Основы православной культуры
материал на тему

Шестопалова Светлана Анатольевна

Представленный материал (планирование, презентации, аудио) поможет тем, кто работает по этому модулю не только в начальных классах. В декабре была на курсах по "Основам православной культуры". Здесь есть материал с курсов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное планирование программного материала

по литературному слушанию 1 класс (1 полугодие)

(включая темы по духовно-нравственному воспитанию)

   Уроки литературного слушания проводятся в 1 классе 2 раза в неделю. Учитывая современные требования к возрастающей воспитательной функции школы, представляется возможным сочетать образовательные задачи уроков литературы с ознакомлением детей с духовно-нравственными ценностями православного человека. Предлагаем совмещать изучение художественных литературных произведений с беседами о духовности, доброте, справедливости.

Раздел программы

Тема урока

О тебе,

моя Родина.

Дрожжин «Привет».

Понятие «красота рукотворная и нерукотворная» можно включать в разговор на любом уроке этого раздела.

Возможно чтение рассказа

Ушинского «Родина»

для продолжения беседы о чувстве любви к Родине, её природе, к миру.

Серова

«Мой дом».

Павлычко

«Где всего

прекрасней

на земле…».

Мир родной

природы.

Русская народная песня «Берёзонька».

Понятие «красота рукотворная и нерукотворная» можно включать в разговор на любом уроке этого раздела.

Дополнительно прочитать рассказ Сухомлинского «Деркач и крот» и поговорить о том, почему птицы возвращаются в родные края.

Соколов-Микитов «Русский лес».

Белов «Родничок».

Обсудить проблему: «Что значит «доброе отношение к людям»?

Муса Гали

«Земные краски»

Прочитать рассказ Сухомлинского

«Я хочу сказать слово».

Поговорить о красоте родной природы.

Михайлов «Лесные хоромы».

Озвучить проблему хвастовства

перед людьми, которые нас окружают.

Учимся

уму-разуму.

Барто «В школу».

Об ответственности за возложенное на тебя дело.

Железников «История

с азбукой».

Поговорить об отношении

к близким, друзьям,

о взаимопонимании между людьми.

Пантелеев

«Буква «ТЫ».

О чутком и терпеливом отношении к людям.

Аким

«Мой верный чиж».

Побеседовать об отношении человека к животным.

Мир сказок.

Сутеев

«Дядя Миша».

Что такое «хорошо» и что такое «плохо». О взаимоотношениях людей и об обмане.

Русская народная сказка «Привередница».

Поговорить о семье и о послушании родителям.

Перро

«Красная Шапочка».

Разговор об уважении к старшим.

Малые жанры

фольклора.

Потешки,

пословицы, загадки,

скороговорки.

Из Священной истории «О добрых и злых ангелах»,

Астров «Колыбельная».

Мир родной

природы.

Скребицкий

«Мать».

Заповеди Христовы. Любовь матери к детям, уважение к родителям.

Пришвин

«Лисичкин хлеб».

О сотворении мира. Дополнительное чтение рассказа Сухомлинского

«Пурпуровый цветок».

Учимся

уму-разуму.

Пермяк

«Пичугин мост».

О чувстве благодарности к людям за заботу.

Баруздин

«Весёлые рассказы».

Беседа: «Зачем животным наша забота?».

Благинина

«Тюлюлюй».

О лености и ленивцах.

Мир сказок.

Сутеев «Ёлка».

О Св. Николае Чудотворце.

Бр. Гримм

«Заяц и ёж».

О гордыне и хвастовстве.

Мир родной

природы.

Блок

«Снег да снег…».

Красота Божьего мира.

Есенин

«Поёт зима – аукает…»

Дополнительное чтение стихотворения Тростникова «Всюду Бог».

   К вышеизложенному хочется добавить, что особую роль в воспитании духовно-нравственной личности имеют коллективные формы сотрудничества детей и их родителей при проведении классных часов и семейных праздников.

   Предлагаем некоторые разработки подобных мероприятий.

Классный час в 1-2 классах.

Время: 40 мин.

Тема: «Следует молиться, чтобы в здоровом теле был здоровый  дух».

Образовательные задачи:

  1. Учащиеся должны уметь:

- объяснять, что они понимают под понятиями «здоровое тело» и  «здоровый дух»;

- описать, как можно сохранить собственное физическое, психическое здоровье;

- проанализировать, как физическое состояние влияет на нравственное здоровье и - наоборот;

2. Учащиеся должны продемонстрировать:

    - знания о здоровом образе жизни;

    - умение работать в группе;

    - понимание важности заботы о своём здоровье и

    здоровье окружающих.

Материалы: карточки с изображением положительной и отрицательной эмоции (по количеству детей + 2 такие же карточки для фронтального предъявления), лепестки для «Цветка здоровья и счастья», карточки с заданиями для групп КО (кооперативное обучение).

Методы обучения: интерактивные.

Ход урока:

  1. Упражнение – энергизатор «Пожелания».

 

  1. Мозговой штурм.

Вопрос для мозгового штурма: «Что нужно человеку, чтобы сохранить здоровье?» (ответы записать на доске).

  1. Мини-лекция.

Рассказать о том, что состояние духовного здоровья влияет на все стороны жизни человека.

  1. Группы КО.

Разделить на группы при помощи упражнения «Молекулы», раздать карточки с заданием, определить роли в группе.

Задания, выполняемые при помощи мозгового штурма:

  1. Разработать комплекс физических упражнений для утренней зарядки;
  2. Составить режим дня младшего школьника;
  3. Подготовить меню на один день;
  4. Расписать правила гигиены (личной и школьной).

После выступления группы дети берут «мордочки» и определяют их в область с «положительной эмоцией» или «отрицательной».

Резюме учителя: все весёлые мордашки оказались в группе «положительной эмоции», таким образом, можем считать, что все сегодня находятся в хорошем расположении духа. Групповая работа даёт нам положительные эмоции.

  1. Проект.

Все дети садятся в круг и берут лепестки, лежащие в центре (по одному). На лепестках слова: спорт, плохое настроение, прогулка, лень, дружелюбие, злоба, правильное питание, обжорство, закаливание, соблюдение режима дня, неопрятность, аккуратность, добро, зарядка, друзья, одиночество и т.д. Детям предлагается создать «Цветок здоровья и счастья», определив, что из перечисленного необходимо для здоровья (с объяснением своей точки зрения).

 

  1. Рефлексия.

Прочитав все лепестки, попросить детей подумать над вопросом:

Почему все мордашки оказались рядом, вместе, а не в одиночестве?



Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс

(2 часа в неделю, всего 68 ч.)

Программная

тема

урока

Тема урока

Тема ОПК

1

2

3

4

Человек – живое существо (организм)

1

Общее строение организма человека

Греховность человеческого рода. Заповеди. Самодисциплина добрые привычки.

