Лицейское братство
методическая разработка (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ЛИЦЕЙСКОЕ БРАТСТВО.
(литературная композиция).
Ведущий: Вы помните, какое сегодня число? Верно, 19 октября! В этот день произошло открытие Царскосельского Лицея, но не только…19 октября стало рождением союза, о котором писал А.С.Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Историю, которую мы вам расскажем – это история одного класса. Обычный класс – тридцать человек; обычные мальчишки, проучившиеся вместе 6 лет и после никогда о том не забывавшие.
Ведущий 2: В 1811 году по всей России пронёсся слух: недалеко от Петербурга открывается особое закрытое учебное заведение, назначение которого – подготовить будущих столпов Отечества, т.е. будущих государственных деятелей. Автор проекта создания Лицея – министр Михаил Сперанский (кстати, именно он подготовил позже проект отмены крепостного права).
Обучение в Лицее было организовано таким образом, что воспитанникам не разрешалось бывать дома. В этих условиях и образовалась своеобразная семья – «Лицейская республика» или «Лицейское братство».
Ведущий 3: При поступлении был конкурс, так как многие хотели отдать в Лицей своих чад. Отобрали лучших – 30 человек, мальчиков 13-14 лет. Окончили Лицей 29 человек, один (Гурьев) был исключён за плохое поведение.
Лучшие педагоги, дух свободолюбия и патриотизма! Развивалась индивидуальность каждого ученика, выявлялись лучшие душевные качества. Шесть лет пролетели в трудах, заботах, радостях, дружеском общении. И вот первый выпуск – уникальный, пушкинский, так как имя Пушкина всё освещает. А вот и имена его друзей: декабристы Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, поэт и журналист Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев, дипломат Александр Горчаков.
А что мы знаем о них, о тех, кто входил в «Лицейское братство»?
В: Иван Пущин – Большой Жанно, «товарищ милый, бесценный первый друг», по выражению А.С.Пушкина. Он был старше Саши ровно на год и по праву играл роль старшего, имея к тому же благоразумный и ровный характер. Саша был чересчур впечатлительным, огорчался от любого пустяка, Жанно его утешал и успокаивал. Их комнаты были рядом. Пущин занимал 13 номер, а Пушкин – 14. Когда все засыпали, оба друга вполголоса беседовали, переживая события дня, мечтая о будущем. При выпуске из Лицея Пущин получил похвальный лист №1, «с правом на серебряную медаль» и вступил в лейб–гвардию конной артиллерии. Пущин стал декабристом, был сослан в Сибирь. Перед смертью, старый и больной, он нашёл в себе силы приехать попрощаться с Лицеем.
В: Другим другом Пушкина был Антон Дельвиг – талантливый поэт. Педагоги не отмечали в нём никаких особых талантов и способностей, но все товарищи любили его за добродушие, мягкий характер и юмор. Он был издателем рукописных литературных журналов «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец». Дельвиг очень любил читать, книги буквально «глотал» и умудрялся читать даже на занятиях. За полноту и кажущуюся леность получил прозвища Султан и Мусульманин. Прожил 33 года, Пушкин тяжело переживал его смерть, и часто потом обращался к другу в своих стихах.
В: А как было не любить и не ценить такого замечательного юношу, как Кюхельбекер – Кюхля, Кюхель, Бекеркюхель. Он был крайне вспыльчив, рассеян. Товарищи сделали его мишенью насмешек, эпиграмм, карикатур. Он воспринимал их то добродушно, то болезненно, а однажды даже хотел утопиться в пруду. Пушкин называл его «мой брат родной по музе, по судьбам». При выпуске из Лицея Кюхельбекер получил 3-ю серебряную медаль и отличный аттестат, поступил на службу в Министерство иностранных дел. Был декабристом. После восстания провёл 10 лет в крепости и скончался в Сибири.
В: Замечательным воспитанником Лицея и близким другом Пушкина был Фёдор Матюшкин, ласково прозванный Федерелькой. Вместе с Пушкиным они мечтали о дальних странах, но поэт их видел только в своём воображении и поэтически описал, а Матюшкин стал мореплавателем и объездил весь свет. У него не было родных, и второй директор Лицея Энгельгардт, любивший его, опекал Фёдора, а по окончании Лицея помог стать ему мореплавателем.
Семьи Матюшкин не имел, жил скромно, но любил одаривать своих лицейских друзей. Так, на свои деньги купил и отправил в Сибирь Пущину рояль, для его дочери Аннушки.
В: Близким товарищем Пушкина по Лицею и после его окончания был Михаил Яковлев. Миша был общителен, весел, наблюдателен и поэтому умел комически перевоплощаться, создавать живые карикатуры на окружающих. Доставалось всем – и товарищам, и преподавателям, и просто знакомым. За что и получил прозвище Паяс, Комедиант. Кроме того, он хорошо рисовал и имел прекрасные слух и голос, играл на скрипке, гитаре, фортепиано, сочинял музыку на стихи Пушкина и Дельвига.
Он был лицейским старостой, хранил все лицейские документы, в его квартире проходило празднование лицейских годовщин.
В: Умирающий Пушкин – по воспоминаниям его секунданта Данзаса – «глубоко вздохнув, сказал: Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать». Почему, умирая, Пушкин вспомнил Ивана Малиновского?
