Саморазвивающая среда школы, как условие сохранения духовного здоровья ребенка
статья по теме

Муштаева Светлана Владимировна

Выступление на городском семинаре "Саморазвивающая среда школы, как условие сохранения духовного здоровья ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Сорочинска Оренбургской области


Саморазвивающая среда школы, как условие для становления и укрепления духовного здоровья ребенка.

Необходимым условием для существования, жизни и развития любого народа, является определенный уровень его духовного и физического здоровья. Если с критериями физического состояния нации, современная наука в принципе определилась, то проблема духовного здоровья и его влияния на физическую и общественную жизнь общества, находится только в стадии разработки. Между тем, оно является главенствующим фактором, определяющим развитие или деградацию целых народов.

 В последние годы все чаще обращают внимание на вопросы воспитания подрастающего поколения и духовно-нравственного становления личности. Так на 2-м Международном конгрессе “Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке”  была озвучена весьма неблагополучная статистика о состоянии здоровья нашего молодого поколения. Согласно этой статистике 60% учащихся в целом в РФ имеют ту или иную патологию. 60% детей были отнесены к категории “нервные дети”. Причем у 64,8% старшеклассников в РФ зафиксированы пограничные нервно-психические расстройства: асоциальное поведение, курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рискованные формы сексуального поведения, компьютеро-зависимость. Последнее явление - новая нозологическая единица. О ее реальности говорят следующие цифры: из общего числа компьютерных клубов Москвы 23% работают круглосуточно, при этом 80% постоянных клиентов круглосуточного посещения - подростки. Педиатры проинформировали общественность о том, что 70%-ая патология беременности и родов дает 70%-ое снижение адаптационного ресурса у детей. И еще одна страшная цифра. В 2003 г. 7,8 тысяч подростков покончили жизнь самоубийством. Статистические материалы о социально-демографической характеристике населения Государственной областной думы 2004 г. свидетельствуют, что среди юношей призывного возраста самая распространенная патология - нервно-психические расстройства, которым подвержен каждый 20-й молодой человек, причем каждый 9-й из этого числа страдает алкогольной, наркотической или токсикологической зависимостью.

Но какая связь между перечисленными выше пороками человека, болезнями психическими и духовным здоровьем? Что же вообще такое духовное здоровье?

С точки зрения психологии духовное здоровье – это:
- Быть устойчивым к стрессам
- Уметь управлять своими мыслями и эмоциями
- Иметь доброжелательное отношение к людям и видеть в них особенности, а не недостатки
- Быть мудрым, понимать окружающих людей и происходящее
- Быть спокойным и собранным и т.д.

При обобщении этих понятий получается – если человек старается поддерживать свое духовное состояние в норме, то он свободен от зависимостей социальных и психологических, следовательно человек умеет держать себя в обществе, имеет умиротворенное расположение души. Спокойный, уравновешенный и умный человек всегда вызывает уважение.

На одном из интернет-форумов, где обсуждались вопросы духовного здоровья было высказано мнение о том, что: «… духовного здоровья сложно достичь не имея здорового образа жизни. Разделять эти два понятия почти не возможно, важны для человека оба».

Многие говорят, что “В здоровом теле - здоровый дух”, т.е. психическая стабильность человека ставится в зависимость от состояния его телесности., если человек физически крепкий и здоровый, значит и с духовным миром его все в порядке.

Школа считает необходимым способствовать сохранению духовно-нравственного здоровья детей, которое можно обеспечить только при помощи комплекса мер, ведущих к созданию образовательной системы, направленной на:

  1. формирование в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
  2. формирование человеческих устоев, понимание добра и зла.
  3. не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца - гражданина.
  4. формирование культуры общения
  5. воспитание потребности созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
  6. приобщение учащихся к национальной и мировой культуре.

Саморазвивающую среду школы условно можно разбить на пять направлений:

1.Социализация. Ученик и школа

Цель и задачи: 

Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.
Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

2. Семейное направление. Моя семья и моя школа.