2

Нервная система. Головной и спинной мозг

3

Опорно-двигательная система

4

Пищеварительная система

5

Дыхательная система

6

Кровеносная система. Кровь и ее значение

7

Сердце-главный орган кровеносной системы

8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

9

Кожа, ее строение и значение

10

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения

11

Слух. Гигиена слуха

12

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека

13

Урок обобщения «Органы чувств»

14

Эмоции и чувства человека

15

Эмоции и чувства человека

16

Внимание, его роль в жизни человека

17

Память, ее значение в жизни человека

18

Чем человек отличается от животных

2 четверть

19

От рождения до старости (развитие человека)

20

От рождения до старости (развитие человека)

21

Здоровье человека. Вредные привычки

21

Здоровье человека. Вредные привычки

22

Здоровье человека. Вредные привычки

23

Здоровье человека. Вредные привычки

24

Урок обобщения «Здоровый образ жизни»

Человек - путешественник

25

Почему человек стал путешественником

Связь красоты и нравственности.

26

Как славяне обживали Север

27

Открытие земель за Каменным поясом

28

С. И. Дежнев и его путешествие

Человек и культура

29

Что такое культура

Действия нравственные и безнравственные. Отношения христианина к физическому здоровью.

30

Просвещение в Древней Руси

31

Просвещение XVIII веке

32

Просвещение в XIX – XX веках

3 четверть

33

Памятники архитектуры Древней Руси

34

Художественное ремесло в Древней Руси

35

Литературные памятники Древней Руси

36

Музыка в Древней Руси

37

От обрядов – к театрам

38

Архитектура и изобразительное искусство XVIII века

39

О первых историках России

40

О театре XVIII века

41

«Золотой век» русской культуры

42

Золотой век» русской культуры

43

Золотой век» русской культуры

44

Композиторы XIX века

45

Композиторы XIX века

46

Композиторы XIX века

47

Художники XIX века

48

Художники XIX века

49

И.И.Левитан

50

Архитектура и  изобразительное искусство XХ века

4 четверть

51

Поэзия ХХ века

52

Музыка ХХ века

Человек – защитник своего отечества

53

Почему люди воюют

Жизнь христианина как борьба и подвиг.

54

Война в древней Руси

55

Война в древней Руси

56

Война в древней Руси

57

Борьба русского народа с польскими захватчиками

58

Отечественная война 1812 года

59

Отечественная война 1812 года

60

Отечественная война 1812 года

61

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

62

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Гражданин и государство

63

Мы живем в Российском государстве. Символика России

Обязанности христианина в отношении к ближнему, к родителям, к Родине.

64

Мы живем в Российском государстве. Символика России

65

Права и обязанности граждан

Уроки общения и повторения

66

«Древняя Русь». «Россия»

Забота христианина о душе. Как совершается спасение человека в Церкви.

67

«Древняя Русь». «Россия»

68



Предварительный просмотр:

урока

Тема урока литературного чтения

Тема по ОПК

1

Малые формы фольклора (см. «Крупицы народной мудрости» в хрестоматии). Русская народная сказка «Марья Моревна»

«Доброе начало полдела откачало»

Знакомство с пословицами и поговорками православных христиан

2

Былина «Волх Всеславович»

«Жизнь дана на добрые дела»

Какие добрые дела мы можем совершить для себя, своих близких и других людей?

3

Слушание и работа с детскими книгами

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Пятая заповедь Закона Божия о почитании родителей

4

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

«Доброе братство милее богатства»

Беседа о православных людях, бескорыстно оказывающих помощь нуждающимся

5

Слушание и работа с детскими книгами. Песня-слава «Русская Земля», героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море»

«Родина – мать, умей за нее постоять»

Блокада Ленинграда и икона Казанской Божьей Матери. Долг служения Отечеству у христиан

6

Библейское предание «Блудный сын»

«Повинную голову меч не сечет»

Три ступени падения и обращения грешника. Таинство исповеди. Искреннее покаяние

7

Легенды. «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

«Господь терпел и нам велел»

Святые мученики Земли Русской

8

Слушание и работа с детскими книгами. Шотландская легенда «Рыцарь-Эльф».

«Бес подстрекает, а ангел помогает»

Почему наши молитвы бывают не услышаны

9

Библейская легенда «Суд Соломона»

«Не в силе Бог, но в правде»

Да воздастся тебе по делам твоим

10

Проверь себя

11

Древнегреческий миф «Арион»

«Уговор дороже денег»

Действия нравственные и безнравственные

12

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

«Не то дорого, что красного золота,

а то дорого, что доброго мастерства»

Беседа о трудолюбии и ценности плодов человеческого труда. Разрушение храмов в годы становления Советской власти. Восстановление разрушенных храмов и постройка новых в наши дни

13

Славянский миф «Ярило-солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»

«Мир Творцу хвалу поет,

Он всем жизнь и свет дает.

Славьте Господа с небес,
Он создал сей мир чудес.»

Беседа о сотворении мира Господом

14

Слушание и работа с детскими книгами. Китайский миф «Подвиги стрелка И»

«Не надобен и клад, коли в семье лад»

Беседа о необходимости терпеливого отношения к своим близким. Семейное счастье требует неустанного труда

15

Проверь себя. «Страничка книгочея»

16

Отрывок из «Повести временных лет». « О князе Владимире». «Деятельность Ярослава (Похвала книгам)»

«Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается»

Как совершается спасение человека в Церкви. Значение таинства крещения. Вопрос о взаимоотношении между свободной волей человека и действием Благодати Божьей

17

Слушание и работа с книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам». По страницам детских журналов

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»

Труд и его необходимость для христианина.

18

Отрывок из «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха»

«Кто знает аз да буки, тому и книги в руки»

Забота христианина о душе. Развитие ума. Необходимость духовного и научного образования

19

Проверь себя, «Страничка книгочея»

20

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»; И. И. Хемницер «Стрекоза»; Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

«Как аукнется, так и откликнется»

Необходимость укрепления воли как средства устоять против соблазна или греховной привычки

21

И. И. Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение. Слушание и работа с книгами басен. И.А.Крылов «Крестьянин в беде»

«Друзья познаются в беде»

Неразрывная связь между любовью к Богу и любовью к ближнему. Помощь и взаимовыручка как основа христианского милосердия

22

И. И. Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение. Слушание и работа с книгами басен. И.А.Крылов «Крестьянин в беде»

«Сам погибай, а товарища выручай»

Беседа о православных праведниках Сергии Радонежском и Серафиме Соровском

23

А.Е.Измайлов «Кукушка», И.А.Крылов «Осел и соловей»

«Не суди, да не судим будешь»

Грех зависти и злоречия. Добродетели кротости и миротворчества.

