Занятие о толерантности
методическая разработка по теме
Разработка занятия о толерантности (дружба народов, СНГ, Узбекистан) в группе детей, оставшихся без попечения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка занятия о толерантности | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом им. Талалихина
Воспитательное занятие
Выполнила:
воспитатель Муниципального образовательного учреждения
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
детского дома им. Талалихина Макарова Светлана Вячеславовна
2011г
Тема занятия: Жить со всеми в согласии
Тип: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид: комбинированный
Цель: способствовать осознанию значимости толерантности.
Задачи:
• Формировать толерантное мышление воспитанников
• Развивать интерес и уважение к культурам народов мира
• Расширять кругозор
Материально-техническое обеспечение: наглядный материал, демонстрационный материал (одежда, посуда), политическая карта мира, аппаратура для показа слайдов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Вы уже знакомы с понятием толерантности и сегодня мы с вами повторим понятие толерантности, продолжим говорить о мире, его многогранности, о значимости толерантности в сохранении мира среди всех народов, а еще вы узнаете об одной замечательной стране.
Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Мы все живем в обществе и у каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Прелесть современного мира именно в многообразии, многогранности.
- Что же помогает разным странам и различным людям жить в мире?
Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.
- Вспомните, что такое толерантность?
Из Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995):
«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
Толерантность– это уважение, понимание разных культур нашего мира, терпение.
Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.
- Можете ли вы назвать себя толерантным человеком?
- Важно ли толерантное отношение в семье? Почему?
- А что означает нетолерантное отношение?
Интолерантное (не-толерантное) – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.
К чему приводит интолерантное отношение?
Сейчас в мире увеличивается нетерпимость, в том числе в отношении среди некоторых слоев к другим национальностям, увеличивается терроризм, обостряются межнациональные отношения, возникают проблемы беженцев.
В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: войны в Чечне, в Афганистане, в Израиле.
- Что является причинами войн? (нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых).
В современной политике признается необходимым решение споров исключительно мирными средствами. Во всех спорах народ России выступал миротворцем, то есть стремился прекратить вражду, чтобы жить в согласии, в мире с другими народами планеты.
II. Усвоение новых знаний.
1. Историческая справка.
Перед вами карта мира. Сколько здесь разных красок! Ведь в каждой стране живут разные народы.
- Какие страны вам известны?
- Знаете ли вы, какие народы в них проживают?
Покажите по карте, где располагается наша страна.
Назовите главный город России.
На предыдущем занятии мы с вами разобрали, какие народы являются коренными жителями России и даже сделали книжку-раскладушку, которая находится у нас в уголке толерантности.
- Можете назвать эти народы?
- А знаете ли вы, как называлась наша страна 20 лет назад, в состав которой входила Россия?
В состав Союза Советских Социалистических Республик входили 15 республик: Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР.
Россия и все эти республики были одной страной и не удивительно, что сейчас в России проживает много людей с разными национальностями. Сейчас многие государства (бывшие республики) объединились и входят в состав СНГ (Содружество Независимых Государств), в том числе Россия, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Украина.
2. Экскурс по Узбекистану.
Я вам говорила, что я родилась в Советском Союзе, в республике Узбекистан. И сегодня мы познакомимся с этим удивительным государством, с его традициями и культурой.
Узбекистан— государство, расположенное в центральной части Средней Азии.
В Узбекистане проживает 124 разных представителей народов, это и узбеки, и русские, и таджики, и корейцы, и т. д. (85 % Узбеки 5,0 % Русские 4,5 % Таджики и др.)
Послушаем телепередачу об Узбекистане, которую нам подготовили ребята. Два «диктора» читают информацию, сопровождающуюся с показом слайдов:
1. Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык. Русский язык является языком международного общения. «Здравствуйте!» - на узбекском языке звучит: «Ассалам алейкум!»
2. Ташкент - столица Узбекистана, этому городу более 2000 лет. Ташкент красивый, современный город, украшенный множеством фонтанов.
