Все работы хороши, выбирай на вкус
классный час по теме
Классный час по профориентации с материалом по определению профессиональных предпочтений и игровыми моментами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час по профориентации | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Все работы хороши, выбирай на вкус.
( познавательная игра по профориентации)
Автор: Руденко Марина Николаевна
Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов, хотя может использоваться и в более старшем или младшем возрасте при некоторых изменениях. Имеет перспективы к дальнейшему продолжению и переходу к целому циклу занятий по профориентации.
Цель: помочь учащимся в определении своих склонностей, интересов и способностей, сформировать умение ориентироваться в мире профессий, первоначальное знакомство с миром профессий.
Учитель: В жизни каждого человека наступает время, когда надо решать: «Кем быть?» У одних этот вопрос не вызывает затруднений, они уже выбрали для себя любимое дело, без которого не мыслят своего будущего. Других он приводит в замешательство: «На чем остановиться, ведь столько интересных профессий?» Действительно, мир профессий в наши дни велик исложен, но в основе каждой из них лежит труд. Каждое утро миллионы людей начинают свой очередной день, становясь к станку, спускаясь в шахту, выезжая в поле, склоняясь над микроскопом, графиками, схемами. И от того, правильно ли человек выбрал профессию, зависит вся его жизнь. Самая лучшая профессия – это любимая профессия. Русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Одним из важнейших критериев выбора профессии являются личный интерес, склонности и способности. Интерес – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Бывает временный, эпизодический и устойчивый. Интерес перерастает в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Способности – психологические особенности человека, помогающие успеху в какой-либо деятельности.
Типы | Предметы труда | Примеры профессий | |
1. | Человек- Природа | Различные живые организмы, биологические процессы | Тракторист, рыбовод зоотех-ник, агроном |
2. | Техника- Человек | Технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии | Водитель, токарь, диспетчер, инженер |
3. | Человек- Человек | Люди | Продавец, медсестра, учитель |
4. | Человек- Знаковые системы | Условные знаки, цифры, формулы, коды, языки | Наборщик, кассир, бухгалтер, программист |
5. | Человек- Художествен- ный образ | Произведения литературы, искусства | Парикмахер, модельер, фото-граф |
Все профессии условно можно разделить на следующие типы:
Учащимся предлагается определить свой тип профессии с помощью анкеты «Карта самооценки склонностей»
1 а | Ухаживать за животными | 1 б | Обслуживать машины |
2 а | Помогать больным людям, лечить их | 2 б | Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ |
3 а | Участвовать в оформлении книг, плакатов | 3 б | Следить за состоянием и развитием растений |
4 а | Обрабатывать материалы (древесину, металл и др.) | 4 б | Рекламировать товары |
5 а | Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5 б | Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты |
6 а | Содержать животных | 6 б | Помогать товарищам в решении задач |
7 а | Копировать рисунки, изображения | 7 б | Управлять краном, машиной, трактором |
8 а | Сообщять, разъяснять людям какие-либо сведения | 8 б | Художественно оформлять выставки, участвовать в концертах |
9 а | Ремонтировать вещи (одежду, жилище) | 9 б | Искать и исправлять ошибки в тексте |
10 а | Лечить животных | 10 б | Выполнять расчеты, вычисления |
11 а | Выводить новые сорта растений | 11 б | Конструировать новые вещи |
12 а | Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять | 12 б | Разбираться в чертежах, схемах, таблицах |
13 а | Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности | 13 б | Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14 а | Налаживать приборы, технику | 14 б | Оказывать людям помощь при болях |
15 а | Составлять точные отчеты о наблюдаемых явлениях | 15 б | Художественно описывать события |
16 а | Выполнять лабораторные анализы в больнице | 16 б | Принимать, осматривать больных, беседовать с ними |
17 а | Красить стены, вещи | 17 б | Осуществлять сборку машин |
18 а | Организовывать походы, игры | 18 б | Играть на сцене |
19 а | Изготавливать по чертежам детали | 19 б | Заниматься черчением |
20 а | Выращивать растения на даче | 20 б | Работать на клавишных машинах (пишущая машинка, телетайп и т. д.) |
Из двух вариантов ответов надо выбирать один и записывать, затем определить, ответов какой группы больше.
«Шкала определения склонностей»
Человек | Техника | Природа | Знаковые системы | Художественный образ |
2 а | 1 б | 1 а | 2 б | 3 а |
4 б | 4 а | 3 б | 5 а | 5 б |
6 б | 7 б | 6 а | 9 б | 7 а |
8 а | 9 а | 10 а | 10 б | 8 б |
12 а | 11 б | 11 а | 12 б | 13 а |
14 б | 14 а | 13 б | 15 а | 15 б |
16 б | 17 б | 16 а | 19 б | 17 а |
18 а | 19 а | 20 а | 20 б | 18 б |
Учитель: Сегодня я предлагаю вам познакомиться с уважаемыми, но в последнее время незаслуженно отнесенными в разряд не престижных профессий.
1-ый ученик: Сестра… Каким замечательным и теплым словом называют женщину, которая посвятила себя благородному делу – уходу за больными! Сестра – это значит родной человек, заботящийся о тебе, искренне сочувствующий твоим страданиям и переживаниям.
В былые времена медицинских сестер называли сестрами милосердия. Первые сестры милосердия самоотверженно трудились во время Крымской войны 1853-1856 гг. Имя одной из них, Дарьи Севастопольской, вошло в историю наряду с именем великого хирурга Пирогова. Многие сестры прославились своими подвигами во время Великой Отечественной войны. А сколько их было и есть незамеченных, скромных тружениц, самоотверженно выполняющих свой долг. Это самая гуманная и благородная профессия на земле.