24

И.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С.В. Михалков «Слово о Крылове»

«Коли пойдет вкривь да вкось, так и дело брось»

Формирование и развитие самодисциплины. Добрые привычки

25

Слушание и работа с детскими книгами. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». Работа с детскими журналами

«Смотри дерево в плодах, а человека в делах»

Красота внешняя и внутренняя. Отношение к человеку должны основываться на его поступках, а не внешности или словах

26

Проверь себя. «Страничка книгочея»

27

Баллада В.А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В.А.Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды ясны!», «Загадки»

«Молитва – нити живой ткани тела церковного»

Разъяснение смысла и разучивание молитвы «Отче наш»

28

Баллада В.А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В.А.Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды ясны!», «Загадки»

«Молитва соединяет каждого члена церкви с небесным отцом»

Разъяснение смысла и разучивание молитвы «Богородице дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с тобою»

29

Волшебные сказки. В.А.Жуковский «Спящая царевна»

«Тому тяжело, кто помнит зло»

Обида –  тяжкий грех. Грех мести. Важное для православного христианина умение прощать

30

Слушание и работа с книгами В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери».

«Уговор дороже денег»

Обязанность христианина в отношении к ближнему. Превосходство христианской справедливости

31

Повторение изученных произведений А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Осень». Дополнительное чтение. Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении)

«Кто богу угоден, тот и людям приятен»

Развитие эстетического восприятия христианина. Поэзия, музыка и живопись. Связь красоты и нравственности

32

А.С.Пушкин «И.И.Пущину», И.И.Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок). А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

«Нет друга, так ищи, а нашел, так береги»

Обязанности христианина в отношении к ближнему. Грех лжи, клеветы, сплетни. Христианская благожелательность

33

Слушание и работа с детскими книгами. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»

«Кто в нраве крут, тот никому не друг»

Греховность гнева. Умиротворяющее действие молитвы. Обязанность побеждать зло добром

34

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из «Воспоминаний В.И.Даля». По страницам детских журналов

«Совесть – не повесть, в архив не сдашь»

Человек свободно управляет своей волей и поступками, при этом отвечает за них перед Богом

35

Повторение изученных произведений А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Осень». Дополнительное чтение

«Лучше без одежды, чем без надежды»

Христианская надежда. Упокоение сердца в Боге, и ожидание будущего блаженства

36

Проверь себя. «Страничка книгочея»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы православной культуры – интегрирующий курс начальной школы Панькова Ирина Ивановна, доцент Южного федерального университета, дипломант Всероссийского конкурса “За нравственный подвиг учителя”

Слайд 2

Предмет "Основы православной культуры" дает возможность понять культуру, которая в школе уже изучается Потому что иначе дети : не знают языка этой культуры. не зна ю т таких понятий, как "Бог", "совесть", "стыд", "грех", "целомудрие", “ благоговение ", "иерархия", "почитание", "послушание" и т.д. не понима ю т, почему люди так жили раньше . Как итог – разорванное, нецелостное мировоззрение

Слайд 3

Иван Ильин Е сли в жизни человека нет ничего ценного, ради чего он готов умереть, то эта жизнь бессмысленна

Слайд 4

П равославн ая культур а основывается на двух началах. Первое начало - это Боговоплощение Второе начало – Божественное откровение В ыражение Божественного человеческими средствами

Слайд 5

З доров ьетворящее образование в контексте православ ной педагогической традиции

Слайд 6

Здоровье как качество человека Компоненты здоровья как интегративной характеристики личности: Физическое здоровье ТЕЛО Психическое и с оциальное здоровье ДУША Духовное здоровье ДУХ

Слайд 7

Здоровая личность – это иерархически-гармоническая, целостная, духовно-нравственная личность. Можно внести уточнение с точки зрения именно религиозной духовной культуры. З доровая личность - это личность, любящая всё сущее, стремящаяся реализовать в себе образ и подобие Божие.

Слайд 8

З доров ьетворящее образование личности школьника создание педагогических условий для сохранени я и укреплени я его духовного здоровья, как главного звена в связке: здоровье духовное-психическое-социальное-физическое. У строение образовательного процесса в соответствии с христианской нравственностью и реалиями социокультурной и педагогической ситуации

Слайд 9

Становлению целостност и личности способствует целостн ый учебно-воспитател ьный , образователь ный процесс. Целостность, цельность является целительной, исцеляющей, способствующей оздоровлению личности .

Слайд 10

Благодаря целостной организации педагогического процесса на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Слайд 11

главны й метод духовно-ориентированны й , экзистенциальны й диалог

Слайд 12

Критерии . Соблюдение благочинного устроения , организации педагогическо го процесса

Слайд 13

уважительное отношение к личности всех участников педагогического процесса: учителя, учащегося, родителя; усвоение содержания образования в соответствии с возможностями учащихся наличие православного социо-культурного окружения; э стетизация среды

Слайд 14

Традиционные показатели духовно нравственного, психического, социального, физического здоровья, которые отражают: осмысленность жизни школьника; наличие целостной картины мира , которая базируется на научном мировоззрении (истинное научное знание не противоречит религиозному взгляду на мир. Религия и наука раскрывают разные стороны мировосприятия человека). гуманное отношение к ближнему (сострадание, милосердие, сопереживание, эмпатия и т.д.); волю, устремлённую к совершению блага.

Слайд 15

опережающий подход ориентируя процесс на достижение цели- воспитани е здоровой личности , позволяет применять теорию на практике в различных условиях о бразов ания

Слайд 16

Педагогические риски это коренные недостатки в решении смысложизненных проблем проблемы коммуникации опасность подмены Неподготовленность педагога

Слайд 17

Концептуальная модель здоровьетворящего образования в контексте православной педагогической традиции

Слайд 18

Цель: воспитание здоровой личности Условия: 1) опережающего подхода 2) реонтологизация образовательного процесса 3 ) наличие учителя – носителя традиции 4 )творческое “ проживание ” , жизненно рактическое “ испытание ” в “ опыте мира ” 5 )эстетически оформленная образовательная среда Принципы: -герменевтики -творческого развития Содержание: духовная культура Православия. Может быть транслировано через: -традиционное содержание образования -образовательную область “ Духовно-нравственная культура ” -систему внеклассной и внешкольной работы -семейное воспитание -духовное воспитание Методы: 1)духовно-ориентированный, экзистенциальный диалог 2)проективные здоровьетворящие методики

Слайд 19

Программа курса для начальной школы «РУСЬ СВЯТАЯ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ» Презентация подготовлена учителем начальных классов МОУ СОШ №37 Жилина Н.И.

Слайд 20

Структура курса Программа с пояснительной запиской. Тематическое планирование. Разработки уроков с методическими материалами.

Слайд 21

Цели и задачи курса Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников. Приобщить к устоям православной культуры. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её народу, культуре, языку, святыням.

Слайд 22

Наглядные пособия Иллюстрации картин, иконы, духовная литература. Учебник. Тетрадь на печатной основе (два варианта ) .

Слайд 23

Тетрадь

Слайд 24

Тетрадь (пример урока)

Слайд 25

Курс предполагает: Работу с родителями (по темам нравственного и духовного воспитания детей) Проведение праздников.

