УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС«Резьба по дереву»
календарно-тематическое планирование по теме
Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Занятия резьбой по дереву, где сочетается труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего декоративные образы, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskiy_kompleks.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная
школа № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино
муниципального района Клявлинский
Самарской области
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
учителя Дополнительного образования
«Резьба по дереву»
ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина
ж.-д. ст. Клявлино
Афанасьева Василия Петровича
ст. Клявлино.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В процессе подготовки молодежи к жизни особую роль играет единство трудового и эстетического воспитания. Определенную роль в системе трудового и эстетического воспитания школьников играют на занятиях дополнительного образования декоративно-прикладного искусства, в том числе и на занятиях резьбы по дереву.
Резьба по дереву – интересное, увлекательное и полезное занятие для школьников всех возрастов. Для начинающих обучаться этому декоративно-прикладному искусству из всех разновидностей резьбы по дереву следует начинать с контурной резьбы как наиболее доступную и несложную в исполнении.
Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Занятия резьбой по дереву, где сочетается труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего декоративные образы, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся.
Основными задачами занятий по обучению приемам выполнения резьбы являются воспитание любви к труду, уважение к людям труда; формирование художественного вкуса, умение видеть и понимать красоту труда; развитие у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления; формирование умения работать в коллективе, творчески выполнять любую общественно полезную работу.
Программа занятий предусматривает теоретические и практические занятия. Беседы по теории могут занимать не более 15 – 20 мин. Это должно быть краткие рассказы или пояснения педагога.
В процессе практических занятий учащиеся выполняют два вида работы. Сначала – по готовым рисункам и образцам. Это необходимо для освоения технологии подготовки основы для резьбы, приемов работы инструментами, ознакомления с различными породами древесины и их свойства, декоративными возможностями материала. Вторая работа носит творческий характер. Ее содержание определяется самими учащимися.
Занятия резьба по дереву носит политехническую направленность. Учащиеся, используя конкретные материалы, инструменты и оборудование, знакомятся с общими основами техники и технологии. Опираясь на естественнонаучные знания по общеобразовательным предметам, учащиеся получают и совершенствуют не только специальные, но и общетрудовые умения и навыки.
Особое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены учащихся. Все режущие инструменты (ножи, штихели,стамески) должны иметь ручки с кольцами. В помещении, где проходят занятия, необходимо иметь умывальник, мыло, полотенце и другие предметы личной гигиены, а также аптечку. Практические работы учащиеся должны выполнять в специальной одежде (халат или фартук, нарукавники и берет).
На каждом вводном занятии педагог должен знакомить учащихся с общими правилами безопасности труда, а на последующих занятиях объяснять правила безопасности при выполнении каждой технологической операции, обучать учащихся безопасным приемам, знакомить с мерами предупреждения травматизма, соблюдения правил личной гигиены.
На 1-м году занятий школьники осваивают наиболее простые виды резьбу по дереву – контурную и геометрическую (трехгранно-выемчатую). Эти виды разных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на любой из лиственных пород (а в геометрической резьбе и на всех хвойных породах).
Создавая резные композиции, осваивают профессиональные приемы обработки древесины, практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных древесных пород, приобретают познания в области обобщения видимых предметов и явлений, претворения их в декоративные формы и образы.
На основе программы педагог, учитывая интересы учащихся и местные возможности, составляет план работы занятий на год. В плане указываются не только обучающие, но и воспитательные задачи, занятия должны способствовать воспитанию у учащихся культуры труда.
Учащиеся знакомятся с природой, обычаями родного края, с творчеством народных мастеров. Найденные предметы художественных промыслов следует фотографировать, зарисовывать, проводить обмеры и устанавливать их художественно-этнографическую ценность совместно с работниками музеев и учителями.
Научить ребят любить и понимать красоту и совершенство окружающего мира помогут экскурсии на природу, во время которых целесообразно делать карандашные зарисовки и наброски. Этот материал в дальнейшем поможет им глубже понять происхождение, характер и содержание декоративных форм в народном искусстве, а также даст возможность использовать найденные природные формы для создания собственных художественных изделий.
По сравнению с 1-м и в начале 2 года обучения, когда задания в контурной и геометрической резьбе сменяются относительно часто, что обусловлено учебно-психологическими и методическими соображениями, на дальнейшем периоде обучения предусмотрено всего двух – трех заданий. Это объясняется значительно более трудоемкой техникой и технологией исполнения резьбы, сложностью моделировки деталей, обработки фона, значительно более ответственной работой над подготовительным рисунком, объемом и значимостью коллективного задания по оформлению конкретного интерьера, а также трудоемкими операциями по изготовлению, заточке и правке инструмента.
Успехи детей в обучении изготовлению изделий художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
При составлении программы учитывались традиции художественной резьбы по дереву, таких известных центров декоративного искусства, как Архангельская, Вологодская, Кировская, Нижегородская и др.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий резьбой творческого отношения к работе.
Красота и законченность форм, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий - вот что притягивает не только мастеров. Но и широкий круг школьников к точению древесины.
Учитывая. Что при токарной обработке богаче раскрываются декоративные свойства древесины, создается возможность использования древесины широко распространенных пород деревьев, имеющих невыразительную текстуру, а также обрезанных весной ветвей плодовых деревьев и отходов при переработке древесины на предприятиях.
Искусство деревянного набора берет свое начало от древней инкрустации – декорирования поверхностей из древесины врезками из слоновой кости, металлов, стекла, смальты и т. д. Постепенно из инкрустации выделилось искусство деревянной мозаики (интарсии) – декоративной отделки деревянных предметов вставками других пород. В дальнейшем трудоемкая техника врезания элементов декора была заменена сплошным обклеиванием поверхности изделия тонкими фанерками, подобранными по определенному рисунку. Эта техника получила название маркетри. Деревянный набор – основной способ создания мозаичных композиций из цветных пород дерева в работе с учащимися внешкольных учреждений.
