Устный журнал:"Мост на семь верст"
методическая разработка по теме
Сценарий устного журнала "Мост на семь верст"для знакомства школьников с традициями русского православного народа и с Великим постом в частности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Устный журнал для знакомства с Великим постом | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал
Мост на семь верст
Мост на семь верст – так народная пословица называет Великий пост.
Великий пост длится 7 недель перед Пасхой. Начинается он с понедельника сразу после Масленицы.
Седмицы Великого поста имеют свое название, причем первая и последняя расписаны по дням.
Великий пост – это 7 недель строгости, святости, воздержания. Во время поста воздерживаются от пищи животного происхождения. Шестиклассники подготовили для показа постный стол (рассказывают и показывают).
Но пост касается не только пищи, но и духовного состояния человека: следует воздерживаться от всего злого, делать людям добро от чистого сердца, забывать обиды.
В дни Великого поста в домах устанавливается такой порядок, при котором взрослые и дети постигают тайну жизни Христа и Его воскресения. Резвиться и шалить в эти дни было грешно. Дети хорошо понимали остережения взрослых: «Пост, не смей!». Когда подрастали – говели, строго постились, ходили на церковные службы, причащались.
Подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения создавала в семье атмосферу любви и единения.
Традиции, заведенные издавна, открывали детям смысл Праздника, дарили утешения в дни Великого поста.
Великий пост совпадает с порой пробуждения природы от зимнего сна. Об этом времени говорят:
Полдуба сухого,
Полдуба сырого
Да макушка золотая.
Это еще одна загадка о Великом посте и празднике, к которому он ведет. Макушка золотая – это Пасха.
Брюсов писал: «На Масленице мы славно повеселились, и блинов поели. Было шумно и весело. Зато сегодня – какая тишина и в доме, и на улицах! Только слышан печальный и протяжный благовест…
Приходил священник : прочел молитву и поздравил всех с Великим постом»
И мы пригласили в гости к нам Пинчукову Просковью Ивановну, прочитает нам канон Андрея Критского, посвященный началу поста.
1-я страничка журнала
Первая неделя Великого поста.
1 ведущий:Первый день Великого поста зовут Чистый понедельник
И недаром. Великий пост – пора весеннего очищения. Это очень нужно перед святым делом – пахатой и севом. Чисто должно быть вокруг человека: в доме, во дворе, на улице.
2вед.:Чистым должен быть сам человек. И не только его тело, но и платье. Чистой должна быть его душа, его ум и помыслы. В народе об этом говорят так: (дети читают пословицы)
К добру мостись, а от худа пяться.
Отойди от зла и делай благо.
Учись доброму, плохое на ум не пойдет.
Кто доброе творит, того зло не вредит.
Добро творить – себя веселить.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, одевай добром.
Хорошая помощница добру – прилежная работа.
1-й:А сегодня по народному календарю день святой Евдокии. В этот день кличат весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко?»
Сегодня советую всем понаблюдать за звездами. По ним можно судить о погоде лета. Яркие звезды, безоблачное небо – лето сухое и грозное. На востоке облака и туман – лето холодное. Снег и буря – лето дождливое.
2-й:В среду послушай воду в пруду , в реке. Если вода шумит, как жернов на мельнице – будут летом дожди и грозы. Если в шуме слышится человеческий голос – лето будет благополучное.
Вторая страничка журнала
Вторая неделя поста – для шитья и вышивки.
(На скамейках сидят девочки –рукодельницы в русских народных костюмах вместе с хозяйкой дома. Рукодельницы вышивают, хозяйка прядет)
1-я:Шили, вышивали девушки себе приданое к будущей свадьбе.
В первый раз вышивали светел месяц со лунами.
Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.
2-я:Второй раз вышивали красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.
3-я:В третий раз вышивали – чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями…
4-я:В четвертый раз вышивали – сине море со волнами,
Сине море со волнами, со белыми кораблями.
Серединку украшали светло-синими цветами.
Пословицы:
1-я: Работа да руки – надежные в людях поруки.
2-я: От нечего делать и таракан на палати лезет.
3-я: Так работаем, что недосуг носу утереть.
(продолжая работать, девушки напевают)
1 вед.: Еще надо было сшить сарафаны. Вышить полотенце и скатерти. Были в крестьянском быту полотенца ежедневные, а были и нарядные – для праздников и ритуалов. Ими обрамляли окна, рамы с портретами, украшали красный угол. ( Сопровождается показом )
Необходимы были полотенца в свадебном наряде, во время крестин, проводов парня в армию. Полотенце служило подарком.