В Лицее их дружба выражалась в совместных шалостях. И Француз (Саша Пушкин), и Казак (Иван Малиновский) были необычайно подвижны и неугомонны. Казаком Ивана называли за его задиристость, горячность и воинственность.
Малиновский отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не жалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.
В: Очень неординарна была фигура ещё одного друга Пушкина – лицеиста Владимира Вольховского. За спартанский образ жизни – по аналогии с полководцем Суворовым – его назвали Суворочкой. Представьте только такую картину: задолго до общего подъёма один ученик встаёт со своего ложа – досок, покрытых простынёй, а под головой – книги, направляется в умывальную комнату, где обтирается холодной водой, затем идёт в рекреацию и учит уроки, расхаживая с толстыми книгами на голове и плечах – для правильной осанки. Искореняя природный недостаток речи, он, подобно древнему философу Демосфену, брал в рот камешки и декламировал стихи, прогуливаясь в укромных уголках царскосельского парка. Он боролся со своими слабостями и недостатками так упорно, что заслужил всеобщее уважение и восхищение. Закончил Владимир Лицей с большой золотой медалью. У Горчакова были не меньшие успехи, но лицеисты присудили медаль именно Вольховскому: «Покровительством Минервы пусть Вольховский будет первым» - пелось в лицейской «национальной» песне.
В: Дружеские отношения связывали Пушкина и с Александром Горчаковым. Он с детства готовил себя к великой цели – быть достойным слугой своего Отечества и в своём усердии не уступал Вольховскому, так что чуть ли не вогнал себя в чахотку. Внутренне и внешнее благородство привлекали к нему товарищей, и особенно Пушкина, тянувшегося ко всему прекрасному. При выпуске из Лицея он получил Малую золотую медаль. Горчаков был очень честолюбив и в старости вспоминал, что одно время носил в кармане яд, решив отравиться, если его обойдут местом.
Он умер последним из 29 лицеистов первого выпуска и 3 года один отмечал лицейскую годовщину.
В: Любили лицеисты и доброго, общительного, весёлого Николая Корсакова. Он пел, сочинял музыку, музицировал, писал стихи и прозу. И всё делал легко, красиво и талантливо. Получив прекрасный аттестат, он вместе с Горчаковым вступил на дипломатическое поприще, но кроме этого стал ещё музыкантом и литератором. Но судьба отпустила ему короткий век: умер Николай от чахотки во Флоренции, 20 лет от роду. Памятник ему поставил Горчаков. На памятнике помещена надпись сочинённая самим Корсаковым за час до смерти: «Прохожий, поспеши к стране родной своей! Ах! Грустно умирать далеко от друзей».
Памяти Николая Пушкин посвятил стихотворение «Гроб юноши», полное безысходного чувства утраты.
В: Печальна известность Константина Данзаса – секунданта Пушкина. Он был рядом с поэтом, когда разыгралась трагедия на Чёрной речке.
Костя выдержал экзамен в Лицей отлично, но затем оказался в числе слабых учеников, так как был ленив и невнимателен. За мешковатость и неуклюжесть имел прозвище Медведь.
По окончании Лицея Данзас пошёл по военной линии, служил на Кавказе в действующей армии. Ему выпало быть вестником большого горя. Два дня он не отходил от постели Пушкина. А умирающий поэт просил своего врача, человека известного и влиятельного, заступиться перед царём за Данзаса: «Просите за Данзаса, он мне брат». Данзас был сослан на Кавказ, в Тенгинский полк, где под его началом служил другой поэт – М. Лермонтов.
Ведущий: Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых вышли поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве и юности они читали книги о греческих и римских героях, а сами при жизни, а потом и после смерти стали национальной гордостью нашей страны. Но главное их достояние – дружба. Дружба, которая много выше карьеры, удачи и даже любви. Многое случалось с ними, переворачивался привычный мир, но незыблемым для каждого из них на всю жизнь оставалось дорогое и светлое звание: ОДИН ИЗ ЛИЦЕЙСКОГО БРАТСТВА.
Прости! Где б ни был я в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный вечер "Лицейское братство"
Данное мероприятие было создано для учащихся 9 -11 классов. Посвящено лицейским товарищам А.С. Пушкина....
Презентация "Лицейское братство".
Данная презентация предназначена для учащихся 6 классов при изучении жизни и творчества А. С. Пушкина....
Лицейское братство
Интеллектуальная игра для юных литературоведов....
Лицейское братство(Годы учебы А.С. Пушкина в лицее)
Внеклассное мероприятие по литературе к юбилею А.С. Пушкина. Позволяет познакомить детей с годами учебы Пушкина в лицее, с его лицейскими друзьями. Мероприятие сопровождается презентацией . Классическ...
Методическое пособие для проведения внеклассных мероприятий из цикла "Литературные чтения": "«Друзья души моей...» (Лицейское братство Пушкина)"
Методическая разработка представляет собой подробный развернутый сценарий проведения литературного вечера "«Друзья души моей...» (Лицейское братство Пушкина)". Материал довольно ...
Сценарий литературной композиции "Лицейское братство"
Сценарий литературной композиции "Лицейское братство" Внеклассное мероприятие. Цели:Обучающая - формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с...
План проведения недели, посвященной лицейскому братству
Учащиеся 5-9 классов смогут закрепить знания полученные на уроках словесности, укрепят командный дух, приобщатся к страницам российской истории...