Это не просто кино...
классный час (10 класс) на тему

Конакова Ольга Ивановна

 

Духовно-нравственное воспитание личности на основе ценостных ориентиров православной культуры  в современной школе можно осуществлять  разными путями, один из которых  - фильмотерапия. Путь этот далеко не новый. Кто из учителей не использует на своих занятиях  фрагменты  научно-популярных или художественных фильмов?! Но заметьте, фрагменты. Выбранный учителем отрывок привязывается  как иллюстрация к  общему содержанию урока и, безусловно, украшает его. Но замечали ли вы, как страстно порой те же ученики обсуждают выход новой кинокартины, спешат посмотреть её на большом экране или приобрести на DVD. Именно это коллективное сознание так или иначе влияет на ценностные ориентации: выбор силы или страсти, мистики или ужасов, прекрасного или низкопробного. В такой ситуации  мнение учителя, умелое ведение дискуссии поможет  сделать правильный выбор, возможно, даже  вылечить уже «заболевшую  псевдокультурой детскую душу». Вопрос остаётся за выбором  фильма, именно такого, который был бы одновременно интересен подросткам и учителю. Одним из них может стать художественный фильм режиссёра Павла Лунгина «Остров», обсуждению которого будет посвящён классный час под названием «Это не просто кино…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yeto_ne_prosto_kino....rar11.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТО  НЕ ПРОСТО КИНО. . .

Конакова О.И.,

учитель русского языка и литературы МОУ лицей № 2

г.Павловский Посад,

победитель регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2009 году.

В отроческие годы особую актуальность  приобретает проблема  ценностных ориентаций. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему  миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего,  детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности. Однако диалогическая сфера бытия человека может быть реализована в педагогическом общении, если смыслы учителя, связанные с изучаемым явлением, пересекаются и взаимодействуют  со смыслами ученика, в результате чего образуется общее смысловое поле. Богатство смыслов содержит  в первую очередь православная культура. Она является «полем» глубинного (пережитого) общения педагога с ребенком, поскольку образы этой исконной русской  культуры отличаются нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов, а мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой.

Духовно-нравственное воспитание личности на основе ценостных ориентиров православной культуры  в современной школе можно осуществлять  разными путями, один из которых  - фильмотерапия. Путь этот далеко не новый. Кто из учителей не использует на своих занятиях  фрагменты  научно-популярных или художественных фильмов?! Но заметьте, фрагменты. Выбранный учителем отрывок привязывается  как иллюстрация к  общему содержанию урока и, безусловно, украшает его. Но замечали ли вы, как страстно порой те же ученики обсуждают выход новой кинокартины, спешат посмотреть её на большом экране или приобрести на DVD. Именно это коллективное сознание так или иначе влияет на ценностные ориентации: выбор силы или страсти, мистики или ужасов, прекрасного или низкопробного. В такой ситуации  мнение учителя, умелое ведение дискуссии поможет  сделать правильный выбор, возможно, даже  вылечить уже «заболевшую  псевдокультурой детскую душу». Вопрос остаётся за выбором  фильма, именно такого, который был бы одновременно интересен подросткам и учителю. Одним из них может стать художественный фильм режиссёра Павла Лунгина «Остров», обсуждению которого будет посвящён классный час под названием «Это не просто кино…».

Цели и задачи внеклассного занятия:

  1. Учить искусству  общения в беседе-разговоре на  культурологическую и нравственно-духовную  тему.
  2. Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать культуру речи, художественный вкус.
  3. Воспитывать  чувство ответственности за  совершаемые  поступки.

Подготовительный  этап:

  1. Просмотр  художественного фильма «Остров» (реж. П.Лунгин, 2006г.)
  2. Анкетирование учащихся.
  3. Написание рецензий  на х/ф «Остров».
  4. Выпуск стенгазеты по  материалам  рецензий.
  5. Чтение рассказа Ю.Нагибина «Терпение».
  6. Приглашение на классный час  священников, родителей учащихся.

Оборудование к проведению классного часа:

  1. Телевизор. Видео-(или DVD) плеер.
  2. Магнитофон.
  3. Видео-(или DVD) запись  фильма «Остров».
  4. Аудиозапись песен - притч Светланы Копыловой (.© Светлана Копылова.2006 г. Некоммерческое партнёрство «праволсавная  авторская песня» www.pap.msk.ru   )

ХОД  МЕРПРИЯТИЯ

Ведущий (классный руководитель) :

    Давайте изначально зададим особый тон нашему предстоящему  разговору. Для  этого обратимся к энергетике  добрых слов и произнесём их сейчас как можно больше.

