К юбилею Эдуарда Успенского. Сценарий мероприятия для учащихся 4-5 классов.
книга (5 класс) по теме
Беседа о творчестве Э.Н.Успенского с элементами игры и викториной по книгам о дяде Фёдоре и его друзьях. Требует предварительного чтения детьми произведений писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yubiley_eduarda_uspenskogo.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Иркутская область
Г.Братск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36»
Литературные развлечения для учащихся 3-5 классов
Сценарий составлен
заведующей библиотекой МБОУ «СОШ №36»
Дегтярёвой Натальей Николаевной
2012
Эдуард Успенский
К 75-летию писателя
Час литературных развлечений
Цель мероприятия: познакомить ребят с творчеством Эдуарда Успенского.
Оборудование: книжная выставка;
проектор, экран.
Ход мероприятия:
Слайд 1. Библиотекарь: В декабре отмечает день рождения знаменитый, великолепный, любимый детский писатель Эдуард Николаевич Успенский. Родился он 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.
Слайд 2. Интересно, что в школе Эдик учился плохо: ему всегда не хватало времени на уроки. И каждый понедельник он собирался взяться за ум. Но ему все время что-то мешало! И вот однажды мальчик неудачно спрыгнул с крыши и сломал себе ногу. Его привезли в больницу, и тут он внезапно понял, что не хочет оставаться невеждой.
С этого времени Эдик стал хорошо учиться и после окончания школы поступил в авиационный институт.
Но со временем Эдуард Успенский понял, что хочет стать писателем и начал писать юмористические рассказы. А чуть позже - также детские книжки. Кстати, пришла к нему эта идея случайно. Однажды Эдуард Успенский устроился работать вожатым в пионерский лагерь. Там он читал своим воспитанникам книжки, а иногда и сам выдумывал захватывающие истории. Так появились первые произведения писателя. И сегодня мы вспомним книги Эдуарда Успенского.
Слайд 3. Эдуард Успенский не просто писатель, а сценарист, драматург; режиссер, он – автор нескольких телепередач для детей. Например, АБВГДейка. Она появилась на телеэкранах в далёком 1975 году. Автором идеи, названия, сценариев первых десяти программ был Эдуард Успенский, он же предложил и первый состав клоунов-учеников: Сеня, Саня, Таня и Владимир Иванович. Общими усилиями было сделано около 20 выпусков, которые показывались с повторениями примерно три года.
Передача была развлекательной, и в то же время познавательной. Сложные правила грамматики русского языка, правила поведения в общественных местах или правила дорожного движения преподносились детям в игровой форме и даже в песнях.
Слайд 4. Из учебной телепередачи «АБВГДейка» родилась книга «Школа клоунов», полностью построенная на игре. Придуманные, немного нелепые, озорные клоуны-волшебники помогают освоить реальным малышам реальную азбуку, реальные правила грамматики. Клоуны вместе с читателями, как бы проходят программу первого класса. Но читают книгу с восторгом и третьеклассники, и пятиклассники, и их родители.
Слайд 5.Давайте познакомимся с учениками этой необычной школы.
Клоун Шура обладает особым даром – переносить предметы (и людей) из одного города в другой и передавать мысли на расстоянии.
Клоун Наташа – вечная выдумщица. Рядом с ней вы видите юбку её собственной конструкции и туфли с надувной подошвой. Хочешь – будь маленькая, хочешь – как каланча.
Клоун Саня – охотник, дрессировщик, путешественник. С ним его верный сторожевой Полкан. Полкан – это коза охотничья, служебная и сторожевая. А ещё ездовая и следопытная.
Товарищ Помидоров – завхоз. В школу клоунов его затолкала судьба. И он стал наполовину завхоз, наполовину клоун.
Однажды на уроке клоуны заспорили со своей учительницей Василисой Потаповной, что им совсем необязательно уметь писать, ведь письмо другу можно и нарисовать. Тут пришла директор Ирина Вадимовна и предложила клоуну Сане нарисовать телеграмму, которую он прислал в школу из тайги.
Слайд 6. У Сани получилось вот что. Давайте попробуем прочитать.
(ответы детей)
Вот сколько вариантов у нас получилось. А что же было в телеграмме на самом деле? «Встречайте меня. Я уже вылетел. Клоун Саня из тайги и его верный Полкан». А вот объяснение:
(цитата. С.13)
Слайд 7. Э. Успенский много внимания уделяет образованию своих героев. У него даже звери учатся.
…Совершенно случайно на заброшенной даче третьеклассница Люся обнаруживает интернат «меховых зверей». И даже становится преподавательницей. Директор интерната – барсук - по совместительству дворник, а также - буфетчик.
У каждого из воспитанников девочки Люси своя улыбка, своя озабоченность, свой характер движений и своя повадка. Э. Успенский придумал им необычный язык. Он вообще любит придумывать слова. Этакие «объяснялки».
Слайд 8. Попробуйте объяснить, что такое:
- Большой бумажный Получальник
- Начинальник
- Большая разлинованная Хвалюндия (её вручают в конце учебного года)
- Папо-мамовское собрание
- Листалки (бывают в клеточку, в ромбик и горошек).
