Психологические проблемы родителей в воспитании детей против наркотического негатива.
статья на тему

 

Кардинальные перемены, происходящие в стране, заметно сказываются на моральном психологическом климате нашего общества. Дефицит гуманности и милосердия в обществе отражается на детях. Сдерживающими факторами на пути демократических преобразований являются проявления социального негатизма, к числу которых относится и наркотизация отдельных групп населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narkomaniya_publikaciya.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Абульханова Зиля Хабировна,

учитель географии гимназии №20 Советского р-на г. Казани

Психологические проблемы родителей в воспитании детей против  наркотического негатива.

Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания словно злые джинны терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну пришлось заглянуть. (Ч. Айтматов)

Актуальность:

Кардинальные перемены, происходящие в стране, заметно сказываются на моральном психологическом климате нашего общества. Дефицит гуманности и милосердия в обществе отражается на детях. Сдерживающими факторами на пути демократических преобразований являются проявления социального негатизма, к числу которых относится и наркотизация отдельных групп населения.

 Внутренний мир взрослых является той средой или теми условиями, которые способствуют или препятствуют нормальному развитию ребенка. Поэтому правомерен вопрос: « А способен ли сам взрослый измениться, способен ли он посмотреть на мир не глазами умудренного жизненного опытом человека, а глазами человека совсем другого поколения? Поколения, которое отличается не только возрастом, но и социальными приоритетами и ценностями, особенно кардинально изменившимися в современной России». Нас, взрослых, воспитывали и развивали для жизни совсем в другом государстве. Какие качества характера помогают выжить нам сейчас, а какие – кажутся наивными, нелепыми, мешающими, превращающимися в те самые психологические барьеры, определяющие извечный конфликт отцов и детей? «Я в твоем возрасте даже… не имел, а тебе чего не хватает?», «Я в твоем возрасте уже был…». Такие высказывания родителей свидетельствуют о том, что точка отсчета в оценке своих детей они считают свой «Я - образ» и судят с позиций своего опыта.

Но в какой мере идеален наш внутренний мир? Наш опыт сложился в другое время, отражает другие условия. Может ли он быть столь эффективен для других жизненных условий? И, наконец, опыт обуславливается и психотипом личности: то, что хорошо и приемлемо для одного человека, совсем плохо и недопустимо для другого.

Чтобы получить ответы на эти вопросы необходимо обратиться к особенностям личности самих взрослых, у которых есть множество и своих проблем: семейных, проффесиональных, кризисно-возрастных. Эти проблемы во многом и определяют систему наших взаимоотношений со своими детьми.

Когда возникают проблемы в семье, главная задача родителей понять что происходит в ней, в чем и где их промахи и ошибки, в чем их вина? Чего мы не знаем, не видим, не учитываем как родители, и способны ли мы сами измениться?

Однозначно дать ответ на этот вопрос, почему наши дети принимают наркотики и другие психоактивные вещества  не может никто. Известно, что никакие наследственные особенности на это не влияют. Курящие, пьющие и принимающие наркотики встречаются среди всех слоев общества, в любых семьях, любых учебных заведениях, независимо от их элитности. Поэтому причины разразившейся в России наркотической и алкогольной эпидемии имеют более глубокие, чем проникновение наркотиков в нашу страну, корни. Дело в том ,что многие наши дети и подростки были уже «готовы» к «уходу» (бегству) от реальности, одним из путей которого и стало использование средств, изменяющих сознание, приводящих в иной «приятный» мир. Наши дети оказались слишком податливыми и внушаемыми. Не мы ли часто заботились об их послушании? Не мы ли «ломали» их инициативу и самостоятельность? Не мы ли призывали их: «Делай то, что тебе говорят?». Этим самым развивали безоговорочное послушание. Говоря «МЫ», я имею ввиду  взрослых – родителей и педагогов, соседей и просто прохожих на улице. Встает вопрос: Почему мы этого добивались? Так нам было удобней, проще? Почему мы такие, какие мы, есть на самом деле?

Большинство исследователей этой проблемы пришли к выводу о том, что прием наркотиков и других  психоактивных  веществ является не симптомом конкретного заболевания, а симптомом культуры, симптомом психологического состояния общества.

Давайте подумаем, как мы сами «лечим» свои душевные недуги? Распространенным средством является алкоголь, который мы используем в быту, начиная с лечения простуды и заканчивая тревогой, депрессией, стрессом, одиночеством. Кто из нас за помощью обращался к психотерапевту, психологу и т.д. Не в правилах нашей культуры было и обращение к священнослужителю.

До сих пор многие снимают нервное напряжение, выпивая рюмочку алкогольного напитка. Так мы, взрослые, научились скрывать под маской алкогольной зависимости свои различные душевные проблемы, расстройства и заболевания.

Наркотики в культуре наших детей стали выполнять ту же роль универсального лекарства от всех проблем. Тем более когда их неустойчивое сознание программируется средствами массовой информации.      

Рассмотрим  некоторые наши личностные особенности, которые сформировались в советский период и превратились в «невидимые» свойства характера многих из нас.

1.Одной из таких черт была (и есть) безответственность. Большинству из нас приходится много работать, часто наш труд монотонен и однообразен. Основной задачей родителей является добыча денег…

…Что составляет главную заботу земледельца. Семена для будущего урожая – это для него основная ценность и как бы не было голодно и плохо житьё-бытьё, никогда крестьянин не проест эти семена, он убережёт их. Дети – это те же семена, в которых закодирована судьба Отечества. Почти ни за что, кроме физического присутствия на рабочем месте, мы не несли личной ответственности. Ответственность проявлялось лишь тогда, когда происходило нарушение приказов и правил общего фона поведения. Даже семейные проблемы решались в общественных и иных организациях. Мы были лишены ответственности и за своих детей, так как внутри себя всегда были уверены, что отвечать за их развитие должны детский сад, школа, государство в целом. Наше дело – накормить, одеть, дать денег, а остальное – дело специалистов.

