Народная культура (Программа работы факультатива)
элективный курс по теме
Народная культура - непочатый край потрясающих знаний. хочется познавать, познавать и познавать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa01.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Директор СШ № 13 Фирсова О.В.
Руководитель МО
______________________ Утверждаю_____________
Программа курса
Введение в мир народной культуры (5-6 класс)
Календарь – основа жизни человека (5 класс)
Годовой круг праздников
(6 класс)
На 2012 – 2013 у.г.
Программа составлена на основе программы
«Родник живой воды», автор Белякова М.Н. и другие.
Сборник РИПКРО «Народная культура»
под редакцией Пигиловой Т.А. изд. «Русский дом»
г.Владимир, 2012 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы
«Родник живой воды», автор Белякова М.Н. и другие.
Сборник РИПКРО «Народная культура»
под редакцией Пигиловой Т.А. изд. «Русский дом»
Программа является факультативным курсом для учащихся
5-6 класса. Предполагается, что за учебный период учащиеся на основе углубления знаний, полученных на уроках истории и краеведения, смогут получить целостное представление о взаимосвязи годового круга праздников с развитием бытовой и худо-жественной культуры нашего народа. Цель программы состоит в том, чтобы заложить прочный фундамент в освоении детьми собственной национальной культуры. Изучение духовно-православного наследия, традиций бытовой и художественной культуры народа в его взаи-мосвязи с общим развитием Христианского мира позволяет проследить этапы становления человека как личности, внести вклад в построение модели воспитания патриота своего Отечества. Учащиеся продолжают знакомиться с традиционными ремёслами, устным народным творчеством. У детей формируется убеждение в том, что народная культура – источник нравственности, духовности творчества.
Являясь культурологической, программа может идти параллельно с действующими курсами МХК и Основы Православной культуры.
Работая над темами программы, нужно учитывать последовательность:
- логике и смыслу календаря – универсального явления русской культуры, собравшего в себе народные и Православные традиции;
- логике и смыслу развития индивидуальной человеческой жизни;
- логике и смыслу развития истории нашего народа, самобытно вливающейся в общий поток жизни человечества.
Задачи данного курса:
- сформировать целостное представление о календаре как основе жизни человека;
- познакомить с обычаями, традициями, обрядами, одеждой, народной философией и педагогикой через встречу с годовым кругом праздников;
- рассказать о влиянии христианства на быт, календарь, фольклор, разви-тие ремёсел.
- помочь учащимся ориентироваться в круглогодичном народном календаре, познакомить с основными праздниками и их атрибутами.
Виды занятий:
- беседы;
- выполнение творческих работ;
- изобразительная деятельность.
Представляемый курс предлагает путешествие по страницам светского, народного и православного церковного календарей.
Путешествие по православному храму, знакомство с жилищем наших предков, их обычаями, обрядами, одеждой. Встреча с художественными произведениями, отражающими народные традиции.
В результате обучения ученик должен иметь:
- понятие о том, что жизнь человека проходит в неразрывной связи с кругом календарных дат;
- понятие о существовании различных календарей, традиций празднования различных торжеств;
- понятие о воспитательной роли календаря, цели его создания и способах его использования;
- понятие об основных праздниках:
Рождество,
Пасха,
Покров Пресвятой Богородицы,
Троица,
Масленица,
Осенины,
Новый Год,
День Победы,
День России,
День семьи.
Ребенок должен уметь:
- пользоваться календарём,
- различать календари,
- объяснять значение календаря,
- СОСТАВЛЯТЬ КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ СВОЕЙ СЕМЬИ.
