Программа и КТП внеурочной деятельности "Хоровая студия"
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа и КТП внеурочной деятельности "Хоровая студия" для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа " Хоровая студия" | 36.57 КБ |
КТП "Хоровая студия" | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
муниципального образования город Горячий Ключ
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
от 31 августа 2012 года
Директор МБОУ СОШ№2
_________________ Н.Е. Колосова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Хоровая студия»
Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности
Направление – духовно-нравственное
Ступень обучения 5 класс
Количество часов 34
Уровень - базовый
Учитель Анисимова Ляна Миграновна
- Пояснительная записка
Искусство - необходимая часть жизни человека, его душа. Хоровое, вокальное пение - одна из самых массовых форм музыкального искусства. Хоровой класс - важнейшая дисциплина музыкально-эстетического образования учащихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы учащихся, сознание, память, воображение; волю; эстетическое чувство и физическую сторону человека.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение - эффективное средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.
Обучение базируется на применении эффективных прогрессивных методик, в числе которых методика комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огороднова, проверенная многолетней практикой самого автора, его учеников и последователей в работе с различными детскими хоровыми и вокальными коллективами.
Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей учащихся начальной школы, овладение вокально-хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
образовательные:
- овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
- знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
развивающие:
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения; мышления;
- развитие голосового аппарата;
- развитие артистических качеств;
воспитательные:
- воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
Используемые в работе методы вокального обучения опираются на процесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими умениями.
В работе по освоению содержания программы применяются основные принципы развивающего обучения:
- обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей
воспитанников; - осознание учащимися процесса обучения;
- принцип перспективности;
- принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в
постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
Программа курса составлена в образовательном учреждении самостоятельно.
Программа предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Занятия аудиторные и внеаудиторные
5 класс
№ раздела | Наименование раздела | Всего часов | Теория | Практика |
Динамические оттенки | 5 | 1 | 4 | |
Штрихи | 4 | 1 | 3 | |
Тембр | 4 | 1 | 3 | |
Подготовка к новогодним праздникам | 3 | 3 | ||
Фразировка | 6 | 2 | 4 | |
Исполнительская деятельность | 4 | 4 | ||
Ансамблевое звучание | 4 | 2 | 2 | |
3 – х дольный размер | 4 | 1 | 3 |
- Содержание программы
Тема | Теория | Практика |
Введение. | Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. | |
Динамика: громко – тихо. | Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения. | Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст. Динамические игры. |
Штрихи | Классификация штрихов | Умение исполнять музыкальные произведения используя штрихи |
Тембр | Определение основных видов музыкальной окраски голоса | Умение использовать тембр для эмоциональной окраски песни. |
Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. | Определение специфики построения произведений. Буквенное обозначение форм. 3-хчастная репризная и безрепризная: сходства и различия. | Определение формы произведения на слух. Построение собственного произведения в заданной форме. |
Формы песен. | Определение частей песни, их названия и особенности. Бесприпевная форма. | Привести примеры песен с припевом и без. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме. |
Типы голосов. | Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса. | Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь различать на слух. |
Типы дыхания. | Определение типов дыхания, их особенности. | Уметь при пении использовать брюшной тип дыхания. |
Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. | Определение музыкального слуха, памяти. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Что такое художественный образ произведения? | Уметь владеть дыханием, верно артикулировать, определять образ музыкального произведения. |
- Планируемые результаты
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): - верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): участие в концертах и музыкальных веерах, приобретение исполнительского опыта.
Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Результаты формирования личностных универсальных учебных действий
У выпускника будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
- Формы и методы контроля.
- наблюдение за творческим ростом учащихся, их общей культурой, их профессиональным уровнем;
- выступление коллектива;
- участие коллектива в праздниках, массовых мероприятиях,
- пополнение портфолио.
- Методические рекомендации.
Занятие является основной формой обучения и воспитания музыкальной и певческой культуре. Занятие условно можно разделить на две части:
-вокальная гимнастика или вокальные упражнения;
-работа над произведением.
Вокальная гимнастика, в свою очередь, делится на:
-артикуляционную гимнастику;
-дыхательные упражнения;
-певческое распевание или вокально-интонационные упражнения.
Артикуляционная гимнастика
1.Массаж лицевых резонаторов.
2.Покусывание языка, сначала кончик языка, а затем левую и правую стороны языка. Все упражнения выполняются по 4 раза.
3. «Облизать губки с обратной стороны». Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном движении.
4. «Прокалывать щечки». Упереться языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в левую щеку, в правую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
5. «Втягиваем щечки». Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
6.Пощелкать языком, изменяя форму рта. Обратить внимание на изменения щелкающего звука. Пытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.
7.Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десны и придать лицу обиженное выражение.
8.Приподнять верхнюю губу, обнажив десны и придать лицу подобие улыбки.
9.Чередовать два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.
10.Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза и попытаться приподнять пальцы мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц.
11.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед- вниз.
12.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-влево-вперед.
13.Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.
14. Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.
15.Соединить движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ и обнажением десен.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.
Дыхательные упражнения
Упражнения для наработки навыков дыхания через нос.
1.Широко раздув ноздри, вдохнуть «в живот». На выдохе, наоборот, снять напряжение с мускулатуры.
2.На выдохе тянуть звук «м» или «н».
3Широко открыть рот, дышать носом.
4.Рот открыт. Вдох через нос, ноздри расширены. Затем медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска поднята вверх).
5. «Паровоз»- работа носом: вдох- выдох. Постепенно ускоряя, подобно тому, как поезд набирает ход.
