КТД
методическая разработка на тему
В данной работе представлены методические рекомендации по организации КТД в воспитательной системе классного руководителя. Работа может широко использоваться классными руководителями, педагогами дополнительного образования, вожатыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ktd.docx | 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика коллективного творческого дела
(КТД)
В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, родилась в середине 60-х годов ХХ века в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге).
Автор методики – профессор Игорь Петрович Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого.
Дело – это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
Коллективное – планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.
Творческое – на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи.
Автор методики выделил несколько основных идей КТД:
- повседневная забота друг о друге;
- общие дела на пользу себе и другим людям;
- учитель – друг и советчик;
- основная работа в микроколлективах;
- весь процесс воспитания носит деятельностный характер;
- формирование микроколлективов происходит только через открытие перспективы дела;
- укрепление содружества старших и младших;
- чередование традиционных и творческих поручений.
КТД – это социальное творчество, направленное на служение людям, родине, это творчество самостроительства личности. Мотивом деятельности детей является их самоутверждение, самовыражение, самореализация.
По видам деятельности КТД классифицируются как общественно-политические, трудовые, познавательные, художественные, спортивные и другие.
При организации широко используются такие формы, как игра, состязательность, совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании, подготовке, проведении, и анализе КТД.
Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности
В процессе КТД воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива и формирование личности школьника. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших
Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа КТД.
КТД – это верный путь соединения и созидания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
КТД дают возможность:
Ученику:
- реализовать и развить свои способности;
- расширить знания об окружающем мире;
- приобрести навыки проектирования;
- проявить организаторские умения;
- закрепить коммуникативные навыки;
- формировать способности к рефлексии (анализу).
Педагогу:
- развивать творческий потенциал;
- совершенствовать организаторские способности;
- изучать коллектив;
- объединить воспитанников, педагогов, родителей;
- управлять процессом развития личности школьников;
- развивать рефлексивные способности.
В подготовке и проведении КТД главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения стоились на принципах сотрудничества и сотворчества.
При организации любого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:
— Интересные задания.
— Красивое оформление.
— Материальное обеспечение.
— Музыкальное сопровождение.
— Находчивый ведущий.
— Компетентное жюри.
— Эмоциональные зрители.
— Исполнительные помощники.
— Подготовленные команды.
— Призы для победителей.
Стадии организации и проведения КТД
1. Возникновение замысла.
На первой стадии проводится стартовая беседа, на которой ребята подводятся к мысли о проведении какого-либо конкретного КТД. Ппосле принятия решения о проведении мероприятия проходит обсуждение по вопросам: что лучше сделать, для кого, когда, где, кто будет участвовать, кому быть организатором. При этом педагог не должен навязывать свое мнение, он должен обсуждать данные вопросы с детьми, только при необходимости помогая им.
2. Коллективное планирование.
Для осуществления коллективного планирования ребята распределяются на микроколлективы по желанию или по жребию. Затем каждый микроколлектив еще раз обсуждает намеченные вопросы и вносит свои дополнения и предложения по каждому из них. После этого один из представителей каждого микроколлектива выступает с предложениями, разработанными группой, перед всеми участниками организации КТД. Такие обсуждения называются сбором, стартом. на данном этапе выбирается совет дела, который состоит либо из представителей от каждого микроколлектива, либо советом дела избирается один из микроколлективов. Совет дела обсуждает выдвинутые каждым микроколлективом идеи и предложения и выносит окончательное решение. После этого ребята переходят к осуществлению третьей стадии организации КТД.
3. Коллективная подготовка.
Совет дела осуществляет организацию помощи, при подготовке КТД и явный или скрытый контроль за подготовкой.
4. Проведение КТД.
5. Анализ КТД.
Подводятся итоги КТД. Обсуждение строится по следующим вопросам: Что получилось, что не получилось, что нужно запомнить на будущее, кого поблагодарить. Обсуждение КТД можно организовать в день его проведения только в том случае, если КТД не носило сильный эмоциональный заряд.
6. После действия.
Эта стадия организации КТД осуществляется взрослыми, педагогами, которые определяют, какие воспитательные задачи были реализованы. Также педагоги намечают следующие воспитательные задачи, реализацию которых необходимо будет достичь при организации и проведении следующего КТД.
Подготовка и проведение КТД по продолжительности может занимать от одного дня до нескольких недель.
Последовательность действий ведущего
1. Прежде всего, вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено. Рисуете, вырезаете, придумываете, надписываете задания, расставляете скамейки или стулья, оформляете «сцену» и «зал». Определяетесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды. Из всего перечисленного самое трудное — придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. Если одним достанется; «Изобразите памятник жертвам обжорства», а другим: «Попрыгайте, как кузнечики»,— это будет неравноценно. Предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полет мысли.
2. Следующее, что вам надо сделать,— это собрать всех будущих участников конкурса и зрителей, т. е. ваш отряд, и обратиться к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у ребят эмоционально положительное отношение к предстоящему делу. Только не начинайте свое обращение словами: «Дорогие ребята, сейчас мы проведем интересное мероприятие». Уж лучше скажите: «А что, народ, давненько мы с вами не веселились». А еще лучше поиграйте в одну из так называемых «Игр с эстрады».
3. А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдохновились и рвутся в бой, нужно создать микроколлективы, т. е. группы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в одну шеренгу и расчета на «первый-второй» или «первый-четвертый» до разрезания двух или четырех открыток на части с раздачей этих частей участникам и дальнейшей работой по собиранию фрагментов в целое. Но если в отряде уже существуют стабильные группировки (звенья, экипажи, палаты, фракции), можно разрешить соревноваться и таким командам, Лучше всего, если участниками будет весь отряд, он же будет потом и коллективным зрителем.