3. Узбекский национальный мужской костюм состоял из халата или чапана - стеганого халата, рубахи различного фасона, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.
4. Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или тюбетейки, туфель.
5. В Узбекистане добывается около 80 тонн золота. По запасам золота Узбекистан занимает четвертое место в мире. На праздники, особенно на свадьбу принято дарить золотые украшения.
6. Узбекистан – страна «белого золота». В Узбекистане выращивают хлопок, из хлопка делают одежду, марлю, вату, из семян – масло и многое другое.
7. В Узбекистане теплый климат и продолжительное лето (6 месяцев), поэтому растут разнообразные фрукты, ягоды, овощи: персики, гранат, виноград, инжир, хурма, дыни, арбузы, баклажаны,… а также разные специи.
8. Самая крупная купюра (1000 сум) равнозначна 17 российским рублям (в 2010г).
Поблагодарим наших дикторов за интересную информацию.
3. Театрализованное представление.
Узбекистан – страна древней культуры. Восточные ученые (математики, астрономы, врачи), поэты и писатели знамениты во всем мире. Сказки и поэтические сборники восточных поэтов и писателей перед вами, позже вы можете с ними более подробно познакомиться. В узбекских сказках есть свой герой – это Насреддин Афанди. Он хитростью обманывает богатых и помогает бедным.
Предлагаем всем посмотреть театрализованную узбекскую народную сказку «Каков учитель, таковы и ученики» (перевод М. Шевердина), подготовленную нашими ребятами.
4. Знакомство с обычаями.
Интересна и своеобразна посуда в Узбекистане – это ляган (большая плоская тарелка), косушка (глубокая миска), пиала (чашка без ручек). Без чайханы (кафе, где пьют чай) в жарком климате, особенно летом, не обойтись, ведь зеленый горячий чай хорошо утоляет жажду. Столики (достархан) в чайхане низкие, люди садятся на подушки и пьют зеленый чай, сидя, сложив ноги своеобразным способом. Ребята, покажите.
Говоря об Узбекистане, нельзя забыть о восточных сладостях - это сладкие блюда, которые созданы по рецептам стран Востока. Козинаки, нуга, шербеты, халва и пахлава, рахат-лукум - уже сами эти названия звучат томительно и сладко. Да еще, какой выбор сухофруктов и орехов!
III. Подведение итогов.
Мы с вами познакомились с удивительной страной – Узбекистаном. Живут в ней люди с интересной культурой. А стран в мире очень много и наров в мире великое множество и у каждого народа своя культура, своя история, обычаи.
О чем мы с вами говорили на занятии?
Сегодня вы узнали много интересного, и я надеюсь, вы будете толерантными людьми.
Вот вы познакомились с восточной страной – Узбекистаном. А на востоке есть такая традиция – традиция гостеприимства. Встречают гостей с особым уважением и обязательно предлагают горячий чай. И я приглашаю вас за достархан угоститься восточными сладостями и сухофруктами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по толерантности
: Дать детям представление о толерантности; Расширить и закрепить представление детей о доброте...
Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»
: Дать детям представление о толерантности; Расширить и закрепить представление детей о доброте...
Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»
Расширить и закрепить представление детей о доброте...
Игровое занятие "Планета толерантности" (для 5-6 классов)
Игровое занятие по толерантности "Планета толерантности" проводить лучше с учащимися 5-6 классов. Практическая значимость занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить ...
Занятие по толерантности презентация
Занятие по толерантности на тему: "Урок доброты"...
Развивающее занятие "Эмблема толерантности"
Характеристики урока: Уровень образования: основное общее образованиеЦелевая аудитория: педагог-психолог, учащиеся 6-8 классов.Тема занятия: Эмблема толерантностиЦель:1....
Презентация к занятия "Эмблема толерантности"
Презентация к занятию...
- Мне нравится (1)