Экскурсия дают возможности учащимся значительно расширить свой политехнический кругозор, ознакомиться с целым комплексом рабочих профессий.
Занятия деревянной мозаикой можно проводить везде, где имеются столы или верстаки. Для начало работы необходим строганный шпон нескольких различных пород древесины.
Практически работая с древесиной, наблюдая многообразие расцветок и текстуры, встречающееся в годичных слоях материала, юные любители мозаики проникаются уважением к лесу. Дети начинают смотреть на зеленое богатство страны глазами внимательных исследователей и рачительных хозяев. Лес для них становится коллекцией уникальных кладовых – деревьев, под которой из года в год накапливается ценный декоративный материал.
Для занятий мозаичным набором не обязательно искать первосортную древесину, используемую в облицовке мебели. Как раз наоборот, такая древесина имеет маловыразительную текстуру и может быть использована только на фон. А все то, что придает шпон уникальную, неповторимую красоту (сучки, вилеватости, ложны ядра и другие пороки), на мебельных предприятиях попадает в ящики с отходами.
Использование отходов деревообрабатывающего производства расширяет сферу воспитательного воздействия на школьников, так как в этом случае заостряется их внимание на бережном отношении к народному добру, к окружающим ресурсам.
Искусством деревянного набора рекомендуется начинать с учащимися среднего школьного или подросткового возраста, так как по своим физическим и психологическим особенностям подростки вполне готовы к такому роду занятиям. Есть у них и определенная трудовая подготовка. Они быстро перенимают приемы, показанные руководителем объединения, и успешно их осваивают.
На последнем этапе занятий школьники выполняют задания на произвольную тему. Выбор тематики, отбор эскизов изделий и их исполнение в материале должен носить коллективный характер. Это будет способствовать развитию у школьников чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело.
На последних занятиях подводятся итоги работы школьников за год. На отчетной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитывается возраст учащихся, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения
Набор учащихся в детское объединение осуществляется по объявлению вывешенное в школе, учащиеся знакомятся с предыдущими работами школьников и желающие записываются в детское объединение. Занятия проходят в учебных мастерских оборудованными рабочими местами.
Возраст детей: 1 года обучения с 10-11 лет.
2 года обучения с 11-12 лет.
3 года обучения с 12-13 лет.
4 года обучения с 13-14 лет.
5 года обучения с 14-15 лет.
Режим работы объединения: 1 года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.
2 – 5 года обучения – 2 раза в неделю по 3 часа.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Учитывая особенности каждого из традиционных центров художественной резьбы по дереву, программа ставит своей целью:
- познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева в каждом районе промысла;
- прививать им любовь к традиционному художественному ремеслу;
- обучить практическим навыкам резьбы по дереву;
- уметь создавать собственные творческие композиции в традициях художественного промысла;
Обучение учащихся изготовлению изделий художественных промыслов предлагает решение следующих основных задач:
- раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
- прививать любовь к традиционному народному искусству;
- сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;
- усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);
- овладеть художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народного декоративно-прикладного искусства;
- развить художественно-творческие способности учащихся;
- формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа;
- обучить учащихся навыкам и приемам традиционной художественной обработки дерева.
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Урок, как основная форма обучения. | Изобразительная деятель- ность - зарисовки, копирование. | Краеведение – экскурсии на природу. |
Познавательная деятельность – работа с учебниками. | ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Развивающие и интелек туальные игры в каникулярное время. |
Творческая деятель- ность – индивидуальная и групповая работа. | Встречи с интересными людьми. | Творческие выставки работ детей. |
Программа 1-го года обучения ставит цели:
- познакомить физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных древесных пород;
- приобретать познания в области обобщения видимых предметов и явлений;
- претворения их в декоративные формы и образы;
- осваивать профессиональные приемы обработки древесины.
После окончания 1-го года обучения предусмотренного программой, учащиеся должны научится:
- разработать несложные композиции контурной геометрической резьбы;
- владеть инструментом для контурной резьбы по дереву;
- выполнять все стадии геометрической резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;
Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение 1-го года занятий, позволяет им на 2-ом году обучения успешно справляться скобчатой, абрамцево-кудринской резьбой – более сложным видом. В технике рельефной резьбы можно издавать изображения в любом жанре – от орнаментальных гирлянд до сложных портретных и сюжетных композиций.
По сравнению с 1-м годом обучения, когда задания в геометрической резьбе сменяются относительно часто, что обусловлено учебно-психологическими и методическими соображениями, на 2-ом году обучения предусмотрено исполнение всего трех заданий. Это объясняется значительно более трудоемкой техникой и технологией исполнения рельефной резьбы, а также трудоемкими операциями по изготовлению, заточке и правке инструмента.
Программа 2-го года обучения ставит цели:
- знакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, районов промысла Поволжья;
- привить им любовь к традиционному художественному ремеслу;
- обучить практическим навыкам резьбы по дереву;
- научить создавать собственные творческие композиции в традициях промысла.
После окончания 2-го года обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны научиться:
- делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
- разрабатывать самостоятельно композиции резьбы по дереву на основе традиции народного искусства;
- владеть инструментом для резьбы по дереву;
- владеть техническими приемами скобчатой, плоскорельефной, глухой и ажурной резьбы по дереву в традициях художественного промысла;
- выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;
Навыки, полученные учащимися за 2-х летний период обучения в объединение, позволяют им продолжить занятия в этой области декоративно-прикладного искусства, совершенствуя приемы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать ее новые виды – объемную на токарных форм, прорезку, Яворовскую и др.
Программа 3-го года обучения ставит цели:
- продолжать знакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева;
- выработать осознанное отношение к учебе и труду, трудовое, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
- воспитать трудолюбие, потребность в труде, уважения к мастерам своего дела, заботливого и бережного отношения к природе;
- развить творческие способности в процессе включения в художественную деятельность, по изготовлению изделий с использованием различных видов резьбы по дереву;
- пробудить к сознательному выбору одной из профессий, связанных художественной деревообработке.
