Устный журнал:"Мост на семь верст"
методическая разработка по теме

Сценарий устного журнала "Мост на семь верст"для знакомства школьников с традициями русского православного народа и с Великим постом в частности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Устный журнал            

                                 Мост на семь верст

Мост на семь верст – так народная пословица называет Великий пост.

Великий пост длится 7 недель перед Пасхой. Начинается он с понедельника сразу после Масленицы.

Седмицы Великого поста имеют свое название, причем первая и последняя расписаны по дням.

Великий пост – это 7 недель строгости, святости, воздержания. Во время поста воздерживаются от пищи животного происхождения. Шестиклассники  подготовили для показа постный стол (рассказывают и показывают).

Но пост касается не только пищи, но и духовного состояния человека: следует воздерживаться от всего злого, делать людям добро от чистого сердца, забывать обиды.

В дни Великого поста в домах устанавливается такой порядок, при котором взрослые и дети постигают тайну жизни Христа и Его воскресения. Резвиться и шалить в эти дни было грешно. Дети хорошо понимали остережения взрослых: «Пост, не смей!». Когда подрастали – говели, строго постились, ходили на церковные службы, причащались.

Подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения создавала в семье атмосферу любви и единения.

Традиции, заведенные издавна, открывали детям смысл Праздника, дарили утешения в дни Великого поста.

Великий пост совпадает с порой пробуждения природы от зимнего сна. Об этом времени говорят:

Полдуба сухого,

Полдуба сырого

Да макушка золотая.

Это еще одна загадка о Великом посте и празднике, к которому он ведет. Макушка золотая – это Пасха.

Брюсов писал: «На Масленице мы славно повеселились, и блинов поели. Было шумно и весело. Зато сегодня – какая тишина и в доме, и на улицах! Только слышан печальный и протяжный благовест…

Приходил священник : прочел молитву и поздравил всех с Великим постом»

И мы пригласили в гости к нам Пинчукову Просковью Ивановну, прочитает нам канон Андрея Критского, посвященный началу поста.

                                         

                                        1-я страничка журнала

                                   Первая неделя Великого поста.

1 ведущий:Первый день Великого поста зовут Чистый понедельник

  И недаром. Великий пост – пора весеннего очищения. Это очень нужно перед святым делом – пахатой и севом. Чисто должно быть вокруг человека: в доме, во дворе, на улице.

2вед.:Чистым должен быть сам человек. И не только его тело, но и платье. Чистой должна быть его душа, его ум и помыслы. В народе об этом говорят так: (дети читают пословицы)

К добру мостись, а от худа пяться.

Отойди от зла и делай благо.

Учись доброму, плохое на ум не пойдет.

Кто доброе творит, того зло не вредит.

Добро творить – себя веселить.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, одевай добром.

Хорошая помощница добру – прилежная работа.

1-й:А сегодня по народному календарю день святой Евдокии. В этот день кличат весну: «Весна красна! Что ты нам принесла?  Красное летичко?»

Сегодня советую всем понаблюдать за звездами. По ним можно судить о погоде лета.  Яркие звезды, безоблачное небо – лето сухое и грозное. На востоке облака и туман – лето холодное. Снег и буря – лето дождливое.

2-й:В среду послушай воду в пруду , в реке. Если вода шумит, как жернов на мельнице – будут летом дожди и грозы. Если в шуме слышится человеческий голос – лето будет благополучное.

                                   Вторая страничка журнала

                        Вторая неделя поста – для шитья и вышивки.

(На скамейках сидят девочки –рукодельницы в русских народных костюмах вместе с хозяйкой дома. Рукодельницы вышивают,  хозяйка прядет)

1-я:Шили, вышивали девушки себе приданое к будущей свадьбе.

  В первый раз вышивали светел месяц со лунами.

  Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.

2-я:Второй раз вышивали красно солнце со лучами,

       Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.

3-я:В третий раз вышивали – чисто поле со кустами,

       Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями…

4-я:В четвертый раз вышивали – сине море со волнами,

       Сине море со волнами, со белыми кораблями.

       Серединку украшали светло-синими цветами.

Пословицы:

1-я: Работа да руки – надежные в людях поруки.

2-я: От нечего делать и таракан на палати лезет.

3-я: Так работаем, что недосуг носу утереть.

(продолжая работать, девушки напевают)

1 вед.: Еще надо было сшить сарафаны. Вышить полотенце и скатерти. Были в крестьянском быту полотенца ежедневные, а были  и нарядные – для праздников и ритуалов. Ими обрамляли окна, рамы с портретами, украшали красный угол. ( Сопровождается показом )

Необходимы были полотенца в свадебном наряде, во время крестин, проводов парня в армию. Полотенце служило подарком.