  1. Учащиеся (по цепочке) вслух произносят по одному слову, которое у них ассоциируется с добротой, чем-то хорошим.

- А что делают в таком случае верующие люди? (молятся)

«Господи Иисусе Христе,сыне Божей, помилуй  мя грешного!» - слова  этой простой молитвы многократно произносит  главный герой  фильма «Остров» режиссёра Павла Лунгина.

    Сегодня на этом классном часе мы попытаемся доказать, что  это  не просто  фильм, а что-то  большее.

   Надеюсь, что собрались для нашего разговора  люди неравнодушные ни к фильму, ни к тем социальным проблемам, которые беспокоят нас в этом мире. Вот почему  эпиграфом к предстоящему  обсуждению мы взяли  из латыни следующее :

  1. Запись на доске: «Extremis malis,   extrema  remedia» (против серьёзных болезней  нужны сильные средства).

Итак, первый вопрос  для  обсуждения :

- Действительно ли  больно  наше  общество, и если  да, то чем? ( Обобщая ответы  учащихся, нужно подойти к выводу о духовно-нравственной деградации современного общества, о возрастающем  эго  человека. )

А ведь  человек не  живёт  один со своим  эго, он живёт в сообществе  окружающих его  людей и неизбежно вступает с ними в различные отношения.

1-й помощник ведущего (выступает с сообщением):

 Принято считать, что общественные отношения делятся  на экономические, социальные, политические и духовные. При этом  экономические отношения – это отношения между людьми (группами людей) по поводу производства, распределения    и    потребления  материальных благ; политические – по поводу власти, степени участия  в управлении государством;  духовные – по поводу  удовлетворения духовных потребностей  и доступности духовных ценностей.  На базе  экономических, политических  и духовных  отношений  формируются  социальные  отношения.

     Основным звеном  социальных отношений  является мера социальной  справедливости. В государстве  о мере  социальной справедливости  заботятся органы  соцзащиты, охраны правопорядка, юстиции. Но есть ещё  одно мерило, довлеющее над всеми этими   понятиями – это   совесть  каждого из нас.

Ведущий (классный руководитель) :  каждый из вас по-своему представляет, что такое совесть. Вот некоторые  из ранее написанных определений…

  1. Зачитываются отрывки из анкет учащихся

 А вот, как на этот  счёт рассуждали великие.

 2-й помощник ведущего:

  1. Совесть- это искра, вложенная в наш ум, которая ярко светит душе, дабы различать, что добро и что зло. Она производит в душе нашей  естественную наклонность к добру и отвращает от зла. Она возбуждает или  живительную  и отрадную теплоту, или мучительное сожжение. ( Стефан Кашменский )
  2. Совесть есть истинный учитель: кто её слушает, тот не претыкается. ( Святой  Василий Великий)
  3. Нет между людьми ни одного судьи, столь неусыпного, как наша совесть. Она произносит справедливый приговор, и сделавший грех  сам осуждает себя, хотя бы никто другой  не обвинял его.  (Святой  Иоанн Златоуст)

Ведущий (классный руководитель) :  большим человеческим богатством является  умение  чувствовать свою вину, т.е раскаиваться.

Посмотрим, как толкует  покаяние  «Православный словарь».

  1. Вызванный ученик зачитывает  отрывок из словарной статьи.

 Ведущий (классный руководитель) :  Допустив ошибку, оплошность, проявив нечуткость, оскорбив человека, причинив ему беспокойство, тревогу, мы чувствуем угрызения совести и обращаемся  с просьбой : простите, извините.  Муки совести наедине с  собой – с этого начинается  активная  деятельность, которой провинившийся  стремиться  доказать, что он достоин прощения.   Мне кажется, что именно на  этом  утверждении был  выстроен  фильм «Остров».

  1. Просмотр первого видеофрагмента « Матрос  убивает своего командира»

Вопрос  для  обсуждения :

- Насколько   серьёзен и страшен был поступок матроса  Анатолия?

( обобщая ответы  учащихся, нужно подойти к выводу о заповеди «Не убий!»)

