Патриотическое воспитание школьников
статья на тему

Перфильева Светлана Викторовна

Анализ работы по патриотическому воспитанию школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы по патриотическому воспитанию обучающихся МБОУ «Верхотомская ООШ»

  1. Формирование духовно-нравственного потенциала личности  школьника-гражданина, сопричастного к судьбе своего края, своей Родины.
  2. воспитание глубокого патриотического сознания, идеи служения Отечеству и его вооруженной защите, чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранение и преумножение славных воинских традиций;
  3. развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, творческой активности;
  4. привлечение обучающихся к работе по возрождению, сохранению и умножению культурных, духовно-нравственных ценностей, славных традиций, накопленных поколениями и школьных традиций – вот значимые задачи по патриотическому воспитанию обучающихся школы.

Вопросы гражданского, военно-патриотического воспитания обучающихся в Верхотомской основной общеобразовательной школе всегда были приоритетными. Любовь к Родине, воспитание чувства гордости, уважения к героическому прошлому своей  родины, края, своих односельчан - героям и ветеранам   ВОВ, труда, вдовам участников войны – основные задачи для формирования исторического сознания обучающихся как граждан, патриотов своей Родины.

Так, например, 2009 – 2010 учебный год был насыщен конкурсами и мероприятиями, посвященными 65-летию празднования Дня Победы. В преддверии празднования этой юбилейной даты в школе были спланированы  и проведены два больших тематических периода: «Равнение на подвиг» и «Этих дней не смолкнет слава», задачами которых стали:

  1. Воспитание патриотизма, гражданственности, исторического  сознания молодежи в процессе изучения истории своей родины

                                                                                                                   

  1. Расширение знаний обучающихся о героическом прошлом своей               родины, края, о героическом прошлом своих односельчан

  1. Воспитание в детях патриотизма,  уважения и чувства благодарности героям и ветеранам   ВОВ, труда, вдовам участников войны

                                 

  1. Оказание помощи ветеранам войны и

труженикам тыла, изготовление сувениров

 и подарков для них

   В соответствии с планом был оформлен стенд

 «Великой Победе – 65!»

В библиотеке и кабинетах русского языка и литературы оформлены уголки и выставки  «Литература военного времени – детям о войне», «Никто не забыт и ничто не забыто»

Тематика периода была продолжена в декаде предметов гуманитарного цикла:

обучающиеся начальной школы организовали встречу с Майоровой Л.И., где прозвучали воспоминания о «Детстве, опаленном войной».

Каждый год, в канун празднования 9 Мая, ребята 2-9 классов посещают и оказывают необходимую помощь труженикам тыла и вдовам ВОВ, на память о встрече дарят открытки и подарки, сделанные своими руками.

По материалам воспоминаний выпускают стенгазеты: «Никто не забыт и ничто не забыто» ( о А.М. Дельмухаметовой),  «И тыл был фронтом» (о

Матвеевой А.Е и Матвееве Н.В), «Солдат, музыкант и поэт»(о Лысенко Василии Ефимовиче).

Составлен график посещения ветеранов ВОВ, тружеников тыла и вдов участников ВОВ.

Проходят конкурсы на лучшее прочтение стихотворений о ВОВ «Строки, добытые в боях»

Агитбригада в канун празднования Дня защитника Отечества выступают перед ветеранами тыла и участниками интернациональных войн и конфликтов; и в канун Международного женского дня  перед вдовами участников ВОВ.

Кроме этого, обучающиеся нашей школы принимают участие в концертах,  организованных сельским ДК, посвященных празднованию этих дат.

Положительный отзыв гостей (ветеранов труда и тыла, вдов участников ВОВ) получили итоговые мероприятия тематического периода «Этих дней не смолкнет слава»: «Подвигу народа жить в веках» (5 – 8 кл), смотр художественной самодеятельности «Салют, Победа!» (1-4 классы), где ребята читали и инсценировали стихотворения, исполняли песни о ВОВ, брали интервью у гостей мероприятия. Кроме этого в канун Дня Защитника Отечества и 8 марта обучающиеся приглашали в школу для поздравления жителей села данной категории.

В канун 9 Мая проведены акции «Открытка ветерану» и «Собери посылку ветерану» (2 ветерана ВОВ были поздравлены продуктовыми наборами).

К годовщине Великой  Победы классными руководителями организовано оформление окон к юбилейной дате.

Патриотическому воспитанию школьников способствует работа школьного музея. В течение всего года проходят экскурсии («По волнам памяти»). Свои впечатления от экскурсии, рассказов дети передают в заметках. В 2010 г в газете «Заря» было опубликовано  5 наших статей: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» - Исланов А , 7 кл.; «О чем рассказывает карточка блокадного Ленинграда» - Шабалина Е, 6 кл, Шнейдер И, 8 кл; «Детство, опаленное войной»- «История одной фотографии»- учителя нач. кл.;«Солдатские платки» - Скобелкин И,  «Солдат, музыкант и поэт»- Полуэктова А, Клопова Д, Карпукова Г- ученицы 7 кл.

Приняли участие в районном конкурсе социальных проектов  «Живое слово ветерана». Работа обучающихся 8 кл «Кто говорит, что на войне нестрашно, тот ничего не знает о войне» заняла 1-е место.