4. Время подготовки должно быть коротким — от 5-ти до 20-ти минут, а, сколько именно, вы должны объявить заранее. Ваша задача на этапе подготовки — курсировать от команды к команде, узнавая, как идут дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь.
5. Как только все будут готовы, начнется кульминация всего дела — показ. Но и здесь не спешите, усадите всех, подогрейте еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и представьте жюри, даже если оно будет олицетворено в вашей единственной персоне. И лишь после соблюдения этих «формальностей» начинайте просмотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступлениями, естественно, заполняете, например, шуточными комментариями.
6. После выполнения всеми первого задания можно предложить второе, третье... Вполне возможно, что у ребят останутся силы и желание продолжить, но помните: сладкого всегда должно чуть-чуть не хватать.
7. А когда все завершится, стихнут смех и аплодисменты, вы, как организатор и ведущий, произнесите еще одну речь. В ней вы выразите слова благодарности всем участникам, кого-то отметите особо и этого «кого-то» одарите «скромной наградой». Но итоги можно подвести и по-другому: каждая команда определяет внутри себя самого активного, самого находчивого — эти ребята и будут особо поощрены. А если у вас были зрители, то можно утвердить «приз зрительских симпатий» и вручить его тому, кто доставил наблюдателям со стороны больше всего радостных минут. А можно использовать сразу все формы чествования.
8. На заключительном слове и вручении подарков можно было бы поставить точку. Но тогда кто будет расставлять мебель, убирать оформление? Поэтому ваш творческий конкурс будет считаться оконченным лишь после коллективного приведения места действия в порядок.
Если вы этого не сделаете, обязательно какая-нибудь простыня или полотенце окажутся «утерянными», и в конце смены при сдаче белья у вас обнаружится недостача, за которую придется рассчитываться из собственной зарплаты.
Пять условий педагогического успеха КТД
Первое условие – совместность, сотрудничество, содействие.
Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в практическое использование приобретенных знаний и умений; в обмен опытом творения добра; в преодоление трудностей при выполнении задуманного; в борьбу со всем, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее. Воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Ведь только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе.
Второе условие – общая забота.
Воспитатель всегда проявляет внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство уважения и требовательности. Исходным является уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из уважения вытекает и требовательность действий на общую радость и пользу, в которых нужно участвовать, чтобы улучшать окружающую жизнь и одновременно улучшать, совершенствовать себя, как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к педагогу, которое делает весомым, успешным каждое его воздействие. Создается и крепнет «истинный авторитет» взрослого. Это отношение, в котором неразрывно соединены уважение и требовательность воспитанников к воспитателю как к старшему товарищу: младших членов семей к родным, учащихся к учителю.
Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств.
Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательную, эмоционально-волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности. Формировать умения и способности, привычки и черты характера.
Четвертое условие – единый коллектив.
Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия детей друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитание педагогами учащихся, самовоспитание их. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая и обеспечивая ее воспитательную результативность.
Пятое условие – творчество, а не шаблон.
Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия. Тогда школьники не являются лишь объектами воспитания. Они – прежде всего участвуют в творческом решении общих с педагогами жизненно важных практических задач. Открытое воспитательное воздействие, которое прямо нацелено на достижение собственных воспитательных целей, становится средством, необходимым для решения общих и личностно значимых практических задач. Такое открытое воздействие становится необходимым не только для воспитателей, но для самих ребят, оно используется не только прямо, самими педагогами, но и посредственно, через воспитанников.
Личная ориентированность КТД
Со сменой парадигмы воспитания в современных условиях воз никла необходимость переосмысления методики коллективной твор ческой деятельности. Суть этого переосмысления - в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу. В такой логике коллективное дело рассматривается как деятельность для помощи в развитии каждого воспитанника.
Для этого делается акцент на некоторые новые приемы на всех эта пах КТД. Например, С.Д. Поляков предлагает следующие приемы:
• постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо - нам, тебе, мне?», «По могут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совер шенствовать?»;
• право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких - нет;
• подчеркивание авторства идей и предложений при коллектив ном планировании деятельности;
• подчеркивание ценности всех идей, в том числе и непринятых;
• признание вклада в общее дело не только авторов идей и предло жений, но и критиков, организаторов, технических работников;
• возможность разработки альтернативных проектов и дел;
• поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;
• максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школь ников;
• акцент на добровольность участия во всех делах;
• сочетание групповых и индивидуальных конкурсов;
• публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; индивидуальные оригинальные награды;
• при анализе КТД постановка вопросов типа: «Что дало тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?»; выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и др.
Таким образом, в современных условиях КТД выполняют две задачи:
1) развивает отношения в коллективе;
2) позволяет помочь отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации.
Формы организации и проведения КТД
КТД «Ромашка»
Участвуют две или несколько команд. У ведущего макет ромашки с отрывными лепестками. Капитаны команд в порядке очереди отрывают «лепестки», с написанными с нижней стороны заданиями.
Подборка конкурсов для младшего школьного возраста:
1. Изобразить (зрителям угадать): - утюг, - будильник, - чайник, - телефон, - кофемолку.
2. Изобразите походку человека: - хорошо пообедавшего, - у которого жмут ботинки, - неудачно пнувшего кирпич, - с острым приступом радикулита, - одного оставшегося ночью в лесу.
3. Мимикой и звуками изобразить: - встревоженного кота, - грустного пингвина, - восторженного кролика, - хмурого орла, - разгневанного поросенка.
