготовки и методику проведения штабной тренировки по гражданской обороне, а также материалы по офо...