    Древнеримский  философ и писатель Сенека говорил, что «Первое условие исправления – осознание своей вины». В этом отношении примечательны  ваши  ответы на второй вопрос анкеты: «Свершали ли вы  в своей жизни поступок, за который  вам до сих пор стыдно, мучительно совестно?». В анкетировании участвовало 19 человек.

- Предположите количественный разброс  ответов.

 На само деле : «ДА» - ответило 12 человек и «НЕТ» - 6 человек.

- Сделайте  вывод…

Прослушайте небольшое стихотворение А.Малышева и ответьте на вопросы.

3-й помощник ведущего:

     ТРУДНЫЙ ПУТЬ

Я решил,

И я отправляюсь…

Я иду в этот трудный путь.

Я иду в соседнюю комнату,

Где молча сидит  моя мама.

И придётся открыть дверь,

И сделать шаг…

И ещё…

И ещё…

Может, десять … десять шагов …

И тихо сказать:

- Прости!

Ведущий (классный руководитель) :  

- В чём по-вашему заключается символический  смысл названия стихотворения?

- Насколько  труден и непрост был путь к прощению у главного героя фильма «Остров»? Как режиссёрские находки помогли это передать?

  1. Просмотр  любого фрагмента  фильма и комментарий к нему с целью показать, что  учащиеся хорошо разбираются в идейном содержании картины.

Ведущий (классный руководитель) :  

У каждого грешника этот путь свой, как правило, он омывается горькими  слезами раскаяния. Послушайте, как об этом  написала и спела в своей песне-притче  Светлана Копылова.

  1. Прослушивается песня –притча «Дар Богу».

- Какой же дар так угоден Всевышнему? ( покаяние за содеянные грехи, слёзы раскаявшегося грешника)

   Кстати, в  своих рецензиях вы отметили, что по жанру  фильм  Павла Лунгина  можно  тоже  отнести к притче.

- Почему?

  1. Зачитываются отрывки из рецензий учащихся. Обращается внимание на стенгазету.

   У каждого грешника своя  судьба, своя  Голгофа. 

Ведущий (классный руководитель) :

Вернёмся к началу нашего разговора, к упоминанию о  духовно-нравственной болезни  общества.

 - Докажите, что  фильм  «Остров» и наш с вами разговор – это и есть те средства, которые помогут  вылечить недуг. ( Такие фильмы заставляют думать, это не просто кино…)

А теперь представьте, что вам предложили  сняться в этом  фильме.

- Какую роль вы бы предпочли? Какую труднее всего  было бы сыграть?

Знаете, у вас всё впереди. И я хочу предложить Вам для начала  перечитать рассказ Ю.Нагибина «Терпенье». Он очень созвучен  этому фильму и, может  быть, ждет именно вас как будущих режиссёров и актёров.

Ведь своё  мнение и оценку  творческой работе других вы уже научились  делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Кино, кино, кино..."

Первая часть презентации содержит материал об истории мирового кинематографа, включая советское кино (первые фильмы, звуковые и цветные, актеры, жанры). Вторая часть - викторина, включающая 18 вопросо...

Родительское собрание «Образ матери в кино», посвящённое Дню матери и Году российского кино

Родительское собрание проводится совместно с детьми в форме кино-гостиной и посвящено сплочению детей и взрослых....

Кино, кино, кино. Беседа-презентация.

Знакомство с историей создания кинематографа....

«Звезда Советского кино, замечательная актриса и просто красивая женщина – наша землячка Марина Ладынина»

Данила Коротких, ученик 7 В класса, участник театральной студии "Большая перемена" при МБУК "КДЦ "Юбилейный"" г. Назарово создал проект о Марине Ладыныной, знаменитой актрисе и нашей землячке....

"Кино, кино, кино...!"

Разработка праздничного мероприятия, посвященного отечественному кинематографу (рекомендуется для проведения в средних и старших классах общеобразовательной школы)...

"Кино, кино, кино...!"

Разработка праздничного мероприятия, посвященного отечественному кинематографу (рекомендуется для проведения в средних и старших классах общеобразовательной школы)...

Форма мероприятия: путешествие-экскурсия по этапам развития кино. "Такой Разнообразный и удивительный мир кино…"

Ознакомление с синтетическим искусством кино, понимание и представление: о языке кинемотографии, этапах усовершенствования  технологий  кино, жанрах кино, выдающихся режиссёрах (на примере т...