Авторская программа "Культура народов РТ"
элективный курс (6 класс) по теме
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой деятельности. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.
Программа «Национальная культура народов Татарстана» рассчитана на 1 год обучения с учащимися 6 классов, занимающихся изучением культуру народов Татарстана. Объединение имеет непосредственную связь с учебными предметами, как татарский язык и татарская литература. Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году – 35 часов (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Исполнительного комитета
Чистопольского муниципального района РТ
МББУ «Гимназия №3»
Авторская программа
«Национальная культура народов Татарстана»
(для 5-6 классов)
Подготовила: Ситдикова Гулия Нургаязовна
учитель татарского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МББУ «Гимназия №3»
Чистополь, 2012 год
Пояснительная записка
Культура- это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции народа. Под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, созданное человеком. В наши дни самобытные традиции татарского народного искусства приобретают особую художественную значимость. Ведутся научно-исследовательские работы с организацией экспедиций, благодаря чему музеи Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими культурную и историческую ценность. В форме народных художественных промыслов существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Профессиональные художники создают уникальные образцы, получающие признание на мировом уровне. Например, в 1994 году на выставке в Пакистане татарский художник И. Фазулзянов получил первую премию за ювелирное изделие - хасите. Изучая изделия народного творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки.
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой деятельности. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.
Программа «Национальная культура народов Татарстана» рассчитана на 1 год обучения с учащимися 5-6 классов, занимающихся изучением культуру народов Татарстана. Объединение имеет непосредственную связь с учебными предметами, как татарский язык и татарская литература. Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году – 35 часов (1 час в неделю).
Цель программы: заинтересовать учащихся развитием национальной культуры Татарстана.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся государственными символами, народными праздниками и традициями народов, проживающих на территории республики Татарстан.
2. Приучить учащихся к поисковой деятельности.
3.Формировать национальное самосознание, патриотизм, уважение к историческому прошлому Татарстана.
4. Воспитывать у них толерантное отношение к окружающему миру, бережное отношение к культуре народов Татарстана
5.Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Основные направления деятельности:
Учебная – получение школьниками новых знаний о Республике Татарстан;
Развивающая – умение работать с дополнительной литературой, высказывать гипотезы и уметь их доказывать;
Воспитательная – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.
Условия реализации программы и прогнозируемые результаты.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры;
- работа в библиотеке с дополнительной литературой;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе;
- дискуссии;
- беседы.
- итоговой концерт
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, наглядные пособия, литература по теме.
Ожидаемые результаты работы.
В результате реализации данной программы учащиеся:
* Научатся работать с информацией, определять ее источник.
* Больше узнают о своей Родине, о традициях, праздниках.
Учебно-тематический план
программы «Национальная культура народов Татарстана »
№ раздела | Название раздела | Форма занятия | Количество часов, в т.ч. | ||
всего | теория | практка | |||
1 | Мой край богатый и красивый, мой Татарстан | Вводный урок-лекция. Компьютерная презентация. | 1 | 1 | |
2 | Татарстан — многонациональная республика | Лекция. Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
3 | Государственные символы Республики Татарстан | Беседа. Компьютерная презентация. | 2 | 1 | 1 |
4 | О, Казань… Экскурсия в город Казань | Работа с книгами. Просмотр фильмов о городе Казани: «Тысячелетняя Казань», «Реальная сказка» | 2 | 1 | 1 |
5 | Чистополь - родной мой город. | Фото выставка. Просмотр фильма: «Чистополь через 20 лет». Проектная работа. | 3 | 2 | 1 |
6 | Устное народное творчество. Татарский фольклор. Творчество Н. Исанбета. | Работа в библиотеке с книгами. Поисковая работа | 3 | 2 | 1 |
7 | Народные праздники и народные традиции. | Компьютерная презентация. Творческие работы. Защита проектов. | 3 | 1 | 2 |
8 | Декоративно-прикладное искусство. Ювелирные украшения татар. Татарская вышивка. | Презентация «Орнамент казанских татар». Экскурсия в «Бабушкин сундук». | 2 | 1 | 1 |
9 | Национальные костюмы народов Татарстана. | Обзорная лекция. Презентация «Национальная одежда». Игра «Наряжаем куклы». | 2 | 1 | 1 |
10 | Татарская национальная кухня: традиции и обычаи. | Компьютерная презентация «Татарская кухня». Поисковая работа. Защита проектов. | 2 | 1 | 1 |
11 | Приходите к нам на чай. | Чаепитие за дружным столом. | 1 | 1 | |
12 | Изобразительное искусство, музеи Татарстана. Творчество Б.Урманче | Лекция. Компьютерная презентация, фото и видео выставка. | 3 | 1 | 1 |
13 | Музыкальная культура Татарстана. Татарская музыка. | Аудио и видео записи. Изучение детских песен. | 3 | 1 | 2 |
14 | Театр – и зрелище, и школа для народа. Казань- город театров | Фото выставка. Компьютерная презентация. Поисковая работа. | 5 | 2 | 3 |
15 | Концерт | Творчество учащихся. Песни, стихи, театральная постановка. | 1 | 1 |
Программное содержание
Тема 1. Мой край богатый и красивый, мой Татарстан.
Рассказ о первом и действующем президенте.
