"Физики фронту"
классный час по теме
"Физики фронту" это разработка классного часа ко дню Победы. В ней рассказывается о тех открытиях и изобретениях отечественных ученых - физиков, которые помогли приблизить Победу. Разработка может быть использована на классных часах в средней и старшей школе..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas__ko_dnyu_pobedy.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа ко дню Победы на тему
«ФИЗИКИ ФРОНТУ»
9 мая 2012 года исполняется 67 лет Победы в Великой Отечественной войне. Проявив массовый бессмертный героизм и мужество,наш народ в жесточайшей битве с врагом отстоял честь , свободу и независимость своей Родины, спас народы мира от угрозы фашистского парабощения.
Свой вклад в разгром врага внесли и ученые физики. Патриотический лозунг « Все для фронта, все для победы !» определил главный смысл работы каждого советского человека, каждого советского ученого, конструктора, инженера.
Ряд ведущих физиков, в том числе А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица, А.П.Алексанров, вошли в состав различных комиссий, созданных Академией наук СССР для планирования и координации оборонных научно-технических исследований. Ученые-физики, научно-исследовательские институты включились в работу по военной тематике, вели исследования, важные для фронта, для успешной борьбы с врагом. Огромный вклад в героическую борьбу Советской Армии с фашистскими захватчиками и Победу над ненавистным врагом внесли советские конструкторы в области авиации:А.Н.Туполев,А.С.Яковлев,А.И.Микоян,С.В.Ильюшин,С.А.Лавочкин и другие. Советские самолеты созданные нашими конструкторами превосходили однотипные машины противника. Например ,советские самолеты могли развивать большую скорость, чем вражеские: максимальная скорость наших истребителей МиГ-3,Як-3,Ла-7 была соответственно 640,720 и 680 км/ч, в то время как для немецких истребителей «Мессершмидт-109» и «Фоке-Вульф-109А» она составляла всего лишь570 и 600 км/ч. Превосходство наших самолетов в скорости и маневренности позволяло советским летчикам успешно бороться с фашистской авиацией. Вот слова прославленного героя Великой Отечественной войны, выдающегося летчика И.Н.Кожедуба, сбившего 62 самолета врага, о наших самолетах-истребителях: «…когда мы вели бои с гитлеровцами, наши «Лавочкины»,как и «Яковлевы»,были самыми современными истребителями и, кстати, превосходили хваленую немецкую авиацию. Мой старый «Лавочкин» по тем временам развивал огромные скорости, поднимался на большие высоты. Обстановка иногда заставляла превышать расчетные данные, и мой испытанный самолет отлично выдерживал все превышения. Например, случалось в погоне за противником я развивал скорость выше 700 км/ч, что превышало расчетную на несколько десятков километров.»( И.Н.Кожедуб « Верность Отчизне» М, « Детская литература »,1969 г. )
Точно также обстояло дело с танками. Скорость движения советского среднего танка периода Великой Отечественной войны на много превосходила скорость фашистского танка Т-3 соответствующего класса: наш имел максимальную скорость 55 км/ч, а гитлеровский -40 км/ч.
В годы Великой Отечественной войны специально для партизанских отрядов под руководством академика А.Ф.Иоффе был разработан термоэлектрогенератор. Он служил источником электропитания для радиоприемников и радиопередатчиков.
Термоэлектрогенератор состоял из нескольких десятков термоэлементов, изготовленных из сурьмянистого цинка и константана и размещенных в специальном котелке. В котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Кипящая вода «задавала» температуру одним ( «холодным» ) спаям термоэлементов, а температуру других ( « горячих « ) определяло пламя , нагревающее дно котелка ; разность температур оставляла 250-300 градусов, Хотя такие генераторы обладали невысоким К.П.Д. ( всего 1,5-2%), они служили надежным источником тока и имели мощность, достаточную для работы переносной радиоаппаратуры. Их использование оказывало большую помощь партизанам, воевавшим в тылу врага.
Известно, что корпус корабля и его различные механизмы намагничиваются под действием магнитного поля Земли и корабль становится , по существу , огромным плавающим магнитом.
Поэтому если на пути корабля встретится мина , имеющая чувствительный магнитный индикатор ( например , магнитную стрелку ), то последний сразу же сработает
( магнитная стрелка повернется ) и замкнет « боевую цепь »
Мины ; мина взорвется. В годы второй мировой войны фашисты в больших количествах применяли магнитные мины. По данным зарубежной печати немецкий флот поставил 120 тыс. таких мин. Перед советскими физиками была поставлена задача – создать эффективный метод защиты кораблей от этих мин. Академиком А.П.Александровым была разработана и сконструирована аппаратура для размагничивания кораблей. Она состояла из специальных обмоток , опоясывавших корабль , по которым пропускался электрический ток; магнитное поле этого тока было рассчитано так что , чтобы оно компенсировало магнитное поле корабля. Вот что писал В.Н.Головин о работе И.В.Курчатова по размагничиванию кораблей: « Начали обучать матросов и офицеров, как размещать обмотки на кораблях для размагничивания. В Северной бухте сделали полигон для испытания кораблей, прошедших размагничивание. В воде поставили немецкую мину с взрывателем, но с извлеченной взрывчаткой и от нее протянули на берег провода для получения сигнала от взрывателя. Над миной проходили корабли , и только после тщательной проверки они получали добро на выход в море.
