ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ЗАТРАТА ВРЕМЕНИ |
1. | Организационный момент. Приветствие участников и гостей занятия. | 1 мин. |
2. | Сообщение темы, цели и задач внеклассного занятия. - Наш классный час называется «УЗНАЙ СЕБЯ». Знаете ли вы себя, можете быть самокритичным, дать честную и справедливую оценку своим поступкам?
Мы попробуем сегодня узнать или не узнать себя в героях фильма Ролана Быкова «Чучело», снятого по одноимённой повести Владимира Константиновича Железникова.
Для обсуждения книги каждый из вас получил индивидуальный вопрос, а обсуждение фильма будет прямо сейчас. Но… всему своё время. | 2 мин. |
3. | Работа с эпиграфом. - Запись на доске:
И как чужая голова Жестокосердия слова Учу, закусывая губы. Сегодня изморозь висков, Увы, ума не прибавляет. И каждый выдох, Каждый вдох Любви крупицу отнимает. В. Гоммерштадт - Понятен ли вам смысл этих стихов? - Что означает замечательная метафора «изморозь висков»? - Почему эти малоизвестные стихи предложены в качестве эпиграфа к нашему разговору? | 3 мин. |
4. | Обсуждение повести.
- Итак, два жестокосердных слова постоянно звучат на страницах повести Железникова. - Что это за слова? ( Чучело и предатель )
- Как вы объясните их появление и столь частое звучание? ( Чучелом ребята прозвали в классе новую ученицу – Лену Бессольцеву, они же объявят её и предателем за то, что она выдала их учительнице )
Но и сама Лена признает себя предательницей по отношению к дедушке. - Почему? ( она пошла на поводу у одноклассников и смеялась над дедушкой, не понимая до конца, почему они зовут его «заплаточником»
- Ита,одно слово – прозвище. Прозвища частенько дают в школе сами же ребята. Другое слово - характеристика человеку. - Но что-то их объединяет? ( они все обидные )
- Скажите, а в своей жизни вы с прозвищами сталкивались? Какими они были, за что давались?
- Правы ли ребята, награждая сверстников прозвищами? ( ответ из домашней подготовки)
- А когда человека называют предателем?
- Давайте послушаем, как суть этих социальных явлений объясняют публицисты и поэты. | 3 мин. |
5. | Сообщения учащихся. 1-й ученик: Происхождение прозвищ Если открыть Толковый словарь Даля, то в нём понятие «прозвище» толкуется так: «Название, данное человеку по какой – нибудь характерной его черте, свойству». Когда впервые появились прозвища? Точно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, тогда, когда человек научился говорить. Так что прозвища – явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли, а «прозывали» – отсюда и название явления – прозвища. В современном мире причины появления прозвищ другие: стремление сократить фамилию ( например, вместо Гусев – Гусь), отметить какие-то характерные для человека свойства фигуры ( Толстый и Тонкий даже у Чехова), внешности или характера, по-дружески пошутить, а иногда и унизить, поиздеваться. Так что прозвища – не всегда безобидное явление.
- Какие прозвища звучат в повести Железникова? ( Лохматый, Железная Кнопка, Рыжий )
2-й ученик: Ты – предательства гордый носитель, В души наши втыкающий нож. А предательство – это родитель, Его детища – подлость и ложь.
Кто с предательством под руку ходит, С добротой не пойдёт по пути, Он несчастным быть может не будет, Но и счастья ему не найти.
Нет предательства хуже на свете, Чем предательство то, что внутри, А потом ночь не спишь, на рассвете Приговор хочешь сам привести.
И с последней ухмылкой злорадной Предназначенной лишь зеркалам, Ты застрелишься в душной парадной – Приговор свой назначил ты сам. | 3 мин. |
6. | Продолжение разговора о повести.
Тяжёлые стихи, но и обвинения в предательстве не менее суровы.
