О дружбе и товариществе.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
- Вступительное слово.
- Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга великое благо.
- Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»
- Тема сегодняшнего воспитательского часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа.
«…У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или с Денисом?
С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил с игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантациях, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!
Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка стал подрожать ему во всем.
Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное – постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.
Вот Мишка и придумал, сто действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис».
Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?
- Незаконченные предложения по теме «Друг – это тот…»
- Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»
Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг – это тот…»
Примерные ответы детей:
- С кем можно поплакать и помолчать.
- Кто может выслушать в трудную минуту.
- Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.
- Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.
- Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.
- Кто всегда первым говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.
- Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.
- Кто не ждет от тебя никакой выгоды.
- Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.
- Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?
IV. Интервью «Расскажи о своем друге».
- Может быть, кто-то уже нашел такого друга?
- Расскажите о своем друге.
- Что вас связывает?
- Что в нем вас привлекает?
Примерные ответы детей:
- Дружу с (И.Ф.). С ним интересно, он много читает.
- Дружу с (И.Ф.). Нас связывают общие интересы, увлечения.
- Дружу с (И.Ф.). Мы дружим еще с детского сада.
- Дружу с (И.Ф.). Живем рядом, связывает спорт.
- Дружу с (И.Ф.). Болеем за одну команду и музыку любим одинаковую.
- Дружу с (И.Ф.). Вместе делаем уроки, потом смотрим журналы, обсуждаем.
- Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».
- Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова?
- И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг.)
- А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).
- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… (знакомый).
- О человек, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите…(приятель).
- Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажите…(товарищ).
- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажите… (друг).
VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
- Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно найти друга, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читает).
Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь, себя не жалеть».)
Ситуация №2
Вы играли в футбол. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация №3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
- Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадет» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?
VII. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»
- Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих
друзей?
Примерные ответы детей:
- У человека должен быть один настоящий друг.
- Друзей может быть много, но настоящих друзей очень мало, их нужно искать.
- Близких друзей у человека должно быть немного, а просто товарищей - сколько
угодно.
- Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, с ним нужно съесть пуд соли, поэтому настоящих друзей мало.
- Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?
Примерные ответы детей:
- Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.
VIII. Деловая игра «Учимся сотрудничать».
- Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.
И в нашем коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
- Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в экипаж космического корабля. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.
- Всем претендентам нужно пройти испытание – за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.
IX. Дети составляют «дерево Дружбы».
- Мы с вами попробуем составить «дерево Дружбы», разобраться в его составных частях, узнать «ростки дружбы», что мешает ей быть крепкой, узнать какое место каждый из вас занимает в ней. Итак, за дело!
(Обратить внимание детей на плакат с нарисованным деревом)
-Обратите внимание на дерево, какое оно носит название?
-Почему корнем его является слово «группа»?
- Речь пойдет о групповой дружбе, о дружбе друг с другом. Задумайтесь на минутку, сколько разных составляющих включает слово «дружба»?
- А вот, что сказано в толковом словаре.
(Зачитывается определение понятия «дружба»)
- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Как вы думаете, что характерно для дружбы?
(Ответы детей)
- Действительно, дружба – это верность, доверие , помощь, равенство, поддержка, взаимное уважение, правдивость, чуткость. А теперь возьмите листочек и напишите на нем «росток», который вы хотели бы иметь на нашем «дереве Дружбы».
(Каждый пишет свое понятие и закрепляет свой росток на «дереве Дружбы».
Еще раз сделать обобщение, опираясь на красочно оформленное «дерево дружбы». Дружба – это взаимная поддержка, взаимное уважение. Истинная дружба свободна от притворства и поддакивания. Настоящая дружба правдивая и искренняя. Дружба начинается с чуткости к другому, с умением поставить себя на место друга.)
- Много стихотворений написано о дружбе, давайте послушаем одно из них.
Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза
И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих,
Помоги ему, он – твой друг.
Видишь, шторм ледяной утих
От тепла твоих рук.
На ладонь положи звезду
И звезду эту другу дай.
Пусть она его вместе с тобой
Поведет в прекрасную даль.
X. Заключительное слово.
- «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто модно и богато одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявление порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дружба, войсковое товарищество.
Особенности воинского коллектива, традиции русского воинства, сущность войскового товарищества...
Дружба, воинское товарищество - славная боевая традиция Российской армии и флота, основа боеготовности частей и подразделений
Конспект урока ОБЖ в 10 классе. Слайды для Вашего выбора - на http://yadi.sk/d/x3ywmmMjDSiyq...
Конспект Классного часа в 9 классе не тему: "О дружбе и товариществе"
Классный час на тему: "О дружбе и товариществе"Цель классного часа:Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; ,дать представление отом, какие кач...
Презентация к классному часу в 9 классе на тему: "О дружбе и товариществе"
Презентация к классному часу на тему: "О дружбе и товариществе"Презентация содержит 23 слайда , на которых высказывания о дружбе и товариществе великих людей, пословици и поговорк...
Час общения "О дружбе и товариществе"
Внеклассное мероприятие для обучающихся 7-9 классов. Цели:- раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;- дать обучающимся представление о том...
Классный час "Дружба и товарищество - основа кадетского братства"
Классный час "Дру.ба и товарищество - основа кадетского братства" направлен на укоренение в кадетском корпусе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, спосо...
Классный час "Разговор о дружбе и товариществе"
Цели:Способствовать воспитанию уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочению коллектива;Развивать творческую активность...
Комментарии
Спасибо за интересный
Спасибо за интересный материал, который может быть использован как готовый классный час. Елисеева Н.Н.