После окончания курса 3-го года обучения предусмотренного программой, учащиеся должны научиться:
- разрабатывать самостоятельно несложные композиции объемной резьбы;
- владеть инструментами для выполнения токарных работ;
- выполнять несложные формы токарных изделий на станке;
- выполнять все стадии резьбы, включая операции отделки готовых изделий.
Программа 4-го года обучения ставит цели:
- продолжать знакомить учащихся приемами токарной обработки древесины;
- научить обрабатывать смежные поверхности;
- развить творческий подход к обрабатываемой детали на станках;
- воспитать бережное отношение к станкам и оборудованием.
После окончания курса 4-го года обучения предусмотренного программой, учащиеся научиться.
- владеть измерительными инструментами и шаблонами;
- выполнять более сложные формы токарных изделий;
- выполнять кудринскую резьбу на токарных изделиях.
Программа 5-го года обучения ставит цели:
- расширить политический кругозор;
- ознакомить с целым комплексом рабочих профессий;
- расширить сферу воспитательного воздействия;
- заострить внимание бережного отношения к народному добру;
- развить чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело.
После окончания курса 5-го года обучения предусмотренного программой, учащиеся должны научиться:
- владеть искусством подбора цветового сочетания наборной композиции;
- уметь подбирать материал для мозаичной пластины;
- выполнять операции по фанерованию, шлифовки и отделки;
- уметь предупреждать и устранять дефекты набора.
Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение 5-и летнего курса обучения, позволяет успешно справляться курсом обучения в учебных заведениях декоративно-прикладного направления.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Т Е М Ы | Кол-во часов | В том числе |
на теорети ческие занятия | на практи ческие занятия |
Вводное занятие. Общее сведение о резьбе и ее видах. Общие правила безопасности при резьбе по дереву. Подготовка древесины под резьбу. Инструменты для резьбы. Композиция из простейших геометрических фигур (работа по образцам). Резание древесины. Приспособления и оборудование для резания древесины. Контурная резьба по тонированному фону. Композиция анималистического характера. Резьба геометрического, растительного или смешанного орнамента (творческая работа). Выполнение контурной резьбы произвольной тематики (творческая работа) Технология и декоративные особенности геометрической (трёхгранно – выемчатой) резьбы. Азбука геометрических элементов. Узор геометрического характера из изученных (азбучных) элементов. Работа по образцам. Декоративная пластинка с композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на тёмном или светлом фоне) Заключительное занятие. ________________________________ Итого: | 2 2 6 14 14 26 18 20 20 22 2 _______ 144 | 2 1 2 3 3 6 3 4 4 4 1 _____ 28 | - 1 4 11 11 20 15 16 16 18 1 _____ 116 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Вводное занятие. 2ч. Программа, задачи и план работы объединения. Оборудование и инструменты. Материалы. Хранение инструмента, материалов, изделий. Общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.
Показ работ учащихся, выполненных в предыдущие годы; демонстрация слайдов, диафильмов. Организационные вопросы (режим работы объединения, выборы органов самоуправления, закрепление рабочих мест). Культура труда учащихся.
Общие сведения о резьбе и ее видах. Общие правила безопасности труда при резьбе по дереву. 2ч. История резьбы по дереву. Разновидности резьбы. Демонстрация дидактического материала с разновидностями резьбы. Инструмент для контурной резьбы. Общие правила безопасности труда при резьбе по дереву. Правила личной гигиены.
Практическая работа. Упражнения по заточке и доводке инструмента. Овладение безопасными приемами заточки и доводки инструмента.
Подготовка древесины под резьбу. Инструменты для резьбы. 6ч. Древесина, ее строение, свойства, породы деревьев. Необходимость бережного отношения к природе.
Пороки, влажность древесины. Особенности подбора древесины под резьбу. Пиление, строгание и циклевание древесины. Крашение древесины. Основные требования к качеству изделий из древесины. Безопасность труда при выполнении технологических операций по обработке древесины.
Практическая работа. Определение пород и пороков древесины. Выбор заготовок. Обработка основы при помощи пил, струг, цикли под резьбу по образцу.
Композиция из простейших геометрических фигур (работа по образцам). Резание древесины. Приспособления и оборудование для резания древесины. 14ч. Ритм, симметрия, применяемые в резьбе по древесине. Использование образцов при выборе рисунка. Перевод рисунка на основу. Приемы увеличения или уменьшения рисунка. Рациональные способы получения рисунка. Приемы резания древесины ножом-резаком. Безопасность труда. Качество изделий – основной показатель культуры труда учащихся.
Практическая работа. Составление простой композиции из геометрических фигур. Увеличение или уменьшение рисунка. Перевод рисунка на основу. Практические упражнения (на обратной стороне плашки) по резанию древесины в различных направлениях ее строения. Контурная резьба (по образцам) рисунка. Контроль качества выполнения резьбы, соответствие изготовляемого изделия образцу.
Контурная резьба по тонированному фону. Композиция анималистического характера. 14ч. Ознакомление с произведениями народных мастеров на анималистическую тему (элементами Вологодских, Городецких прялок 1-й половины Х I Х в. Набойными досками Архангельской области Х I Х – ХХ вв. Мотивами Вологодских, Кировских, Нижегородских кружев ХIХ в., по пластике близких контурным изображениям). Цвет как активное средство создания художественного образа. Элементы цветоведения (цветовой тон: насыщенность, светлота; ахроматические тона; хроматические цвета). Контраст. Его значение в создании декоративной композиции. Контраст цвета, фактур, светотени и др. Нюанс и его роль времени художественного образа. Характерные особенности, свойственные нюансы.
Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на темный фон.
Приемы работ сидя, стоя (с поворотом заготовки и без поворота).
Практические задания. Декоративные композиции для игровых комнат. Подготовка основы. Работа над эскизом (на темном фоне). Использование набросков, зарисовок животных. Декоративная трактовка форм животного мира. Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы.