На нарядных полотенцах подносили хлеб-соль почетным гостям. Этот обычай сохранился до наших дней (показ)

Обратите внимание на красоту вышивки этих изделий (звучит музыка)

(гости-рукодельницы рассказывают об элементах вышивки)

2-вед.: На этой неделе по народному календарю – Сороки. В народе говорят: «На Сороки день с ночью меряются», и еще «На сорок мучеников сорок птиц прилетают».

На Сороки окликают весну в образе ее вестника – жаворонка.

 (2-е детей окликают весну)

-Жаворонки, жаворонки! Прилетите к нам.

Принесите к нам весну-красну.

Зима надоела, весь хлеб поела.

(девочки закликают, поют)

Жавороночки прилетите к нам,

Красно летечко принесите к нам,

А зимушку унесите от нас.

В этом уже было предчувствие праздника.

                                           3-я страничка

1-вед.: Пост тянется неимоверно долго, а между тем идет уже третья неделя Великого поста. Давно в избе стоят кросна. Стук-стук, стук-стук…

Много терпения нужно , чтобы наткать полотна на всю семью.

Строгое время Великого поста. Ткут умелые мастерицы холсты. И простые и узорные. (звучит музыка. Показ различных тканых изделий и рассказ старейшей рукодельницы.

2-я: Плетут кружева. Кто белые, кто цветные. Трудятся добрые женские руки.

(поет Артамошина Татьяна Ивановна. На фоне пения знакомство с выставкой «Великий пост – золотые руки».знакомство с работами кружка «Народное творчество»)

                                            4-я страничка

1-вед: Вот и прошла за работой половина поста.

Наступила четвертая неделя-СРЕДОКРЕСТНАЯ.  Среда на этой неделе – перелом.

(Далее дети инсценируют)

-Здравствуйте , хозяин – КРАСНО СОЛНЫШКО!

-Здравствуйте, хозяюшка – СВЕТЕЛ МЕСЯЦ!

Хозяин и хозяюшка:

-Здравствуйте, дети – ЯРКИЕ ЗВЕЗДОЧКИ!

Дети:

-Половина говенья переломилася,

 А другая под овраг покатилася.

Подайте «КРЕСТ»,

Подайте другой,

Обливайте водой.

Хозяин и хозяйка:

_Подаем вам «КРЕСТ»,

  Подаем другой!

Обливаем водой!

Обмываем гуще, подаем пуще!

 Дети:

-Красные сапожки с неба упали,

Добрые хозяева по крестику дали!

2-й: Как мы видели, хозяева выходили, плескали детей водой. А потом благодарили за приход особым печеньем в виде креста. Верили, что если исполнить этот обычай, то к Пасхе  будет дождь. Он очень нужен весной для растений. Дети в этом обряде – как молодые росточки. А крест – древний знак жизни и плодородия.

                                     5-я страничка

                ПЯТАЯ НАДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА – ПОХВАЛЬНАЯ.

1-й вед.: Во вторник на этой неделе молодожены чествуют родителей жены. Весной в особой заботе нуждается все живое. Хорошие хозяева с утра обхаживают своих лошадок, коровок, овечек и прочую живность.

2-й:  А еще внимательно глядят вокруг. Дни Великого поста, пасхальной недели и следующие за ними весенние праздники издавна служили в народе показателями погоды. И чем ближе конец поста, тем больше можно увидеть примет – вестников лета.

7 апреля – БЛАГОВЕЩЕНЬЕ, третья встреча весны.

И люди, и звери, и растения этому дню радуются. И даже солнце играет!

 В этот день красна девица косы не плетет, птица гнезда не вьет. Благовещенье – птиц на волю отпущенье.

Чтец:

Синички-сестрички, тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки, вы на воле полетайте,

К нам весну скорей ведите!

2-вед:  А.С. Пушкин в 1823 году написал прекрасное стихотворение «Птичка».

Чтец:

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

 Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать

Когда хоть одному творенью

Я смог свободу даровать!

Нам понятна тоска и грусть А. С. Пушкина, но на дворе – ВЕСНА!

Чтец:

Солнце брызжет, солнце греет

Небо – василек

Сквозь березки тихо веет

Теплый ветерок.

Все звонче над шатрами

 Вьется писк и гам

Дети с пестрыми шарами

Тянутся к ларькам

Верба! Верба! В каждой лавке

Бархатный пучок

Дед распродал все охапки –

Ловкий старичок!

(показ вербного торга)

                                          6-я страничка

1-вед:Идет вербный торг, а значит идет ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА –

                                          ВЕРБНАЯ

Верба – вестница весны. Она первая расцветает нежными пушистыми комочками.(показ)

Шмелев писал: «Я смотрю на вербу и радуюсь…и теперь столько народу будет радоваться в церкви!..И как хорошо устроено: только зима уходит, а уж вербочка опушилась – Христа встречать.»