Медицинская сестра – это первый и главный помощник врача. Она должна не только в совершенстве владеть всеми медицинскими инструментами, но и любить свою работу, чтобы суметь понять боль другого человека, облегчить его страдания, вселить в него веру в выздоровление.
Учитель: Медицинская сестра должна неплохо разбираться в лекарственных средствах. И я предлагаю тем, кто хотел бы выбрать эту профессию, принять участие в конкурсе: Определить предложенные лекарственные травы.(трем участникам даются 5 пронумерованных коробочек с травами, на листе они записывают название травы, а устно рассказывают, для чего и как она применяется. По наибольшему количеству верных устных и письменных ответов определяется победитель. Травы нужно брать те, которые произрастают в данной местности. Как вариант: можно использовать рисунки трав).
2-ой ученик: Искусство повара всегда удивляет. Люди, отведавшие ароматную уху, аппетитный салат или янтарную солянку, неизменно выражают свой восторг восклицательными междометиями. Хотя, глядя, как работает повар, думается: ну, право же, нет тут ничего особенного! Но все-таки как из хаоса продуктов возникает, например, красавец салат, от которого и глаз не оторвешь, а потом и пальчики оближешь.
Восторг человека по поводу всякого вкусного блюда насчитывает вполне приличный стаж – много тысяч лет. Впрочем, повар должен и сам испытывать чувство удивления, должен к каждому блюду подходить как к маленькому открытию.
Главная заповедь повара – «все в меру». Повар должен предвидеть конечный результат и быть своего рода художником, творцом. Тогда его дела будут восхищать людей.
Учитель: Предлагаю учащимся, которых привлекает профессия повара, принять участие в этом конкурсе (трем участникам выдается по комплекту карточек с надписями продуктов, из которых они должны выбрать те, что необходимы для приготовления мясных котлет. Побеждает тот, кто за отведенное время выполнит задание без ошибок. Вариант: кто быстрее и лучше почистит картофель).
3-ий ученик: Все те, кто любит романтику, кого манят земные просторы, могут посвятить свою жизнь геологии – науке о земле и ее развитии («ге» - по гречески «земля», «логос» - «слово», «учение»).
Чем занимается геология? Она изучает, что такое земля, как она возникла, какой была прежде; как создавались горы, равнины, моря, реки; каким образом зародились полезные ископаемые; почему бывают землетрясения и извержения вулканов; где прячутся клады земли: уголь, железо, нефть, золото, алмазы…
На все эти «что», «как», «почему», «где» геологи дают ответы. А несметные богатства, таящиеся в недрах земли, и так нужные людям других профессий, ждут своих первооткрывателей – молодых, знающих, сильных, не боящихся никаких трудностей геологов.
Учитель: Будущим геологам мы предлагаем следующее конкурсное задание: определить условные обозначения полезных ископаемых, применяемые на картах.(Участникам даются карточки, на которых изображены условные знаки, надо их надписать. Побеждает тот, кто сделает это без ошибок за отведенное время. Вариант: знаки и надписи в карточках не совпадают, нужно их верно соотнести.
4-ый ученик: Пожалуй, из всех профессий в мире самая древняя – архитектор. Когда одетый в шкуру человек соорудил первый шалаш, он, сам того не ведая, стал своего рода архитектором.
В начале древних строителей заботило только одно: жилье должно было укрывать от холода, зноя, дождя, диких зверей и нападения врагов. Но позже люди стали думать и о красоте сооружений. Того, кто создавал эти сооружения, стали называть, «архитектор», что значит «главный строитель». Настоящий архитектор – это одновременно и инженер, которого заботит прочность здания, и художник, мечтающий видеть свое детище красивым. Редко, где так пересекаются наука и искусство, как в профессии архитектора.
Во все времена ни одно здание не сооружалось без участия архитектора, будь то пирамиды Древнего Египта, греческие храмы, московский Кремль или сегодняшние жилые дома, театры, библиотеки и больницы.
Учитель: Это задание для вас, будущие архитекторы: кто быстрее «построит» храм (участникам выдаются разрезанные картинки с изображением храмов. Побеждает тот, кто быстрее других соберет картинку).
/ по усмотрению учителя подобное рассмотрение профессий может быть продолжено на следующем занятии, но в дальнейшем следует использовать и другие формы профориентационной работы: встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия города и в учебные заведения, тестирование в Центре занятости, конкурсы профмастерства и т. д./
Ребята, в дальнейшем мы обязательно продолжим с вами знакомство с миром профессий, а я жду от вас предложений по форме и содержанию наших занятий.
Материал взят из популярной литературы по профориентации, идеи конкурсов и логика изложения – авторская.
Склон-ности
интерес
Выбор
профессии
Способ- ности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус"
Разработанный урок по английскому языку в 8 классе (углубленное изучение) по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус", презентация к уроку...
"Все работы хороши,выбирай на вкус!"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов, знакомство с профессиями....
Все работы хороши -выбирай на вкус
Воспитательский час о выборе профессий....
Все работы хороши -выбирай на вкус
Воспитательный час о профессиях...
Сценарий праздника "Все работы хороши-выбирай на вкус"
Внеклассное воспитательное мероприятие для 5 класса...
Сценарий праздника "Все работы хороши-выбирай на вкус"
Внеклассное воспитательное мероприятие для 5 класса...
Все работы хороши - выбирай на вкус!
Знакомство с разнообразием специальностей....