Резьба геометрического, растительного или смешанного орнаментов (творческая работа). 26ч. Основные требования, предъявляемые к созданию композиции из геометрического и растительного орнамента. Привлечение всех учащихся к обсуждению и подбору объектов работ (оформление классов, комнат, изготовление сувениров и т. д.). Организация индивидуальной и коллективной работы, творческой взаимопомощи. Безопасность труда.
Практическая работа. Создание композиции для резьбы. Подготовка основы. Нанесение узора на основу. Выполнение контурной резьбы на изделии. Контроль качества выполнения изделия.
Выполнение контурной резьбе произвольной тематики (творческая работа). 18ч.
Анализ работ профессионалов-художников декоративно-прикладного искусства (репродукции, слайды, фотографии). Просмотр кинофильмов по народному искусству. Встречи с любителями декоративно-прикладного искусства. Выбор композиции произвольной тематики.
Общественно полезная направленность работ учащихся. Взаимопомощь в труде.
Практическая работа. Коллективное обсуждение тематики творческих работ, их назначение. Выполнение (коллективное или индивидуальное) резьбы произвольной тематики. Контроль качества изготавливаемого изделия, его соответствия эстетико-художественным требованиям.
Технология и декоративные особенности геометрической (трехгранно-выемчатой) резьбы. Азбука геометрических элементов. 20ч. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Примеры резных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства (прялки, вальки, изделия Архангельской, Вологодской, Калининской и других областей России; геометрическая резьба народов Средней Азии; изделия прибалтийских мастеров). Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Ритм в декоративной композиции: равномерные, убывающие или нарастающие ритмические повторы; размер, интервал, светлота в ритмическом построении.
Практические занятия. Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметка (поперек волокон) резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы «азбуки» (каждый из резных элементов повторяется многократно на протяжении всей полосы). Исполнение резьбы.
Узор геометрического характера из изученных (азбучных) элементов. Работа по образцам. 20ч. Использование резной пластины с «азбукой» в качестве справочного материала при сочинении композиций. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Ритм в работе над геометрической резьбой.
Практическая работа. Исполнение по образцу декоративной резной пластины с несложной композицией.
Декоративная пластина с композицией из растительных элементов или анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне). 22ч. Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства композиций анималистического характера и с растительными элементами (например, пряничные доски Кировской, Московской областей). Особенности декоративной трактовки образа. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности.
Практические занятия. Создание декоративных пластин для оформления помещений начальных классов (коллективное задание), работа над эскизами композиции в заданном формате. Зарисовки с натуры животных, птиц, аквариумных рыб; рисование листьев, цветов (возможно с ботанических гербариев). Использование зарисовок летнего периода. Декоративная переработка образов под сочетание геометрической и контурной резьбы. Исполнение в материале.
Заключительное занятие. 2ч. Итоги деятельности учащихся за 1-й год занятий. Организация выставки изделий учащихся. Задание на летний период.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ТЕМЫ | Кол-во часов | В том числе |
на теорети ческие занятия | на практи ческие занятия |
Вводное занятие Материалы. Инструменты. Выполнения задания по образцу (на светлом фоне). Рельефная резьба. Материалы для рельефной, скобчатой, глухой, ажурной резьбы. Инструменты. Экскурсия. Заготовка материалов в лесу. Орнаментальная композиция (работа по образцам). Выполнение простого предмета с резной заставкой (вид резьбы по выбору учащегося). Экскурсия в лес (зарисовки). Декоративная пластина с композицией на произвольную тему (творческая работа). Резные пластины по сюжетам народных сказок (коллективная творческая работа). Заключительное занятие. ___________________________________ Итого: | 3 15 27 6 33 33 6 40 50 3 ______ 216 | 2 3 4 1 5 5 1 5 6 1 _____ 33 | 1 12 23 5 28 28 5 35 44 2 183 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Вводное занятие. 3ч. Краткий обзор итогов работы 1-го года обучения. Режим работы объединения в новом учебном году. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Материалы. Инструменты. Выполнение задания по образцу (на светлом фоне).15ч. Контурная резьба (контурное гравирование) по светлой древесине. Пластический характер контурного решения композиции. Закономерности интерпретации природных форм в декоративные формы. Симметрия в декоративной композиции. Материалы. Инструменты. Характер подготовленного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой нож), деревянной поверхности (естественного цвета дерева). Этапы выполнения контурной композиции.
Практические занятия. Изготовление строганной основы под резную композицию растительного характера по размерам образца (возможно использование в качестве основы под резьбу крышки школьного пенала). Работа над эскизом. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции.
Рельефная резьба. Материалы для рельефной, скобчатой, глухой, ажурной резьбы. Инструменты. 27ч. Сущность рельефной, скобчатой, и других видов резьбы. Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства. Просмотр слайдов, диафильмов, репродукций. Оборудование, инструменты, материалы, приспособления. Знакомство с образцами работ учащихся предыдущих лет обучения. Макроскопические признаки древесины различных пород деревьев, применяемых в резьбе. Влажность, удельный вес. Прочность, раскалывание, твердость древесины. Пороки древесных пород. Рисунок волокон в зависимости от направления среза. Зависимость рельефа в резьбе от текстуры древесины.
Практическая работа. Упражнения по заточке и правке инструментов. Изготовление державок для закрепления резной пластины при работе.
Экскурсия. Заготовка материалов в лесу.6ч. Инструктаж по мерам безопасности при обращении с инструментами во время заготовки кряжей.
Орнаментальная композиция (работа по образцам).33ч. Характерные особенности композиционного построения рельефной резьбы, ее специфические черты. Отличие рисунка с натуры от подготовительного рисунка для рельефной резьбы, ее специфические черты. Отличие рисунка с натуры от подготовительного рисунка для резьбы, имеющего декоративный характер. Фактура, текстура материала как активные средства художественной выразительности.
Стадии выполнения рельефной резьбы. Приемы обработки фона.