Тематическое планирование
Т е м ы кол-во
Часов
- Вводное занятие. Человек – часть родной природы. 1
- Когда возник календарь. Для чего он нежен. Народный
календарь, церковный, светский. 1
- Страда деревенская. Праздники конца лета и начала осени. 1
- Преданья старины глубокой. 1
- Покров – первозазимье. Праздники Покрова на
Владимирской земле. 1
- Необыкновенный день 4-ое ноября. 1
- Сергей Радонежский и его наследие. 1
- Долгие студёные вечера. Русская девушка. Традиции
воспитания. 1
- «Приданное приготовлю сама». 1
- День памяти А. Невского. 1
- – 13. Варвара, Екатерина, Харитина – покровительницы
девичьих дел. 3
- Никола – Зимний. 1
- – 17. Рождественские традиции. 3
- Илья Муромец – святой земли нашей. 1
- Моё родословное древо. 1
- Сретение. Солнце на лето – зима на мороз. 1
- Похвальные свойства славян. 1
- – 23. Масленица на дворе. 2
- Игры на Руси. 1
- Благовещение. 1
- – 27. Праздник праздников Пасха 2
- День Победы. Св.Георгий Победоносец – покровитель
русского воинства 1
- – 30. Дом, семья, семейный календарь. 2
- – 33. Дни Славянской культуры. 3
- Троица. Летние праздники. 1
Список используемой литературы
Литература для учителя:
Алпатов М.В. «Немеркнущее наследие», М. 1990г.
Амельченко В.А. «Дружины древней Руси», М. 1992г.
Барская Н.А. «Сюжет и образ древнерусской живописи», М. 1993г.
Вагнер Г.К., Владышевская Т. Ф. «Искусство древней Руси», М. 1993г.
Васильев Л.С. «Византия и Русь», М. 1969г.
Дмитриева Н.Д. «История искусств»,
Карамзин Н.М. «Предания веков», М. 1988г.
«Литература Древней Руси» – учебник, М. 1990
Любимов Л.Д. «Искусство Древней Руси», М. 1981г.
Жигалова С.А. «Русская народная живопись», М. 1984г.
Новицкий А.Н. «История Русского Искусства», М. 2007г.
Шангина И. «Русская девушка», С.-П. 2008г.
Панкеев И. «Русские праздники и игры», М. 1999г.
Терещенко А. «Быт Русского Народа», М. 1997г.
Соболев С. «Закон Божий»
Каменский «Церковный народный месяцеслов», М. 1997
Успенский Л. «Живые рассказы по Закону Божиему» в 3-ёх томах, М. 1998г.
Избранные жития Святых. Сатись, С.-П., 1998г.
Энциклопедические словари:
Юного художника,
Музыка,
Народы России.
Словарь изографа
Словарь древнерусской живописи
Библейская Энциклопедия
Введение в мир народной культуры
6 класс
Темы | кол-во чесов |
1. Вводное занятие | 1 |
2. Дом как материальная основа человеческой жизни | |
Внешние устройство русского дома | 1 |
Внутреннее устройство русского дома | 1 |
3. ДПИ в украшении жилища | 2 |
4. Ведения домашнего хозяйства | 1 |
5. Красота народной одежды | 1 |
6. Головной убор – венец на челе | 1 |
7. Народный фольклор (пословицы, поговорки, загадки) | 1 |
8. Русский лубок | 1 |
9. Круг человеческой жизни от рождения до кончины | |
Младенчество | 1 |
Отрочество | 1 |
Замужество | 1 |
Воспитание детей | 1 |
10. Роль игрушки в воспитании детей | 1 |
11. Отражение образа жизни в игре | 1 |
12. Быт в творчестве русских художников | 1 |
13. Будни и праздники в крестьянской семье | 2 |
14. Рождественский рассказ в русской литературе | 2 |
15. Воспитание на основе былинного эпоса | |
Героические былины | 1 |
Бытовой фольклор | 1 |
16. Житийная литература | |
Житие А. Боголюбского, А. Невского | 1 |
Житие Петра и Февронии, Иулионии Лазаревской | 1 |
17. Былинный эпос в творчестве В. Васнецова | 1 |
18. Русское деревенское зодчество | 1 |
19. Строительство Московского Кремля | 1 |
20. Шедевры Владимиро-Суздальского зодчества | 2 |
21. Храм как образ мира | 1 |
22. Внутреннее убранство храма | 1 |
23. Красота русской иконы | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО
Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1. Обучать...
Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (1 часть)...
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (2 часть)...
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (3часть)....
Исследовательская работа и проектирование как форма освоения традиционной народной культуры
Общие принципы значения исследовательской деятельности воспитанников в свете подготовки базы для создания новой школы...
Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...