Слайд 26

«Старый друг лучше новых двух». «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним (Сир.9,12) «Бог любит праведника, а черт ябедника». « Вранье не споро, попутает скоро».«Проврался, что прокрался – люди долго помнят». «Поведение лживого человека – бесчестно, и позор его всегда с ним» (Сир.20, 26) «Не губите своих талантов через леность. Научайте и других всех доброму, в чем какую имеете способность»«Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с другими» «Поставь правилом совести никогда не говорить худо ни о ком». «Да будут в душе твоей всегда водружены шестокрыльные добродетели, то есть: усердие, дружелюбие, благий образ, рассуждение, воздержание и любовь, которыми удобно возвыситься до небес .» ( свт. Димитрий Ростовский)

Слайд 27

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ Выполнила: Немтина О.В. учитель начальных классов МОУ Конзаводская СОШ№9 им. Героя России Зозули А.С. х.Чернышевка , Зерноградский район, Ростовская область.

Слайд 2

Митрополит Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало ; 1651 (1651) — 1709 ) — русский церковный деятель, епископ Русской Церкви ; духовный писатель, оратор.

Слайд 3

Родился в декабре 1651 года в сотенном местечке Макарове Киевского полка Украинского гетманата . Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией . В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона , а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов . В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой « Диарий » (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины. После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре . 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата .

Слайд 5

По поручению патриарха Адриана поддержку Димитрию , работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович) . В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря , а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь . В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата . В 1701 году Димитрий переезжает в Москву для назначения на Тобольскую кафедру , 23 марта был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре .По причине болезни Димитрия 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определен на Ростовскую митрополию . Прибыв в свою епархию Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав « се покой мой, зде вселюся во век века » (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор ). За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом . Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.

Слайд 7

Скончался святитель Димитрий в 1709 году , в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского , который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря. В могиле вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.

Слайд 8

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи . Был извещён митрополит ростовский Арсений , который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод .

Слайд 9

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА . Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена переяславским епископом Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем Амвросия Каменского, епископа Переяславского и Дмитровского, другая – с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757–1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым.

Слайд 10

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период , а также единственным, прославленным в XVIII веке . Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи . Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II .

Слайд 11

Димитрий прославился как плодотворный церковный автор — составитель сборников житий святых (наиболее известный, в четырёх книгах — « Четьи-Минеи »), проповедей, драм, стихов. Академик Д. С. Лихачев считал Димитрия Ростовского « последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы ». Известны и пьесы , написанные святителем. Тексты двух — «Рождественская драма» (поставлена впервые 24 декабря 1704 года и продолжает исполняться до сих пор) и «Успенская драма» (написана на Украине в конце XVII века для исполнения монахами и писцами в монастыре) сохранились до наших дней. В последние годы своей жизни Димитрий , видя что раскол начал приобретать силу в его епархии , взялся за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Итогом этой деятельности стало написание доступного для простого народа языком сочинение против раскольников: « Розыск о раскольнической Брынской вере ».

Слайд 13

Работа над житиями святых была начата 6 мая 1684 года и продолжалась в течение 20 лет. При написании он пользовался Макарьевскими минеями, рукописью Симеона Метафраста , доставленной ему с Афона , русскими прологами , патериками и различными западными сборниками. Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник. Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырёх книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются согласно церковному календарю с сентября месяца. Первая книга — 1689 год ; Вторая книга — окончена в 1690 году , напечатана в 1695 году . После её написания работой Димитрия заинтересовался патриарх Адриан , который поощрил дальнейшее составлений житий на весь год своей грамотой и деньгами; Третья книга — 1700 год , после её печати Димитрий написал небольшую книгу « Мартиролог вкратце », поместив в неё в сокращенном виде жития святых за год; Четвёртая книга — 9 февраля 1705 года . Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество.

Слайд 15

Достоевский писал: ...по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи … потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное. —Ф.М. Достоевский « О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса » Четьи-Минеи стали источником вдохновения и для А. С. Пушкина — на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создаёт образ юродивого в трагедии «Борис Годунов» , а неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского .

Слайд 16

Труды Четьи Минеи (Жития святых); Алфавит духовный; Духовное врачество против хульных помыслов, Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих; Утешение человеку в скорби, беде и гонении; Зерцало православного исповедания; Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося; Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати ; О исповедании грехов и святом причащении; Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало; Плач на погребение Христово; Розыск о раскольнической Брынской вере; Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении; Краткие богомысленные размышления; Руно орошенное.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Праславянский язык, старославянский и древнерусский языки

Слайд 2

Подумайте, почему похожи некоторые слова, принадлежащие к разным славянским языкам. Свой вывод запишите, закончив начатое высказывание. Русский Болгарский Польский Чешский Русский человек пёс корова нос несу човек пес крава нос неся slowiek pies krova nos niose иlovмk pes krova nos nesu человек пёс корова нос несу Схожее звучание некоторых слов из разных славянских языков объясняется тем, что ___________________________________________________ ____________________________________________________ Все они относятся к одной ветви языков – славянским языкам с общим предком праславянским языком

Слайд 3

Внесите недостающие надписи: праславянский язык, восточнославянский, западнославянский, русский, украинский, белорусский. Южнославянский Праславянский Западнославянский Восточнославянский Русский Украинский Белорусский

Слайд 4

Объясните значение старославянизмов Очи – Ланиты – Перси – Уста – Рамена – Чресла – Выя – Длань – Перст – Чело –

Слайд 5

Для чего в речи используются старославянизмы? Писатели и поэты используют старославянские слова для придания речи торжественности, выразительности: И сладкая слеза ланиту орошает. (К.Батюшков) Но только цвет ее чела Был страшно бледен. (М.Лермонтов) Взглянет он тебе в очи – и полонит твою душу. (М.Горький)

Слайд 6

В текстах, когда следовало передать возвышенность минуты, ее трагичность или потрясение героя, поэты часто использовали слова, отстраненные от повседневной жизни, торжественные и звонкие старославянизмы. Особенно выразительны подобные высокие слова в тех текстах, где они употреблены подряд, где их много. Они как бы поддерживают друг друга среди слов-чужаков, и тогда чужаки сами получают возвышенный, торжественный тон. Смотрите, например, у Пушкина: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе.

Слайд 7

Исторические задачки Общеславянский или праславянский язык Восточнославянский (или древнерусский) язык Старославянский язык Общий язык славян (X в. до н.э. – I–V вв. н.э.) Язык восточных славян Киевской Руси VI–XIII вв. Первый литературный язык славян, созданный Кириллом и Мефодием

Слайд 8

Правило! Внимание! Не всякое слово, в котором есть изученное сочетание букв, относится к словам с полногласными и неполногласными сочетаниями. О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова с полногласием есть пара с неполногласием: м оло дежь – м ла денец, ж ере бьевка – ж ре бий. У слов слава, брат, стрела «родственников» с полногласием нет!