Приняли участие в областной научно-практической конференции исследовательских работ  «Мы – будущее Кузбасса (юниор)». Работа «Дом, возвращающий в детство» Скобелкина И вышла во 2-й очный этап.

Принимали  участие в районном конкурсе фотографий «Великой Победе – 65 славных лет!»- отправлено  6 работ (все участники стали призерами)

Ежегодно  проводится  конкурс рисунков  и поделок «Война глазами детей»

                                                                           

Традиционной стала спортивная легкоатлетическая эстафета «Вахта памяти – эстафета поколений»

                                 

                                                               

                                                                                                                                                                                           

Ведет активную работу волонтерская группа ребят. Под их охраной и наблюдением состояние памятников, обелисков с. Верхотомское                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                         

                                                                                               

                                       

В 2009 г. педагогический коллектив и обучающиеся школы совместно с администрацией и жителями села  приняли активное участие в закладке, посадке аллеи Победы: посажено около 200 саженцев ели и сосны.

8 мая прошло торжественное открытие памятника погибшим землякам-односельчанам – братьям Герасимовых (последний из 4-х памятных знаков установленных в рамках проекта «О прошлом память сохраним» на территории села).

Год Учителя (2009)был представлен 6 работами на конкурс «Учитель Года в Кузбассе». О лучших учителях нашей школы написаны очерки для книги «Золотой фонд Кемеровского района» ( о Кислицине П.А, Кислициной В.И., Олениной Л.В., Белых В.М. (работу выполняли рук. шк. музея Майорова Л.И., Сенаторова Е.Н, Перфильева С.В.)

Историко-краеведческая деятельность является в нашей школе системообразующей.

Это значит, что:

  1. В течение учебного года обязательно проводится общешкольный тематический период по данному направлению
  2. Каждый класс, начиная с 5-го, имеет задание от Совета музея, которое выполняет в течение года
  3. Самоуправление детской организации «РИД» и музея тесно связано, совместно планируются и проводятся многие дела
  4. Школьный музей регулярно проводит экскурсии – обзорные и тематические к значительным календарным датам (День Знаний, День учителя, День пожилого человека, выборы, День защитников Отечества, День Победы, юбилеи Кемеровской области, Кемеровского района)
  5. Работа по патриотическому воспитанию обучающихся ведётся совместно с Советом ветеранов. В школе появилась новая традиция проводить ежегодно 16 октября, в день рождения Клопова М.И.  Игра в городки, «Ветеранские посиделки».

Изучив материалы школьного музея, обучающаяся Юрченко К. приняла участие в районном конкурсе рефератов «Великой Победе – 65!»: «Фронтовые судьбы моих земляков».

Школьный музей оказывает неоценимую помощь в предоставлении материала для выставок и сборе материала к конкурсам различного уровня и тематики.

 В 2012 г. активное участие приняли в районном фестивале «Страницы памяти». Руководители – Перфильева С.В., зам.директора по ВР. и  Сенаторова Е.Н., соц.педагог.:

В трех номинациях наши обучающиеся заняли призовые места:

1. Номинация «Лучшая стенгазета»- 1 место. Грамота и ценный подарок.

2. Номинация «Лучший фотоальбом».  – 2 обучающихся - участника. - 2 место. Грамота и ценный подарок

3. Номер художественной самодеятельности. 3 обучающихся-участника (Куминов П, Ульянов А. Орехов А) – 3 место. Грамота и ценный подарок.

С целью воспитания активных граждан нашей страны, формирования нравственной и правовой культуры молодежи, поддержки и развития социально-значимых инициатив детей и подростков в школе создана и успешно функционирует  детская общественная организация РИД (Республика Интересных дел»), задачами которой являются формирование качеств личности, которые помогут в саморазвитии, самоопределении и самореализации в обществе, осознание молодежи себя гражданами России, Кузбасса.

По  инициативе  РИД в школе проходят мероприятия и  праздники, где ребята проявляют полную самостоятельность, творчество и умение организовать своих сверстников:

- поздравления педагогов с Днем учителя,

- концерт – поздравление педагогов школы и юбиляров с Днем рождения;

- выпуск школьной газеты «Школа time »,

- вечера досуга молодежи

- работа волонтерской группы.

Воспитание молодого поколения является первостепенной функцией каждого современного общества, в том числе школы.  Заполняя с раннего детства духовный мир ребенка такими высокими понятиями  как "Родина",  "Отечество", "Россия ", мы воспитываем полноценных граждан своей страны.

Зам.директора по ВР Перфильева С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьника

Мне хотелось отметить  необходимость патриотического воспитания у современных школьников. В наше сложное время необходимо научить ребят любить свою Родину, помнить свои корни, ценить и приумножат...

Патриотическое воспитание школьников

Не будет сын смотреть спокойноНа горе матери родной.Не будет гражданин достойныйК Отчизне холоден душой.А.Н.Некрасов...

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...

Статья "Патриотическое воспитание школьников на селе"

Статья " Патриотическое воспитание школьников на селе"  рассказывает об успешной реализации программы "Патриоты России"....

Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...

Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"

   Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...