Тувинские подвижные игры для детей
методическая разработка на тему
Тувинские подвижные игры для детей
Цели:воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского народа с использованием элементов народной физической культуры и национальных видов спорта в оздоровлении организма детей.
Задачи:
- знакомство традиционных знаний о здоровом образе жизни тувинскими народными играми и традиционным национальным праздником «Шагаа»;
- развитие скоростно-силовых качеств, ориентирование в пространстве, комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, технико-тактические взаимодействия во время игры
Оборудование: плакаты с названиями игр; рисунок «Шагаа», где иллюстрированы иргы: «Тевектээр» (почекушки), «Аргамчы тыртары» (перетягивание аркана), «Шалбалаар»(метание аркана); голова лошади вырезанная с картона, аркан, канат, «тевек» (почекушка); призы для победителей,
Учитель: Дорогие дети! Сегодня мы с вами познакомимся с тувинскими подвижными народными играми. Их играли наши дедушки и бабушки во время новогоднего праздника – Шагаа!
Ученик 1:Шагаа – это праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключался в очищении. К Шагаа готовились с осени. Запасали мясо, топленое масло, просо.
Ученик 2: Большое значение имели благопожелания, «сан-салыры» (жертвенный огонь),моления, угощения и массовые игры.
Учитель:Давайте назовем эти игры. 1-й плакат: Для развития силы и выносливости.
(Ученики называют игры, которые написаны на плакате поочередно, поднимая руки).
Развитие силы и выносливости
|
Учитель:Для развития меткости.
Развитие меткости
|
Учитель:Для развития ловкости, быстроты подвижности.
Развитие ловкости, быстроты подвижности
|
Учитель:Для развитие гибкости и координации движений назовите:
Развитие гибкости и координации движений
|
Учитель: Молодцы! А сейчас выберем из них «Тевектээр» (почекушки), «Шалбалаар» (метание аркана), «Аргамчы тыртары» (перетягивание аркана), и будем играть.
Ученик 3: В игру «Тевектээр» (почекушки) играли с удовольствием. «Тевек » изготавливают из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти или конного хвоста, а в наше время – шпагат. (И показывает «тевек», далее демонстрирует технику игры).
Учитель: Вначале подкидываем «тевек» одной ногой, подбрасываем, не уронив его на землю. У кого наибольшее число подбрасываний, тот и побеждает. (Выходят 3-4 участника, а остальные дружно считают. Победителя учитель отмечает).
Учитель: Какие вы молодцы! А игру «Шалбалаар» (метание аркана)наши мальчики хорошо знают, так ведь?
Ученик 4: Игра «Шалбалаар» (метание аркана) носит подражательный характер «чылгычы» (табунщика), ведь лошадь в жизни тувинца занимала важное место.
Учитель:Условие игры: «чылгычы» (участник) метко попадает в голову лошади, попытки – 3 раза.
Ученик 5:Ой, табунщик поскорей!
Захомутай гнедого!
В поле чистом скачет резво,
Будет он тебе конем!
(2 ученика готовят голову коня, вырезанную из картона и «аргамчы» (веревка), выходят 3 участника, состязаются, выявляется победитель. Учитель отмечает).
Учитель: Следующая игра называется «Аргамчы тыртары» (перетягивание веревки). Для этого разделитесь на 2 команды по 8 человек, чертим линию, выравниваем середину каната и тянем в свою сторону. Сильной стороной окажется та, которая перетянет канат в свою сторону.
Ученик 6: Не стой в стороне равнодушно,
Давай смелей за команду!
Перетянем «аргамчы», канат.
1,2,3 Че-ве, че-ве-че !
(Учащиеся делятся на 2 команды. Выявляют сильнейшую команду).
Учитель:Молодцы ребята! А теперь награждение победителей!
(награждение)
Учитель: Ребята, у вас было домашнее задание. Спросить у дедушек и бабушек игры, которые они играли в детстве. Записать, как играли.
По вашим анкетам выяснилось, что деды сами делали почекушки. И они играли - ударяли ногой почекушку вверх до 300-500 раз, стараясь не уронить.
Список использованной литературы
- Аг-оол Е.М. Разработка вариативной части учебной программы по физической культуре для 1-4 классов с использованием элементов тувинских национальных видов спорта, танцев и народных игр: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Омск,1998.
- Дыртык-оол М. Психологические особенности детских тувинских игр: (на примере «Сайзанак»)// Башкы.-2005.-№ 1.- с. 91-93.
- Кужугет А.К. Зрелищность спортивных состязаний/ А.К.Кужугет//Гуманитарные исследования в Туве: Сб.научных статей /Отв.ред. К.А.Бичелдей.- М.: Изд-во РУДН,2001.-с. 209-217.
- Самбуу И.У. Тувинские народные игры: историко-этнографический очерк.- Кызыл:Тувкнигоиздат,1978.
- Самбуу И.У. Из истории тувинских игр : историко-этнографический очерк.-Кызыл:Тувкнигоиздат,1974.
- Уйнук-оол Е.С. Игры тувинских детей//Башкы.-2011.-№ 1.- с. 16-17.
Внеклассное занятие для детей начальных классов, их родителей о национальных играх тувинского народа. Приведены игры, которые особенно нравятся совремнной детворе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для детей с ДЦП.
Статья содержит методические рекомендации педагогам и родителям по организации подвижных и малоподвижных игр для детей с ДЦП....
Подвижные игры для детей с веселыми картинками
Подвижные игры для дошкольников всех возрастов...
Подвижные игры для детей младшего школьного возраста
Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного и младшего школьного возрастов - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно...
Подвижные игры для детей дошкольного возраста
Огромную роль в воспитании ребенка имеют игры а особенно важно что бы ребенок двигался. Эти игры направлены на физическое развитие , внимание и координацию ребенка....
Подвижные игры для детей дошкольного возраста
Игры могут применяться на занятиях по физической культуре, с целью закрепления знаний ЗОЖ с параллельным овладением двигательными умениями и навыками...
"Подвижные игры для детей дошкольного возраста"
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здор...
Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе
Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...