Слайд 9

Выпишите однокоренные слова-братья. Выделите чередующиеся сочетания звуков. Например, в оро та – в ра тарь. Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее. Полногласие Неполногласие Огород Полотно Молоко Середина Голос Молодёжь Оболочка сторона Ограда Платье Млекопитающее Среда Согласный Младенец Облако страна Проверь себя

Слайд 10

Допишите слова с полногласием словами с неполногласием: берег – ..., город – ..., ворота – ..., ворон – ... . Какие из записанных слов являются устаревшими? Какие слова звучат торжественнее и почему? Вспомните слова, допишите пропущенные буквы. – оро– –оро– –оро– –оро– – –оро– – –оро– – – оро– – – –оро– – – –оро– – – – оло– –оло– –оло– – оло– – –оло– – –оло– – – оло– – – –оло– – – –оло– – – (Мороз, город, порох, сторона, дорога, ворота, борозда, воробей, сорочка)

Слайд 11

Предлагаем вам еще несколько слов, а вы: а) подберите к ним слова с неполногласными сочетаниями: сторож, молодой, короткий, золото, берег, оборона, дерево; б) теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам: прохлада, небрежный, жребий, глава, кладезь, храм, здравие. * Можно ли сказать: Царские хоромы охраняет сторож ? Почему?

Слайд 12

Русский язык Старославянский Полногласные сочетания оро, ере, оло (город, молоко, порох, здоровый, череда) Неполногласные сочетания Ра, ла, ре, ле (град, млечный, здравый) Сочетания ро, ло в начале слова розница, ровный, лодка, рос, рост Сочетания Ра, ла в начале слова(разница, равный, ладья, растение, возраст) Исконно русские слова со звуком ж(невежа, одежка) Старославянское жд на месте русск. ж(одежда, невежда) Начальные о, я, у(один, ягненок, урод) Начальные е, а, ю(един, юноша) Словообразовательные особенности вы-, с_ Вылить, вытекать, выдать, сложить спадать, Живучий, жгучий, горячий, лежачий. Словообразовательные особенности(из-, низ-, ствие-, ущ-, ащ-, во-, со-) Первые части сложных слов благо, добро, зло Истекать, издать, следствие, зодчий, жизнь, битва, гордыня. Благолепие, злословие, добронравие, суеверие.

Слайд 13

Как вы знаете, в современном русском языке сохранилось много старославянизмов. Одной из примет старославянского происхождения являются сложные слова, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-, душе-, зло- ( благодарить, великодушие, добродетель, злословие и др.) А теперь попробуйте сами разобраться в словах, пришедших из старославянского языка; для этого установите значения составляющих их частей, соотнеся с русскими словами современного языка: благо-денствие – благо + день, т.е. хорошие, счастливые дни; благо-дарить – ...; благо-детель – ...; благо-ухание – ...; благо-получие – ...; благо-родный – ... . (Благо в старославянском языке означало «добро, счастье».)

Слайд 14

Этимология Оказывается, слова город и огород исторически являются однокоренными. Слово город первоначально имело значение «ограда, забор», «огороженное место». Слово смородина имеет тот же корень, что и слово смрад . Название было дано по сильному и терпкому запаху черной смородины.

Слайд 15

Ошеломить – значит сильно удивить, поразить чем-нибудь воображение. В древности ошеломить означало «сбить шлем » (древнерусское шелом ), «оставить без шлема». Во время боя воины, получая удар палицей по шлему, падали без сознания. Слова ворон и ворона являются названиями разных видов птиц. Ворон – большая (до 65 см длины) всеядная птица с черным оперением, из семейства вороновых. Ворона – широко распространенная в России птица (до 50 см длины) с серо-черным оперением, из семейства вороновых.

Слайд 16

Имена старославянские Все древнерусские имена, как известно, что-то обозначали. Смысл приведенных здесь личных имен славянского происхождения очень прост. Угадайте его: Всеволод, Владимир, Злата, Драгомир, Владислав. * Какие из имен исконно русские? Почему? ( Всеволод – владеющий всем; Владимир – владеющий миром; Злата – золотая; Драгомир – дорогой мир; Владислав – владеющий славой.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оформление древнерусских книг

Слайд 2

Чем современные книги отличаются от древних? По каким приметам мы можем определить, что книга древняя?

Слайд 3

Переплёт Переплет толстый, тисненой кожей обтянутый, а постучать по нему – звук деревянный слышен будет. И звук не обманывает, потому что из досочек переплет изготовлен, а сверху кожей обтянут, чтобы и досочки , и корешок книги защитить от повреждений. Сбоку же непременно одна или две застежки окажутся (бронзовые замочки на кожаных ремешках), чтобы застегнуть, запереть книгу после прочтения. Нам это даже странно: зачем книгу запирать? А в Древней Руси, бывало, и наказывали читателя за небрежение к рукописной книге, если не застегнул ее по прочтении. Зачем нужно было застёгивать книгу?

Слайд 4

Миниатюры Слева почти весь оборот предыдущего листа занимает миниатюра в красках. Обычно она в рамку заключена, но в древнейших книгах может быть и без рамки, с полями и без полей. Разные могут быть изображены на миниатюре лица, но чаще других – фигура книгописца с нимбом святого над головой. Нет, это не автопортрет писца рукописи, здесь изображается автор книги или сочинения, содержащегося в данной рукописи. Изображения достаточно условны, но что-то в них менялось все время за тысячелетнюю историю рукописной книги. Не спутаешь миниатюру XIV века с миниатюрой XVII или XIX века, обнаруживаются в них «меты» своего времени.

Слайд 5

Даже если только одна миниатюра украшает книгу, то рукопись издавна уже получила уточняющее название лицевая , поскольку в ней содержится изображение «лица» или «лиц». Но миниатюр в рукописи может быть и очень много, когда они подробно иллюстрируют какое-нибудь историческое или душеполезное повествование. И не только на отдельных листах, но и прямо в тексте, и на полях «лицевой» книги встречаются изображения святых, знаков зодиака, птиц и зверей, сценки военных сражений – всего не перечислить. Некоторые миниатюры поблескивают золотом, другие выполнены только пером и чернилами, но все они – равно благодатный материал для нашего знакомства с прошлым.

Слайд 6

Заставка А что же на правом листе? Там прежде всего привлекает наше внимание замкнутая в рамку или свободно зависающая над текстом орнаментированная заставка . В ней то сплетаются ленты и ремни с изображениями фантастических зверей и птиц, то застывают в густом многоцветье листья и травы. А вот строго геометризованные заставки в красках с добавлением золота или черно-белые заставки сложного рисунка, штрихом напоминающие гравюру. Они тоже не существуют все одновременно, орнаментальные стили сменяют друг друга. Но даже в одной рукописи не встретить двух одинаковых заставок. У художников (их в древности называли изографами ) не было трафаретов, не повторялись их орнаменты.