Упражнения на работу мышц - вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания.
1.Следует воспроизводить движения, имитирующие виды работ: работа с рубанком, косьба, подметание метлой.
Они помогают правильному регулированию дыхания, на губах ощущается теплый воздух.
Выдох должен быть без толчков, со звуком «ух», «ах», «эх».
2.Руки на нижнереберных мышцах. Подталкивать мышцы вперед, как бы качая воздух и произнося на одном звуке «ха-ха», «ух-ух», «эх-эх», «их-их».
3.Вдох носом быстрый. Наполниться дыханием, а освобождаясь от дыхания, слушать мышцы диафрагмы, которая опускается, как поршень, вниз.
На выдохе плавно пропевать одну из гласных А, У, О, И.
- Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
| ||
2. Технические средства обучения | ||
| ||
3. Экранно-звуковые пособия | ||
проектор, экран | ||
5. Игры и игрушки | ||
любимые игрушки детей из дома для разыгрывания сценок | ||
6. Оборудование класса | ||
стенд «Наши успехи» |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Заместитель директора
учителей начальных классов по
от 31 августа 2012 г. ___________ Панкова Н.А.
Руководитель МО (подпись) (расшифровка подписи)
_________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Предварительный просмотр:
№ п/п | Наименование раздела, тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 четверть | 9 | |||
Раздел 1. Динамические оттенки
| 5 | |||
1. | Динамические оттенки как средство выразительности | 1 | ||
2. | Динамические оттенки – f, p | 1 | ||
3. | Динамические оттенки – ff, pp | 1 | ||
4. | Динамические оттенки – mf,mp | 1 | ||
5. | Динамические оттенки - <,> | 1 | ||
Раздел 2. Штрихи | 4 | |||
6. | Понятие «звуковедение» | 1 | ||
7. | Легато в пении | 1 | ||
8. | Стаккато, приёмы его исполнения | 1 | ||
9. | Нон легато | 1 | ||
2 четверть | 7 | |||
Раздел 3. Тембр | 4 | |||
10. | Понятие «тембр» | 1 | ||
11. | Тембровая окраска голосов | 1 | ||
12. | Выравнивание тембра | 1 | ||
13. | Выравнивание тембра | 1 | ||
Раздел 4. Подготовка к новогодним праздникам | 3 | |||
14. | Разбор музыкальных произведений | 1 | ||
15. | Разбор музыкальных произведений | 1 | ||
16. | Создание музыкального образа | 1 | ||
3 четверть | 10 | |||
Раздел 5. Фразировка | 6 | |||
17. | Анализ вокальных произведений, понятие «фразировка» | 1 | ||
18. | Работа над фразировкой | 1 | ||
19. | Работа над фразировкой в изучаемых произведениях | 1 | ||
20. | Работа над фразировкой в изучаемых произведениях | 1 | ||
21. | Фразировочные цезуры, их значение | 1 | ||
22. | Самостоятельное определение фразировочных цезур | 1 | ||
Раздел 6. Исполнительская деятельность | 4 | |||
23. | Разбор песен к весенним праздникам | 1 | ||
24. | Создание музыкального образа произведений | 1 | ||
25. | Создание музыкального образа произведений | 1 | ||
26. | Весенняя тематика в русском песенном фольклоре | 1 | ||
4 четверть | 8 | |||
Раздел 7. Ансамблевое звучание | 4 | |||
27. | Разновидности вокальных ансамблей | 1 | ||
28. | Знакомство с лучшими детскими вокальными ансамблями | 1 | ||
29. | Создание ансамблей с составе хора | 1 | ||
30. | Создание ансамблей с составе хора | 1 | ||
Раздел 8. 3 – х дольный размер | 4 | |||
31. | Особенности 3 – х дольного размера | 1 | ||
32. | Разбор произведений 3 – х дольного размера | 1 | ||
33. | Разбор произведений 3 – х дольного размера | 1 | ||
34. | Сочинение попевок в 3 – х дольном размере | 1 |
Муниципальное образование город Горячий Ключ
Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
муниципального образования город Горячий Ключ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности
«Хоровая студия»
Класс 5
Учитель Анисимова Ляна Миграновна
Количество часов: 34
Планирование составлено на основе рабочей программы «Хоровая студия» (автор Анисимова Л.М., программа утверждена решением педсовета МОУ СОШ № 2, протокол № 1 от 31 августа 2012 года)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей хореографической студии "Антураж" «Обучение основам хореографии детей с особенностями развития здоровья».
Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и осн...
Рабочая программа внеурочной деятельности студия "Мульти-Пульти" для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности студия "Мульти-Пульти" для 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности Студия «Такие серьёзные мультфильмы»
Внеурочная деятельность студии «Такие серьёзные мультфильмы» предназначена для работы с детьми, которые хотят не просто играть или набирать текст на компьютере, а желающими реализовать свои творческие...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности студия эстрадной миниатюры «Буффонада»
Данная программа ориентирована на развитие навыков эстетической оценки театрального искусства, сценической речи и пластики движений. Так же программа ориентирована на изучение истории театра, ов...
Самообследование и творческий отчёт курса внеурочной деятельности. Студия «Юный журналист»
Самообследование по определённой структуре....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Студия оригинального жанра"
Театральное творчество – это сложный вид интеллектуальной деятельности, который направлен на развитие индивидуальных и социальных навыков.Актёр должен уметь управлять собой, своим состоянием и э...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности “Лингвокультурологический Театр-студия «Нэрын гэршэ»”
Данная программа направлена на развитие коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное общение (чтение с...