4. Мелодию песни "Солнечный круг": - прогавкать, - промяукать, - промычать, - прокрякать, - прокудахтать (прокукарекать).
5. Прочитать стихотворение "Идет бычок, качается..." словно: - оправдываясь перед товарищем, - обиделись на бабушку, - хвастаетесь перед ребятами, - рассердились на младшего брата, - испугались собаки.
6. Попрыгать как: - воробей, - кенгуру, - лягушка, - кузнечик, - бегемот.
7. Нарисовать животное или растение, которое никогда не существовало и дать ему название.
8. Песню "В лесу родилась елочка" поют: - африканские аборигены, - индийские йоги, - кавказские горцы, - оленеводы Чукотки, - индейцы племени апачи, - английские джентльмены.
9. Песню "Во поле березка стояла" исполняют: - хор Красной Армии, - хор ветеранов труда, - хор детского сада, - казачий кубанский хор, - хор духовной семинарии.
10. Изобразить пантомимой пословицу: - "На чужой каравай рот не разевай", - "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь", - Дареному коню зубы не смотрят", - "Доброе слово и кошке приятно".
11. Придумать новое применение предметам: - пустой консервной банке, - дырявому носку, - лопнувшему воздушному шарику, - перегоревшей лампочке, - пустому стержню от ручки.
12. Изобразите танец: - со шваброй, - со стулом, - с чемоданом, - с чайником, - с подушкой.
13. Составить рассказ из вырезанных газетных заголовков.
14. Танец: - маленьких котят, - щенят, - жеребят, - поросят, - обезьянок.
15. Придумайте танцевальную композицию: - "Я опять получил двойку", - "Мне купили футбольный мяч", - "Я разбил мамину любимую вазу", - "Ко мне придут сегодня гости", - "Я потерял ключ от квартиры".
16. Шумовой оркестр. Вы - вокально-инструментальный ансамбль. Должны исполнить любую популярную песню, но аккомпанировать себе будете на подручном материале, то есть на том, что найдете в помещении: на швабре, кастрюлях и т.д. Время на подготовку - 5 минут.
17. Звуками и движениями изобразить: - оркестр русских народных инструментов, - симфонический оркестр, - рок-группу, - военный духовой оркестр, - джазовый оркестр.
18. "Дирижировать" оркестром, исполняющим: - вальс, - симфонию, - военный марш, - современную танцевальную мелодию, - русскую народную песню.
19. Не изменив смысла, но другими словами сказать фразу: - муха села на варенье, - на столе стоит стакан, - бьют часы 12 раз, - воробей влетел в окно, - шел отряд по берегу.
20. Составить рассказ из названий кино или видеофильмов.
21. Дописать еще две строчки:
а) Шла собака по роялю,
Говори примерно так...
б) Вы слыхали? На базаре
Чудо-птицу продавали...
в) В зоопарке плачет слон -
Увидал мышонка он...
г) Удивляется народ -
Почему сердит Федот?
д) Царь издал такой указ:
"Всем боярам в тот же час..."
22. Придумайте стихи с рифмами: - кошка, ложка, окошко, немножко, -
стакан, банан, карман, обман, - бег, век, снег, человек, - кружка,
подружка, лягушка, частушка, - конь, гармонь, огонь, ладонь.
23. Придумать новый конец сказке: "Колобок", "Курочка Ряба", "Теремок", "Репка", "Волк и семеро козлят".
24. Сочинить историю про: - собаку, которая жила в холодильнике; - ворону, которая любила кататься на велосипеде; - щуку, которая играла на гитаре; - березу, которая хотела научиться плавать; - майского
жука, который очень боялся высоты.
25. Придумать новые названия урокам: - математики, - музыки, - истории, - труда, - физкультуры и т.д.
26. Принести стул: - совершенно не касаясь пола ногами, - без помощи
рук, - как будто это таз с водой, - как будто вы Чарли Чаплин, -
словно вы идете по минному полю.
Подборка конкурсов для среднего школьного возраста:
1. Изобразите скульптуры "Жертвы спорта": - штангист, не успевший вовремя отпрыгнуть от штанги; - вратарь, поймавший шайбу зубами; - парашютист, забывший за что нужно дернуть; - гимнаст, не вышедший вовремя из тройного пируэта; - горнолыжник, не убежавший от лавины.
2. Написать письмо Ваньки Жукова из: - группы продленного дня, - музыкальной школы, - детской больницы, - спортивной секции, - турпохода.
3. Создать частушку, начинающуюся словами: "Вот бы нам..."
4. Создать костюмы: - рабочий - Бабе Яге, - парадно-выходной - Ивану-дурачку, - домашний - Змею-Горынычу, - спортивный - Кощею Бессмертному, - зимний - Водяному.
5. Перед вами - картины. Изобразите, как развивались события, спустя 3 минуты. Картины: - "Бурлаки на Волге", - "Опять двойка", - "Иван Грозный убивает своего сына", - "Охотники на привале", - "Три богатыря".
6. Назовите 5 видов товаров в магазине: - "Все для двоечников", - "Все для прогульщиков", - "Все для нерях", - "Все для второгодников", - "Все для злостных неносильщиков сменной обуви".
7. Придумайте рекламу: - пуговицы трехдырочные, - галстук бисквитный, - молния с дистанционным управлением, - заколки чугунные, - шнурки быстрорастворимые.
8. Придумайте текст и изображение для плаката в школе: - на гардеробе, - над кабинетом директора, - на дверях школьной столовой, - возле столярной мастерской, - у входа на школьный чердак.
9. Создайте прическу: - Атака левым флангом, - Не сжатая полоса, - Взрыв на макаронной фабрике, - Бахчисарайский фонтан, - Сход снежной лавины.
