Разработка мультимедийного урока на тему: «Традиции казаков»
методическая разработка по теме

Данная разработка внеклассным мероприятием для детей всех возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограничеными возможностями здоровья

с. Ковалевское Краснодарского края

Разработка мультимедийного урока на тему: «Традиции казаков»

Разработали: Учитель истории КалюжнаяК.А.

                          Учитель технологии Семененко Е.А.  

2010-2011 уч. год

Цель урока: рассказать о культурных традициях кубанских казаков.

Задачи.

Образовательные: способствовать формированию знаний о культурных традициях казачества;

Коррекционно-развивающие: способствовать нравственному развитию личности учащихся, развитию интереса к кубанским традициям, способствовать развитию фразовой речи учащихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию у детей любви к родному краю.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: мультимедийный урок.

Материальное обеспечение: мультимедийный экран, компьютер, диск со слайдами.

План урока:

1). Освоение кубанских земель.

2). Кубанская семья.

3). Традиции, связанные с рождением ребенка.

4). Жилище казака.

5). Одежда казаков и казачек.

6). Воспитание детей.

7). Язык казаков.

8). Викторина.

Подготовка к уроку: ученикам заранее даётся домашнее задание ( подготовить стихотворения к заданной теме)

Ход урока.

1). Активизация внимания учащихся.

  1. На экране слайды«Кубанская хата».

2).Открывает урок 1-й ученик следующим стихотворением.

Культура малой родины богата.

Перед тобой жилище предков - хата

Турлучная, а крыша – камышом,

Её жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки,

Макитры, глечики и ложки, рушники.

Как правило, плетнём окружена,

Запрятана в тени садов она.

3). Вступительное слово учителя. Подведение к изучению новой темы: сегодня у нас не совсем обычный урок. Необычно даже его начало. Вы услышали стихотворение. О чем оно? Какие новые слова для себя вы услышали? Что изображено на картинке? ( ответы учащихся).

4). Сообщение темы урока, его цели и задачи.

Тема нашего урока – «Традиции казачества». Сегодня вы сможете узнать что – то новое о быте, культуре казаков и их соседей; откроете для себя традиции и обычаи, которые способствовали культурному развитию Кубани.

5). Изучение новой темы.

Учитель: В 1792 году Екатерина II даровала Запорожскому казачьему войску кубанские земли. ( слайд «Екатерина II и казаки»). Поселившись на Кубани, казаки были поражены богатством природы заселяемого края. ( слайд природа Кубани). Они начали осваивать эти бескрайние просторы, занимать приглянувшиеся места для постоянного места жительства. ( слайд «первая борозда»). Казаки стали жить общинами ( слайд «казачья община»). Важные вопросы, которые возникали у станичников, решались станичным сбором. Власть в станице представлял атаман (  слайд«Атаман»).

Разнообразие природы, обилие угодий, естественные богатства способствовали развитию разных видов хозяйственной деятельности. Главным из них являлось скотоводство.

Рыболовство было любимым занятием бывших запорожцев. Ещё задолго до переселения в прикубанские степи они приходили сюда вооруженными отрядами ловить рыбу. Духовной основой жизни черноморцев было православие. Перебираясь на Кубань, казаки привезли с собой и походную церковь ( слайд «Первая церковь»).

В отличие от Запорожской Сечи, где казаки на спешили связывать себя семейными узами, в Черномории большинство стремилось обзавестись семьями. ( слайд «Казачья семья»). Это и понятно, потом что главной задачей для черноморцев было освоение новых земель. Семьи на Кубани были большие. В каждой семье с нетерпением ждали рождение потомков. Пол будущего ребенка предсказывали по снам: если мать во сне видела женские вещи – родится девочка, мужские – мальчик. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше, так как он являлся продолжателем рода. А еще на будущего казака выдавали наделы земли. Если женщина хотела родить сына, то она старалась брать на руки только мальчиков. Если же женщина хотела родить девочку, то она незаметно для других ходила по следам матери, имеющей маленькую дочь. ( слайд «Рождение ребенка»)

В дом, где родился ребенок, приходили родственник и соседи, чтобы поздравить родителей: малышу приносили подарки. Каждый, кто впервые видел ребенка и не желал ему зла, должен был обязательно сказать: « Тьфу, какой поганый родился!». Крещение происходило в церкви. В церковь и обратно ребенка несла крестная мать. Крестный отец покупал крестик, который при крещении надевали младенцу. Имя давали дедушки или бабушки. Крестины обычно устраивались в воскресенье и выливались в большой и радостный семейный праздник. Раньше малыши спали не в кроватках, а в люльках ( слайд «Люлька в кубанской хате»).

Когда родители уходили работать, маленький ребенок оставался на попечении девочек 6-7 лет, которые «нянчили младших сестренок и братьев.

5). Активизация внимания учащихся.

Вопрос к учащимся: «Как называется жилище казака?» ( хата).

