Игромания и интернетзависимоть
классный час (5 класс) по теме

Вострюхина Наталья Федоровна

Классный час, нвправленный на формирование личности, устойчивой к влиянию окружающей среды. Содержится материал для классного часа и слайды. Рассчитан в среднем на 25 - 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igromaniya_i_internetzavisimost.docx348.95 КБ
Office presentation icon slayd_-_prezentaciya.ppt81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игромания

 и

интернет-

зависимость

Построение классного часа

Цели и задачи:

          Наш сегодняшний классный час  посвящен такой проблеме как игромания и интернет зависимость. Мы с вами будем рассматривать причины и последствия этого социального явления, делать выводы по данному вопросу.

Основная часть:

          И хотелось бы  в первую очередь рассмотреть такие понятия как игромания, игрок и интернетзависимость.      

         Игромания — что это? Вредная привычка, склонность отдельных индивидуумов или же общая, присущая нашей неангельской натуре особенность души? Ученые спорят и будут спорить еще долго.

           Игрок — тот же сапер, идущий по краю. В его арсенале чутье, трезвый расчет, самообладание и чуточку везения.

           В настоящее время в обществе достаточно большое внимание уделяется проблеме распространения наркотиков и увеличению числа людей, особенно молодежи, попадающих в наркотическую зависимость. Общество наконец-то встрепенулось. Об этом начали говорить и писать. Но в то же время, очень мало кто из людей начинают осознавать и изучать другую форму зависимости, не менее затягивающую и не менее страшную, чем наркотики, - зависимость человека от компьютерных технологий. В связи с развитием компьютерной техники и программного обеспечения появилась возможность создавать все более реалистичные компьютерные игры, воздействующие не только на зрительные органы, но и на слуховые, а также, не за горами, и на обонятельные и осязательные. “С каждым скачком в области компьютерных технологий растет число поклонников компьютерных игр, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами». В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей.

             Такие люди, практически выпадают из социума. Они живут своей виртуальной жизнью, в которой нет места нормальным человеческим потребностям, за исключением физиологических, практически отсутствуют социальные контакты, а о какой-то внутренней духовной жизни говорить вообще не приходится. Постепенно человек превращается в машину-животное, бездушного кибера, который реагирует только на компьютерные раздражители и на потребности своего тела.

        Посмотрите социальный видеоролик по данной теме. (После просмотра видеоролика идет обсуждение увиденного).

  Можно выделить два основных фактора, формирующих компьютерную зависимость и делающих виртуальный мир более привлекательным, нежели реальный. Назовем их условно уход от реальности и принятие роли.

             Уход от реальности — это уход человека от реальных жизненных проблем и ситуаций. Это уход в несуществующий мир, где не надо ходить на работу, зарабатывать деньги, где нет проблем во взаимоотношениях с другими людьми, где все дозволено и где самые глубинные скрытые желания человека, даже если они порицаемы обществом и моралью, например ненависть и убийство, могут быть выпущены наружу и реализованы. В этом мире существуют только «Я» человека и его желания.

            Проживая жизнь в виртуальном пространстве, человек настолько погружается в этот вымышленный мир, что неосознанно пытается перенести законы игрового мира на реальный. Вполне закономерно, что он встречает непонимание и отпор, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном. Так, “со временем, реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей. Подводя итог, можно сказать, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Это полная аналогия с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без виртуального мира.

            Второй фактор — принятие роли. Способ познания мира путем принятия на себя какой-то роли особенно ярко выражен в детском возрасте. Ребенок представляет себя в роли кого-то существующего или вымышленного персонажа. Он имитирует в своем поведении образ жизни своего героя, через это, тем самым, пытаясь понять мир, в котором он живет, людей которые его окружают, вырабатывая правила социального общения и нормы поведения в жизни. То же самое можно наблюдать и у взрослого человека, который в упоении зачитывается приключенческими или любовными романами, в которых он представляет себя в роли героя или героини. И тот же самый механизм работает при возникновении компьютерной зависимости, когда человек, отождествляя себя с каким то игровым персонажем, проживает вымышленную жизнь: путешествует, руководит, переживает острые ощущения, добивается победы и т.п. “После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, он - супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности. Далее, чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст межу "им реальным" и "им виртуальным", что еще больше притягивает человека к компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни, к тому же, если последняя сера и обыденна. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки”

        Перед вами лежат листочки с перечнем симптомов, просмотрите их и подчеркните те симптомы, которые вы смогли обнаружить у себя:

          Cимптомы патологического игрока:

  1. Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, думает о том, как найти деньги на следующую игру);
  2. Играя, испытывает возбуждение;
  3. Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру;
  4. Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру;
  5. Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);
  6. Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;
  7. Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
  8. Совершает такие незаконные действия как обман, кража для финансирования игры;
  9. Вызывает игрой риск потерять близких, друзей или получения образования;

Если у вас наличествуют 4 или более симптома, то это уже болезнь. Но что же способствует развитию этой болезни?

         Давайте попробуем проанализировать и составить список основных психологических причин, приводящих к игровой зависимости (учащиеся высказывают свою точку зрения, затем сравниваем результаты с мнением специалистов)

  1. безрадостная жизнь;
  2. неудовлетворённость собой;
  3. психологическая фиксация в детском или подростковом состоянии;
  1. низкая культура человека;
  2. бедность;
  3. умственная отсталость.