На нарядных полотенцах подносили хлеб-соль почетным гостям. Этот обычай сохранился до наших дней (показ)
Обратите внимание на красоту вышивки этих изделий (звучит музыка)
(гости-рукодельницы рассказывают об элементах вышивки)
2-вед.: На этой неделе по народному календарю – Сороки. В народе говорят: «На Сороки день с ночью меряются», и еще «На сорок мучеников сорок птиц прилетают».
На Сороки окликают весну в образе ее вестника – жаворонка.
(2-е детей окликают весну)
-Жаворонки, жаворонки! Прилетите к нам.
Принесите к нам весну-красну.
Зима надоела, весь хлеб поела.
(девочки закликают, поют)
Жавороночки прилетите к нам,
Красно летечко принесите к нам,
А зимушку унесите от нас.
В этом уже было предчувствие праздника.
3-я страничка
1-вед.: Пост тянется неимоверно долго, а между тем идет уже третья неделя Великого поста. Давно в избе стоят кросна. Стук-стук, стук-стук…
Много терпения нужно , чтобы наткать полотна на всю семью.
Строгое время Великого поста. Ткут умелые мастерицы холсты. И простые и узорные. (звучит музыка. Показ различных тканых изделий и рассказ старейшей рукодельницы.
2-я: Плетут кружева. Кто белые, кто цветные. Трудятся добрые женские руки.
(поет Артамошина Татьяна Ивановна. На фоне пения знакомство с выставкой «Великий пост – золотые руки».знакомство с работами кружка «Народное творчество»)
4-я страничка
1-вед: Вот и прошла за работой половина поста.
Наступила четвертая неделя-СРЕДОКРЕСТНАЯ. Среда на этой неделе – перелом.
(Далее дети инсценируют)
-Здравствуйте , хозяин – КРАСНО СОЛНЫШКО!
-Здравствуйте, хозяюшка – СВЕТЕЛ МЕСЯЦ!
Хозяин и хозяюшка:
-Здравствуйте, дети – ЯРКИЕ ЗВЕЗДОЧКИ!
Дети:
-Половина говенья переломилася,
А другая под овраг покатилася.
Подайте «КРЕСТ»,
Подайте другой,
Обливайте водой.
Хозяин и хозяйка:
_Подаем вам «КРЕСТ»,
Подаем другой!
Обливаем водой!
Обмываем гуще, подаем пуще!
Дети:
-Красные сапожки с неба упали,
Добрые хозяева по крестику дали!
2-й: Как мы видели, хозяева выходили, плескали детей водой. А потом благодарили за приход особым печеньем в виде креста. Верили, что если исполнить этот обычай, то к Пасхе будет дождь. Он очень нужен весной для растений. Дети в этом обряде – как молодые росточки. А крест – древний знак жизни и плодородия.
5-я страничка
ПЯТАЯ НАДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА – ПОХВАЛЬНАЯ.
1-й вед.: Во вторник на этой неделе молодожены чествуют родителей жены. Весной в особой заботе нуждается все живое. Хорошие хозяева с утра обхаживают своих лошадок, коровок, овечек и прочую живность.
2-й: А еще внимательно глядят вокруг. Дни Великого поста, пасхальной недели и следующие за ними весенние праздники издавна служили в народе показателями погоды. И чем ближе конец поста, тем больше можно увидеть примет – вестников лета.
7 апреля – БЛАГОВЕЩЕНЬЕ, третья встреча весны.
И люди, и звери, и растения этому дню радуются. И даже солнце играет!
В этот день красна девица косы не плетет, птица гнезда не вьет. Благовещенье – птиц на волю отпущенье.
Чтец:
Синички-сестрички, тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки, вы на воле полетайте,
К нам весну скорей ведите!
2-вед: А.С. Пушкин в 1823 году написал прекрасное стихотворение «Птичка».
Чтец:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать
Когда хоть одному творенью
Я смог свободу даровать!
Нам понятна тоска и грусть А. С. Пушкина, но на дворе – ВЕСНА!
Чтец:
Солнце брызжет, солнце греет
Небо – василек
Сквозь березки тихо веет
Теплый ветерок.
Все звонче над шатрами
Вьется писк и гам
Дети с пестрыми шарами
Тянутся к ларькам
Верба! Верба! В каждой лавке
Бархатный пучок
Дед распродал все охапки –
Ловкий старичок!
(показ вербного торга)
6-я страничка
1-вед:Идет вербный торг, а значит идет ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА –
ВЕРБНАЯ
Верба – вестница весны. Она первая расцветает нежными пушистыми комочками.(показ)
Шмелев писал: «Я смотрю на вербу и радуюсь…и теперь столько народу будет радоваться в церкви!..И как хорошо устроено: только зима уходит, а уж вербочка опушилась – Христа встречать.»
