Народная культура (Программа работы факультатива)
элективный курс по теме

Народная культура - непочатый край потрясающих знаний. хочется познавать, познавать и познавать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa01.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                           Директор  СШ  № 13  Фирсова  О.В.

Руководитель    МО                                                                                                      

______________________                                                                                 Утверждаю_____________

Программа курса

Введение в мир народной культуры (5-6 класс)

Календарь – основа жизни человека (5 класс)

Годовой круг праздников

(6 класс)

На 2012 – 2013 у.г.

Программа составлена на основе программы

«Родник живой воды», автор Белякова М.Н. и другие.

Сборник РИПКРО «Народная культура»

под редакцией Пигиловой Т.А. изд. «Русский дом»

г.Владимир,   2012 г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы

«Родник живой воды», автор Белякова М.Н. и другие.

Сборник РИПКРО «Народная культура»

под редакцией Пигиловой Т.А. изд. «Русский дом»

Программа  является факультативным  курсом  для  учащихся  

5-6  класса.  Предполагается, что за учебный  период  учащиеся на  основе  углубления знаний,  полученных  на  уроках  истории  и  краеведения,  смогут  получить целостное представление о взаимосвязи годового круга праздников с развитием бытовой и худо-жественной культуры нашего народа.  Цель программы состоит в том, чтобы заложить прочный фундамент в освоении детьми собственной национальной культуры.  Изучение духовно-православного наследия, традиций бытовой и художественной культуры народа в его взаи-мосвязи с общим развитием  Христианского  мира  позволяет проследить этапы становления человека как личности, внести вклад в построение модели воспитания патриота своего  Отечества.  Учащиеся продолжают знакомиться с традиционными ремёслами, устным народным творчеством. У детей формируется убеждение в том,  что   народная  культура  –  источник  нравственности,  духовности творчества.

        Являясь культурологической, программа может идти параллельно с действующими курсами МХК и Основы Православной культуры.

        Работая над темами программы, нужно учитывать последовательность:

        -   логике и смыслу календаря – универсального явления русской культуры, собравшего в себе народные и Православные традиции;

        -   логике и смыслу развития индивидуальной человеческой жизни;

        -   логике и смыслу развития истории нашего народа, самобытно вливающейся в общий поток жизни человечества.

Задачи данного курса:

        -   сформировать целостное представление о календаре как основе жизни человека;

        -   познакомить с обычаями, традициями, обрядами, одеждой, народной философией и педагогикой через встречу с годовым кругом праздников;

        -  рассказать о влиянии христианства на быт, календарь, фольклор, разви-тие ремёсел.

        - помочь учащимся ориентироваться в круглогодичном народном календаре,  познакомить  с  основными  праздниками  и  их  атрибутами.

Виды занятий:

        - беседы;

        - выполнение творческих работ;

        - изобразительная деятельность.

Представляемый курс предлагает путешествие по страницам светского, народного и православного церковного календарей.

Путешествие по православному храму, знакомство с жилищем наших предков, их обычаями, обрядами, одеждой. Встреча с художественными произведениями, отражающими народные традиции.

        В результате обучения ученик должен иметь:

- понятие о том, что жизнь человека проходит в неразрывной связи с кругом календарных дат;

- понятие о существовании различных календарей, традиций празднования различных торжеств;

- понятие о воспитательной роли календаря, цели его создания и способах его использования;

- понятие об основных праздниках:

                                Рождество,

Пасха,

Покров Пресвятой Богородицы,

Троица,

Масленица,

Осенины,

Новый Год,

День Победы,

День России,

День семьи.

        Ребенок должен уметь:

- пользоваться календарём,

- различать календари,

- объяснять значение календаря,

- СОСТАВЛЯТЬ КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ СВОЕЙ СЕМЬИ.