- Вспомните, кто в мировой литературе ( в Библии ) является олицетворением предательства? ( Иуда ) - Как он закончил свои дни? (повесился на осине)
- А как Лена Бессольцева переживала своё предательство по отношению к дедушке? (она ему во всём призналась, просила прощения)
- Так почему же Лена Бессольцова согласилась признать себя предательницей и перед одноклассниками? ( она брала на себя чужую вину)
- Как вы относитесь к Димке Сомову? ( ответ из домашней подготовки)
- Как же одноклассники отнеслись к предательству Лены? Прочитаем в цитатнике из фильма: « — Бессольцевой бойкот. — А что это такое? — Сейчас узнаешь. Никто, — слышите? — никто не должен с ней разговаривать. Пусть она почувствует наше всеобщее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль — бойкот предателю!»
Но и бойкота ребятам показалось мало. - Что ещё они придумали в наказание Лене? ( сжечь на костре чучело с платьем Лены )
Наверное, это один из самых тяжёлых эпизодов в фильме Ролана Быкова. Давайте его посмотрим. | 7 мин. |
7. | Просмотр эпизода кинофильма.
| 7мин. |
8. |
Обсуждение фильма. - Почему этот эпизод считается одним из самых тяжёлых в фильме? ( Лена полностью разочаровалась в людях, она почувствовала на себе их жестокость и самое настоящее предательство: Димка Сомов так и не сознался в своей виновности) |
|
9. | Работа с дополнительной литературой.
Давайте прочитаем вслух последние строки повести. Отрывок этот помещён в очень необычной книге, изданной Международным и Российским обществом Красного креста. Попробуем после чтения объяснить эту особенность.
Ответим на вопрос из этой книги: - Почему Ленка не ответила оскорблением на нанесённое ей оскорбление? ( Зло порождает зло, а Лена Бессольцева не способна творить зло) Чему учит повесть «Чучело»? | 5 мин. |
10. | Подведение итогов обсуждения.
- Если бы в нашем классе сложилась подобная ситуация, как бы вы себя повели, а ваши одноклассники? ( ответ из домашней подготовки)
К сожалению, подобные ситуации очень часто случаются в жизни, и не все способны повести себя так, как Лена Бессольцева. Мы страдаем малодушием и трусостью, гордыней и сребролюбием.
- Наш классный час проходит под призывом - узнай себя! Ведь в книге и фильме ваши ровесники. - Так узнали ли вы себя в них или вы другие, лучше или хуже. | 3 мин. |
11. | Блиц-анкетирование. ( запись на доске для выбора цифры ответа ) 1.Мы такие же «детки в клетке». 2.Мы всё-таки лучше, хотя… 3. Мы ещё хуже, потому что… - Учащиеся на маленьких карточках пишут номер одного, выбранного ими варианта ответа, не подписывая своей фамилии. Передают карточки классному руководителю, который их сортирует и объявляет результат. Каким бы он не оказался, он заставит продолжить начатый разговор.
| 5мин. |
12. | Последнее пожелание и совет ( для верующих детей и не только… ) 3-й чтец: Тропарь Иконе Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец») Умягчи наши злые сердца. Богородица, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашей разреши, Ибо на Твой святой образ взираем, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тябя терзающих, ужасаемся. Не дай нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнуть, Ты ведь воистину злых сердец умягчение.
4-й чтец: Александр Сумароков ПРОТИВУ ЗЛОДЕЕВ На морских берегах я сижу, Не в пространное море гляжу, Но на небо глаза возвожу. На врагов, кои мучат нахально, Стон пуская в селение дально, Сердце жалобы взносит печально. Милосердие мне сотвори, Правосудное небо, воззри И все действа мои разбери! Во всей жизни минуту я кажду Утесняюсь, гонимый, и стражду, Многократно я алчу и жажду. Иль на свет я рожден для того, Чтоб гоним был, не знав для чего, И не трогал мой стон никого? Мной тоска день и ночь обладает; Как змея, мое сердце съядает, Томно сердце всечасно рыдает. Иль не будет напастям конца? Вопию ко престолу творца: Умягчи, боже, злые сердца! |
|
|