Викторина "Казачьи регалии и символы Краснодарского края", 8 класс
план-конспект урока (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Викторина «Казачьи регалии и символы Краснодарского края»
Цели: - на примерах прошлых поколений создавать образцы для подражания, углубление знаний по истории края.
I.Проведение викторины. Викторина проводится в рамках «Недели Кубановедения» в образовательном учреждении. За несколько дней до проведения учащиеся знакомятся с темой викторины и начинают самостоятельную подготовку. Викторина проводится как командное соревнование в форме игры «Что? Где? Когда?» Для работы в жюри приглашаются представители администрации образовательного учреждения, учителя кубановедения.
II. Вступительное слово учителя, ведущего викторину. Ребята, сегодняшняя викторина посвящена символам нашей кубанской земли. Символы несут в себе особый смысл. Государственные символы – флаг, герб возникли в древности и отражали действия, смысл бытия государства, его историю. Герб, гимн, флаг считают святынями государства. В истории есть немало примеров, когда солдаты ценой своей жизни спасали воинские знамёна, покрывая их бессмертной славой.
Это было в 1943 году. В решающий момент боя, который гвардейцы-танкисты вели в окружении, вражеским снарядом был подожжён дом, где находился командный пункт, а сам командир был ранен. Узнав об этом, Геннадий Виноградов направил свой танк на помощь. Он пробился сквозь пламя и вынес из него командира в танк, Геннадий Вырвался на окраину города и устремился к шоссе. Двигавшаяся навстречу вражеская колонна была протарена советским советским танком. Прорвавшись из окружения, гвардеец возвратился в расположение своих войск. За спасение жизни командира и знамени бойцу Виноградову было присвоено звание Героя Советского Союза.
III. Ход игры.
Вопросы викторины можно разместить в «чёрном ящике» (коробке) из которого их по очереди достают представители команд. Если команда не ответила, ей на помощь приходят болельщики. Если и они не справились с заданием, вопрос по кругу переходит к следующей команде. Возможно использование проектора.
IV. Вопросы викторины.
- Этим немецким словом называли дары государей казакам запорожцы и первое время черноморцы. (Клейноды)
- Как, одним словом называются символы воинской казачьей доблести? (Регалии)
- Ежегодно на второй день Пасхи боевые знамёна вместе с другими регалиями вносят в войсковой собор. Имя какого Святого носит этот собор? (Александра Невского).
- Этот символ атаманской власти, казачьего достоинства и доблести раньше был знаком власти и достоинства турецкого паши и представлял собой конский хвост (или несколько хвостов), подвешенный к украшенному древку. Верхний конец древка завершался шаром или был заострён в виде копья. Иногда древко имело сверху крестообразную перекладину, часто украшенную полумесяцем. К такому навершию прикреплялись два и более конских хвостов. По числу навешиваемых хвостов определялся ранг и достоинства паши. (Бунчук)
- Старинное оружие в виде тяжёлой каменной или металлической головки на рукояти. Позже стало символизировать военную власть. У казаков служило знаком высшего атаманского достоинства – серебряный или позолоченный шар на рукоятке, окованной серебром. (Булава)
- Знак достоинства низших казачьих начальников и станичных атаманов - длинная, деревянная трость, украшенная резьбой в виде веток, с небольшим серебряным шаровидным навершием, на котором «насекались» имена атаманов, владевших этим знаком. (Насека).
- Как называется населённый пункт, который первый на Кубани обзавёлся собственным гербом? (Тамань).
- Почему на гербе Тамани, утверждённом в 1848 году, одним из элементов была великокняжеская шапка с золотым крестом сверху? (Тамань в XI веке была центром русского Тмутараканского княжества).
- Потомственный черноморский казак, окончил Императорскую академию художеств; жил в Берлине, Риме, удостоен звания академика и профессора архитектуры. Его лучшее творение – архитектурный проект войскового Александро-Невского собора. Он же является автором герба Екатеринодара. (Иван Черник)
- Герб Екатеринодара был утверждён императором Николаем I 3 сентября 1849 года. Главная часть герба – прямоугольный, заострённый снизу щит, разделённый на 4 части. На первой и четвёртой частях на золотом поле изображена крепостная стена «червлёного цвета» с открытыми воротами. Над стеной возвышается двуглавый российский орёл чёрного цвета с московским гербом на груди. Дайте объяснение этим символам.
(Екатеринодар - войсковой город-крепость, стоящий на границе Как город так и черноморские какзаки – его основатели находятся под покровительством империи).