Моряки вначале посмеивались над профессорскими «штучками». Первым размагнитили лидер « Ташкент «, за ним поставили на очередь еще три тральщика. Когда пришел приказ о выходе в море, размагничено было только два из них. Тральщики выходили в кильватер, один за другим. Второй, неразмагниченный, при выходе из бухты подорвался. Остальные выполнили задания и невредимыми вернулись на базу. Недоверие моряков к физикам сразу исчезло. Размагничивание стали проводить на всех кораблях. » (И.Н.Головин « И.В.Курчатов.» М. Атомиздат,1969г.)
Работа группы ученых, которой руководил Курчатов была сопряжена не только с большой ответственностью, но и опасностью. Устройство мин , применявшихся фашистами , все время менялось.
« Как-то утром Игорь Васильевич Курчатов предупредил всех:
- Сегодня действуйте без меня . Иду на разборку немецкой мины неизвестной конструкции. Будем определять ее параметры. Нам это пригодится. И вот винтик за винтиком , шаг за шагом проникают разведчики «подводной смерти» в тайны хитроумного механизма. Одно неловкое движение, и … Но нет, движения верны, Решения безошибочны, хотя на висках пот от напряжения.» ( Н.Т.Осташенков. «Курчатов». М., «Молодая Гвардия»,1968).
Грозным оружием второй Мировой войны были, созданные советскими учеными и конструкторами,- гвардейские минометы, широко известные под названием « Катюша». В канун войны Советское правительство приняло решение о серийном производстве нового оружия – многозарядной установки реактивных снарядов, получивших обозначение БМ-13 ( названных потом «катюшами»).
Установка монтировалась на грузовом автомобиле и имела восемь направляющих балок, укрепленных на ферме, которая могла поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Каждая балка имела пазы , в которые входили направляющие штифты реактивных снарядов. На балку помещали по два снаряда: один – сверху, другой- снизу. Залп (16 выстрелов) производился за 7-8 секунд.
Снаряд массой 42,5кг, длиной 1,5м и диаметром 13см представлял собой пороховой реактивный двигатель. Корпус ракеты служил камерой сгорания, внутри которой находилось твердое топливо. В момент выстрела замыкалась электрическая цепь пиросвечи, ее проволочное сопротивление раскаливалось и воспламеняло порох. Образующиеся газы вырывались в атмосферу из сопла, вследствие их взаимодействия со снарядом последний приобретал импульс, равный по величине импульсу газов, но противоположный по направлению, и приходил в движение. Дальность полета снаряда достигала 8 км. Стабилизаторы придавали снаряду устойчивость в воздухе. Во время Великой Отечественной войны такое маневренное и мощное ракетное оружие , как «катюши», имела только наша армия.
Практические потребности обороны страны поставили перед советскими физиками важную научную проблему : создать новую технику , которая позволила бы осуществлять дальнее и точное обнаружение воздушных целей независимо от состояния погоды. Решение ее ученые видели в использовании электромагнитных волн.
Е.П.Хорошилов – один из специалистов, работающих над данной проблемой, писал в своих воспоминаниях, что академик С.И.Вавилов, взвесив все «за» и «против», пришел к выводу о перспективности предлагаемого способа. «А.Ф.Иоффе,- продолжал П.Е.Хорошилов - с большим вниманием выслушал нас… Он полностью одобрил идею радиообнаружения самолетов и … заверил, что сделает все, чтобы создать такой аппарат для Красной Армии… Он увлеченно рисовал перед нами картину будущего техники радиообнаружения». («Это начиналось так.» П.Е.Хорошилов. М., Воениздат,1970 г.)
В разработке нового метода , имевшего первостепенное значение для обороны страны, и создании отечественных радиолокационных установок принял участие ряд советских физиков: А.А.Чернышев, Н.Д.Папалекси, Д.А.Линник, Ю.Б.Харитон, Д.А.Рожанский, Ю.Б.Кобзарев, Н.Д.Девятков и другие. По простоте устройства и обслуживания, по надежности, стоимости производства, условиям транспортировки и времени приведения в рабочее состояние наши радиолокационные станции, действовавшие уже в самом начале войны , превосходили аналогичные станции противника. Радиолокационные установки охраняли воздушное пространство на подступах к столице нашей Родины, Ленинграда и других городов. Фашисты 122 раза пытались совершить массированные воздушные полеты на Москву и всегда встречали мощный отпор : сигнал к началу обороны подавали радиолокаторы. Враг потерял под Москвой 1300 самолетов.
Шесть лет бушевал над планетой пожар войны. Он охватил гигантскую территорию в 22млн.кв.км. В войну были вовлечены более 60 государств, в которых проживало 80% населения земного шара. 110 млн. человек стали солдатами. В ходе сражений было убито почти 55 млн. и 90 млн. ранено – такой ценой человечество заплатило за безумства фашистских захватчиков. Никогда не изгладятся из памяти людей те грозные годы, великий подвиг советского народа самоотверженно сражавшегося за честь и независимость своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПИсьма с фронта.
Работа посвящена моему деду....
Презентация по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны".
Разработка урока по географии в 8 классе по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" с использованием презентации и видеосюжетов....
Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"
Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...
Физики фронту!
День Победы «приближали, как могли» все, но огромный вклад внесли ученые нашей страны. Значительную роль в создании современного оружия, материалов для него, играют техника и химия, ...
Урок "Фронт без линии фронта"
Урок для 11 класса. Разработан на основе деятельностного подхода. содержание - цели, проблемы и итоги патизанского и подпольного движения во время Великой Отечественной войны....
Классный час « Ученые - физики фронту. Вклад советских учёных-физиков в Великую Победу 1941-1945 г.г.»
Актуальность: В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан...