План тренинга со старшеклассниками о знании информации по ВИЧ (СПИД)
методическая разработка (11 класс) по теме
Работу выполнила учащаяся 11 класса Шумилова Мария
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_treninga_po_problemam_vich-spid.docx | 48.58 КБ |
Предварительный просмотр:
моу Чердаклинская средняя общеобразовательная школа №1
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА «МЫ ЗА ЗОЖ»
Выполнила:
Ученица 11 класса б
Шумилова Мария
2010 год.
Семинар «Мы за ЗОЖ»
Цель семинара: повышение уровня информационности подростков 9-11 классов ЧСОШ №1 по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД; изменение отношения учащихся к данной проблеме.
Задачи:
- Выяснить исходный уровень информированности подростков и наличие у них навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией.
- Дать достоверную информацию о ВИЧ/СПИД, учитывая уровень информированности.
- Сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией.
- Проверить уровень усвоения информации и закрепления навыков.
Психологические игры, которые можно использовать в профилактических тренингах:
- игры на знакомство;
- игры на сплочение;
- упражнения-разминки;
- игры-разбивки;
- коммуникативные игры;
- ритуалы завершения групповой работы.
Основные методы работы, используемые в профилактических тренингах:
⭧ Дискуссия (часто принимает острый характер, и стороны не достигают единодушия, но такая дискуссия может подвинуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки.)
⭧ «Мозговой штурм» (предоставляет собой хороший способ быстрого включения в работу всех членов группы)
⭧Ролевые игры (хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара)
Структура семинара.
Структура семинара зависит:
✏от целей семинара;
✏целевой группы;
✏продолжительности семинара;
✏уровня подготовленности группы.
Разделим условно все время семинара на этапы:
Введение
- Знакомство (5% рабочего времени)
Примечание. В нашем случае, все участники являются учениками одной школы, поэтому этот этап мы можем спокойно опустить и переходить к этапу 2.
- Ожидания участников (3% рабочего времени)
- Принятие правил работы группы (5% рабочего времени):
✏Право говорящего;
✏Правило поднятой руки;
✏Конфиденциальность;
✏ «Не давать оценок»;
✏Право ведущего;
✏Пунктуальность.
- Оценка уровня информативности (5-10% рабочего времени)
- Актуализация проблемы (10%-30% рабочего времени)
- Информационный блок (20%-40% рабочего времени)
- Приобретение практических навыков (20%-60% рабочего времени)
- коммуникативные
- принятие решений
- изменение стратегии поведения.
- Завершение работы. Получение обратной связи (5% рабочего времени)
Особенности семинара продолжительностью в 3 часа.
3-часовой семинар незаменим в ситуации школьного обучения!
Во-первых, администрация не может «оторвать» от очень нужных и полезных программных предметов более 3 часов.
Во вторых, у меня может быть не достаточно средств для проведения более продолжительного тренинга. Следовательно, я выбираю 3-часовой семинар.
Неоспоримые преимущества:
▐ у меня появляется возможность охватить большое количество слушателей;
▐ я могу отработать те информационные блоки, к которым давно готова, и не проводить игр и упражнений, к которым готова не совсем;
▐ я могу приобрести известность и подобрать участников для 1- и 3- дневных семинаров;
▐ я могу не готовить папки участников, а ограничиться несколькими видами раздаточных материалов;
▐ если я чувствую себя неготовым к позиции ведущего семинара, я могу не выходить из позиции преподавателя.
Специфика:
▐ я могу осуществить только краткое введение в проблему;
▐ я не смогу (даже если сильно захочу) уделить достаточного внимания развитию практических навыков.
Примерная продолжительность этапов семинара.
Введение 5% | 15-20 мин. |
| |
| |
| |
| 10-15 мин. |
| 15-30 мин |
| 25-40 мин. |
| 30-60 мин. |
| 10 мин. |
Примечание: Из таблицы следует, что те шесть тренингов, которые я взяла для проведения семинара нужно расположить в таком соответствии:
Один тренинг полностью посвящаем для оценки уровня информированности, еще один - на актуализацию проблемы, два тренинга на информационный блок и еще два на приобретение практических навыков.
Для оценки тренинга как процесса необходимо выяснить:
- эмоциональное состояние участников (комфортность),
- оценку форм тренинга участниками,
- «сильные» и «слабые» блоки (информационные и игровые)
Для этого можно использовать следующие методики:
- обсуждение с персональными высказываниями (по окончании тренинга каждый участник группы высказывается по схеме: что узнал нового, что понравилось или не понравилось, что нужно изменить);
- анкетирование (заранее готовится анкета, которую участники заполняют по окончании семинара);
- «интервью-выход» (готовится анкета, проверяющая знание отдельных тем, затронутых на семинаре);
-субъективная оценка участников (анкета включает в себя список критериев, и участникам предлагается оценить тренинг по этим критериям).
Организационную часть тренинга может взять на себя как сам тренер-ведущий, так и другой человек.
Оптимальное количество тренеров для продолжительных тренингов – два человека.
ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ:
-менять друг друга и сохранять силы для дальнейшей работы с аудиторией;
-совместно анализируя ход тренинга, выяснить, что получилось, что можно изменить в ходе тренинга или планировании следующего. Это делает программу тренинга более пластичной, живой.
Итак, все условия выполнены, пора составлять проект семинара.
Тема: ВИЧ-инфекция/СПИД, наркомания.
Цель: повышение уровня информационности подростков 9-11 классов ЧСОШ №1 по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД и наркоманией; изменение отношения учащихся к данным проблемам.
Задачи:
- Выяснить исходный уровень информированности подростков по проблемам;
- Дать достоверную информацию о ВИЧ/СПИД, учитывая уровень информированности.
- Сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией.
- Проверить уровень усвоения информации и закрепления навыков.
План-конспект.
Ученики каждого класса являются одной группой.
У каждой группы «маршрут по станциям», на которых проводится определенный тренинг, на определенную тему одного этапа.
Перед тем как приступить все участники собираются в зале, обговаривают пожелания, правила работы группы, после расходятся по «станциям».
Я расскажу о каждой станции на примере одного маршрута:
Кабинет 1 – кабинет 2 – кабинет 3 –кабинет 4 – кабинет 5 – кабинет 6.
Первая «станция»:
Задача: оценить уровень информированности в области ВИЧ/СПИД.
Задание для участников: «мозговой штурм», тема для обсуждения «Почему мы говорим о ВИЧ?».
Вторая «станция»:
Задача: проанализировать проблему, показать степень опасности ВИЧ-инфекции.
Задание для участников: игра «Листок с секретом».
Третья «станция»:
Задача: обсудить с группой вопрос о доверии половых партнеров друг другу в вопросах здоровья.
Задание для участников: игра «Степень доверия».
Четвертая «станция»:
Задача: развить у группы практические навыки, уметь отказывать и иметь своё мнение в любой ситуации.
Задание для участников: ролевая игра «Скажи «нет»».
Пятая «станция»:
Задача: показать степень опасности наркотиков для каждого участника.
Задание для участников: игра «Препятствия»
Шестая «станция»
Задача: развить у группы практические навыки, уметь отказывать и иметь своё мнение при предложении попробовать наркотик.
Задание для участников: ролевая игра «Шприц».
В конце прохождения все станций все участники выполняют завершающий тест, а так же анкетирование по провождению семинара, в общем.
Материалы для проведения тренингов:
«Листок с секретом»
Материалы: листы бумаги формата А-6 (1/4 стан дартного листа) по числу пар в группе.
Участники разбиваются на пары (желательно что бы партнеры были наименее знакомы друг с другом). Каждому выдается лист бумаги. На одном из них ве дущий незаметно (заранее) ставит метку на обрат ной стороне листа. Участникам предлагается запи сать вопросы, касающиеся темы, на которые они не знают ответа.
Далее участники обмениваются листами и пытают ся ответить на вопросы друг друга.