                Тематическое  планирование

                                Т е м ы                                                        кол-во

                                                                                                Часов

  1. Вводное занятие. Человек – часть родной природы.                                   1
  2. Когда возник календарь. Для чего он нежен. Народный

календарь, церковный, светский.                                                                           1        

  1. Страда деревенская. Праздники конца лета и начала осени.                                     1        
  2. Преданья старины глубокой.                                                                               1
  3. Покров – первозазимье. Праздники Покрова на

Владимирской земле.                                                                                            1

  1. Необыкновенный день  4-ое ноября.                                                                 1
  2. Сергей Радонежский и его наследие.                                                                  1
  3. Долгие студёные вечера. Русская девушка. Традиции

воспитания.                                                                                        1

  1. «Приданное приготовлю сама».                                                                        1
  2. День памяти А. Невского.                                                                                1
  3. –  13. Варвара, Екатерина, Харитина – покровительницы

девичьих дел.                                                                                                      3

  1. Никола – Зимний.                                                                                              1
  2. –  17. Рождественские традиции.                                                                 3
  3. Илья Муромец – святой земли нашей.                                                                  1
  4. Моё родословное древо.                                                                                    1
  5. Сретение. Солнце на лето – зима на мороз.                                                  1
  6. Похвальные свойства славян.                                                                            1
  7. –  23. Масленица на дворе.                                                                                2
  1. Игры на Руси.                                                                                                   1
  2. Благовещение.                                                                                                       1
  3. – 27. Праздник праздников Пасха                                                                    2
  1. День Победы. Св.Георгий Победоносец – покровитель

русского воинства                                                                                                 1

  1. – 30. Дом, семья, семейный календарь.                                                         2
  2. – 33. Дни Славянской культуры.                                                                   3
  3. Троица. Летние праздники.                                                                                1

                

                Список    используемой литературы

        Литература для учителя:

Алпатов М.В.  «Немеркнущее наследие», М. 1990г.

Амельченко В.А.  «Дружины древней Руси», М. 1992г.

Барская Н.А.  «Сюжет и образ древнерусской живописи», М. 1993г.

Вагнер Г.К., Владышевская Т. Ф.  «Искусство древней Руси», М. 1993г.

Васильев Л.С.  «Византия и Русь», М. 1969г.

Дмитриева Н.Д.  «История искусств»,

Карамзин Н.М.  «Предания веков», М. 1988г.

«Литература Древней Руси» – учебник, М. 1990

Любимов Л.Д.  «Искусство Древней Руси», М. 1981г.

Жигалова С.А.  «Русская народная живопись», М. 1984г.

Новицкий А.Н.  «История Русского Искусства», М. 2007г.

Шангина И.  «Русская девушка», С.-П. 2008г.

Панкеев И.  «Русские праздники и игры», М. 1999г.

Терещенко А.  «Быт Русского Народа», М. 1997г.

Соболев С.  «Закон Божий»

Каменский  «Церковный народный месяцеслов», М. 1997

Успенский Л.  «Живые рассказы по Закону Божиему» в 3-ёх томах, М. 1998г.

Избранные жития Святых.  Сатись, С.-П., 1998г.

Энциклопедические словари:

Юного художника,

Музыка,

Народы России.

Словарь изографа

Словарь древнерусской живописи

Библейская Энциклопедия

Введение в мир народной культуры

6 класс

Темы

кол-во

чесов

1. Вводное занятие

1

2. Дом как материальная основа человеческой жизни

            Внешние устройство русского дома

1

          Внутреннее устройство русского дома

1

3. ДПИ в украшении жилища

2

4. Ведения домашнего хозяйства

1

5. Красота народной одежды

1

6. Головной убор – венец на челе

1

7. Народный фольклор (пословицы, поговорки, загадки)

1

8. Русский лубок

1

9. Круг человеческой жизни от рождения до кончины

          Младенчество

1

              Отрочество

1

          Замужество

1

          Воспитание детей

1

10. Роль игрушки в воспитании детей

1

11. Отражение образа жизни в игре

1

12. Быт в творчестве русских художников

1

13. Будни и праздники в крестьянской семье

2

14. Рождественский рассказ в русской литературе

2

15. Воспитание на основе былинного эпоса

         Героические былины

1

         Бытовой фольклор

1

16. Житийная литература

         Житие А. Боголюбского, А. Невского

1

         Житие Петра и Февронии, Иулионии Лазаревской

1

17. Былинный эпос в творчестве В. Васнецова

1

18. Русское деревенское зодчество

1

19. Строительство Московского Кремля

1

20. Шедевры Владимиро-Суздальского зодчества

2

21. Храм как образ мира

1

22. Внутреннее убранство храма

1

23. Красота русской иконы

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО

Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1.    Обучать...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Исследовательская работа и проектирование как форма освоения традиционной народной культуры

Общие принципы значения исследовательской деятельности воспитанников в свете подготовки базы для создания новой школы...

Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...