Интегрированный урок «Мужество останется в веках…»
методическая разработка (7 класс) по теме
(библиотечный урок, внеклассное чтение по книгам о Великой Отечественной войне)
в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Вешкаймская СОШ № 2 имени Б.П. Зиновьева
Интегрированный урок
«Мужество останется в веках…»
(библиотечный урок, внеклассное чтение по книгам о Великой Отечественной войне)
в 7 классе
Учитель Т.И. Кузьмина
Зав. библиотекой В.В. Немова
«Мужество останется в веках…»
Цель: воспитывать высокие патриотические качества.
Задачи:
. помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу;
- показать основные качества человека на войне: любовь к Родине, народу, ненависть к врагу, гуманизм;
- воспитывать чувство гордости за человека на войне;
- приобщать к чтению, продолжать работу по развитию навыков восприятия текста, анализа, интерпретирования.
Оформление доски:
«Мужество останется в веках…»
В этом зареве предрассветном
Выбор дан был нам небольшой:
Лучше прийти с пустым рукавом,
Чем с пустой душой…
Л. Мартынов
…Умирая, не умрёт герой –
Мужество останется в веках.
М. Джалиль
Ход урока
1. Учитель. Человеческая память. Время не властно над ней. И сколько бы десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к Победе 9 Мая 1945. К дню торжества жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
«О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и на теле земли, и в душах людей», - писал фронтовик, поэт К. Симонов.
- Зачем надо знать всё о той Великой войне? Как бы вы ответили на этот вопрос? (Чтобы война больше никогда не повторилась. «Если мы о ней забудем, вновь придёт война».)
Мы только слышали о войне.
- Откуда вы знаете о Великой Отечественной войне?
Из рассказов мам и бабушек, ветеранов войны. Мы о войне читаем. Публицистику, мемуары, художественные произведения, стихи.
Вы прочитали главы из книги Светланы Александровны Алексиевич «У войны – не женское лицо», Сергея Петровича Алексеева «Двенадцать тополей», выучили наизусть стихи . Читали, думали, сердцем отзываясь на боль, восхищаясь мужеством.
(1 эпиграф) – Как вы поняли суть этих строк?
(На войне главное – не сломаться, не стать рабом. Нужно было сохранить в себе человека, даже в нечеловеческих условиях.)
Война – это смерть. Погибали повидавшие жизнь и совсем юные. Больно потому, что большинство жизней – только начиналось, большинство погибших – молодые люди, те, кто так и остался навеки – 17, 18,19 – летними.
Осталась память. Она в строках поэмы П. Антокольского «Сын», посвящённой Памяти младшего лейтенанта
Владимира Павловича Антокольского,
павшего смертью храбрых
6 июня 1942 года
Мой сын погиб. Он был хорошим сыном,
Красивым, добрым, умным, смельчаком.
Сейчас метель гуляет по лощинам,
Вдоль выбоин, где он упал ничком.
Метёт метель, и в рог охрипший дует,
И в дымоходах воет, и вопит
В развалинах.
А мне она диктует
Счета смертей, счета людских обид.
…Прощай, моё солнце. Прощай, моя совесть.
Прощай, моя молодость, милый сыночек.
Пусть этим прощаньем окончится повесть
О самой глухой из глухих одиночек.
Ты в ней остаёшься. Один. Отрешённый
От света и воздуха. В муке последней,
Никем не рассказанный. Не воскрешённый.
На веки веков восемнадцатилетний.
Прощай. Поезда не приходят оттуда.
Прощай. Самолёты туда не летают.
Прощай. Никакого не сбудется чуда.
А сны только снятся нам. Снятся и тают.
Мне снится, что ты ещё малый ребёнок,
И счастлив, и ножками топчешь босыми
Ту землю, где столько лежит погребённых.
Погибали сыновья в бою, в плену, в разведке, в фашистских застенках. Татарский советский поэт Муса Джалиль казнён гитлеровцами за подпольную работу среди военнопленных в Моабитской тюрьме. Книжечка его стихов «Моабитская тетрадь» стала обвинительным приговором фашизму и выражением веры в победу нашего народа.
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Песней в сердце поэта звучала любовь к Родине.
Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твёрдую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
(2 эпиграф)
Если кровь твоя за родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит.
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Молодые, сильные, жизнелюбивые…Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Ради этого и вступили в бой, преодолевая страх каждую минуту. И стали героями.
Вы самостоятельно прочитали рассказы из книги С. Алексеева «Двенадцать тополей». Знаю, что книга потрясла вас.
- Что представляет собой эта книга по содержанию? (Это сборник рассказов о Великой Отечественной войне.)
-Перескажите сюжет рассказа. Подумайте и ответьте, какие стороны характера русского воина раскрываются в каждом небольшом рассказе?
(Рассказы «Дом», «33 богатыря», «Мамаев курган», «Таня Савичева», «Святость». «Хатынь», «Двенадцать тополей», «Бронзой поднялся в небо».)