Слайд 9. Ещё одна детская развлекательно-познавательная передача, придуманная Эдуардом Николаевичем Успенским – «Радионяня».
Эдуард Успенский придумал идею радиопередачи, и был первым ее автором. «Весёлые уроки радионяни» в шутливой музыкальной форме помогали детям запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения, правила поведения, вежливости и т. п.
Передача начиналась с песенки-заставки. Текст написал Эдуард Успенский, а музыку — Владимир Шаинский.
Слайд 10. Сейчас мы её послушаем - музыкальная пауза.
Слайд 11.Однажды ещё молодой Эдуард Успенский работал вожатым в пионерском лагере. И тут с удивлением и огорчением заметил, что ребята плохо знают героев русских народных сказов. Это и послужило толчком к созданию веселой сказки «Вниз по волшебной реке». Сказка необычная. Главный герой - обыкновенный мальчик Митя, который приехал погостить на каникулы в деревню к бабушке. А у бабушки есть сестра, Егоровна. Она живет одиноко в лесу и от одиночества превратилась в Бабу Ягу, водит дружбу с Кикиморой Болотной, имеет волшебное блюдце с яблочком. Но от Бабы Яги из народной сказки Егоровна отличается добрым нравом и справедливым характером. В сказке много приключений. Мите приходится искать выход из разных затруднительных ситуаций. Читатель встречает на страницах книги старых знакомых-героев русских сказок.
Слайд 12 - 14. Попробуйте их узнать. Кто они?
Слайд 15. А теперь поговорим о всеми любимой книжке «Дядя Фёдор, пёс и кот». В ней все возможно: и появление кота, умеющего говорить, и трактора, заправляющегося не бензином, а картофелем
и сосисками, и поющей романсы коровы с кошачьим именем. Вот об именах героев книги мы и поговорим.
Слайд 16. Турнир знатоков по книгам Эдуарда успенского о дяде Фёдоре, псе и коте. Дяде Фёдору посвящены несколько книг: «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Зима в Простоквашино», «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашина», «Новые порядки в Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино».
Слайд 17 -24. Вопрос-ответ.
- Почему мальчика назвали дядей Фёдором?
- Почему дядя Фёдор ушёл из дома?
- Что общего у котов и матросов?
- Как у дяди Фёдора, Шарика и Матроскина появился галчонок Хватайка?
- Из-за чего перед Новым годом поссорились Шарик с Матроскиным?
- Почему в конце концов все сбежали из Простоквашина?
- Какие документы у кота Матроскина?
Слайд 25. Чем заправляли Тр-тр Митю?
Керосином
Подсолнечным маслом
Котлетами
Бензином.
Слайд 26-30. Чьи это вещи?
Концертное платье (мамино)
Автомобиль (папин)
Шапка-ушанка (Печкин)
Валенки (Кот Матроскин)
Фоторужьё (Шарик).
Слайд 31. Закончить нашу встречу сегодня я хочу словами Эдуарда Николаевича Успенского: «Если вы хотите узнать, насколько умнее и лучше становится человек, прочитавший тысячу книг, прочитайте тысячу книг».
Слайд 32 . Спасибо!
Слайд 33. Источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов на тему "Паралимпийская олимпиада"
Целивнеклассного мероприятия:Расширить представления учащихся об Паралимпийских играх.Познакомить с паралимпийскими символами и традициями.Познакомить с паралимпийскими зимними видами спорта: сл...
Сценарий творческого мероприятия для учащихся 5-11 классов
Это мероприятие можно провести в конце четверти, поднимает настроение, радует детей....
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов «Что? Где? Когда?»
Данное мероприятие проводилось в рамках открытого занятия с учащимися 2-3 классов. В работе педагогов использовалось мультимедийное оборудование, видео материал, музыкальное сопровождение...
Сценарий мероприятия для учащихся 4 классов
Данная постановка была поставлена учащимися 4 классов в зимнем праздничном конценрте....
Сценарий мероприятия для учащихся 9-11 классов «Литературный бал»
Сценарий для учащихся 9-11 классов «Литературный бал» разработано для проведения традиционного мероприятия "Осенний бал".В ходе вечера учащиеся рассказывают о правилах проведения ...
Сценарий мероприятия для учащихся 9-11 классов «Литературный бал» (публикация в журнале "Классный руководитель", учредитель НОУ Центр "Педагогический поиск", №5, Москва, 2016 год)
Публикация в журнале "Классный руководитель", учредитель НОУ Центр "Педагогический поиск", №5, Москва, 2016 год....
Сценарий общешкольного спортивного мероприятия (для учащихся 5-7 классов, зрителей 3-4 классов) «ЖИВИ ЯРКО, ЖИВИ СПОРТОМ!»
Сценарий общешкольного спортивного мероприятия (для учащихся 5-7 классов, зрителей 3-4 классов)«ЖИВИ ЯРКО, ЖИВИ СПОРТОМ!»...