Хата – невысокая турлучная или глинобитная постройка, побеленная снаружи, покрытая соломенными или камышовыми крышами. ( слайд «Хата»).

6). Продолжение изложения новой темы.

Каждое жилище украшалось разными деревянными карнизами. Крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения устанавливали на крыше конек. Жилье состояло из двух хат: «малая хата, или кухня» и « великая хата, или чистая половина».

В малой хате находилась печь, длинные деревянные лавки, небольшой круглый стол. Возле печи обычно стояла  широкая лавка для посуды, а у стены, где располагался «святой угол» - деревянная кровать. В великой хате обычно находилась добротная мебель – шкаф для посуды, комод для белья и одежды, сундуки.

Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных вышитыми полотенцами.

Среди предметов быта и домашней утвари можно было увидеть: (показ слайдов)

  1. Прялку, ткацкие станки;
  2. Салатки ( ступы с пестиками);
  3. Блюда, ложки, корыта, бочонки, шумовки, макитры ( горшки для приготовления и хранения хлеба), глечики (для хранения молочных продуктов), миски, кувшины.

Костюм казачий из сукна и ситца,

Он мог десятилетиями носиться.

Бешмет, черкеска, также башлыки.

Красивы на Кубани мужики.

Вопросы к учащимся: Что же такое бешмет, Черкесска, башлык?

Бешмет – одежда казака

Черкесска – верхняя одежда

Башлык – капюшон.

В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку. ( слайд «Костюм казака»).

В зимнее время прибавляли бурку и башлык. В праздники казаки надевали атласные бешметы, оправленные серебром, сапоги, суконные штаны.

Верхняя одежда казака – черкеска ( заимствована у адыгов) – была просторной, длинной. К ней на уровне груди нашивались газыри для ношения патронов. Папахи у казаков были высокие, черные – парадные, серые – повседневные.

Женский костюм ( слайд) состоял из юбки и кофты. Шился костюм из шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки» были разнообразных фасонов. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, бисером, вышивкой. Юбки шили пышными, внизу украшались оборками, кружевом. Обязательной была нижняя юбка. В косы вплетали шелковые ленты, на голове платки, на ногах – полусапожки. Детей воспитывали у казаков строг, с детства приучая их у труду и военной службе. Мальчиков обучали верховой езде и джигитовке. Девочек обучали ткачеству и рукоделию. Они изготавливали рушники, наволочки, занавески, платья, блузки. До совершеннолетия успевали приготовить себе приданное для замужества. Выходили замуж обычно в 16-18 лет. Казачьи семь были патриархальными. Неоспоримым авторитетом в доме был старший по возрасту мужчина. Отец следил за ведением хозяйства, за соблюдением традиций, обычаев. Женщины воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Важную роль в казачьей семье играла бабушка, которая заботилась о внуках.

Кубанская культура зримо проявляется в языке. Как язык характеризует казака? Во-первых, казак не речист. Во-вторых, откровенен и образен во слове.

Красив язык казачий. Эту речь

Завещано нам предками беречь.

И на «пидворье» надо на «робыть»,

Чтобы в достатке «изиро», «гарно» жить.

7). Закрепление изученного.

Викторина.

Раскрыть смысл слов:

Робыть – работать;

Пидворье – подворье;

Худоба – домашнее животное;

Кликать – звать;

Балакать – говорить;

Спивать – петь;

Рыготать – смеяться;

Гарный – красивый;

Неслуханный – непослушный.

Раскрыть значение поговорок:

Як банный лист – навязчивый человек;

Из возу упало, щитай пропало – потерянного не найдешь

8). Подведение итогов.

Из прошлого, от прадедов, отцов

Дошло до нас, потомков, много слов.

В кубанских песнях – боевое братство,

Любовь к земле, душевные богатства.

Урок заканчивается гимном Кубани.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мультимедийного урока по английскому языку по теме "Спорт" для 10 класса

План урока Организационный  момент.Речевая зарядка.Активизация употребления в речи учащихся лексики по теме: «Спорт в нашей жизни»Презентация об известных спортсменахАудирование текста. Конт...

Разработка мультимедийного урока по музыке в 4 классе по теме "Музыка Украины"

Мультимедийная презентация, видео мамериалы по теме...

Разработка мультимедийного урока английского языка для 5-ого класса по теме "How do you help your neighbourhood?”

Разработка мультимедийного урока английского языка для 5-ого класса по теме "How do you help your neighbourhood?”...

Разработка мультимедийного урока на тему: "Применение тригонометрических формул".

Цель: развитие навыков упрощения и вычисления выражений с применением тригонометрических тождеств.План урока:1.организационный момент;2.история тригонометрии;3.работа в группах;4.задачи с подробным оф...

Мультимедийная разработка к уроку по теме "Present Perfect Tense"

Мультимедийная разработка к уроку по теме "Present Perfect Tense"...

Мультимедийная разработка к уроку по теме "Abilities"

Мультимедийная разработка к уроку по теме "Abilities"...