11. Щит, на котором изображён герб Екатеринодара окружён зелёной каймой с 59-ю шестиконечными звёздами. Что обозначали эти звёзды? (Звёзды обозначали 59 черноморских станиц того времени).
12. Кубанский геральдический щит увенчан царской короной и дубовыми листьями. Что они символизируют? (Это символ доблести и мужества)
13.Принятый в 1849 году герб Екатеринодара прослужил городу до 1920 года, когда на Кубани была установлена советская власть. Но прошло много лет и исторический герб города опять вернулся. Когда это произошло? Какие изменения были в него внесены? (В 1996 году. С герба исключены цифры 1749 и принят новый вариант короны).
14.Герб Кубанской области был утвержден указом императора Александра II 31 января 1874 года. Одним из его элементов был чёрный орёл с Кавказским крестом. Поясните это изображение. Предположите, какие элементы ещё могли присутствовать на гербе. (Орёл – символ российской государственности, Кавказский крест – напоминание о Кавказской войне, в которой важную роль сыграли казаки, результатом которой стало расширение территории России. Могли быть изображены крепость, казачьи регалии).
15. 23 февраля 1919 года Законодательная Рада своим решением утвердила трёхцветный флаг Кубанского края. Через день газета «Вольная Кубань» растолковала так значение флаговой расцветки: синяя верхняя полоса символизирует донцов, часть которых переселилась на Кубань; малиновый цвет –цвет запорожцев, зелёный - цвет горцев. Таким образом, флаг символизировал единство всего кубанского населения. Объясните, почему именно так располагались полосы на флаге. (Донцы пришли с севера, а горские народы занимали южные территории Кубани).
16. С каким событием связано возвращение трёхцветного флага Кубани? Когда оно произошло? (С зарождением общественного движения за возрождение кубанского казачества в 1990 году).
17. Когда произошло официальное признание трёхцветного флага символом Краснодарского края (24 марта 1995 года).
18. Как назывались стихи Константина Образцова, которые стали впоследствии словами гимна Кубани? (Плач кубанских казаков)
19. В какое время родились эти стихи и когда были положены на музыку, т.е. стали песней? (Стихи были написаны в ходе сражений Первой мировой войны и переложены на музыку к 1916 году).
20. Песня «Ты Кубань, ты наша родина» стала не только главной кубанской песней, но и официальным гимном казачества. Как должны были исполнять гимн казаки? (Стоя, сняв папахи, при исполнении последней фразы обязательно низко кланялись).
21. Как называется творческий коллектив исполняющий песню «Ты Кубань, ты наша родина» в наши дни? Кто является его руководителем? (Кубанский казачий хор, Виктор Гаврилович Захарченко).
22. Какая строчка изменена в современном гимне? («Из турецкой стороны» заменена на слова «Из заморской стороны»)
IV. Завершение игры.
Жюри подводит итоги игры. Отметить наиболее интересные ответы команд и отдельных учащихся.
Чтение учеником наизусть стихотворения В Крючкова в музыкальном сопровождении.
Россия, я твоя росинка.
Песчинка малая твоя,
Когда метель, то я снежинка,
В ручье – я капелька ручья.
Из этих капелек- росинок
Большие реки потекли.
И если б не было песчинок.
Тогда бы не было земли.
Мы возвратили герб старинный,
Россия, в нём твои черты:
В нём жёлтый, солнечный, любимый
И красный – столько красоты!
В нём белизна твоих буранов
И синева твоих озёр,
Твои надежды, муки, раны
И вечный огневой задор.
Россия – тройка, песня, птица,
Страна с особенной судьбой.
Должна Россия возродиться,
И возродимся мы с тобой.
Завершается игра исполнением всеми участниками викторины гимна Кубани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)
В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....
Урок по природе и экологии Красноярского края – 5 класс: « Природные системы Красноярского края».
Природа Красноярского края – это удивительный мир, со своими законами, обитателями, со своими тайнами.Растительность края богата и разнообразна и отличается явной меридиональной и высотной зонал...
урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....
Урок по истории Красноярского края, 7 класс. Развитие научных исследований на территории Приенисейского края.
Материал к уроку по истории Красноярского края содержит опорный конспект темы "Развитие научных исследований на территории Приенисейского края" и тестовые задания с ответами...
Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края
Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края...
Познавательно-развлекательная игра-конкурс для учащихся 6-7 классов " Марийский край - прекрасный край"
Игра- конкурс, посвященная дню рождения Республики Марий Эл. ...
Урок-творческая мастерская на тему: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе в 6 классе
Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;способствовать воспитанию ...