Практические занятия. Зарисовки резных орнаментальных композиций с образцов народного искусства. Подготовка деревянной пластины под резьбу. Перевод рисунка на материал. Надрезание и подрезание контуров. Углубление фона. Моделирование деталей резьбы. Фактурная проработка фона.
Выполнение простого предмета с резной заставкой (вид резьбы по выбору учащегося). 33ч. Проект изделия. Учет функционального назначения предмета и его связь с декором. Пропорции предмета. Их художественное значение. Простые пропорциональные отношения. Понятие о пропорциональных отношениях. Понятие масштабности, соразмерности формы и ее элементов. Разработка резной заставки. Зависимость способа отделки от утилитарного назначения изделия.
Практические занятия. Создание проекта. Изготовление основы предмета согласно проекту и выполнение резной заставки. Отделка готового изделия – тонирование, лакирование, полирование производится в зависимости от выбранного вида резьбы – геометрической или контурной, по светлому или темному фону.
Экскурсия в лес (зарисовки). 6ч. Выполнение быстрых набросков наиболее характерных веточек, сучков. Стилизация растительного орнамента в декоративную форму.
Декоративная пластина с композицией на произвольную тему (творческая работа). 40ч. Виды и классификация клеев для древесины, их свойства, способы приготовления и рекомендации по применению. Выбор материала и учет его текстуры при выполнении деревянного рельефа. Склеивание основы под резьбу. Виды отделки резных поверхностей.
Практические занятия. Выбор сюжета. Выполнение подготовленного рисунка с тональной передачей планов рельефа. Отделка деревянной поверхности резьбы доступным способом.
Резные пластины по сюжетам народных сказок (коллективная творческая работа).50ч. Проект оформления конкретного помещения. Выделение зоны для декоративных пластин с рельефной резьбой. Соразмерности резных пластин объему помещения, его функциональному назначению. Особенности работы над рисунком к сказкам с учетом декоративных технологических свойств и условностей рельефной резьбы. Организация коллективной творческой работы над резными пластинками.
Практические занятия. Исполнения проекта, оформления интерьера помещения начальных классов. Выбор эпизода из сказки. Коллективная работа над подготовительными рисунками и исполнением рельефа в материале. Закрепления рельефа в помещении.
Заключительное занятие. 3ч. Итоги за два года обучения. Советы и рекомендации по самостоятельной творческой работе учащихся.
Подготовка и оформление выставки с привлечением актива школы и учащихся разных классов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Т Е М Ы | Кол-во часов | В том числе |
На теорети ческие занятия | На практи ческие занятия |
Вводное занятие. Устройство токарного станка по дереву. Режущие и измерительные инструменты. Выбор материала и подготовка заготовок к работе. Приспособления для крепления обрабатываемых деталей. Точение цилиндрических форм. Геометрическая резьба, растительного или смешанного орнамента на токарных формах (творческая работа). Коническое и фасонное точение. Технология геометрической (трехгранно-выемчатой) резьбы. Экскурсии. Заключительное занятие. _________________________________ ИТОГО:
| 2 18 24 10 10 38 34 41 30 6 3 _______ 216 | 2 2 3 2 2 3 6 3 4 2 1 _______ 30 | - 16 21 8 8 35 28 38 26 4 2 186 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Вводное занятие. 2ч. Цели и задачи, содержание и режим занятий в объединение. Демонстрация изделий в материале, выполненных учащимися на токарном станке по древесине. Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда.
Устройство токарного станка по дереву. 18ч. История токарного станка. Основные узлы: станина, передняя бабка, задняя бабка, подручник с кареткой, электродвигатель.
Практическая работа. Разработка, промывка, смазка и сборка деталей передней и задней бабки. Условные обозначения деталей. Составление кинематической схемы токарного станка.
Режущие и измерительные инструменты. 24ч. Подготовка инструмента к работе. Резцы: рейер, майзель. Их форма, назначение и размеры. Специальные резцы. Измерительные инструменты: кронциркуль, нутромер, штангенциркуль, циркуль, линейка. Контрольные шаблоны.
Практические занятия. Определение размеров заготовок различными инструментами. Заточка режущего инструмента на заточных станках и его доводка. Изготовление шаблонов для контроля изготовляемых на токарных станках деталей.
Выбор материала и подготовка заготовок к работе. 10ч. Породы древесины, их применение в токарном деле. Чертеж и эскиз изделия. Припуски на обработку при точении древесины на станках. Технология ручной подготовки древесины к точению.
Практические занятия. Создание эскизов, чертежей, шаблонов изделий. Подбор древесины для токарной обработки. Подготовка заготовок для точения на станках.
Приспособления для крепления обрабатываемых деталей. 10ч. Назначение и устройство приспособлений: корпус с вилкой, патрон, план-шайба.
Практические занятия. Крепление приспособлений на шпиндель. Приемы крепления заготовок в приспособлениях. Изготовление приспособления для шлифования деталей на токарном станке.
Точение цилиндрических форм. 38ч. Подготовка станка к работе. Крепление заготовки в центрах. Установка подручника. Приемы работы рейером и майзелем. Правила и приемы точения цилиндрических форм из древесины. Требования безопасности труда.
Практические занятия. Установка задней бабки. Крепление заготовки в центрах. Регулировка по высоте и крепление подручника. Выполнение точеных изделий цилиндрической формы по индивидуальным чертежам (ручки, цилиндрические детали для игрушек, сувениров, детали по заказам других объединений, изделия для занятий по технологии и т. п.). Шлифование поверхностей и отделка лаками.
Геометрическая резьба, растительного или смешанного орнамента на токарных формах (творческая работа). 34ч. Основные требования, предъявляемые к созданию композиции из геометрического и растительного орнамента на токарных изделиях. Организация индивидуальной и коллективной работы, творческой взаимопомощи. Безопасность труда.
Практические занятия. Создание композиции для резьбы. Нанесение узора на основу. Выполнение резьбы. Контроль качества выполнения изделия.