Слайд 7

Вязь Ниже заставки – целая строчка тянущихся вверх узких малиново-красных букв, которые не сразу и различишь в витиеватом сплетении вертикальных линий. Это как бы еще одна заставка, яркая, привлекающая внимание. Но это уже не только декоративный орнамент, а буквы, сплетающиеся в слова заглавия книги или отдельного сочинения. Только первая строчка заглавия пишется так замысловато вязью, продолжение его уже в следующей строке будет вписано буквами обычного размера и начертания.

Слайд 8

Киноварь Заглавие занимает обычно несколько строк, и все они пишутся киноварью (так называется малиново-красная яркая краска древнерусских рукописей). Именно к таким заглавиям восходит сохранившееся в языке понятие «красная строка», подразумевающее теперь отступ, небольшой пробел в начале текста. В особенно роскошных по оформлению рукописях вязь, а иногда и все заглавие выписывалось золотом. По заглавию мы уже предполагаем, какое произведение переписано ниже, и готовимся приступить к чтению. Но... спотыкаемся на первой же букве. Ее надо еще разглядеть, опознать в этом орнаментированном узоре, потеснившем сразу несколько строк текста. Буква эта называется инициал и являет собой как бы торжественный зачин всего последующего повествования. Заставки и инициалы выполнялись, как правило, одним художником и поэтому схожи по рисунку орнамента и его раскраске.

Слайд 9

Рассмотрите страницы древнерусских книг Что затрудняет чтение?

Слайд 10

Титлы Знаки горизонтальные или наскоком над строкой (титлы) и выносные буквы указывают на сокращенно написанное слово. Слова эти сначала были связаны в основном с христианскими понятиями божества, чтобы только посвященные, православные, понять могли; потом число их увеличилось для скорости письма.

Слайд 11

Устав, полуустав, скоропись Само письмо, начертание букв тоже изменялось с течением времени. Традиционно считается, что на смену древнейшему почерку – уставу – в конце XIV века пришел полуустав , а с конца XVI века все чаще встречаются книги, написанные скорописью . Эти хронологические границы достаточно условны, поскольку почерки не отменяли друг друга, а сосуществовали. Профессиональный писец одинаково владел искусством полуустава и скорописи. А поскольку каждая буква имела несколько вариантов начертания, то писец мог изменять свой полуустав или скоропись, писать как бы несколькими почерками. Это и понятно, если вспомнить, что в школе, когда учат нас современной скорописи, сколько в классе человек, столько и вариантов почерка получается.

Слайд 12

Попробуйте прочитать древнерусский текст

Слайд 13

На чём же писались древнерусские книги? Бумага, изобретенная в Китае в I веке до н.э., еще не попала на Русь, а книги уже существовали. И писались они тогда на пергамене, т.е. на специально выделанной для этих целей коже животных (телячьей, бараньей или козьей).

Слайд 14

Неизменно вспоминают предания о книгах «на бересте». Что такой писчий материал на Руси существовал уже давно, свидетельствуют найденные археологами новгородские берестяные грамоты. Но грамотки не книги, размер их невелик, назначение деловое, хозяйственное; сшивать и переплетать их нужды не было. И все-таки берестяные книги существовали. Они даже сохранились в нескольких архивах и библиотеках, хотя по своей древности значительно уступают грамоткам. Причина их относительной «молодости» – непрочность самого писчего материала. А пергамен оказался материалом вечным, он пережил века, сохранив свою торжественную шероховатую звонкость при перелистывании и осязаемую весомость книжного блока. Береста со временем высыхала, становилась ломкой, крошилась.

Слайд 15

Чем писали книги? «Чернило» приготовлялось из ольховых или дубовых орешков (наростов на коре) с добавлением клея, меда, железистых веществ. Все это квасилось или вываривалось, доводилось до необходимой концентрации. Рецептов составления чернил было множество, что и заметно при сравнении сохранившихся рукописей. На миниатюрах на столе книгописца можно разглядеть разного вида чернильницы и песочницы, ножи для заточки перьев и соскребания ошибочно написанных слов и букв, губки, пеналы, кисточки, сосуды для красок.

Слайд 16

Книги богослужебные Четьи – книги для чтения Хронограф Азбуковник Псалтирь Евангелие

Слайд 17

Украшение переплёта В музейных витринах можно иногда увидеть роскошные переплеты, когда вместо кожи (или поверх ее) доски обтягивались парчой или бархатом, в середине и по углам верхней крышки такого переплета помещались литые или чеканные украшения из золота, серебра, бронзы, иногда драгоценные камни. Это чаще всего так называемые напрестольные Евангелия, книги, используемые при церковном богослужении и предназначенные для общественного обозрения. Столь же роскошно могли оформляться в древности подносные книги царям, великим князьям, именитым боярам или их собственные дарения в монастыри и церкви.



Предварительный просмотр:

Примерная Программа курса

«Православные праздники и традиции

как средство приобщения детей к духовному опыту»

Пояснительная записка

        Программа курса «Православные праздники и традиции как средство приобщения к духовному опыту» рассчитана на детей младшего школьного возраста и призвана способствовать восстановлению утраченного мировоззренческого, образовательного и воспитательного единства посредством возрождения православной культурной традиции, народной мудрости. Одной из основных задач программы является стремление показать детям как Православие, основная культурообразующая религия России, повлияло на духовный облик русской нации. Священное Писание и Предание формировали не только религиозное, но и обыденное сознание, побуждали к осмыслению бытия в категориях добра и зла, истины и заблуждения, правды и лжи.

Религиозные идеи и представления людей лежали в основе культурного творчества с древних времен. Примером цельности культуры, проникнутой единым религиозным смыслом, может служить православная культура Древней Руси, ценности которой были общими и едиными для всех социальных групп и слоев.

Отношение человека к Богу определяет и отношение человека к миру, которое он реализует в культурном творчестве. Так человек познает действительный смысл мирового бытия и собственного существования. Христианство указывает, каким должен быть человек, и каковы должны быть цели его деятельности. В этом ключе обретает свой смысл и культурное творчество.  

На занятиях по данному курсу акцент делается на три составляющих процесса становления духовно-нравственной личности: воспитательный, образовательный и мировоззренческий.

Воспитательная работа ведется с учетом приобщения детей к духовно-нравственному опыту народа. В процессе этой работы выполняется задача приобщения детей к пониманию того, что христианские заповеди – это ступеньки восхождения к Добру, что проявлениям зла в сердце надо сопротивляться, что морально-нравственные принципы «не лги», «не завидуй», «чти отца и матерь…» только тогда будут понятны, когда мы на деле, а не только словом будем их выполнять.

        Образовательный элемент формирует у детей знания о богатстве такого пласта жизни, как народные традиции, знания о Православных праздниках и об особенностях их празднования; о красоте и уникальности устного народного творчества.

        

Принципы отбора материала

В содержание курса введены сведения об основах православной веры, православных праздниках, святынях России, православных монастырях и храмах.

Введение в содержание занятий библейских сказаний, русских народных сказок и былин, использование рассказов и стихотворений отечественных авторов, должно способствовать развитию речи обучающихся, обогащению и упорядочению их словаря, научит ценить силу, красоту, выразительность русского слова.