10. Изобразите сюжет сказки "Курочка Ряба" применительно к историческим временам: - первобытнообщинный строй, - рабовладельческая эпоха, - средние феодальные века, - ранний капитализм.
11. Изобразите памятник на тему: - В споре рождается истина, - Любви все возрасты покорны, - Я волком бы выгрыз бюрократизм, - Не имей сто рублей, а имей сто друзей, - Сытый голодному не товарищ.
12. Продемонстрируйте изготовление, применение и название лекарства для: - врунов, - лентяев, - плакс, - ябед, - драчунов.
13. Изобразите сказку "Колобок" в жанре: - комедии, - трагедии, - оперы, балета, - фильма ужасов.
14. Досочините рассказ:
а) "Дятел высунул голову из дупла...
... В бухту входил эсминец".
б) "Дождь смыл все следы...
... На кровати лежал отбойный молоток".
в) "Костер давно потух...
... Балкон выкрасили в зеленый цвет".
г) "Кактус сбросил колючки...
... Начиналось лунное затмение".
д) "Айсберг возвышался над морем...
... Мухи попрятались в щели".
15. Проинсценируйте ситуации: - Вор в чужой квартире, - Композитор сочиняет музыку, - Контролер в общественном транспорте, - Режиссер на репетиции своей пьесы, - Хирург в операционной.
16. Придумайте головной убор для: - Винни Пуха, - Пятачка, - Совы, -
Кролика, - Ослика Иа.
17. Включите в сказку новый персонаж: - "Красная шапочка" - светофор, - "Кот в сапогах" - бормашина, - "Золушка" - бульдозер, - "Синяя борода" - радиоприемник, "Мальчик-с пальчик" - пожарная машина.
18. Букет для знаменитости: - спортсмену: "Удар! Еще удар!", - космонавту: "5 минут! Полет нормальный!", - народному депутату: "4-й микрофон включен", - артисту: "Аплодисменты! Аплодисменты!", - учителю: "Урок окончен".
19. Памятник и речь на открытие: - "Первому собирателю утильсырья в России" - Плюшкину, - "Первому активисту ОСВОДа" - деду Мазаю, - Первому представителю общества Красного Креста в Африке" - доктору Айболиту, - "Первому организатору спортивных соревнований" - Балде, - "Передовику ткацкой промышленности" - Царевне-лягушке.
20. Расшифруйте название отряда:
- РОМБ, КРУГ, ЗИГЗАГ.
- ШКВОРЕНЬ, БУБЛИК, СИРОП.
- ЧУР, ОХ, УРА.
- БАЛДА, ТРЮХА, УВАЛЕНЬ.
- ПОЛЕНО, КРЯЖ, БРЕВНО.
Подборка конкурсов для старшего школьного возраста:
1. Немое кино: - "Ворона и лисица", - "Стрекоза и муравей", - "Квартет", - "Волк и ягненок".
2. Экскурсия по: - дому-усадьбе Кисы Воробьянинова, - грибным местам ближайшей рощи, - историческим заборам города, - музею гражданской обороны.
3. Пересказать сказку "Дюймовочка", используя лексику: - военных, - медицинскую, - юридическую, - педагогическую, - политическую, - тюремную.
4. Комплекс гимнастики для: - регулировщика дорожного движения, - сторожей вневедомственной охраны, - дирижеров оркестров народных инструментов, - проводников поездов дальнего следования, - крановщиков башенных кранов.
5. Придумайте гимн: - любителей кефира, - любителей чесать в затылке, - любителей кукурузных палочек, - любителей шмыгать носом, - любителей манной каши.
6. Речевка: - работников табачной фабрики, - работников ГБДД, - работников столовой, - работников горисполкома, - работников парикмахерских.
7. Художник-авангардист оформляет конверт пластинки : - ансамбля песни Красной Армии, - народного коллектива "Русская балалайка", - "Муха-Цокотуха", - большого детского хора "Останкино", - санкт-петербургского клуба авторской песни "Восток".
8. Придумайте басню: - "Огнетушитель и брандспойт", - "Шпиндель и задняя бабка токарного станка", - "Маргарин на сковородке", - "Кирпич на крыше", "Медведь на производстве".
9. Подписать открытку знаменитой личности по поводу: - 170 лет со дня открытия Антарктиды, - 200 лет со дня открытия саратовской макаронной фабрики, - 191 год со дня основания Урюпинска, - День морали и права, - 294 года со дня Указа Петра 1 о пользовании носовым платком, - 50 лет суда стахановцев-редисковедов.
10. Названия и правила игры, где одновременно используются:
- шайба, ракетка и акваланг;
- баскетбольный мяч, ядро, штанга;
- боксерские перчатки, велосипед, хоккейная клюшка;
- мотоцикл, теннисный мяч, лыжи;
- шест для прыжков в высоту, футбольный мяч, легкоатлетический барьер.
11. Поэма о : - зерноуборочном комбайне, - бетонодробилке; - рельсоукладчике; - шагающем экскаваторе; - металлопрокатном стане.
12. Этикетка:
- гусиные перья, бланшированные в масле;
- желуди в томатном соусе;
- паштет редисочный с мускатным орехом;
- бычки табачные в чесночной заливе;
- крылышки майского жука в собственном соку.
13 Аэробика, которую проводят: - А.Ширвиндт и М.Державин, - А.Б.Пугачева, - Л.Ярмольник, - Л.Якубович, - А.Малинин, - А.Кашпировский, - Ю.Николаев, - А.Макаревич.