(Основные качества человека на войне: любовь к Родине, народу, ненависть к врагу, гуманизм, мужество.)
О таких героях поэт – фронтовик Н. Майоров писал:
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна
И умирали
За эту жизнь,
Не кланяясь свинцу.
На самой страшной войне 20 века солдатом пришлось стать женщине. Она спасала, перевязывала раненых, стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, попирающего её землю, разрушившего её Дом. Она хотела убить войну.
Светлана Александровна Алексиевич, готовя материалы для книги «У войны – не женское лицо», встретилась с десятками женщин, выслушала и записала на магнитофон их взволнованные рассказы. Она пишет: «Начинают рассказывать тихо, а к концу почти кричат. Потом сидят подавленные, растерянные. И ты чувствуешь себя виноватой, знаешь, что уйдёшь, а они будут глотать таблетки, пить успокоительное».
Рассказы женщин бередят душу, заставляют поражаться их не женской, нечеловеческой силе. И снова мучает вопрос: «Какими же надо быть, чтобы всё это вынести?»
Послушаем. Девчонки 41-го года сами расскажут о себе. (2 воспоминания)
- Что делала война с людьми? (Ожесточала и раскрывала величие духа и высокий гуманизм девушек в нечеловеческих условиях.)
- Может, не надо читать и говорить об этом? Слишком страшно всё. Зачем читать о боли, страданиях?
(Надо, чтобы не черствели наши души, чтобы мы учились отзываться на чужую боль, разделять её, сострадать, чтобы мы понимали, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу, какой великий подвиг милосердия он совершил.)
Вот оно, поколение 40 – ых. Ему пришлось видеть страдания и смерть. Они научились ненавидеть, но не разучились любить, жертвовать собой «за други своя».
Более 27 миллионов пали в той войне, их нет в живых, но они живут в нас. Живут во мне два моих деда, брат мамы, не вернувшиеся с фронта.
- А кому из ваших родных, сражавшихся в Великой Отечественной войне с фашизмом, чувствуете себя обязанными вы? (Называют фронтовиков)
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
что умерли они?
Чем им обязан - знаю я.
И пусть не только стих,
достойна будет жизнь моя
солдатской смерти их.
С. Щипачёв
2. Зав. библиотекой. Память о Великой Отечественной войне живёт в книгах. Расскажите о тех, которые читаете сейчас. ( Обзор самостоятельно прочитанных книг по выбору учащихся)
Живут книги, помогая любить и бороться, открывать в себе истоки русского национального характера, тревожа нашу совесть.
Есть в нашей области особые, Памятные Книги, посвящённые 65-ой годовщине Победы советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Книга Памяти. В ней имена погибших, пропавших без вести и умерших от ран во время Великой Отечественной войны. Есть в ней и имена моих родных.
Солдаты трудового фронта. В Книге имена тружеников тыла, родившихся, живущих в нашем районе. 9 тысяч. Далеко не полный список. Это дань уважения труженикам тыла, без героического труда которых не было бы Победы. Есть в ней родные имена.
Солдаты Победы. Это именной список участников Великой Отечественной войны, вернувшихся с фронта живыми. Некоторые из них и сейчас проживают в Ульяновской области. В нашем районе живут 14 ветеранов, принимавших участие в боевых действиях.
Время быстротечно. Но эти Книги помогут сохранить Память о Великой Победе и великих людях – родственниках, земляках.
3.Рефлексия
- Нужен ли был такой разговор? С какими мыслями уходите с урока?
Какую из книг, о которой услышали сегодня, вы хотите прочитать?
4.Выставление оценок
5.Домашнее задание: прочитать одну из книг о Великой Отечественной войне, подготовить отзыв; рисунки к книге; пересказ ключевых эпизодов с анализом поведения героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "Сильна от века Русь своим народом!
собранный материал, посвящен 100 - летию 1 мировой войне: стихи, песни....
Урок мужества "Подвигу жить в веках!"
Тематический классный час, посвящённый празнованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г....
Урок мужества по теме "Подвигу жить в веках!"
Конспект урока мужества по теме "Подвигу жить в веках!" посвящён празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г....
Урок мужества "Через века, через года помните!"
Урок для 5-9 классов посвящен героям Сталинградской битвы и ВОВ....
Внеклассное мероприятие «ИХ МУЖЕСТВО ОСТАНЕТСЯ В ВЕКАХ…»
Внеклассное мероприятие «ИХ МУЖЕСТВО ОСТАНЕТСЯ В ВЕКАХ…»...
Проект "Мужество останется в веках"
МБОУ «Тураевская СОШ» Менделеевского района РТ...
Урок Мужества «Севастополь останется русским!» (К 80-летию освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков) (проведено в мае 2024 г.)
К 80-летию освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков (в апреле-мае 1944 г.)...