Если есть причины, то должны быть и последствия игровой и интернет зависимостей. У вас на столах лежат высказывания, вам необходимо работая вместе определить какие из данных высказываний отображают реальные и ошибочные представления о последствиях игромании и интернетзависимости. Разделите их на две группы.

  1. снижение уровня личности;
  2. проблемы в семье;
  3. потеря друзей;
  4. улучшение жизни;
  5. потеря смысла реальной жизни;
  6. бедность фантазии;
  7. увеличение общения с другими людьми;
  8. бегство от реальности;
  9. удовлетворенность собой;
  10. решение проблем в реальной жизни.

           Выйдите к доске по одному учащемуся из каждой группы, и прикрепите свой список реальных последствий к доске.

            Мы получаем три списка, давайте рассмотрим данные результаты.

(Рассматриваем выбранные высказывания, анализируем полученные результаты).

            Сейчас вторая группа учащихся прикрепит свои списки ошибочных представлений о последствиях игромании и интернет зависимости.

(Рассматриваем выбранные высказывания, анализируем полученные результаты).

             Иногда слово зависимость заменяют словом страсть, или пристрастие. С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что-либо другое, – как собственные страсти, укоренившиеся грехи.

           Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).

           Конечно, в каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

          Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Но в Православии, как и в других религиях,  нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Нам, конечно, дана свобода выбора, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех – нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае с пристрастиями вред от греха усиливается многократно, поскольку грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

           «Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15: 75). То есть страсть – это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

            Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода.

         Человек – существо, которое ко всему привыкает. Привыкает и к своим грехам и страстям, хотя и чувствует ненормальность, неуютность своего положения. И при этом не имеет решимости и силы воли начать борьбу с ними. Даже люди, весьма далекие от Церкви, это понимают.

          Итак, для вступления на путь войны против страстей нужно иметь твердую решимость, возненавидеть страсть всей душою и ополчиться на нее. Второе, что нужно сделать, – это покаяться в грехах, прибегнуть к таинству исповеди, но не просто исповедовать грехи, а принять решение бороться с ними и после исповеди не оглядываться назад, сжечь все мосты, связывающие нас с прошлой страстной греховной жизнью, и идти вперед, побеждая страсти.

Юлий Цезарь, переправившись из Галлии через Ла-Манш, высадился на территории нынешней Англии. Он поднял свое войско на скалы и велел посмотреть вниз. Внизу они увидели пылающие корабли. Последнее, что связывало их с стороной, откуда они приплыли, было уничтожено. Воинам оставалось одно – идти вперед и побеждать. Вставший на путь борьбы со страстью не может озираться назад.

         И третье условие, с помощью которого можно одержать победу над страстями, – это осознание своей немощи. Без помощи, только своими силами страсти победить невозможно. Это будет не борьба со страстями, не очищение от них, а замещение одной страсти на другую.    

         Вопреки известному выражению «подобное лечится подобным», страсти лечатся противоположным, то есть воспитанием в душе противоположной добродетели.

        Подведение итогов:

          В заключении нашего классного часа хотелось бы чтобы вы подвели итоги сегодняшней беседы, высказали свое мнение и отношение к игромании и интернет зависимости. Хотелось бы услышать какие выводы вы сделали для себя. (Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу, озвучивают выводы)

Cимптомы:

  1. Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, думает о том, как найти деньги на следующую игру);
  2. Играя, испытывает возбуждение;
  3. Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру;
  4. Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру;
  5. Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);
  6. Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;
  7. Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
  8. Совершает такие незаконные действия как обман, кража для финансирования игры;
  9. Вызывает игрой риск потерять близких друзей или получения образования;  

Cимптомы:

1.Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, думает о том, как найти деньги на следующую игру);

2.Играя, испытывает возбуждение;

3.Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру;

4.Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру;

5.Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);

6.Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;

7.Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;

8.Совершает такие незаконные действия как обман, кража для финансирования игры;

9.Вызывает игрой риск потерять близких друзей или получения образования;

Cимптомы:

1.Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, думает о том, как найти деньги на следующую игру);

2.Играя, испытывает возбуждение;

3.Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру;

4.Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру;

5.Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);

6.Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;

7.Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;

8.Совершает такие незаконные действия как обман, кража для финансирования игры;

9.Вызывает игрой риск потерять близких друзей или получения образования;

снижение уровня личности


проблемы в семье


потеря друзей


улучшение жизни


потеря смысла реальной жизни


бедность фантазии



удовлетворенность собой


увеличение общения с другими людьми


бегство от реальности


решение проблем в реальной жизни



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игромания"

Методическая разработка поселкового праздника "Игромания" посвящена Дню защиты детей и проводится 1 июня....

Презентация для проведения Совета по профилактике правонарушений по теме "Киберзависимость и игромания"

мультимедийная презентация поможет провести правовой всеобуч на СП по данной теме....

ИГРОМАНИЯ (памятка для родителей и педагогов)

Буклет о том как уберечь подростка от игромании, компьютерной и интернет зависимости....

Игромания- бич современных детей

Грозит ли нашим детям игромания?...

Классный час в 8 классе "Игромания"

Классный час в 8 классе "Игромания"...

классный час "Игромания"

классный час "Игромания"...

презентация "Игромания"

презентация "Игромания"...