14. Изобрести способ:
- предотвращения замерзания носа в зимнее время,
- снятия лака с ногтей,
- предотвращения чихания,
- определения температуры тела без градусника,
- открывания банки консервов.
15. Придумать новый знак Зодиака и гороскоп к нему.
16. Пародия на свойство ума: - умника, - дурака, - тупого, - изворотливого.
17. Исполнить частушку, кричалку, пыхтелку на тему: - день рождения, - любовь, - обман, - смех, - неудача.
18. Экскурсия по музею : - спортивный, - исторический, - музей продуктов, - музей цветов, - музей живописи.
КТД «Крестики – Нолики»
Основная идея - это игра в игре. Она представляет собой подлинную игру в "Крестики-нолики". Развивает интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции и сообразительность. В игре важна как сама конкурсная система с четким, понятным заданием, так и все возрастающий интерес к игре, азарт борьбы, которая побуждает детей думать, действовать, применять свои знания на практике. Конкурсные задания должны носить творческий, поисковый характер, рассчитанный на быстроту реакции и мышления, ориентации и раскованности ребенка, а также работать на сплоченность команды. Основная идея конкурсов: от способности каждого зависит успех всей команды.
Подготовка к игре.
1 .Рисуется поле. Клетки игрового поля нумеруются и заполняются названиями 9-ти любых конкурсов. Число 9 служит неким символом игры.
Картина | Жили-были | Видеоклип |
Я+ТЫ=МЫ | Сломанный телевизор | Ля-ля-ляЖу-жу-жу |
Черный ящик | Хочу домой | Почемучки |
2. Формируются 2 команды по 9 человек. Готовятся творческие представления команд (или "визитные карточки") на 2 минуты.
3. Определяется состав жюри, в которое должно войти 9 человек.
4. Ведущий, способный динамично вести и умело создавать эмоциональный настрой, готовит помощников, реквизит.
5. Подготовить содержание 9 переменок между конкурсами. Они должны быть непродолжительными по времени (не более 3-х минут).
Правила или условия игры.
Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечеркивая клетку с названием выигранного конкурса. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, определяя тем самым игру в следующем конкурсе. Победителем игры считается та команда, которой удастся во время игры выстроить в ряд (по горизонтали; вертикали; диагонали) подряд три свои знака. Если командам не удается выполнить это условие, то выполняются задания всех 9 конкурсов, "Х" и "О" заполняют все клетки игрового поля и побеждает та команда, у которой больше всех знаков на площадке. Если все же какая-нибудь команда поставит подряд три свои знака, то игра немедленно прекращается и остальные конкурсы не разыгрываются.
Ход игры.
1. По жребию определяется знак команды. Одни участники игры становятся "ноликами", другие - "крестиками". Ведущий игры вручает командам отличительные знаки (например, ленточки на голову, где нарисованы "Х" и "О").
2. Представляются члены жюри. Каждому из них дается краткая (желательно юмористическая) характеристика, чтобы поднять авторитет судейской коллегии. Члены жюри могут не только судить конкурсы, но также и проводить их.
3. Каждому члену жюри вручаются две карточки: на одной знак "Х", на другой "О". Это будут конкурсные оценки.
4. Ведущий знакомит с условиями судейства конкурсов:
- по итогам каждого конкурса, все члены жюри поднимают карточки со знаком той команды, которой отдают победу в конкурсе;
- подсчитываются знаки. А так, как жюри состоит из 9 человек (нечетное количество), в общем случае одна из команд наберет большее количество своих знаков.
5. Ведущий знакомит с правилами (или условиями) игры.
6. Разыгрывается право выбора клетки на игровом поле, команды показывают свое творческое представление (или "визитную карточку"). Жюри оценивает выступление команд. Команда, набравшая большее количество своих знаков, выбирает клетку игрового поля, первого конкурсного задания.
7. Идет конкурсная программа по игровому полю по правилам (или условиям) игры. После каждого конкурса идут маленькие переменки (например, концертные номера, выступления членов жюри, интервью с залом, музыкальные заставки, реклама спонсоров команды и т.д.).
8. В конце игры определяется команда победительница. Вручаются награды.
Советы организаторам игры.
1. Играть в "крестики-нолики" могут дети любого возраста. Содержание конкурсов разрабатывается в зависимости от возраста играющих детей.
2. В игре необходим эффект неожиданности. Желательно придумывать оригинальные названия конкурсам, чтобы ничто не подсказывало содержание заданий. Этим самым дается свободное право выбора клетки игрового поля и снимает выработанный у детей стереотип мышления. (Не надо поступать так: если конкурс как-то связан с рисованием, то и заголовок пишут "нарисуй рисунок" или "конкурс художников" и т.п.).
3. Продумайте красочное оформление игрового поля. Оно создает настрой на игру. Поэтому его надо поместить в центре сцены, чтобы за ходом игры могли наблюдать все: и участники и болельщики.
4. Удобство формы игры "Крестики-нолики" заключается еще и в том, что вместо конкурсных заданий, можно вставлять вопросы, задания на любую тему. Будь то сборы знакомства в лагере, повторение пройденного материала в школе и т.д. Но не забывайте, что задания должны носить творческий характер. Возможно применения этой формы на Дне школы. Тогда игровая площадка будет заполнена следующими конкурсами: Урок музыки, Урок физкультуры, Урок истории, Урок рисования и т.д. Задания конкурсов придумывают и дают преподаватели этих предметов. Но оценивают все равно члены жюри, среди которых должны быть и взрослые, и дети.
Примерное содержание конкурсов.
1. КАРТИНА. Участники команд должны изобразить картину, которую можно было бы повесить, например, в кабинете врача, директора, в столовой и т.д. Ребята изображают сюжет картины, а один из участников, являясь экскурсоводом, рассказывает, что же изображено на картине.