Дети стараются донести от церкви до дома вместе с вербой сияющие свечи.(двое детей идут со свечами и вербой)

Звучит песня:

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки светятся

Прохожие крестятся

И пахнет весной.

2-й вед: В старину гибкими ветвями вербы ударяли всех домочадцев. Чаще всего детей. Так после долгой зимы передавали жизненную силу первого цветущего растения.

Дети напевают:

Вербохлест, бей до слез!

Верба рясна бьет напрасно!

Верба бела бьет за дело.

А. Блок в своем стихотворении «Вербочки» писал:

Чтец: (со свечами)

Ветерок удаленький

Дождик, дождик маленький

Не задуй огня!

В воскресенье ВЕРБНОЕ

Завтра встану первая

Для святого дня.

2-й вед: Вербное воскресенье – это последнее воскресенье перед ПАСХОЙ. Покупатели делали и дарили детям и друг-другу подарки. Устраивали вербный базар.

1-чтец:

Пред вербным воскресеньем

Всех тех, кто молодой,

С усмешками и с песнями

Обрызгали водой.

2-й:

Водою обливали их

Пусть свежей будет грудь

И вербой ударяли их

Как верба, нежным будь.

3-й:

Втыкали вербу малую

За образах, в углах

Чтоб силой смертно-алою

Не стал пожар в домах.

4-й:

Свети нам , радость здешняя

Цветы, земля, вода.

Цвети нам , верба вешняя,

Цвети с весной всегда!

1 вед: Этим стихотворением мы заканчиваем рассказ о вербной неделе.

 

                                  7-я страница

1-й вед: Завершает ВЕЛИКИЙ ПОСТ СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ – самое строгое время перед великим праздником весны.

Много у людей забот о чистоте – и в доме,  и в душе.

2-й: Много хлопот перед ПАСХОЙ. Одно из радостных дел – красить и расписывать яйца. Ведь яйцо – древний образ вечной жизни. А чтобы оно украшало праздничный стол предлагаем корзиночки для яиц.(показ)

1-й: Страстной четверг называют в народе ЧИСТЫМ. Вовсю шла подготовка к ПАСХЕ. Хозяева все мыли, чистили, скребли в избе. Шла уборка двора. Эта традиция сохранилась и теперь. Основное в этот день – купание, обливание, умывание, поэтому он называется чистым.

2-й:Воду надо брать до восхода солнца, до того. Пока ворон детей в воде не купал. Принеся воду до первого луча солнца, бросали в нее золото и серебро ( монетку, Колечко), чтобы деньги в доме водились.  «Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и яйца, здоров и чист будет.»- так считали на Руси.

1-й: На улицу на ночь выносили мыло. Так оно делалось особо чистым и здоровым.

Объезжали избу на помеле, чтобы никто не видел – тогда целый год в доме добро будет.

2-й: В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ (или субботу покоя) все служит приготовлением к ВЕЛИКОМУ  ТОРЖЕСТВУ ВОСКРЕСЕНИЯ. Весь день до вечера освещается особая пасхальная снедь: куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. В двенадцатом часу ночи совершается полуношница, а ровно в полночь при трезвоне колоколов – КРЕСТНЫЙ ХОД вокруг храма. Наступает утро праздника праздников – ПАСХА.

1 чтец:

Стоит  мост на семь верст

На мосту яблоня,

На яблоне цвет

Во весь вольный свет.

2 чтец:

Протянулся мост

На семь верст,

А в конце моста

Золотая верста

2-й вед: Золотая верста – это ПАСХА.

На этом мы заканчиваем выпуск устного журнала «МОСТ НА СЕМЬ ВЕРСТ».

В следующем выпуске мы расскажем о обрядах и обычаях ПАСХАЛЬНОЙ НЕДЕЛИ.

ДО ВСТРЕЧИ ЧЕРЕЗ СЕМЬ НЕДЕЛЬ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Растем здоровыми"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...

Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"

Устный журнал был подготовлен  с учениками 8 класса и  их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....

Устный журнал-Вместе-дружная семья

Образовательные: -ознакомление с понятием «нация» , «толерантность» , «этническая культура»; - ознакомление с традициями культуры народов Украины , цыганской культуры, культуры Азербайджан...

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.)

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.) http://www.authorst...

Мероприятие - устный журнал "Семь металлов - семь планет...."

Данное мероприятие можно использовать во внеклассной работе....

Устный журнал «Затраты в семье»

Способствует формированию у детей умения применятьэкономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, развитию умений соизмерять собственныепотребности с материальными воз...

устный журнал: "Православные традиции в кубанской семье"

воспитание нравственных качеств учащихся, чувства гордости семейными православными  ценностями...