Дети стараются донести от церкви до дома вместе с вербой сияющие свечи.(двое детей идут со свечами и вербой)
Звучит песня:
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки светятся
Прохожие крестятся
И пахнет весной.
2-й вед: В старину гибкими ветвями вербы ударяли всех домочадцев. Чаще всего детей. Так после долгой зимы передавали жизненную силу первого цветущего растения.
Дети напевают:
Вербохлест, бей до слез!
Верба рясна бьет напрасно!
Верба бела бьет за дело.
А. Блок в своем стихотворении «Вербочки» писал:
Чтец: (со свечами)
Ветерок удаленький
Дождик, дождик маленький
Не задуй огня!
В воскресенье ВЕРБНОЕ
Завтра встану первая
Для святого дня.
2-й вед: Вербное воскресенье – это последнее воскресенье перед ПАСХОЙ. Покупатели делали и дарили детям и друг-другу подарки. Устраивали вербный базар.
1-чтец:
Пред вербным воскресеньем
Всех тех, кто молодой,
С усмешками и с песнями
Обрызгали водой.
2-й:
Водою обливали их
Пусть свежей будет грудь
И вербой ударяли их
Как верба, нежным будь.
3-й:
Втыкали вербу малую
За образах, в углах
Чтоб силой смертно-алою
Не стал пожар в домах.
4-й:
Свети нам , радость здешняя
Цветы, земля, вода.
Цвети нам , верба вешняя,
Цвети с весной всегда!
1 вед: Этим стихотворением мы заканчиваем рассказ о вербной неделе.
7-я страница
1-й вед: Завершает ВЕЛИКИЙ ПОСТ СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ – самое строгое время перед великим праздником весны.
Много у людей забот о чистоте – и в доме, и в душе.
2-й: Много хлопот перед ПАСХОЙ. Одно из радостных дел – красить и расписывать яйца. Ведь яйцо – древний образ вечной жизни. А чтобы оно украшало праздничный стол предлагаем корзиночки для яиц.(показ)
1-й: Страстной четверг называют в народе ЧИСТЫМ. Вовсю шла подготовка к ПАСХЕ. Хозяева все мыли, чистили, скребли в избе. Шла уборка двора. Эта традиция сохранилась и теперь. Основное в этот день – купание, обливание, умывание, поэтому он называется чистым.
2-й:Воду надо брать до восхода солнца, до того. Пока ворон детей в воде не купал. Принеся воду до первого луча солнца, бросали в нее золото и серебро ( монетку, Колечко), чтобы деньги в доме водились. «Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и яйца, здоров и чист будет.»- так считали на Руси.
1-й: На улицу на ночь выносили мыло. Так оно делалось особо чистым и здоровым.
Объезжали избу на помеле, чтобы никто не видел – тогда целый год в доме добро будет.
2-й: В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ (или субботу покоя) все служит приготовлением к ВЕЛИКОМУ ТОРЖЕСТВУ ВОСКРЕСЕНИЯ. Весь день до вечера освещается особая пасхальная снедь: куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. В двенадцатом часу ночи совершается полуношница, а ровно в полночь при трезвоне колоколов – КРЕСТНЫЙ ХОД вокруг храма. Наступает утро праздника праздников – ПАСХА.
1 чтец:
Стоит мост на семь верст
На мосту яблоня,
На яблоне цвет
Во весь вольный свет.
2 чтец:
Протянулся мост
На семь верст,
А в конце моста
Золотая верста
2-й вед: Золотая верста – это ПАСХА.
На этом мы заканчиваем выпуск устного журнала «МОСТ НА СЕМЬ ВЕРСТ».
В следующем выпуске мы расскажем о обрядах и обычаях ПАСХАЛЬНОЙ НЕДЕЛИ.
ДО ВСТРЕЧИ ЧЕРЕЗ СЕМЬ НЕДЕЛЬ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Растем здоровыми"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...
Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"
Устный журнал был подготовлен с учениками 8 класса и их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....
Устный журнал-Вместе-дружная семья
Образовательные: -ознакомление с понятием «нация» , «толерантность» , «этническая культура»; - ознакомление с традициями культуры народов Украины , цыганской культуры, культуры Азербайджан...
Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.)
Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.) http://www.authorst...
Мероприятие - устный журнал "Семь металлов - семь планет...."
Данное мероприятие можно использовать во внеклассной работе....
Устный журнал «Затраты в семье»
Способствует формированию у детей умения применятьэкономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, развитию умений соизмерять собственныепотребности с материальными воз...
устный журнал: "Православные традиции в кубанской семье"
воспитание нравственных качеств учащихся, чувства гордости семейными православными ценностями...