2. ЖИЛИ - БЫЛИ. Именно с этих слов начинаются русские сказки. Ведущий рассказывает сказку (желательно русскую) с разными героями. Команды обыгрывают ее. Ведущий периодически останавливает свой рассказ (в тем местах, где в сказки появляются новые герои), приглашает по актеру из разных команд и продолжает свой рассказ. Команды обыгрывают эту сказку параллельно друг с другом, чтобы не было повторений. Ведущий должен придумать роли для всех участников команд.
3. ВИДЕОКЛИП. Включается фонограмма очень популярной песни (желательно, чтобы включенная фонограмма была известна многим ребятам). И пока звучит песня, ребята готовят видеоклип.
4. Я+ТЫ=МЫ. Этот конкурс рассчитан на быстроту реакции, ориентации, сплоченности команды. Ведущий предлагает командам по хлопку в ладони быстро перестроиться:
а) по цвету волос (от светлых к темным),
б) по алфавиту первых букв имен,
в) по размерам обуви (от меньшего к больше- му),
г) по цвету глаз (от темных к светлым),
д) по цвету носок (по цвету радуги).
После выполнения командами каждого задания, ведущий должен проверить правильность построения каждой команды. Оценивается также, насколько быстро ребята выполняют задания.
5. СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР. Участники одной из команд встают в одну шеренгу в затылок друг другу. Крайнему из участников на ушко называется какой-то распространенный в быту прибор (возможен вариант: название прибора пишется на листочке, который потом показывается и зрителям и, обязательно, членам жюри. Это повышает интерес к конкурсу). Крайний из участников подходит и поворачивает к себе лицом 2-го участника своей команды. 1-й должен жестами и мимикой изобразить этот предмет (только без звуков!). Если 2-й участник понял показываемое, то он кивает головой "Да", но если не понял, то 1-й участник имеет право еще раз повторить. Но после этого он обязан отойти в сторону. 2-й участник поворачивает к себе 3-го и показывает то, что он понял. 3-ий показывает 4-му и т.д. Последний, 9-й участник, должен назвать тот предмет, который, как ему кажется, назвали 1-му участнику. В конкурсе оценивается не столько правильность ответа, хотя и это немаловажно, сколько артистичность ребят, насколько они быстро понимали друг друга.
6. ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ЖУ-ЖУ-ЖУ. У ведущего в руках набор карточек с буквами алфавита. Он предлагает представителям обеих команд вытащить по одной карточке. Дается 30 секунд, чтобы команды могли подготовить и спеть некоторую часть, возможно только припев, какой-либо песни, содержание которой обозначает буква на взятой ребятами карточке. Например:
а- азартная, атасная
б - бурная, бредовая
в - вредная, вольная
г - грубая, гулящая
д - дубовая, деревенская
с - елочная, ерундовая
ж - жалобная, жизненная
з -забойная, звонкая
и - игровая, истерическая
к - козлиная, комсомольская
л - любовная, любознательная
м - морская, мужественная
н - необычная, настойчивая
о -обеденная, опасная
п - папуасская, приключенческая
р - русская, разбойничья
с - собачья, страшная
т - танцевальная, тихая
у - ультрамодная, убойная
ф - флотская, фазендовая
х - хитрая, хищная
ц - царская, цоевская
ч - чукотская, человечная
ш - шикарная, шухарная
э - эскадронная, эскимосская
ю - юморная, южная
я - язвительная, ябедная.
Каждая из команд должна пропеть, примерно, по три песни разной тематики. Оценивается артистичность, сплоченность команд.
7. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. На сцену выносится черный ящик, в котором лежат два пакета с чем-то (один для одной команды, другой - для другой команды). Нужно отгадать, что лежит в черном ящике. Условия конкурса: по очереди каждый член команды задает всего один вопрос ведущему, на который тот может отвечать только словами "Да" или "Нет". После заданных девяти вопросов, команда, посовещавшись минуту, назовет, то что по их мнению лежит в этом черном ящике для их команд. (Например, вопросы: "это съедобно? Мы этим пользуемся? Каждый день? А этим кидаться можно? На всех членов команды хватит? и т.п.) Главное, если ребята не отгадают, проследить их логику вопросов и ориентацию в ответах. Оценивается также - не повторяются ли вопросы, как быстро ребята дополняют своими вопросами вопросы предыдущих членов команды.
8. ПОЧЕМУЧКИ. Постоянно приходится слышать вопросы, которые начинаются со слова "Почему?". Сейчас мы попробуем на некоторые вопросы ответить вместе. Каждому участнику игры будет задан вопрос, всего один, на который он должен правильно ответить. Слово "не знаю" употреблять нельзя. Первый вопрос первому члену команды задает ведущий, а последующие вопросы формируются из ответа предыдущего члена команды. Например: "Почему в нашей школе нет видеомагнитофона?" - ответ "Потому, что их нет в продаже в магазинах". Вопрос 2-му участнику: "Почему их нет в продаже в магазинах?" - ответ: "Потому что в стране нет цветного металла". Вопрос 3-му - "Почему не хватает цветного металла?" - ответ: "Потому, что не хватает сырья". Вопрос 4-му: "Почему нет сырья?" - ответ "Потому, что люди не собирают консервные банки". Вопрос 5-му: "По- чему люди не собирают консервные банки?" - ответ "Потому что в продаже нет рыбных консервов". Вопрос 6-му: "Почему в стране в продаже нет рыбных консервов" - ответ "Потому, что нет рыбы". Вопрос 7-му: "Почему нет рыбы?"- ответ "Потому, что вода грязная и отравленная". Вопрос 8-му: "Почему вода грязная и отравленная?". Ответ "Потому, что люди не борются за очистку воды". Вопрос 9-му: "Почему люди не борются за очистку воды?". Ответ - "Жизнь такая!".