Краткая информация о населении, о природных богатствах, о реках и о городах РТ.
Тема 2. Татарстан — многонациональная республика.
Конституция Татарстана. Национальный состав. Представители более 108 национальностей, живущих в РТ
Тема 3. Государственные символы РТ
Государственные символы – герб, флаг, гимн. История происхождения, авторы, их описание, значение.
Тема 4. О, Казань…
Красотою своей моё сердце не рань. Экскурсия в город Казань.
Происхождение слово Казань. Легенды о Казани. Памятные и исторические места Казани. Просмотр фильмов о городе Казани: «Тысячелетняя Казань», «Реальная сказка».
Тема 5. Чистополь - родной мой город.
Памятные и исторические места Чистополя. Экскурсия в будущее города Чистополя. Просмотр фильма «Чистополь через 20 лет». Сочинение рассказа « Как мы представим наш город через 100 лет»
Тема 6. Устное народное творчество. Татарский фольклор.
Многообразные виды и жанры поэтического творчества. Обрядовый фольклор. Обращения к дождю и солнцу. Былины и сказки. Пословицы и поговорки. Скороговорки и прибаутки. Творчество Н. Исанбета.
Тема 7. Народные праздники и народные традиции.
Татарский народный праздник – Сабантуй. История возникновения праздника. География распространения. Национальные праздники Навруз, Сомбелэ, Нардуган.
Тема 8. Декоративно-прикладное искусство.
Ювелирные украшения татар. Головные и шейно-нагрудные украшения. Образцы татарского орнамента. Татарская вышивка. Вышивка полотенец, покрывала, скатерти. Техника вышивания.
Тема 9. Костюмы народов Татарстана.
Костюмы высших сословий и простого народа. Виды одежды. Обувь. Головные уборы.
Тема 10. Татарская национальная кухня: традиции и обычаи.
Самобытные черты, особенности татарской кухни. Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов. Сладкая визитная карточка, лучший сувенир Татарстана чак-чак.
Тема 11. Приходите к нам на чай
Правила гостеприимства. Сервировка стола. Поведение за столом.
Тема 12. Изобразительное искусство, музеи Татарстана.
Национальный музей РТ. Государственный музей изобразительного искусства в Казани. Музеи, посвященные знаменитым людям Татарстана. Биография, творчество великого татарского художника Бакый Урманче .
Тема 13. Музыкальная культура Татарстана.
Наиболее распространенные музыкальные инструменты – быргы, сорнай, курай. Татарские композиторы Р.Яхин, Сара Садыйкова, Салих Сайдашев, Луиза Батыр-Болгари.
Тема 14. Театр – и зрелище, и школа для народа.
Рождение татарского театра «Сайяр». Казань- город театров. ( В Татарстане работают 14 театров, из них 7 в Казани).
Тема 15. Концерт
Песни и стихи. Театральная постановка.
Использованная литература:
1. Айрат Арсланов. Студия “Гульзада”. “Шанлы Казан”;
2. Ренат Бикбулатов. Казань – Знаменитые люди. Книга первая. Издательство «Заман» 2003.
3. М. А. Валиуллин. Балачак илендэ Казань-2009;
4. Л.И. Минхазева. Татар балалар эдэбияты. Казан: ТО «Хэтер» нэшрияты, 2003;
5. К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. XVI – XVIII вв. Казань Издательство «Магариф»2000;Исанбет Наки Сиразиевич. Избранные произведения ТРИ «Хэтер», 2007.
6. Ф. Хузин. «Средневековая Казань». Татарское книжное издательство, 2004;
7. Л.А.Харисова. «Культура народов Татарстана». Издательство «Магариф», 2005;
8. Р.Яхин. Фоноуроки. РТ НТП “Школьник”;
9. Путешествие по столице Татарстана. Редакционно-издательский центр «Титул» К 2002;
10.Татар халык ашлары. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1987;
11. Татарская кулинария.Ульяновский дом печати. 2002;
12. Татар халык авыз иҗаты. Мәкальләр һәм әйтемнәр. Казань. Татарское книжное издательство, 1987;
13. Татар халык авыз иҗаты. Риваятьләр һәм легендалар. Казань. Татарское книжное издательство, 1987;
14. MP3 диск «Кайт, карлыгач.» Ильяс Гыйләҗетдин, Резеда Валиева. Мәктәп укчылары өчен иң популяр җырлар;
15. Журналы «Соембикэ», «Ялкын», «Салават купере»;
16. Чистополь – город на Каме. ООО »Новая типография»;
17. Чистополь. ООО Компания «Форд-Римэкс» И.Г.Сулейманова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"
Авторская программа регионального курса «Этнография коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» ...
Авторская программа "Искусство народов Северо-Востока"
Программа для учащихся 5-8 классов включает в себя сведения о культуре,искусстве,вероисповеданиях, предметах быта, жилище народов Северо- Востока. Рассчитана на 17 часов/0,5 часа в неделю....
Авторские таблицы к разделу "Искусство народов разных стран. Греция."
Материал размещён в виде презентации. Состоит из двух частей: наглядного материала и карточек - заданий по теме....
Авторская программа спецкурса "Сказки народов Сибири"
Разработка программы по Литературе Восточной Сибири...