Цель : психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Формирование представлений о семейных ценностях.
Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа.
Содержание : ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье( « Я надежда и помощник») и в обществе ( « Я гражданин, я ученик»).


3. Учебно-познавательное и физическое.

  1. Мои знания.

Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

Формирование гражданского отношения к себе.
Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

  1. Моё здоровье.

Цель и задачи: Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения;
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. Воспитание физически развитого человека, ведущего здоровый образ жизни, способного  в полной мере проявить себя во всех сферах учебной и внеурочной деятельности. Ребёнок и спорт – главная наша цель.

4. Экологическое направление.  Мы и наша природа.

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Содержание предусматривает развитие у школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

  5. Патриотическое направление. Мы – защитники нашего Отечества.

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего; изучение краеведческого материала.

Сегодня, в своей школе, мы стараемся создать благоприятную среду для реализации всех этих направлений.

Это, конечно, же различные семинары по предметам или по определенной проблеме, конференции, круглые столы, диспуты, олимпиады, дистанционные конкурсы, часы общения, встречи с представителями различных профессий, профилактическая работа с «трудными» детьми, индивидуальная работа с одаренными, вечера встречи с книгой и т.д.

Это можно увидеть в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. Т.е. полученные знания должны реализовывать на практике. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей. Стали традиционными следующие мероприятия: «День дублера», «Алло, мы ищем таланты», «Новогоднее представление», акция «Зарница», «Зарничка», «Масленица», «Осенняя ярмарка», «Смотр строя и песни», «Конкурс инсценированной песни», «День Матери», «Международный женский день», «Встречи с ветеранами педагогического труда», «День выпускника», «Осенние праздники», «Праздник детства», «Дни Здоровья», товарищеские встречи по волейболу и баскетболу с учителями, с учащимися других школ, с родителями; акции «Письмо водителю», «Я за здоровый образ жизни», «Весенняя неделя добра», «Дед Мороз» (поздравление детей из малообеспеченных семей) и т.д.

Кроме того школа принимает участие в различных мероприятиях городского и областного уровней

Также необходимо отметить деятельность кружков, секций, клубов.

«Школьный музей»

Музыкальный кружок «Камертон»

«Юный филолог»

«Полиглот»

«Учимся, играя!»

Духовно-нравственные основы семейной жизни

Клуб «Юнармеец»

Дружина Юных Пожарных

Юные инспектора движения

Клуб «Подросток»

«Я и мир вокруг»

Спортивные секции (футбол, волейбол, баскетбол)

«Фотокружок»

«Юный натуралист»

«Шахматный»

НОУ «Эврика»

«Родники добра»

«Духовно-нравственная культура народов России»

«Сильные, ловкие, смелые»

«Юный исследователь»

Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников,  которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

В современной ситуации образовательного учреждения, к сожалению, наблюдаются расплывчатые воспитательные ориентиры, разбросанность целей, содержания и установок в воспитании учеников. Педагогические усилия часто расходуются на преодоление и профилактику различных форм отклоняющегося поведения школьников, на сиюминутные организационные потребности школьной жизнедеятельности или заданные сверху ориентиры. При этом целостная структура учебно-воспитательного процесса с её продуманным содержанием и соответствующей ему стратегией и тактикой претворения в жизнь зачастую отсутствует.

Чрезвычайно важна общая целостность образовательного процесса школы с чётко выраженным ракурсом воспитательной ориентации детей. И если школа считает необходимым этот ракурс ориентировать на выработку у учащихся этических смыслов человеческой жизнедеятельности, необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органично включённой в учебно-воспитательный процесс школы.

Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.


«Саморазвивающая среда школы, как условие для становления и укрепления духовного здоровья ребенка».  зам.директора по ВР Муштаева Светлана Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здоровьесберегающей среды школы в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащ...

Статья "Родительская любовь – источник телесного и духовного здоровья ребенка"

В России  традиционно одним из важнейших институтов воспитания является семья. Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудност...

Доклад "Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья обучающихся"

В докладе рассказывается о причинах нарушения психического здоровья детей школьного возраста, а так же об особенностях их психического развития....

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...