Потом участникам предлагается объединиться в четверки и обсудить вопросы, оставшиеся неясными.
И, наконец, — в восьмерки, с той же целью.
После этого ведущий спрашивает: «Остались ли сомнения и неясности? Какие именно? Произнесите вопросы, на которые не удалось найти ответ?».
Далее тренер предлагает группе перевернуть свои листочки. Тот, кто обнаружит метку — встает. Веду щий просит встать того, кто работал с этим челове ком в паре; тех, кто работал с ним в четверке и в восьмерке. Ведущий говорит: «Так же незаметно, в приятной обстановке, в обществе происходит рас пространение ВИЧ-инфекции. Люди встречаются, веселятся, проводят вместе время, любят друг друга, и часто не задумываются о том, что кто-то может быть инфицирован». Ведущий собирает листки, про анализировать их можно в перерыве.
« Почему мы говорим о ВИЧ?»
Участникам предлагается разделиться на 3 группы и выработать как можно больше причин, по которым в наше время людям следует знать и говорить о ВИЧ/СПИД. После того как все группы доложат ре зультаты своей работы, ведущий инициирует группо вую дискуссию. Целью которой является осознание важности обсуждаемой проблемы.
В некоторых группах любые дискуссии сильно за тягиваются, разговор становится все менее и менее содержательным, участники начинают излишне дета лизировать либо «ходить по кругу»; корректировать этот процесс можно, вовремя делая ремарки по со держанию, и, тем самым уводя дискуссию в нужном тренеру направлении. Этот совет относится и ко всем остальным дискуссионным формам работы на семи наре.
«Степень доверия» или «Ефросинья и Ануфрий»
Материалы: лист ватмана, маркер.
Упражнения начинаются с провокационных во просов ведущего группе.
Если ты любишь человека, тебе не придет в голову усомниться в нем. Это так?
По человеку сразу видно, болеет ли он ИППП?
Только тот, у кого было очень много партнеров дол жен беспокоиться, не заразился ли он чем-нибудь?
После того как группа обсудит проблему в течение 10 мин., тренер предлагает группе поясняющую схе му про Ануфрия и Ефросинью. Важно, чтобы рассказ подкреплялся рисунками.
Схема: «Ефросинья и Ануфрий»
Жили-были на свете молодые люди Ефросинья и Ануфрий. Однажды они встретились и полюбили друг друга. У них никогда раньше не было таких чис тых и доверительных отношений, такой настоящей любви.
Обозначим их так.
Все, что было в прошлом у каждого, не имело для них никакого значения. Это были случайные встречи, несерьезные отношения, да и было их совсем не много. У Ефросиньи был один короткий, летний ро ман. И у Ануфрия раньше были близкие отношения с 2-мя девушками.
У бывшего друга Ефросиньи было много девушек, он вообще был человек несерьезный. И одна из быв ших подруг Ануфрия была легкомысленной, из-за этого они и расстались. А вторая просто уехала в другой город и бросила его.
И у тех, в общем — то посторонних людей, тоже были какие-то сексуальные отношения в прошлом.
Если расширять эту схему дальше, то люди, кото рых мы изобразим, наверняка не знакомы главным героями. Ефросинья и Ануфрий, скорее всего, даже не слышали о них. А зачем о них вспомнили мы? По тому что, вступая в незащищенные сексуальные от ношения даже с очень любимым и близким челове ком, мы одновременно контактируем с микрофлорой всех его предыдущих партнёров, а также тех, с кем раньше контактировали эти люди. Звучит и выглядит это ужасно. Но микробам все равно, в половых путях какого человека жить, да и мораль им не знакома.
Кроме того, кто-то из 36 изображённых на схеме граждан мог быть чем-то инфицирован и не знать об этом. Такие «сюрпризы» могут разрушить любовь и доверие.
Постоянное использование презервативов помо жет сохранить здоровье и избежать неприятностей.
ТЕСТ НА ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВИЧ/СПИД» Выберите и пометьте правильный ответ (один или несколько).