Коническое и фасонное точение. 41ч. Ознакомление с декоративными возможностями различных пород древесины, текстуры, цвета при точении в готовых изделиях. Просмотр и обсуждение представленных работ и иллюстративного материала. Разметочные шаблоны. Способы создания эскизов, чертежей.
Практические занятия. Создание рисунков изделий для криволинейного точения. Выполнение чертежей. Подготовка к работе и крепление заготовок в станке. Освоение приемов конического и фасонного точения. Нанесение элементов выжигания, росписи на изделия. Отделка готовых изделий лаками.
Технология геометрической (трехгранно-выемчатой) резьбы. 30ч. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы на изделиях криволинейной формы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Ритм в декоративной композиции: равномерные, убывающие или нарастающие ритмические повторы; размер, интервал, светлота в ритмическом построении.
Практические занятия. Разметка резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы. Исполнение резьбы.
Экскурсии. 6ч. Подготовка к экскурсии в лес. Подбор материала для токарных работ. Стилизация растительных растительных форм.
Заключительное занятие. 3ч. Отбор лучших работ учащихся и оформление итоговой выставки. Подведение итогов работы за год. Рекомендации по самостоятельной работе учащихся во время летних каникул.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Т Е М Ы | Кол-во часов | В том числе |
на теорети- ческие занятия | на практи- ческие занятия |
Вводное занятие. Инструменты и приспособления для внутреннего точения. Внутреннее точение. Декоративная композиция из растительных элементов (работа по образцам). Выполнение задания на произвольную тему. Общие сведения о деревянной мозаике. Композиция из простейших вставок в виде листьев деревьев, кустарников. Поиск в рисунках древесных волокон природных мотивов и завершить их конкретизирующими вставками. Изображения анималистического жанра (работа по образцам). Экскурсия. Пейзажная композиция (творческая работа). Заключительное занятие. __________________________ ИТОГО:
| 3 10 30 24 42 6 12 20 30 6 30 3 _______ 216 | 1 2 3 3 5 2 3 3 4 2 4 1 ______ 33 | 2 8 27 21 37 4 9 17 26 4 26 2 ______ 186 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Вводное занятие. 3ч. Организационные вопросы. Содержание и план работы объединения в новом году. Просмотр изделий и рисунков, выполненных учащимися в летний период.
Практические занятия. Организация и подготовка рабочего места и инструментов для будущих занятий.
Инструменты и приспособления для внутреннего точения. 10ч. Форма, назначение и размеры специальных инструментов. Контрольные шаблоны внутренних полостей.
Практические занятия. Изготовление шаблонов для контроля изготовляемых на токарных станках деталей. Заточка режущего инструмента на заточных станках и его доводка.
Внутреннее точение. 30ч. Соответствие декора форме и утилитарному назначению точеного изделия. Варианты отделки изделия: резьба, тонирование, прозрачная отделка. Приемы внутреннего точения: инструменты, приспособления, процесс точения.
Практические занятия. Создание рисунков (чертежей) полых изделий. Подготовка к работе и крепление заготовок в патроне или план-шайбе. Точение по чертежам полых фигур с цилиндрической внутренней поверхностью и фасонной внутренней поверхностью по замыслу учащегося. Отделка готового изделия.
Декоративная композиция из растительных элементов (работа по образцам).24ч. Особенности декоративной трактовки образца. Характер узора в зависимости от формы точеного изделия и породы дерева. Способы отделки резной поверхности.
Практические занятия. Работа над эскизами композиции в заданных формах изделий. Использование зарисовок летнего периода. Декоративная переработка образов под сочетание контурной резьбы растительного орнамента. Исполнение в материале.
Выполнение задания на произвольную тему.42ч. Посещение и обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства. Просмотр и анализ иллюстраций, работ выполненных учащимися предыдущих лет. Организации коллективной творческой работы при создании и воплощении в материале токарных изделий из древесины.
Практические занятия. Коллективный просмотр разработок, выбор и обсуждение тематики творческих работ, их назначения. Коллективное и индивидуальное исполнение изделия в материале.
Общие сведения о деревянной мозаике. 6ч. Деревянный набор как вид декоративно-прикладного искусства, его технологические разновидности – интерсия, маркетри, аппликация. Ознакомление учащихся с деревянным набором, используя репродукции, слайды, изделия в материале. Межпредметные связи с изобразительным искусством, трудовым обучением, историей, литературой, общей биологией и др.
Знакомство со шпоном, инструментами, приспособлениями, требованиями безопасности и охраны труда. Программа и режим работы объединения.
Композиция из простейших вставок в виде листьев деревьев, кустарников. 12ч. Краткий обзор искусства деревянного набора древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения.
Текстура основных пород. Макроскопическое строение древесины. Декоративные свойства древесных пород (цвет, блеск, рисунок волокон). Текстура материала как активное средство художественной выразительности в древесном наборе.
Элементы цветоведения (цветной тон, ахроматические тона, хроматические цвета: теплая и холодная гамма, дополнительные цвета) как средство повышения красочной естественной гаммы древесины.
Декоративные особенности строганного и пушенного шпона. Условия хранения материала. Специфика работы над рисунком. Учет текстуры в мозаичном наборе. Приемы работы ножом-резцом. Последовательность выполнения мозаичной вставки. Работа с калькой.
Практические занятия. Приемы заточки инструментов для мозаики. Меры безопасности труда. Подготовка рисунка композиции из вставок в виде листьев деревьев, кустарников и перевод его в материал.
Поиск в рисунках древесных волокон природных мотивов и завершение их конкретизирующими вставками. 20ч. Искусство деревянного набора Западной Европы ХVII – XVIII вв. Пороки древесины (наплыв, свилеватость, сучок, завиток, древесная гниль); использование их при создании мозаичной композиции. Нюанс и его роль в решении художественного образа. Характерные особенности, свойственные нюансу в работе с цветным шпоном. Приемы дополнения рисунков древесных волокон конкретизирующими вставками.
