«Условия жизни на земле».
план-конспект урока по теме
Тема: «Времена года».
Цель: Уточнять и дополнять представления детей о временах года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_2.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Условия жизни на земле».
Тема: «Времена года».
Цель: Уточнять и дополнять представления детей о временах года.
Задачи урока: Дать представление о живой и неживой природе. Показать значение Солнца для всего живого. Показать значение Солнца в смене времен года.
Ход урока.
- Закрепление понятий «живая» и «неживая» природа.
На какие две группы разделили природу?
Назовите предметы, которые относятся к живой природе.
Назовите предметы, которые относятся к неживой природе.
По каким признакам Вы отличаете живую природу от неживой?
Дети называют признаки живой и неживой природы.
Игра «ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ».
От каждого ряда к доске выходят по 2 ученика. Они получают по набору картинок, которые они должны разделить на группы (живое, неживое, сделано человеком). Побеждает тот ряд, чьи представители быстрее справятся с задание и правильно.
Связаны ли между собой предметы живой и неживой природы?
Закончите предложение : « В природе все связано и, если…»
- Значение Солнца для всего живого.
Отгадайте загадки:
Что выше леса, краше света?
Что без огня горит?
Что днем землю нагревает, а вечером само убегает?
Золотое молоко на пол пролито.
Ни смести, ни соскрести, ни смыть.
Совершенно верно, все эти загадки о Солнце.
Вот, послушайте, что рассказывал когда-то деревенским ребятишкам замечательный русский писатель Лев Толстой.
«Выдь зимой в тихий, морозный день в поле или в лес и посмотри кругом себя, и послушай: везде кругом снег, реки замерзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые; ничего не шевелится. Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат, бубулькают; птицы перелетывают, свистят, поют; мухи, комары вьются, жужжат; деревья, травья растут, махаются.
Нет тепла - все мертво; есть тепло – все движется и живет. Мало тепла – мало движенья; очень много тепла – и очень много движенья.
Откуда берется тепло на свете? Тепло от Солнца? Ходит Солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами в землю, - и ничто не шевелится. Станет Солнце ходить выше над головами, станет светить в припор к земле, - отогреется все живое на свете и начнет шевелиться.
Станет снег осаживаться, станет отдувать лед на реках, польется вода с гор, поднимутся пары из воды в облака, пойдет дождь. Кто все это делает? Солнце.
Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто все это сделал? Солнце.
Разогреется в одном месте воздух, подымется, а на его место пойдет воздух похолоднее, - станет ветер. Кто это сделал? Солнце.
Встанут медведи, кроты; очнутся мухи, пчелы, выведутся рыбы из икринок на тепло. Кто все это сделал? Солнце.
Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья, насытятся животные, напитаются люди, соберут корма и топлива на зиму; построят себе люди дома, построят чугунку, города.
Кто все это приготовил? Солнце.
Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев. Деревья вырастило Солнце. Топится печка дровами. Кто вырастил дрова? Солнце.»
Многое изменилось с тех пор, как Лев толстой написал этот рассказ. А вот Солнышко все также светит и все также важно для нашей жизни.
Беседа по прочитанному тексту.
На доске появляется рисунок.
Что же такое Солнце? (Это звезда, т.е. раскаленный шар состоящий из легкого, но сильно сжатого газа).
Солнце дает Земле тепло и свет.
Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.
- Солнце и времена года.
Беседа.
Сколько времен года вы знаете? Назовите их.
Как вы думаете, почему времена года меняются?
Земля вращается вокруг Солнца. Во время вращения Земле удается «показать» Солнцу не только свои «бока», но и свои «макушки» с полюсами (Северным и Южным). Потому, что «стоит» Земля перед Солнцем слегка в наклон.
Итог.
Так лето и зима никогда не захватывают всю нашу планету целиком и никогда не уходят с неё, они только дважды в год меняются полушариями.
Ребята, расскажите о погоде в разные времена года.
Учитель обобщает сказанное детьми.
У русского писателя Константина Ушинского есть рассказ про мальчика Митю. Он называется «Четыре желания».
Послушайте внимательно.
Четверо подготовленных детей читают рассказ.
А какое из времен года нравится Вам? Почему?
В результате ответов детей на доске появляются четыре колонки слов.
Осень Зима Весна Лето
ягоды, катание цветение тепло,
фрукты и т.д. на санках, растений, купание в
коньках, журчание реке и т.д.
лыжах и т.д. ручьев и т.д.
Ребята, а можно лм найти на Земле место, где всегда одно время года: лето или зима?
Можно. Северный полюс, экватор.
- Итоги урока.
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Что нового вы узнали?
О чем ещё хотели бы узнать?
- Домашнее задание.
Составить рассказ и нарисовать рисунок на тему: «Любимое время года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал "Современные представления о возникновении жизни на Земле. Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры"
тесты для 9-11кл...
Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»
В данном материале рассматриваются вопросы:1. Сущность живого, жизни.2. Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на ...
Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.
Среда обитания (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...
Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле
Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологич...
Разработка метапредметного урока по биологии в 9 классе по теме «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы" Мета тема: Порядок и хаос.
Разработка метапредметного урока по биологии в 9 классе по теме«Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы" Мета тема: Порядок и хаос.Тип урока: урок изучения и ...
Доклад «Здоровье ребенка, определяется условием его жизни и прежде всего условием жизни в школе-интернате»
Доклад "Здоровье ребёнка апределяется условием его жизни в школе-интернат"...