1. В чем суть разрушительного действия ВИЧ на организм?
A) Он разрушает свертывающую систему крови,
Б) вызывает дисбактериоз,
B) разъедает оболочку нервных стволов,
Г) вызывает разрушение костной ткани,
Д) способствует помутнению хрусталика глаза,
Е) препятствует оплодотворению, ^разрушает иммунную систему человека.
2. Контакт с какими жидкостями
организма наиболее опасен в смысле инфицирования ВИЧ:
A) слюна,
Б) кровь,
B) моча,
Г) выделения из носа,
Д) сперма,
Е) грудное молоко,
Ж) слезы,
3) влагалищный секрет.
3. Отметьте пути передачи ВИЧ-инфекции:
А) незащищенный сексуальный контакт,
Б) пользование общей посудой,
B) переливание крови и использование общих
нестерильных шприцев,
Г) от матери к ребенку (беременность, роды,
вскармливание),
Д) воздушно-капельный путь.
4. Как можно предотвратить заражение ВИЧ?
A) постоянно использовать гормональные
противозачаточные таблетки,
Б) использовать презерватив (мужской,
женский) при каждом контакте,
B) не вступать в сексуальные контакты и
пользоваться одноразовыми шприцами при
внутривенных вливаниях,
Г) использовать внутриматочную спираль,
Д) иметь сексуальные отношения только с
людьми, которых знаешь,
Е) применять подмывание и спринцевание с
йодом после каждого сексуального контакта.
5. Как человек может узнать, что у него ВИЧ?
A) Если он заботится о своем здоровье, он
почувствует это в первые часы,
Б) сдав кровь на анализ на антитела к ВИЧ,
B) почувствует недомогание,
Г) сдав мазки и бактериологические посевы у врача-венеролога.
6. Через какое время с момента предполагаемого заражения лучше сдавать тест на антитела к ВИЧ?
А)на следующий день,
Б) каждую неделю в течение года,
В) через 3 - б месяцев,
Г) через 3 года.
7. Период «окна» - это состояние, когда:
A) организм еще не успел выработать антитела
к вирусу и диагностировать заболевание невозможно,
Б) у человека еще не появились симптомы
заболевания,
B) человек не может передать инфекцию другим.
8. С какого момента после инфицирования человек может заразить других?
A) После окончания периода «окна», Б) когда разовьется СПИД,
B) сразу, с момента своего заражения, Г) на последней стадии СПИД.
9. Вирусы могут долго сохранять дееспособность:
A) находясь в воде,
Б) находясь в крови, грудном молоке, влагалищных выделениях,
B) находясь в воздухе.
10.Оппортунистические инфекции - это:
А) хронические инфекционные заболевания,
Б) болезни, которыми люди часто болеют в зимний, холодный период,
B) болезни, которыми болеют только младенцы,
Г) это инфекции, которыми люди заражаются от
животных,
Д) это то же самое, что и кишечные инфекции,
Е) инфекционные и другие болезни, поражающие
организм человека только при ослабленном
иммунитете.
11.По каким признакам/симптомам у человека можно диагностировать СПИД?
A) Наличие оппортунистических заболеваний,
Б) выпадение волос, зубов,
B) снижение концентрации в крови иммунных
клеток ниже критического уровня,
Г) сильная потеря веса.
PRE/POST TEST ПРЕД/ЗАВЕРШАЮЩИЙ ТЕСТ
Возраст: ______ Источник Вашей информации о ВИЧ/СПИД до настоящего момента:
Пол:_____
Отметьте варианты Вашего ответа, пользуясь сокращениями В - верно, Н - неверно, ?- не знаю.