Вот и получается: "В школе нет видеомагнитофона, потому то жизнь такая". На обдумывание ответа каждому играющему дается 30 секунд. Ко- мандам задаются разные вопросы. Оценивается сплоченность команд, их артистичность и сообразительность.
9. ХОЧУ ДОМОЙ. Всем играющим завязывают глаза. В разнобой ставят на сцене. Ведущий просит всех выполнять его команды: "Кругом, шаг вперед, направо, два шага в левую сторону и т.п." Потом по сигналу ведущего включается музыка, а все играющие должны собраться в свои команды, взяться за руки, т.о. вернуться в "ДОМ".
Вариант игры "Крестики-нолики" для младших школьников, основанный на всеми любимых сказках.
КОНКУРС 1. "Марья-Искусница" (русская народная сказка).
Как известно, Марья-Искусница отличалась умением вышивать ковры изумительной красоты. В соответствующем конкурсе предлагается нарисовать портреты героев народных сказок: Бабы-Яги и Кощея-Бессмертного.
Каждой команде выдается лист ватмана, разрезанный на 9 частей. Каждому члену команды - своя часть. Части нумеруются так же, как и поле игры. Каждый из участников должен нарисовать свою часть общего портрета. После этого лист складывается соответственно номерам.
Условие: совещаться во время конкурса нельзя. Во время работы команд звучит музыка или разыгрывается какой-нибудь концертный номер.
В конце конкурса жюри оценивает качество нарисованного портрета. Для сравнения возможно использование заранее заготовленных портретов своих героев.
КОНКУРС 2. "Винни-Пух и все, все, все" (А.А.Милн).
Главный герой сказки, Винни-Пух, очень любит рассказывать о себе различные истории. В этом конкурсе командам предлагается следующее задание: команды выстраиваются в две колонны по обе стороны от ведущего.
Первый участник начинающей команды начинает рассказ па заданную тему и продолжает его в течении 20 секунд. После этого слово передается противоположной команде, которая начинает свой рассказ с последней фразы предыдущего рассказчика и так далее. Каждая команда должна развивать только свой сюжет.
В этом конкурсе команда "крестиков" рассказывает о том, как Винни-Пух ходил в гости к Кролику. Рассказ должен вестись от лица Винни-Пуха. Команда "ноликов" рассказывает о том, как Кенга мыла Пятачка. Рассказ ведется от лица Пятачка. После того, как все играющие примут участие в этом конкурсе, жюри оценивает остроумие, находчивость, связанность сюжета и т.п.
КОНКУРС 3. "Маленький Мук" (В.Гауф).
Если бы не умение Маленького Мука соотнести различные события и расставить все по свои местам, то он никогда бы не сумел избавиться от ослиных ушей. Участникам конкурса предлагается попробовать свои силы в решении таких же задач. Обеим командам выдается на руки пустая кроссвордная сетка без номеров:
|
|
|
|
|
XXX |
| XXX |
| XXX |
|
|
|
|
|
XXX |
| XXX |
| XXX |
|
|
|
|
|
Далее командам (в среднем темпе) зачитывается пять слов, которые им требуется отгадать и расставить в данной сетке. Команды предупреждаются о том, что конкурс проводится на время, а определения слов повторяться не будут.
Определения слов (сказочные):
1. Приспособление для передвижения по воздуху. (ковер)
2. Событие, происшедшее между Дядей Федором и его родителями и послужившее причиной его отъезда в Простоквашино. (ссора)
3. Материал, из которого был изготовлен солдат. (олово)
4. Шелковая ткань, из которой были сшиты платья дочерей купца в сказке "Аленький цветочек". (атлас)
5. Предмет, делающий человека невидимым. (шапка)
Ш | А | П | К | А |
XXX | Т | XXX | О | XXX |
О | Л | О | В | О |
XXX | А | XXX | Е | XXX |
С | С | О | Р | А |
Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро и полно.
КОНКУРС 4. "Конек-Горбунок" (сказка Ершова).
На многие вопросы пришлось ответить Коньку-Горбунку ради своего хозяина. Участники игры должны ответить на целый ряд вопросов. Вопросы задаются всем участникам игры по очереди; первому участнику начинающей команды, затем первому участнику противоположной и т.д. На обдумывание не более 10 секунд:
Варианты вопросов:
1) На какое слово Незнайка не смог придумать рифму ? (Пакля)
2) В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном городе)
3) Где Винни-Пух нашел хвост? (На двери у Совы)
4) У кого в дверях застрял Винни-Пух? (У Кролика)
5) Экзамен по какому предмету сдавал Волька Костыльков и провалился? (По географии)
6) Как звали мальчика, которого Старик Хоттабыч заставил лаять? (Гога)
7) Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)
8) Любимое животное Фрекен Бок? (Кошка Матильда)
9) Сколько заплатил Буратино за обед в харчевне "Трех пескарей"? (Ни сольдо)
10) Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес? (Ни дня)
11) Что послужило выкупом за жизнь Маугли? (Буйвол)
12) Как звали мудрого жителя джунглей? (Слон Хатхи)
13) За кем побежала Алиса в страну чудес? (За кроликом)
14) Кого подарили в чайнике? (Мышь Соню)
15) Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
16) Осколок чего попал в глаз Каю? (зеркала троллей)
17) Кто помог Чиполино освободить своих друзей из тюрьмы? (Крот)
18) За что отца Чиполино посадили в тюрьму? (Он наступил на мозоль принцу Лимону)
Выигрывает команда, давшая больше правильных и развернутых ответов.