Практические занятия. Создание декоративной пластины на основе узоров древесного рисунка. Изучение древесных волокон. Определение природного мотива, дополняющих его элементов. Выполнение набора и технологических операций по фанерованию, шлифовке и отделке мозаичной пластины. Поведение экскурсии для натурных зарисовок животных.
Изображения анималистического жанра (работа по образцам). 30ч. Деревянный набор в творчестве русских народных мастеров. Декоративная трактовка изображений с учетом текстуры древесных пород. Зависимость изображения от материала и техники исполнения. Плоскостное решение композиции. Пропорции изображения и их художественное значение. Геометрический метод построения пропорций. Приемы увеличения (уменьшения) рисунка.
Клей (животного происхождения и синтетические). Режим фанерования (впритирку).
Практические занятия. Работа над эскизом мозаичной композиции. Перевод рисунка на основу из однородного шпона. Исполнение в материале. Фанерование. Шлифование. Отделочные операции.
Экскурсия. 6ч. Ознакомление с рядом профессий работников лесной промышленности. Сделать наброски для мозаичного набора в пейзажном композиции.
Пейзажная композиция (творческая работа). 30ч. Творчество русских крепостных мастеров (XVIII – XIX вв.). Декоративное решение пейзажной композиции в технике деревянного набора; его отличие от станкового пейзажа. Ориентация на художественные и технологические особенности материала – отказ от мелких подробностей за счет использования природного рисунка волокон.
Процесс набора изображения в бумажный фон. Приспособления для шлифования мозаичной поверхности; технология их изготовления и использования в учебных мастерских. Запрессовка набора. Дефекты фанерования и их устранение.
Практические занятия. Изготовление подготовительного рисунка, подбор материала для мозаичной пластины. Фанерование. Шлифование. Отделка. Экскурсия на натурные пейзажные зарисовки.
Заключительное занятие. 3ч. Итоги работы занятий за год. Рекомендации по индивидуальной творческой работе в летние месяцы. Отбор изделий на выставку. Оформление выставки. Обсуждение работ. Поведение итогов выставки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Т Е М Ы | Кол-во часов | В том числе |
На теорети- ческие занятия | На практи- ческие занятия |
Вводное занятие. Орнамент. Узор (работа по образцам). Сувениры. Эмблемы. Памятные знаки. Древесные наборы: «в рост», «в елку», «в крейцфугу», «в конверт», «в шашку» и др. Изображение в жанре натюрморта предметов обихода, фруктов, цветов и др.(творческая работа). Иллюстрация к сказкам, былинам, народным пословицам, поговоркам (творческая работа). Сюжетно-тематическая композиция (творческая работа). Заключительное занятие. ____________________________ ИТОГО: | 3 27 33 21 39 39 48 3 _______ 216 | 1 6 6 4 5 5 6 1 _______ 34 | 2 21 27 27 34 34 42 2 ______ 182 |
СОДЕРДАНИЕ ТЕМ 5-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Вводное занятие. 3ч. Просмотр и анализ наборов и рисунков, выполненных учащимися в летний период. Ознакомление с программой и режимом работы объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности и охраны труда.
Практические занятия. Оформление выставки летних работ учащихся. Разбор материалов для деревянного набора. Подготовка рабочего места. Заточка и правка инструментов.
Орнамент. Узор (работа по образцам). 27ч. Русский художественный паркет. Центры его изготовления и мастера. Закономерности построения орнаментов. Орнаментальные ленты, розетки; орнаменты сетчатого типа. Симметрия и ритм в орнаменте и узоре. Особенности симметрии в мозаичном наборе в связи с декоративными технологическими свойствами материала. Зависимость орнамента от назначения, формы, материалы декорируемого изделия. Выбор материала для орнаментальных композиций по внешним признакам.
Контраст. Его значение в создании орнаментальной композиции. Контраст цвета, фактур, светлот, направление и др.
Способы шлифования фанерованной поверхности (в условиях промышленного предприятия и в школьных условиях). Виды прозрачной отделки. Отделка кромок, оборотной стороны мозаики.
Практические занятия. Исполнение орнаментального набора по образцам с определенным функциональным назначением (например, для крышки фотоальбома). Технологические операции по фанерованию, шлифовке, отделке изделия с набором.
Сувениры. Эмблемы. Памятные значки. 33ч. Деревянный набор в творчестве русских мастеров. Понятие масштабности, соразмерности формы и ее элементов. Варианты изделий сувенирного характера. Эстетические требования к качеству изделий. Технологические дефекты набора, фанерования, шлифования, отделки; их предупреждение и устранение.
Практические занятия. Разработка и исполнение отличительных знаков на шкафчики для одежды в детском саду, в раздевалке, эмблем классов, мастерских, комнат и др. Подарки родителям к знаменательным датам. Исполнение изделий в материале.
Древесные наборы в рост, в елку, в крейцфугу в конверт, в шашку и др. 21ч. Применение зеркала и системы из двух зеркал для поисков сочетаний древесных рисунков для декоративных специфических наборов (в рост, в елку – одно зеркало, в крейцфугу, в конверт – система из двух зеркал). Правила подбора таких сочетаний. Примеры их использования в декоре деревянных изделий: в качестве фона для наборных композиций; в самостоятельном декоративном убранстве поверхности предмета. Симметрия в деревянной мозаике как метод создания декоративных специфических сочетаний шпона.
Практические занятия. Выполнение специфических декоративных наборов шпона для фанерования конкретных изделий (например, информационных стендов).
Изображения в жанре натюрморта предметов обихода, фруктов, цветов и др. (творческая работа). 39ч. Композиционные символы – особенность изобразительного языка декоративного искусства. Повороты, ракурсы, характерные для мозаичной композиции. Декоративная трактовка, обобщение предметов и явлений в условные образцы и символы. Процесс абстрагирования при создания декоративного образа. Прием «прозрачного» решения декоративной композиции.
Материалы, используемые в качестве основы при фанеровании деревянных наборов, и их классификация. Режим фанерования в зависимости от выбора основы и клеевого состава.