1. | Вы можете носить ВИЧ в крови и не знать об этом. | В | Н | ? |
2. | Вы можете быть больным СПИД и выглядеть здоровым. | В | Н | ? |
3. | Все "голубые" болеют СПИД. | В | Н | ? |
4. | Мать, носящая ВИЧ, может передать его своему ребенку. | В | Н | ? |
5. | СПИД может быть вылечен, если начать лечение рано. | В | Н | ? |
6. | Вы можете заразиться ВИЧ через укус насекомого. | В | Н | ? |
7. | Вы можете заразиться ВИЧ при сдаче крови. | В | Н | ? |
8. | ВИЧ может проникать через неповрежденную кожу. | В | Н | ? |
9. | Я не такой человек, чтобы заразиться ВИЧ. | В | Н | ? |
10. | Учащиеся, больные СПИД, должны посещать занятия. | В | Н | ? |
11. | Думаю, что могу говорить с моим сексуальным партнером об использовании презервативов. | В | Н | ? |
12. | Вы можете предохранить себя от ВИЧ обмыванием после сексуального контакта. | В | Н | ? |
13. | Это предусмотрительно - избегать нахождения рядом с человеком, имеющим ВИЧ/СПИД. | В | Н | ? |
14. | Если некто получил отрицательный анализ на антитела к ВИЧ, ему/ей не нужно беспокоиться о СПИД. | В | Н | ? |
15. | Использовать общие иглы с друзьями при прокалывании ушей, татуировании или употреблении наркотиков не опасно. | В | Н | ? |
16. | Я поощряю своих друзей практиковать более безопасный секс. | В | Н | ? |
17. | Только взрослые болеют СПИД. | В | Н | ? |
18. | Правильное использование резинового презерватива предохраняет от заражения ВИЧ. | В | Н | ? |
19. | Вы можете заразиться ВИЧ: | |||
а) в плавательном бассейне, | В | Н | ? | |
б) через сидение унитаза, | в | Н | ? | |
в) находясь в кабинете врача, | в | Н | ? | |
г) при небезопасном сексуальном контакте, | в | Н | ? | |
д) при объятиях с человеком, больным СПИД. | в | Н | ? | |
20. | Вы можете защитить себя от ВИЧ: | |||
а) если не занимаетесь сексом, | в | Н | ? | |
б) используя противозачаточные таблетки, | в | Н | ? | |
в) правильно используя презервативы, | в | Н | ? | |
г) избегая грязных мест общественного пользования. | в | Н | ? | |
21. | Женщины передают ВИЧ мужчинам. | в | Н | ? |
22. | Вирус иммунодефицита человека: | |||
а) быстро погибает вне организма, | в | Н | ? | |
б) находится в воздухе, | в | Н | ? | |
в) находится в крови, сперме, вагинальной жидкости. | в | Н | ? | |
23. | Анализ антител может показать наличие ВИЧ в крови. | в | Н | ? |
24. | СПИД снижает сопротивляемость организма к инфекциям. | в | Н | ? |
25. | Люди без симптомов не могут быть источником ВИЧ. | в | Н | ? |
26. | Все люди с ВИЧ должны быть изолированы. | в | Н | ? |
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"
Цели данного занятия-это выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может быть поле...
психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"
Данный тренинг направлен на осознание учащимися жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...
Цикл тренингов для старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ и сдачи экзаменов
Цикл тренинговых занятий для формирования навыков управления факторами, вызывающих стресс в период подготовки и сдачи экзаменов....
Тренинг для старшеклассников «Успех как стимул к обучению»
Цели занятия1) осознать важность целей, отражающих потребности и мотивы2) изучить способы достижения поставленных целей3) произвести самоанализ...
Классный час для старшеклассников. «Почему необходимо больше знать про СПИД?»
1 декабря в школах традиционно проводят мероприятия, посвященные профилактике СПИДа.«Чума» XXвека — СПИД, представляет большую опасность, как для одного человека, так и для всего общества в...
тренинг для старшеклассников по зож
Тренинг расчитан на 1,5 часа. Лучше всего его проводить во внеурочное время....
Тренинг для старшеклассников "Мое уникальное Я"
Нам с вами предстоит путешествие во внутренний мир человека, в безбрежный океан энергии. Воспользуемся даром воображения и вместе исследуем этот мир.Все мы очень разные. То, что радует одного, о...