2. Наша советская действительность была практически статичной. Многие из нас не сомневались в том, что будущее им обеспечена (без жилья, работы, пропитания они не останутся – государство позаботится), что завтра будет таким же, как и вчера. Стабильность развивала стереотипы жизнедеятельности. Из года в год мы получали ту же самую регулярную зарплату. Мы привыкли к определённому уровню жизни (а он у всех был почти одинаков), как прожили прошлый год, так проживём и настоящий. В той нашей жизни были стандартность, консерватизм, дававшие нам чувство уверенности. Сначала детский сад, потом школа, ВУЗ или работа. Не возникало сомнений: нас куда-нибудь да распределят, обеспечат хотя бы какой-то жилплощадью. В общем, человек будет жить не хуже других. Это уверенность имеет и другую сторону – ожидание помощи извне, пассивность и надежду на помощь извне. Если несамостоятельность и пассивность препятствовали развитию гармоничной личности, то надежда давала возможность увеличить  стрессоустойчивость  и выносливость организма.

      В прошлом обществе личность ничего практически не значила. Мерилом правильности поведения человека служило мнение коллектива. Это усредняло личность, делало её безликой. Коллектив воспитывал, выдвигал, отвечал. Личность всегда была в подчинении «агрессивно послушного  большинства», так как каждый, ощущая насилие со стороны коллектива, побуждал к подчинению других.

Из всех этих особенностей жизни бессознательно сформировался образ мыслей советского человека:

- мы не привыкли к переменам, боимся их больше всего, хотим, чтобы завтра было таким же, как и сегодня;

- мы не привыкли искать в жизни смысл, чаще неосознанно ждём, что он будет задан извне;

- мы привыкли к безответственности и хотим, чтобы решения за нас принимали другие или хоты бы помогли принять;

- мы не чувствуем ценности собственного существования как отдельной личности. По-прежнему мы себя часто оцениваем по социальным ролям в семье, на работе, в компании, заработкам;

- телесные удовольствия по-прежнему для нас под бессознательном запретом и воспринимается как нечто постыдное, вызывающее смешки.

      Всё это приводит к тому, что дети (особенно в семьях интеллигенции) не хотят быть похожими на своих родителей, считают их несостоявшимся, неудачниками.

     Все пять перечисленных коренных особенностей нашего мышления мы автоматически перенесли на своих детей.

     Из-за трудностей нашего детства мы стремимся сделать детство наших детей безоблачным и беспроблемным. Наши дети уникальные, единственные, одарённые привыкли воспринимать жизнь как удовольствие и череду успехов. Это мешает им  понять, что взрослая жизнь подразумевает ответственность за свои поступки.

     Такой духовный вакуум – есть душевная и духовная пустота. А природа не терпит пустоты, и если нет внутренних смыслов, то она заполняется внешним заместителем. Молодёжь, попавшая в зону социального риска, не уверена в своём будущем, даже боится его. Сегодняшние подростки испытывают потребность в идеале, и видят вокруг только идолов, отсюда общее тревожное настроение попытка уйти от проблем с помощью наркотиков.

      Главное направление в профилактической работе с родителями заключается в том, чтобы повысить их психологическую культуру, которая опирается на 3 основные способности человека:

- самопознание;

- коммуникативные способности;

- самоконтроль, саморегуляцию и самокоррекцию.

    Мы пугаемся и свободы, и связанной с ней, необходимостью выбора и принятия решений.

      Мы не можем научить детей оставаться самими собой, не смотря ни на какие перемены окружающей действительности. Дети не умеют высказать своё мнение по любому поводу. По этому у них низки чувство собственного достоинства и самоуважения, и это делает их зависимыми от окружения, моды, компании.

     Мы почти не разговариваем с детьми и не обсуждаем проблем о том, в чём смысл человеческой жизни, кроме как зарабатывания денег.

     В результате молодое поколение оказывается, как отметили, духовном вакууме: оно не  знает  за что отвечает, что является ценностью, не заинтересовано в учёбе, у него почти нет общественных дел.

В советском обществе главный смысл  жизни не был связан с материальным благополучием. Мы все  участвовали в построении «светлого будущего».Большинство из нас верило СМИ,считало «завтра будет лучше,чем вчера».Эта вера была основой нравственности и способствовала саморазвитию личности.В заключении хотелось бы значимость  веры подтвердить словами Ш.А.Амонашвили: « Движущей силой нашей деятельности является вера  в возможность благого воспитательного воздействия. Вера в силу добра в человеческой душе определяет во многом действенность наших усилий, нашего обращения к личности ребенка. Пессимизм в воспитании равносилен тому,  чтобы заживо похоронить возможное радостное будущее ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"...

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В помощь для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью даются рекомендации по созданию необходимой для таких детей комфортной обстановки для их воспитания....

Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Юность, её психологические проблемы и как помочь детям в подготовке к экзаменам.

В статье описаны возрастные особенности и проблемы юности. Даны рекомендации родителям на какие проявления детей данного возраста  стоит обращатть внимание. Как помочь ребенку при здачи экзаменов...

Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

Краюхина  Светлана Валентиновна воспитатель Чкаловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната    Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниче...

Психологические рекомендации родителям по воспитанию ребенка.

Психологические рекомендации родителям по воспитанию ребенка....