Практические занятия. Разработка проекта оформления школьного буфета с учетом как размещения в качестве деталей оформления мозаичных натюрмортов. Использование эскизов. Коллективные использования деревянных наборов.
Иллюстрации к сказкам, былинам, народным пословицам, поговоркам (творческая работа). 39ч. Выбор сюжета. Характер рисунка в зависимости от материала, техники исполнения. Использование пороков древесины для достижения выразительности сказочного образа.
Организация коллективного изготовления изделий. Врезание набора в фон из плотной бумаги.
Практические занятия. Коллективное или индивидуальное исполнение мозаичных наборов на сюжеты любимых детьми сказок, былин и др. (декоративные пластины для оформления начальных классов). Фанерование доступным способом. Шлифовка, отделка. Изготовление и монтаж навесной фурнитуры.
Сюжетно-тематическая композиция (творческая работа). 48ч. Взаимосвязь содержания и особенностей образного решения сюжетно-тематических композиций Плоскостно-условная трактовка форм. Ритмический строй декоративных форм и цветовых пятен. Законы цветоведения и их использование для обогащения колористического решения композиции.
Возможные варианты лицевой отделки готовых изделий с деревянной мозаикой; их связи с образным решением и назначением мозаичного набора.
Практические занятия. Отбор сюжетов в зависимости от возрастной группы учащихся. Работа над эскизами композиции. Исполнение подготовительного рисунка в размере будущего набора. Исполнение в материале. Технологические операции по фанерованию, шлифованию и отделке мозаичного изображения.
Заключительное занятие. 3ч. Подведение итогов работы объединения. Анализ творческих композиций учащихся и рекомендации по самостоятельной дальнейшей деятельности.
Организация выставки учебных и творческих работ учащихся за 5 лет. Обсуждение выставки.
4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.
- Проверка на знание методов обработки древесины (разметка, пиление, строгание, нанесение орнамента, резьба вдоль и поперек волокон).
- Проверка знаний по правилам техники безопасности труда.
- Текущая поверка (по окончанию изучения каждой темы).
- Итоговая проверка (организации выставки в ЦВР.).
- Устные вопросы.
- Беседы.
- Практические контрольные вопросы по темам: 1-й год обучения – выполнение композиций по мотивам контурной и геометрической резьбы в материале; 2-й год – знакомство с художественными и техническими приемами рельефной, скобчатой, глухой, ажурной резьбы; 3-й год – выполнение резьбы на токарных изделиях; 4-й год – основы нанесения шпона; 5-й год – выполнение сюжетно-тематических композиций.
- Тестирование.
- Творческие работы (зачетные).
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.
- Материалы:
- Доски – 5м
- Фанера – 10листов
- Шпон – 24упаковок
- Клей ПВА – 10банок (0,7л)
- Лак – 10кг.
- Кисти – 12шт.
- Растворители –5литров
- Гуашевые краски 12шт. (12 цветов)
- Инструменты:
- Рубанки – 15шт.
- Ножовки – 15шт.
- Напильники –15наборов
- Лобзики и пилки – 15комплектов
- Резцы – 15наборов
- Штангенциркули – 15шт.
- Линейки – 15 шт.
- Столярные угольники – 15шт.
- Рейсмусы – 15шт.
- Чертежные принадлежности. – 15комплектов.
- Аптечка. - 1комплект.
- Раздаточный материал. – 15комплектов.
- Компьютер – 1шт.
- Принтер – 1шт.
- Диапроектор – 1шт.
- Видеоаппаратура - 1комплект.
6. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
- Разработка программы деятельности детского объединения.
- Проведение открытых занятий для педагогов ЦВР.
- Посещение занятий педагогов в ЦВР.
- Организация выставки в ЦВР., в каникулярное время.
- Самообразование.
- Родительское собрание.
- Индивидуальная работа с родителями учащихся.
- Посещение выставок родителями.
7. ЛИТЕРАТУРА.
- А. Мартенсон. Начинаем мастерить из древесины. Москва. «Просвещения» 1992г.
- Г.Федотов. Волшебный мир дерева. Москва. «Просвещение» 1987г.
- В.Шпаковский. Для тех, кто любит мастерить. Москва. «Просвещения» 1990г.
- Э. В. Рихвк. Мастерим из древесины. Москва. «Просвещения» 1989г.
- Ю. В. Максимов. У истоков мастерства. Москва. «Просвещения» 1983г.
- Г. А. Громов. Практикум по деревообработке. Москва. «Просвещения» 1981г.
7. Д. Ельников. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. Москва. «Просвещения» 1989г.
8. Л. П. Антонов. Обработка конструктивных материалов. Москва. «Просвещения» 1982г.
9. В. П. Семенихин. Изготовление инструментов в школьных мастерских. Москва. «Просвещения» 1987г.
10. Журнал «Школа и производства».
11. Журнал «Сделай сам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебная программа объединения "Резьба по дереву"
Пояснительная запискаВид программы - модифицированная Издавна сложившиеся способы художественной резьбы по...
Методическая разработка на тему: "Деревья моего микрорайона"
2010 год был объявлен годом Биологического разнообразия, поэтому в нашей работе мы решили выяснить видовое разнообразие деревьев, произрастающих в пределах нашего микрорайона. Каким видам отдается пре...
Методическая разработка "Выжигание по дереву"
План-конспект урока по технологии на тему "Выжигание по дереву"...
Учебная программа: Технологии резьбы по дереву в традициях народного творчества.
Программа расчитана на обучение детей не имеющих навыков в изобразительном творчестве, технике резьбы по дереву. Поэтому акцент сделан на технику безопасности и на постепенное освоение материала от пр...
Методическая разработка занятия "Волшебное дерево"
Методическая разработка занятия "Волшебное дерево"...
Методическая копилка Конспект занятия "Деревья нашего края"
Конспект занятия "Деревья нашего края". Игра-соревнование для детей среднего школьного возраста с целью закрепления и систематизации знаний о деревьях средней полосы России....
Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты
Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...