КОНКУРС 5. "Огниво" (Г.-Х.Андерсен)
В подземелье, куда спрятано огниво и деньги и куда опускался солдат, сидели три собаки. Они были уверены, что любой вошедший в подземелье - лишний. В этом конкурсе участники должны определить лишнее из четырех названных слов. Ведущий зачитывает четыре слова, а первые два участника из обеих команд должны назвать лишнее по их мнению. После чего зачитываются слова для второй пары участников и т.д.
Варианты слов:
Молочная речка, Яблоня, печка, Баба-Яга (Баба-Яга - отрицательный герой)
- Кристофер Робин, Белый кролик, Трубадур, Малыш (Белый кролик - не человек)
- Пан Черника, граф Вишенка, Виноградинка, Лук Порей (не ягода)
- Артемон, Тортилла, Пьеро, Мальвина (Тортилла - не кукла)
- "Оле-Лукойе" ,"Кошка, которая гуляла сама по себе", "Маугли", "Рикки-Тики-Тави" ("Оле-Лукойе" - автор - не Киплинг)
- "Сказка о рыбаке и рыбке", "Айболит", "Двенадцать месяцев", "Сказка о золотом петушке" ("Двенадцать месяцев" - не стихотворение)
- Элли, Стелла, Гингема, Бастинда (Элли - не волшебница)
- "Семь Симеонов", "Белоснежка и семь гномов", "Сказка о мертвой царевне", "Семь подземных королей" ("Сказка о мертвой царевне" - в стихах)
КОНКУРС 6. "Городок в табакерке"
Пока Миша не попал в табакерку и не задал свои вопросы Мальчику-колокольчику, он не смог узнать, что внутри табакерки.
В этом конкурсе играющие должны угадать, что находится в "Черном ящике" с помощью вопросов, на которые ведущий может ответить только "да" или "нет". Сперва свои вопросы задает одна команда для своего предмета (каждый член команды может задать свой вопрос), а потом другая. Участники игры предупреждаются, что в ящике находятся предметы, имеющие прямое отношение к русским народным сказкам. Для одной команды в ящике приготовлена скатерть (скатерть-самобранка), для другой - игла (жизнь Кощея Бессмертного). Выигрывает команда, отгадавшая свой предмет. Если ни одной из них не удалось дать правильный ответ, то выигрывает команда, которая была ближе к правильному ответу. Это определяет жюри.
КОНКУРС 7. "Малыш и Карлсон". (А.Лингренд)
В этой сказке Карлсон постоянно похваляется и хвастается своими способностями. К концу сказки у нас складывается впечатление, что он и в самом деле самый воспитанный, в меру упитанный и т.д. Что это, как не хорошая реклама. И в этом конкурсе командам предлагается прорекламировать два предмета, которые они получают от ведущего.
Варианты предметов: а) метла, б) клубок шерсти.
На подготовку конкурса командам дается по минуте. По окончании конкурса жюри оценивает, какая команда лучше справилась с предложенным заданием.
КОНКУРС 8. "Незнайка и его друзья" (Н.Носов).
Много интересного узнал Незнайка во время своих приключений. Участникам конкурса предлагается перечислить названия сказок, в которых одним из действующих лиц является царь (король). Участники конкурса дают ответы в порядке, аналогичном порядку конкурса №2. Выигрывает команда, назвавшая больше таких сказок.
КОНКУРС 9. "Аписа в стране чудес" (Л.Кэролл).
Любопытная Алиса всегда старалась докопаться до самой сути вопросов. Порой у нее получалось очень интересная логическая цепочка. Правила этого конкурса аналогичны правилам конкурса "Почемучки" (см. 1-й вариант игры "Крестики-нолики"). Чем остроумнее ответ участников, тем выше оценки жюри. Варианты вопросов командам: "Почему у Бабы-Яги кос- тяная нога?", "Почему Щука исполняла желания Емели?", "Почему Ко- нек-Горбунок помогал Иванушке-Дурачку?.
Форма игры "Крестики-нолики" проста и легка в повторении. Ее удобно применять на уроках обобщающе-повторительной темы. Стоит только приложить немного умственных усилий и эта игра выручит вас в самых затруднительных делах.
Список использованной литературы
- Афанасьев, С. А. Детский праздник в школе, лагере и дома: подсказки организаторам досуговой деятельности [Текст]/ С.А. Афанасьев, С.И. Коморин. – Н. Новгород, 1997. – 123 с.
- Афанасьев, С. А. Сто отрядных дел [Текст] ]/ С.А. Афанасьев, С.И. Коморин. – Кострома, 1993. – 68 с.
- Афанасьев, С. А.. Что делать с детьми в загородном лагере [Текст] ]/ С.А. Афанасьев, С.И. Коморин.. – М., 1994. – 134 с.
- Афанасьев, С. А. Триста творческих конкурсов [Текст] ]/ С.А. Афанасьев, С.И. Коморин. - М., 1997. – 84 с.
- Титов, С.В. Здравствуй, лето! [Текст]: Мероприятия в детском загородном лагере / С.В. Титов// – Волгоград: Учитель, 2003. – 132 с.
- Титов, С.В. Ура, каникулы! [Текст]: библиотека вожатого / С.В. Титов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
- Шмаков, С.А. Лето [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Магистр, 1993. – 148 с.
- Энциклопедия досуга [Текст] : книга для детей и взрослых. – М.: АСТ – Пресс, 1999. – 157 с.