В программе отводится место для занятий – праздников, объединяющих всех участников образовательного процесса. Это создает почву для дальнейшего общения, атмосферу доверия и радости.

        Отобранный материал помогает ребенку, понять и принять идеи моральной чистоты, жертвенного служения ближним, Отечеству, понятия долга, совести; воспитывает детей чуткими к красоте и богатству русской культуры, национальной традиции.

Цели и задачи

Основная цель программы: создание условий для духовно-нравственного развития личности ребенка через знакомство с православными праздниками и традициями.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

  1. Познакомить детей с историей, традициями и праздниками Православной культуры;
  2. Помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия.
  3. Познакомить обучающихся с Православной точкой зрения на основные вопросы бытия и системой нравственных и этических норм Православия;
  4. Способствовать формированию у детей терпимости, взаимопониманию, навыков культуры общения;
  5. Дать детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
  6. Воспитать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
  7. Ввести детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством.

Особенностью данной программы является внимание к национальной культуре, духовно- нравственным традициям Российского общества, к опыту духовно- нравственного воспитания Православия. Курс помогает ребенку сформироваться в качестве активного носителя русской национальной культуры.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 72 часа в год. Занятия поводятся в группах. Желательно планировать сдвоенные занятия (два по 40 минут с перерывом).

Методы по освоению курса подбираются в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, учитывая свойственные им эмоциональную отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями. Детям младшего школьного возраста присуще уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет на занятиях курса одновременно знакомить обучающихся с православной культурой и традициями русского народа и осуществлять их нравственное воспитание.

Указанные особенности обучающихся младшего школьного возраста определили следующие методики:

- использование рассказов, вызывающих яркую эмоциональную реакцию (к ним можно отнести библейские сказания, русские народные сказки, былины, жития святых и др.)

- широкое использование наглядных пособий (картин, изображающих излагаемые события и родную природу, икон, фотографий храмов и монастырей) для опоры на наглядно-образное мышление школьников;

- использование методов беседы и анализа текста, обусловленные тем, что дети могут строить логические связи (например, детям очень хорошо удаются ответа на такие вопросы, как: «Что побудило этого человека так поступить? К чему это привело? Что бы случилось, если бы он поступил иначе?»);

- игровые методы, способствующие повышению интереса к предмету детей и их активизации;

Система занятий предполагает творческие работы учащихся как коллективные, так и индивидуальные.

Ожидаемые результаты.

1. Способствовать развитию духовного и культурного сознания детей, повышению духовно-нравственного и патриотического уровня обучающихся.

2. Сформировать у детей навыки культуры общения; терпимого отношения к людям, имеющим другую точку зрения на те или иные вопросы.

3. Дать детям первоначальные знания о Православных праздниках и традициях, акцентировав внимание на их взаимосвязи с народным творчеством и искусством.

Учебно – тематический план

№ п/п

Название темы

Дата

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение в программу

1

1

-

2.

Во что мы верим?

1

1

-

3.

Наш мир, его начало

4

1

3

4.

Крещение Руси

2

2

5.

«О самом главном», основы православной веры

3

3

-

6.

Что означает понятие «Иисус Христос – Богочеловек»?

6

5

1

7.

Православный храм, как жемчужина Российской архитектуры

8

5

3

8.

Православные иконы – сокровища Российской живописи

9

9

-

9.

Церковный год:

- День Светлого Воскресения Христова, Пасха Господня – самый главный православный праздник;

- Двунадесятые непереходящие праздники;

- двунадесятые переходящие праздники;

- великие праздники

36

14

2

7

3

2

22

3

10

9

-

10

Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

72

41

31

Содержание

        Введение в программу. Цели и задачи курса, основные темы программы. Беседы по правилам техники безопасности и дорожного движения.

Во что мы верим? Человек и реальный мир. Откуда зло появилось на Земле, как ему противостоять? В чем смысл жизни человека? Что означает нравственное достойное поведение человека?

Наш мир, его начало. Зарождение жизни на Земле: учение Дарвина и Божественное сотворение мира. Библейские сказания о сотворении мира:

Крещение Руси. Выбор веры на Руси. Крещение Руси. Развитие письменности на Руси.

        «О самом главном», основы православной веры. Что такое православие? На чем основывается православная вера? Крещение человека - таинство.

        Что означает понятие «Иисус Христос – Богочеловек»? Рождение Иисуса Христа. Детство, юность Христа, его крещение. Ученики Христовы. Проповедь Христова. Нагорная проповедь. Воскресение Иисуса Христа.

        Православный храм, как жемчужина Российской архитектуры. Форма храма, купола. Символика креста. Правила поведения в православном храме. Устройство храма. О роли света и звука в храме.

        Православные иконы – сокровища Российской живописи. Понятие иконы. Чудеса «от святых икон». Лик и жест на иконе. Свет и цвет на иконе. Иконостас в православном храме. Домашний иконостас. Праздничные иконы. Икона Владимирской Богоматери. Икона Троицы.

Церковный год.

Двунадесятые непереходящие праздники.

День Светлого Воскресения Христова, Пасха Господня – самый важный и торжественный православный праздник. Великий пост, Страстная седмица – время особенно строгого поста: Великий Четверг, Страстная Пятница, Великая суббота, их отражение в народных традициях и обрядах. Красное яйцо – символ воскресения, символ Пасхи. Украшение пасхальных яиц.

Рождество Пресвятой Богородицы. Воздвижение Креста Господня. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Святки. Праздники во время святочной недели. Крещение Господне. Сретение Господне. Благовещение Пресвятой Богородицы. Преображение Господне. Успение пресвятой Богородицы. Традиции участия московских царей в обрядах и торжествах, отправляемых Церковью.

Двунадесятые переходящие праздники.

Вход Господень в Иерусалим (вербное воскресение). Вознесение Господне. День Святой Троицы.

Великие праздники.

Обрезание Господне. Рождество Иоанна Предтечи. Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Покров Пресвятой Богородицы.

Использованная литература

1. Православие. Полная энциклопедия, Санкт-Петербург, 2008

2.Религии мира, пособие для учителя. М., 1994

3.И.Е.Забелин, Как жили в старину русские цари – государи, М., 1991

4. Вавилонская башня и другие библейские сказания, под ред. К. Чуковского, М., 1991

5. Н.Н. Ватолина, Прогулка по Третьяковской галерее, М., 1983

Детские Праздники

1. «Рождественский перезвон», спектакли, концерты, посвященные празднику Рождества Христова.

2. «Святки», праздники во время святочной недели.

3. Фестиваль духовной музыки, посвященный празднику Рождества Христова.

4. Готовимся к Празднику Пасхи (украшение пасхальных яиц, подготовка песен, стихов для концертов и фестивалей).

