Тувинские подвижные игры для детей
методическая разработка на тему

 

Тувинские подвижные игры для детей

Цели:воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского народа с использованием элементов народной физической культуры и национальных видов спорта в оздоровлении организма детей.  

Задачи:

- знакомство традиционных знаний о здоровом образе жизни  тувинскими народными играми и традиционным национальным праздником «Шагаа»;

- развитие скоростно-силовых качеств, ориентирование в пространстве, комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, технико-тактические взаимодействия во  время игры

Оборудование: плакаты с названиями игр; рисунок «Шагаа», где иллюстрированы иргы: «Тевектээр» (почекушки), «Аргамчы тыртары» (перетягивание аркана), «Шалбалаар»(метание аркана); голова лошади вырезанная с картона,  аркан, канат, «тевек» (почекушка); призы для победителей,

Учитель: Дорогие дети!  Сегодня мы с вами познакомимся с тувинскими подвижными народными играми. Их играли наши дедушки и бабушки во время новогоднего праздника – Шагаа!

Ученик 1:Шагаа – это праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключался в очищении. К Шагаа готовились с осени. Запасали мясо, топленое масло, просо.

Ученик 2: Большое значение имели благопожелания, «сан-салыры» (жертвенный огонь),моления, угощения и массовые игры.

Учитель:Давайте назовем эти игры. 1-й плакат: Для развития силы и выносливости.

(Ученики называют игры, которые  написаны на плакате поочередно, поднимая руки).

 

Развитие силы и выносливости

  1. «Аргамчы тыртары» (перетягивание аркана)
  2.  «Аскангыыр» (скаканье на одной ноге)
  3. «Тевектээр» (почекушка)

 

 

 

 

 

Учитель:Для развития меткости.

Развитие меткости

  1. «Баг каггары» (выбивание ремня)
  2. «Шалбалаар» (метание аркана)
  3. «Ак ыяш» (белая палка)

 

 

 

 

 

 

Учитель:Для развития ловкости, быстроты подвижности.

Развитие ловкости, быстроты подвижности

  1. «Сывыртажыыр» (догонялки)
  2. «Согур аза» (слепой черт)
  3. «Чылгычылар» (табунщики)

 

Учитель:Для развитие гибкости и координации движений назовите:

 

Развитие гибкости и координации движений

  1. «Тевектээр»(почекушки)
  2. «Ээлдек шынгырааш» (звенящая нежность)
  3. «Ча адыкчылары» (стрельба из лука)
  4. «Аяк шайым» (чашка чая)

 

 

Учитель: Молодцы! А сейчас выберем из них «Тевектээр» (почекушки), «Шалбалаар» (метание аркана), «Аргамчы тыртары» (перетягивание аркана), и будем играть.

Ученик 3: В игру «Тевектээр» (почекушки)  играли с удовольствием. «Тевек » изготавливают из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти или конного хвоста, а в наше время – шпагат. (И показывает «тевек», далее демонстрирует технику игры).

Учитель: Вначале подкидываем «тевек» одной ногой, подбрасываем,  не уронив его на землю. У кого наибольшее число подбрасываний, тот и побеждает. (Выходят 3-4 участника, а остальные дружно считают. Победителя учитель отмечает).

Учитель: Какие вы молодцы! А игру «Шалбалаар» (метание аркана)наши мальчики хорошо знают, так ведь?

Ученик 4: Игра «Шалбалаар» (метание аркана) носит подражательный характер «чылгычы» (табунщика), ведь лошадь в жизни тувинца занимала важное место.

Учитель:Условие игры: «чылгычы» (участник) метко попадает в голову лошади, попытки – 3 раза.

Ученик 5:Ой, табунщик поскорей!

                   Захомутай гнедого!

                    В поле чистом скачет резво,

                    Будет он тебе конем!              

 (2 ученика готовят голову коня, вырезанную из картона и «аргамчы» (веревка), выходят 3 участника, состязаются, выявляется победитель. Учитель отмечает).

Учитель: Следующая игра называется «Аргамчы тыртары» (перетягивание веревки). Для этого разделитесь на 2 команды по 8 человек, чертим линию, выравниваем середину каната и тянем в свою сторону. Сильной стороной окажется та, которая перетянет канат в свою сторону.

Ученик 6:  Не стой в стороне равнодушно,

                    Давай смелей за команду!

                     Перетянем «аргамчы», канат.

                     1,2,3    Че-ве, че-ве-че !

(Учащиеся делятся на 2 команды. Выявляют сильнейшую команду).

Учитель:Молодцы ребята! А теперь награждение победителей!

(награждение)

Учитель: Ребята, у вас было домашнее задание. Спросить у дедушек и бабушек игры, которые они играли в детстве. Записать, как играли.

По вашим анкетам выяснилось, что деды сами делали почекушки. И они играли - ударяли ногой почекушку вверх до 300-500 раз, стараясь не уронить.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Аг-оол Е.М. Разработка вариативной части учебной программы по физической культуре для 1-4 классов с использованием элементов тувинских национальных видов спорта, танцев и народных игр: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Омск,1998. 
  2. Дыртык-оол М. Психологические особенности детских тувинских игр: (на примере «Сайзанак»)// Башкы.-2005.-№ 1.- с. 91-93.
  3. Кужугет А.К. Зрелищность спортивных состязаний/ А.К.Кужугет//Гуманитарные исследования в Туве: Сб.научных статей /Отв.ред. К.А.Бичелдей.- М.: Изд-во РУДН,2001.-с. 209-217.
  4. Самбуу И.У. Тувинские народные игры: историко-этнографический очерк.- Кызыл:Тувкнигоиздат,1978.
  5. Самбуу И.У. Из истории тувинских игр : историко-этнографический очерк.-Кызыл:Тувкнигоиздат,1974.
  6. Уйнук-оол Е.С. Игры тувинских детей//Башкы.-2011.-№ 1.- с. 16-17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное занятие для детей начальных классов, их родителей о национальных играх тувинского народа. Приведены игры, которые особенно нравятся совремнной детворе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей с ДЦП.

Статья содержит методические рекомендации педагогам и родителям по организации подвижных и малоподвижных игр  для детей с ДЦП....

Подвижные игры для детей с веселыми картинками

Подвижные игры для дошкольников всех возрастов...

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста

Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного и младшего школьного возрастов - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно...

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Огромную роль в воспитании ребенка имеют игры а особенно важно что бы ребенок двигался. Эти игры направлены на физическое развитие , внимание и координацию ребенка....

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Игры могут применяться на занятиях по физической культуре, с целью закрепления знаний ЗОЖ с параллельным овладением двигательными умениями и навыками...

"Подвижные игры для детей дошкольного возраста"

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здор...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...