5. Фестиваль духовной музыки, посвященный празднику Пасхи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России в процессе изучения курса «Основы православной культуры» Работу выполнила учитель музыки МБОУ Кагальницкой СОШ №1 Левченко Елена Анатольевна

Слайд 2

Цели: - повышение мотивации и уровня заинтересованности родителей на изучение их детьми ОПК ; - повышение уровней компетентности педагогов в области ОПК и возможностей интеграции предметных курсов с ОПК для создания целостного восприятия детьми традиций русского народа - духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России на традициях православной культуры;

Слайд 3

Задачи: Формирование позитивного отношения к традициям православной культуры. Создание ситуаций для активизации познавательной, интеллектуальной, творческой, высоко – нравственной и развивающей деятельности ребенка. Воспитание и развитие в ребенке норм морали и качеств личности, соответствующих званию Гражданина России и данных православному человеку самой природой его бытия.

Слайд 4

Проблема: Возможно ли духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России средствами, традициями и смыслами жизни православной культуры?

Слайд 5

Основные линии ценностей: Л ю б о в ь С в о б о д а Т в о р ч е с т в о С е м ь я Д е т о р о ж д е н и е П а т р и о т и з м З д о р о в ь е С о в е с т ь М у д р о с т ь Т р а д и ц и и , я з ы к Д р у ж б а

Слайд 6

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина ставит перед современной школой основной целью и приоритетной задачей «Воспитание, социально – педагогическая поддержка становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» Каждый ученик должен быть «готов и способен к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально – ответственному поведению; готов и способен к реализации творческого потенциала … на основе моральных норм … и универсальной духовно – нравственной установки «становиться лучше»; укреплять нравственность, основанную на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формировать мораль … основанную на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развивать совесть, осуществлять нравственный самоконтроль; принимать … национальные духовные традиции и ценности; … осознавать ценность человеческой жизни; … быть свободным и способным к самоопределению; верить в Россию и чувствовать личную ответственность за ее будущее. Осознавать ценность семьи; понимать и поддерживать такие нравственные устои семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, заботиться о младших и старших, нести ответственность за другого человека; … заботиться о продолжении рода; быть законопослушным и сознательно поддерживать правопорядок, духовную, культурную и социальную преемственность поколений .»

Слайд 7

Нагорная проповедь Иисуса Христа - Блаженны нищие духом, потому что им принадлежит царствие небесное - Блаженны плачущие, потому что они утешатся - Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю - Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся - Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут - Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят. - Блаженны миротворцы, потому что они сынами Божиими назовутся . - Блаженны изгнанные за правду, потому что им принадлежит Царствие Небесное. - Блаженны вы, когда ругают вас изгоняют, оскорбляют, возводят напраслину из – за веры во Христа. Радуйтесь и веселитесь , потому что велика ваша награда на Небесах.

Слайд 8

Ценность - Любовь «Любовь долготерпит , милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» «Бог есть Любовь» – Любовь это святость, это высшее проявление лучших человеческих качеств. Любовь – это то, ради чего человек живет и совершает все усилия: не по принуждению, не по обязанностям, а по потребности своей души, т.к. не может по другому.

Слайд 9

Лосев Н. Возвращение блудного сына (притча)

Слайд 10

Ценность свободы – свобода выбора своей жизни, поступков Шли волхвы, звезде послушны, Ничему не удивлялись, Пастухи же, простодушны, Нищим яслям поклонялись. А скотинка бессловесна Благодарно в кут забилась И невидимо, чудесно Богу кроткому молилась. Вечнодева Пресвятая Пастухам, волхвам внимала, Верных глаз не поднимая, Сердце радостью питала. Перед Ней Креста начало, Но Она молчит сегодня, Все Она уже сказала: Се Раба, Раба Господня. Небо и земля ликуют, Ангелы дивятся чуду; В Кариоте в ночь глухую Родился уже Иуда… Но уже полгода, с лета, И пречудно и престранно Старица Елисавета Кормит сына Иоанна. Освещу в потемках лики, Грешная, иду к Дитяти. Ты прости грехи велики, Помоги нам, Божья Матерь. Освещу в потемках лики, Грешная, иду к Дитяти. Ты прости грехи велики, Помоги мне, Божья Матерь

Слайд 11

Ценность творчества, созидания чего – то нового прекрасного Первый день творения. Русская фреска. Первая половина 17 века Мир – есть творение Божье («Вначале Бог сотворил Небо и Землю»), это творческий акт Бога. Человек был создан отличным от всего Мира («Бог создал человека по образу и подобию своему»)

Слайд 12

Сотворение Мира. Икона 17 век

Слайд 13

Ценность - семьи Нехорошо человеку быть одному… …И прилепится человек к жене своей, и будут двое -- одно

Слайд 14

Святые Петр и Феврония Муромские (притча) Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские. Икона Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские (памятник в г. Ярославле)

Слайд 15

Ценность - продолжения рода, деторождения Встреча Марии и Елизаветы . Дионисий и мастерская. Фреска Ферапонтова монастыря 1502-1503

Слайд 16

Если низки — травы, а лес — высок, Как в безумной книжке какой, Если море сине взаправду там, За моею хрупкой стеной, Если круглый в небе висит огонь, Чтоб меня обогреть извне, Если волосы зелены на холмах — То я знаю, что делать мне. Я мечтаю, лежа во тьме, что там Разноцветные есть глаза, Грохот улиц и двери, с молчаньем их, И телесные люди — за. И пускай там бури, но лучше мне Быть одним из отвергших тьму, Чем хоть целую вечность повелевать Государством тьмы одному. Если только позволено будет мне Хоть на день оказаться там, Я за милость эту, за эту честь Баснословную — все отдам. И, клянусь, не вырвется из меня Ни гордыни, ни жалоб стон, — Если только смогу отыскать я дверь, Если буду-таки — рожден.

Слайд 17

Ценность – Патриотизм Послушание - послужение , т.е. служение Богу. Подвигнуть себя на добрые дела по совести, т.е. на подвиг. Подвиг – это защитить свою веру, свои традиции, своих близких, свое Отечество земное и Небесное от посягательств злых сил. Бог велит защищать слабых и беззащитных, служить людям и жить для людей. (Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский)

Слайд 18

Великий князь Александр Ярославич Невский

Слайд 19

Ценность разума, мудрости Притча Царя Соломона о двух женщинах и младенце

Слайд 20

Ценность - Здоровье «Надо молиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух»

Слайд 21

Ценность - Совесть Каин и Авель

Слайд 22

Ценность – традиции, язык Опера Н.А.Римского Корсакова «Снегурочка» П.И.Чайковский фортепианные циклы «Детский альбом» и «Времена года»

Слайд 23

Ценность - Дружба

Слайд 24

Ценность - профессия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

Обобщающий урок по курсу "Основы религиозной культуры и этики". "Основы православной культуры".

Урок-концерт по "Основам православной культуры". Заключительный урок курса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....

Результаты общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры "Русский мир в православной культуре"

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллапри поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религ...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...